12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Татьяна Валерьевна501
Россия, Костромская обл.

Урок биологии 8 класс

Тема: «Кровь»

Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся о крови, её составе и функциях. Задачи урока:

Образовательные: познакомить с составом крови, раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;

Развивающие: продолжить развитие памяти, логического мышления обучающихся, формирования исследовательской компетенции, формировать умение анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Воспитательные: создать условия для формирования навыков работы в парах, содействовать повышению интереса к изучению биологии.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Технология: исследовательский метод обучения

Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты; дидактический материал; микроскопы световые, микропрепараты крови лягушки и человека, пластилин, картон.

Методы обучения:

Словесные: беседа

Наглядные методы: метод демонстрации и метод иллюстрации

Практические методы: лабораторная работа

Интернет-ресурсы:

Интерактивный тест

http://www.uchportal.ru/load/284-1-0-34168

Видеофильм «Кровь»

http://wikibit.me/video/Vuwemmpdwuo

Картинка «Состав плазмы крови»

https://yandex.ru/images/search?p=2&text=%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%20%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA&img_url=http%3A%2F%2Fgladenko.ru%2Fblog.php%3Furxk%3D%2Fiwjnqgl%2Fprimer_balansa_za_2013_god_169885_4.jpg&pos=61&rpt=simage&_=1446999681167

Анализ крови

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.shuriken-spb.ru%2Fmravimj%2Fsheynyy-osteohondroz-metafizika83.jpg&text=%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%20%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=4&lr=213&rpt=simage

Нормы показателя крови

http://www.medicalj.ru/diacrisis/total/262-total-blood

ХОД УРОКА


 

Мотивация

- Добрый день. Я рада приветствовать вас на уроке биологии.

-Мы знаем, что в настоящее время наша Российская наука и образование находятся на стадии модернизации и перехода на новый уровень. В современной науке как никогда требуются учёные – исследователи.

-И не случайно эпиграфом нашего урока я взяла слова Альберта Сент-Дьердви (американского биохимика):

Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто! ”

Сегодня мы побудем в роли исследователей.

Но прежде вернёмся на несколько млд. лет назад.

Актуализация опорных знаний

В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните, что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?

+ жидкая внутренняя среда.

- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

Это мы с вами вспомним, выполнив интерактивный тест.

(учащиеся выполняют интерактивный тест)

III. Создание проблемной ситуации

Ребята, а вы знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.

Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости –……

+Кровь

Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

IV. Постановка проблемы исследования

«КРОВЬ – что это?»

На протяжении всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос.

V. Определение темы и цели исследования

- Запишем тему, цель исследования в учебный лист.

Кровь. Изучить строение и функции крови.

С развитием науки, человечество все глубже проникает во многие тайны крови. Исследуя кровь ученые, врачи, исследователи познают ее свойства, функции, строение.

И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс - это большая лаборатория, а мы на время урока станем учеными – исследователями, поэтому мы с вами одеваем белые халаты, как положено в настоящей лаборатории и приступаем к работе!

Но чтобы приступить к практическим исследованиям нужно познакомится с теорией, тем более, что некоторые познания у нас уже имеются.

Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют “носительницей жизни”?

+….

Просмотр видеофильма «Кровь»

Так как мы работаем в лаборатории, все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы.

Итак, что же вы узнали о крови?

+ Кровь – это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:

Дыхательную Питательную Выделительную Терморегуляторную

Гуморальную Поддерживает гомеостаз, Регуляторную)

Итак, наша лаборатория приступает к работе.

Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 –4 л у подростков.

Итак, состав крови. Давайте запишем его в виде схемы.

СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»

 

КРОВЬ

 

 


 

 

ПЛАЗМА

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

 


 

Теперь подробнее изучим форменные элементы крови по группам (учитель расставляет таблички и раздаёт дополнительный материал)

1 гр. – эритроциты (учебник стр. 84-85)

2 гр. – лейкоциты (учебник стр. 86)

3 гр. – тромбоциты (учебник стр. 86-87)

(ребята заполняют в учебных листах таблицу)

Клетки крови и их функции.

Название клетки крови

Строение и форма

Место образования

Срок жизни клетки

Функции

Эритроциты

Красные клетки крови, нет ядра

Двояковогнутая

Красный костный мозг, селезёнка

120 дней

Транспортирует кислород к тканям и углекислый газ к лёгким

Лейкоциты

Бесцветная клетка, содержит ядро

Округлая форма

Селезёнка, лимфатичес кие узлы, костный мозг

От 1 дня до нескольких дней

Защитная

Тромбоциты

Форма неправильная, нет ядра

Красный костный мозг

5-8 дней

Свёртывание крови, восстановление сосудов

Отчёт групп по таблице

Физкультминутка

А сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на слайд, обведите глазками фигурку, а теперь закройте глаза и мысленно обведите эту же фигуру.

Ну а сейчас ученые – исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и выполним лабораторную работу «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».

Когда мы проводим сравнение, то всегда рассматриваем что….. сходство, но и ……..отличие.

- Какие гипотезы мы выдвинем для исследования?

1. Клетки крови человека и лягушки по своему строению схожи.

2. Клетки крови человека и лягушки отличаются друг от друга.

1 группа (1 ряд) работает над 1 гипотезой

2 группа(2 ряд) работает над 2 гипотезой

А вот какая из этих гипотез верна, мы выясним в результате исследовательской деятельной при выполнении лабораторной работы.

Нам предстоит работа с микроскопом. Давайте повторим правила работы с микроскопами (спросить одного ученика).

Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения. Если нет вопросов, можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.

Инструктивная карточка:

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки

Ход работы:

Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.

Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.

Запишите данные в таблицу, учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА, РАЗМЕРЫ

( крупные или мелкие)

НАЛИЧИЕ ЯДРА

человека

Мелкие

Двояковогнутый диск

нет

Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.

Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.

Запишите данные в таблицу о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА, РАЗМЕРЫ (крупные или мелкие)

НАЛИЧИЕ ЯДРА

лягушки

Крупные, овальной формы

есть

У вас на столах лежит пластилин и лист бумаги для моделей, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки.

Чем эритроциты лягушки похожи и отличаются от эритроцитов крови человека?

Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?

Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки

Учитель на доске показывает снимки с цифрового микроскопа крови человека и крови лягушки, чтобы учащиеся сравнили свои результаты светового микроскопа с результатами цифрового.

Сделайте выводы из наблюдений. Отразите в нем черты сходства (1 группа) и различия клеток крови (2 группа).

-К каким выводам пришла первая группа?

- К каким выводам пришла вторая группа?

V. Обобщение результатов исследования

Общие выводы по сравнению клеток крови.

+………..

Какие же гипотезы оказались верны?

Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы, а мы продолжаем наше исследование.

«Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме».

Кассирский Иосиф Абрамович (советский учёный и врач)

- Как вы понимаете это высказывание?

Состав крови является важной характеристикой состояния организма.

Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.

При анализе крови должны быть в норме:

1) количество клеток крови,

2) содержание гемоглобина, и др. веществ,

3) СОЭ – скорость оседания эритроцитов,

я уже рассказывала, если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.

При наличии воспаления в организме:

СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов

При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).

в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов.

Учитель:

Сейчас мы поработаем в группах, 1ряд – 1 группа.

2 ряд – 2 группа

У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов.

Проведем медицинский консилиум

Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток, можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.

Учитель: слово 1 группе:

Ученик: /Данные анализа крови соответствуют норме, мы считаем, что пациент абсолютно ЗДОРОВ!/

Слово 2 группе:

Ученик:/В данном анализе СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму и количество лейкоцитов немного увеличено. У пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!/

Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.

.Рефлексия

сегодня я узнал...

я научился…

было интересно узнать, что…

Оцените свою деятельность на уроке.

VΙΙ. Итог урока.

Сегодня в процессе урока мы не только повторили ваши знания о крови, но и каждый из вас узнал для себя много нового.

Вы закрепили навыки работы с микропрепаратами, приборами. Анализировали, делали выводы, работали в парах. Вы проявили свои способности и в области исследования.

Сегодня вы видели то, что видели все, но думали так, как не думал никто…

VΙΙΙ. Д/з

«5»- §17, подготовить синквейн на тему «Кровь»

«4»- §17 выполнить задание 2 на стр.89

«3»- §17


 


 


 

Учебный лист

Тема «………………………… »

Цель:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

ЗАДАНИЯ

1. Просмотрите видеофильм.

А) Перечислите функции крови

1)……………………………………………………………………………………………………….

2)……………………………………………………………………………………………………….

3)……………………………………………………………………………………………………….

4)……………………………………………………………………………………………………….

5)……………………………………………………………………………………………………….

6)……………………………………………………………………………………………………….

7)……………………………………………………………………………………………………….

8)……………………………………………………………………………………………………….

Б) Составьте схему

СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»


 

 

КРОВЬ

 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 

2. Изучите форменные элементы по группам

1 гр. – эритроциты (учебник стр. 84-85 + дополнительный материал)

2 гр. – лейкоциты (учебник стр. 86 + дополнительный материал)

3 гр. – тромбоциты (учебник стр. 86-87 + дополнительный материал)

Заполните таблицу


 


 


 

Клетки крови и их функции.

Название клетки крови

Строение и форма

Место образования

Срок жизни клетки

Функции

         


 

       


 

       

3. Медицинский консилиум (Имея анализы крови пациента, поставьте ему диагноз)

А) Рассмотрите анализ крови пациента

Б) Сравните показатели:

- гемоглобина

- эритроцитов

- лейкоцитов

-СОЭ (скорость оседания эритроцитов)


 

Диагноз: пациент……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………. (Здоров или болен. Почему? Есть ли отклонения от нормы)

4. Рефлексия

сегодня я узнал...

я научился…

было интересно узнать, что…

Оцените свою работу


 


 


 


 

Лабораторная работа

Тема «Рассматривание клеток крови человека и лягушки под микроскопом»

Цель работы: …………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………

Оборудование:………………………………………………………………………….

Ход работы:

Установите на предметном столике микропрепарат крови человека

Рассмотрите микропрепарат. Найдите эритроциты.

Запишите данные в таблицу, учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нём ядра.

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА, РАЗМЕРЫ

( крупные или мелкие)

НАЛИЧИЕ ЯДРА

человека

   


 

Рассмотрите микропрепарат крови лягушки, найдите эритроциты.

Запишите данные в таблицу о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нём ядра.

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА, РАЗМЕРЫ (крупные или мелкие)

НАЛИЧИЕ ЯДРА

лягушки


 

 


 

Найдите сходство и отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки.

Вывод:

Клетки крови (эритроциты) человека и лягушки похожи…………………………………

…………………………………………………………………………………………………….

Клетки крови (эритроциты) человека и лягушки отличаются……………………..................

…………………………………………………………………………………………………..

Чьи эритроциты крови, человека или лягушки, переносят больше кислорода? Почему? (Если затрудняетесь, воспользуйтесь учебником на стр. 85 пункт 2 снизу)

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

У вас на столах лежит пластилин и лист бумаги для моделей, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки.

Клетки крови

Человеческие эритроциты — очень маленькие красные кровяные клетки. Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска. Не имеют ядра. Около 2,4 миллиона новых эритроцитов образуется в костном мозге каждую секунду. Продолжительность жизни эритроцитов составляет 120 дней. Содержится эритроцитов в крови:

у мужчин 4,5—5,5 млн в 1 мм³ крови,

у женщин 3,7—4,7 млн в 1 мм³.

Лейкоциты имеют ядро в отличие от эритроцитов человека. Все виды лейкоцитов способны к активному движению. В крови взрослого человека лейкоцитов содержится в 1000 раз меньше, чем эритроцитов. Содержание лейкоцитов в крови не является постоянным, а динамически изменяется в зависимости от времени суток и функционального состояния организма. Так, количество лейкоцитов обычно несколько повышается к вечеру, после приёма пищи, а также после физического и эмоционального напряжения. Местом образования лейкоцитов является селезёнка, лимфатические узлы, костный мозг. Живут от 1 дня до нескольких дней.

Тромбоциты не имеют ядра как и эритроциты. Различают 5 форм тромбоцитов: 1) юные 2) зрелые 3) старые 4) формы раздражения 5) дегенеративные формы. Образуются в красном костном мозге. Продолжительность жизни от 5-8 дней. Уменьшение количества тромбоцитов в крови может приводить к кровотечениям. Увеличение же их количества ведет к формированию сгустков крови (тромбоз), которые могут перекрывать кровеносные сосуды и приводить к таким патологическим состояниям, как инсульт, инфаркт миокарда, легочная эмболия или закупоривание кровеносных сосудов в других органах тела

Клетки крови

Человеческие эритроциты — очень маленькие красные кровяные клетки. Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска. Не имеют ядра. Около 2,4 миллиона новых эритроцитов образуется в костном мозге каждую секунду. Продолжительность жизни эритроцитов составляет 120 дней. Содержится эритроцитов в крови:

у мужчин 4,5—5,5 млн в 1 мм³ крови,

у женщин 3,7—4,7 млн в 1 мм³.

Лейкоциты имеют ядро в отличие от эритроцитов человека. Все виды лейкоцитов способны к активному движению. В крови взрослого человека лейкоцитов содержится в 1000 раз меньше, чем эритроцитов. Содержание лейкоцитов в крови не является постоянным, а динамически изменяется в зависимости от времени суток и функционального состояния организма. Так, количество лейкоцитов обычно несколько повышается к вечеру, после приёма пищи, а также после физического и эмоционального напряжения. Местом образования лейкоцитов является селезёнка, лимфатические узлы, костный мозг. Живут от 1 дня до нескольких дней.

Тромбоциты не имеют ядра как и эритроциты. Различают 5 форм тромбоцитов: 1) юные 2) зрелые 3) старые 4) формы раздражения 5) дегенеративные формы. Образуются в красном костном мозге. Продолжительность жизни от 5-8 дней. Уменьшение количества тромбоцитов в крови может приводить к кровотечениям. Увеличение же их количества ведет к формированию сгустков крови (тромбоз), которые могут перекрывать кровеносные сосуды и приводить к таким патологическим состояниям, как инсульт, инфаркт миокарда, легочная эмболия или закупоривание кровеносных сосудов в других органах тела.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.