Внеклассное занятие по биологии 9 класса «Кровь. Кровообращение»
Внеклассное занятие по биологии
9 класс
Тема: «Кровь. Кровообращение».
Цель занятия: развивать знания учащихся о системе кровообращения, её значении; о строении сердца; работе и функциях сердца как органа кровеносной системы. Показать вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды. Прививать учащимся ценностное отношение к сердцу и собственному здоровью.
Задачи:
образовательная: закрепить знания учащихся о сердце и кровеносных сосудах, формировать знания учащихся о вредном влиянии табака и алкоголя на сердце и кровеносные сосуды;
коррекционно-развивающая: корригировать и развивать речемыслительную деятельность учащихся; развивать зрительное и слуховое восприятие; коррекция устойчивости внимания, эмоционально-волевой сферы.
воспитывающая: воспитание бережного отношения к сердечно-сосудистой системе; самостоятельности; умения работать в команде.
Ход занятия:
Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по телекомпании Останкино. Посетим студии, где снимаются популярные развлекательно-познавательные передачи и конечно же примем участие в этих передачах. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним: какой большой раздел мы изучаем?
Ответы детей: Кровь. Кровообращение.
Учитель: Ну, а сейчас в путь по Останкино!
Правила игры: игра проводится на личное первенство, за каждый правильный ответ – жетон; в конце виртуальной экскурсии – подсчет жетонов, выявление победителей.
Первая студия, которую мы с вами посетим – это студия, где снимается КВН - клуб веселых и находчивых. То, что вы все весёлые мы знаем, а вот насколько вы находчивые, мы сейчас определим. Сможете ли вы найти ответы на поставленные вопросы?
–Первое задание – тест-опрос.
Из предложенных вариантов теста выбрать правильный ответ.
– Как называется движение крови в организме человека?
дыхание
пищеварение
кровообращение
– Что составляет кровеносную систему?
сердце, сосуды
пищевод, желудок
- С какой стороны грудной клетки расположено сердце?
с правой (есть люди, у которых сердце расположено с правой
стороны, но это редкость)
с левой
–Сколько камер в сердце человека?
2
3
4(кто помнит название камер сердца?)
- Сколько весит сердце?
400гр
300гр
370гр
– Сколько кругов кровообращения?
– Какие?
- Каково значение сердца в организме человека? Подумайте.
Стихотворение Э. Межелайтиса “Сердце” поможет нам ответить на поставленный вопрос.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Уменьшается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
Мы с вами послушали стихотворение и теперь ответим на поставленный вопрос.
Учащиеся: Сердце – основной орган кровеносной системы, удивительный орган – насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Оно обеспечивает ток крови по сосудам.
Учитель: но сердце - это не только внутренний орган, сердце заставляет человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Сердце – это благодарность и милосердие, нежность и твердость. Каким бы сильным и умным не был человек без сердца он ничто. Сердце является повелителем, как для силы, так и для разума. Хорошее сердце одобрит, плохое не примет.
Учитель: Значит, какой общий вывод мы можем сделать?
Ученик: Сердце - это жизнь!
Учитель: Путешествуем дальше и следующая передача, которую мы с вами посетим это - “Что? Где? Когда?”.
Присылается очень много вопросов в адрес передачи, но мы выбрали только те, которые подходят нам по теме.
И первый вопрос: “Каков состав крови человека?”
Задание: Выбрать из перечня ответов – правильный ответ:(Учащиеся выбирают ответ)
1) плазма, лейкоциты;
2) лейкоциты, органоиды;
3) плазма, лейкоциты, эритроциты;
4) лейкоциты, минеральные вещества, плазма.
Учитель: Правильный ответ под цифрой 3. Ну а теперь вспомним: “Какое значение имеют клетки крови человека”?
(В класс вносят черный ящик, в ящике находятся карточки, на которых написано значение клеток крови. Учащимся нужно определить, о каких клетках крови идет речь. К ящику подходят по одному, берут карточку из ящика, определяют клетку крови по значению).
Карточка №1:
Полупрозрачная, желтоватая часть крови, разносит по организму питательные вещества, а отработанные и вредные вещества доставляет к органам выделения, состоит на 90% из воды. (ПЛАЗМА)
Карточка №2: Эти красные кровяные тельца содержат гемоглобин. Транспортируют кислород и углекислый газ. (ЭРИТРОЦИТЫ)
Карточка №3: Эти белые кровяные тельца защищают организм от болезнетворных микробов, бактерий. (ЛЕЙКОЦИТЫ)
Учитель: мы с вами вспомнили состав крови, значение клеток крови, а теперь вспомним “По каким сосудам движется кровь в теле человека”?
Учащиеся: Артерии, вены, капилляры.
Артерии - это сосуды, по которым кровь течет от сердца.
Вены - сосуды, по которым кровь течет к сердцу.
Капилляры – самые маленькие и тончайшие сосуды, которые обеспечивают обмен газами и другими веществами между органами и кровью.
Учитель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Продолжаем наше путешествие - посетим студию, где снимается передача “Очевидное - невероятное” (это передача о невероятных фактах из жизни людей, животных, о необычных открытиях, событиях) И вот что нам рассказали: “Люди могут и должны жить дольше. Как недавно сообщалось в печати, в Иране проживал Сеид-Али. Ему было 105 лет, а он ещё работал без очков. Известны и другие поразительные примеры. Француз Пьер Дефурнель женился в третий раз в 120 лет. Он имел трех сыновей, рожденных в разных – в XVII, XVIII, XIX – веках. Джон и Сара Ровель из деревушки Страдова (Венгрии) скончались в 1925 году, когда ему было 172 года, а ей – 164. Их сыну в то время исполнилось 116 лет. 95-летняя турчанка Фатима в 1964 году родила двойню от 107-летнего мужа”.
Значит, мы может предположить, что истинный возраст человека определяет не метрика, а состояние его кровеносных сосудов. Так это или не так мы выясним. Можно одряхлеть и скиснуть в тридцать лет и быть вполне работоспособным в сто. Сосудов в организме очень много: ими можно опоясать земной шар 2,5 раза. Эти реки жизни пронизывают все наше тело. Через тончайшие их стенки постоянно идет обмен веществ: в одну сторону – необходимые для тканей кислород, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, в другую – вредные для клетки отходы питания и дыхания. Если сосуды расширены, человеку “износа” нет, если сосуды сужены – шансов на долголетие мало.
Учитель: Какой вывод можно сделать из рассказа? (Ответы детей)
Учитель: У сердца и кровеносных сосудов есть враги, которые резко сужают сосуды и тем сокращают сроки жизни.
И следующая передача, которая поможет нам разобраться с врагами сердца и кровеносных сосудов, это – “Здоровье”.
Учитель: Как вы думаете, что же это за враги?
Враг первый - алкоголь.
Алкоголь из пищеварительной системы поступает в кровь. С кровью разносится по всему организму и нарушает работу всех органов.
В крови алкоголь снижает количество гемоглобина, разрушает эритроциты. В результате органы хуже снабжаются кислородом.
У людей, постоянно употребляющих алкоголь, изменяются процессы в клетках сердца. Клетки начинают накапливать жир, содержание белка в них уменьшается. Постепенно мышечные волокна сердца отмирают, происходит ожирение сердечной мышцы. Сердце расширяется, становится дряблым и слабым. Сердцебиение учащается, появляется одышка. Стенки сосудов становятся хрупкими и ломкими. Они разрушаются. Особенно часто это происходит в головном мозге и сердце. Все это может привести к инсульту.
Учитель: Существует притча: “Когда лошадь на трудной дороге начинает спотыкаться, то нужно не нахлестывать её, а поднять ей голову повыше, чтобы дальше видела перед собой”. Вот и человеку, который употребляет спиртные напитки тоже необходимо “Поднять голову повыше”, чтобы он смог увидеть перспективу, воспользоваться всеми радостями многогранной жизни, а не суживать свои интересы алкоголем.
Алкоголь таит в себе много опасностей, и от этого зелья людей надо ограждать, отвлекать! Чем? (Ответы детей)
Второй враг - табак.
В состав табачного дыма входит очень много опасных для организма человека ядов:
1. Синильная кислота
2. Никотин
3. Угарный газ
4. Радиоактивный полоний
5. Ртуть, мышьяк
6. Канцерогенные смолы
Действие вредных веществ:
1. Угарный газ. Связывается с гемоглобином в эритроцитах угарный газ, он занимает место кислорода. В результате кровь переносит меньше кислорода, органы не могут активно работать. Человек быстро устает. Чувствуется постоянный упадок сил.
2. Никотин. Вызывает сужение кровеносных сосудов, повышает кровяное давление. Сердце работает с повышенной нагрузкой. Работоспособность сердечной мышцы снижается. Следовательно, курящий человек не может заниматься спортом.
Снижает упругость сосудов, их стенки хуже растягиваются. Сосуды могут разрываться. Опасны разрывы сосудов в головном мозге. Это приводит к инсульту.
Из-за сужения кровеносных сосудов, их стенки практически смыкаются. Это нарушает кровоснабжение мышц. Мышцы ног не получают достаточно кислорода. Из-за недостатка кислорода мышцы могут омертветь, возникает гангрена. А далее и ампутация ног.
3. Синильная кислота. Если принять всего одну каплю синильной кислоты. То смерть наступает через 15 секунд. Кислота связывает гемоглобин, который находясь в красных кровяных тельцах, является переносчиком кислорода. Не получая кислород организм гибнет.
4. Ртуть, мышьяк. Яды.
Учитель: А, сейчас немного отвлечёмся и отправимся вместе с “Клубом кинопутешествий” в Россию 17 века. Там в 1613-1645 годах правил первый русский царь из династии Романовых. Он проводил огромную работу по борьбе с курением. Курильщиков наказывали 60 ударами палкой по пяткам, а если они попадались с курением вторично, то им отрезали нос и уши.
Наше путешествие подходит к концу. И последняя студия, которую мы с вами посетим это студия, где снимается передача “Умники и умницы”. Нам предлагают сделать вывод и ответить на вопрос: “Какой вред наносит табак и алкоголь сердцу и кровеносным сосудам” в виде игры:
Учитель: Я читаю утверждение, а вы думаете, правильное оно или нет.
Утверждения: В, сигаретном дыму кроме никотина есть другие вредные вещества.
Под воздействием алкоголя и никотина органы хорошо снабжаются кислородом.
Курение и алкоголь делает стенки кровеносных сосудов хрупкими и ломкими, это приводит к инсульту.
Курящие и пьющие люди приносят вред только себе.
Никотин и алкоголь не нарушают кровоснабжение организма.
Оценивание. Подсчет жетонов, выявление победителей виртуальной экскурсии.
Морозова Гульназ