Урок биологии «Кровь» (8 класс)
Урок биологии 8 класс
Тема: «Кровь»
Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся о крови, её составе и функциях. Задачи урока:Образовательные: познакомить с составом крови, раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;
Развивающие: продолжить развитие памяти, логического мышления обучающихся, формирования исследовательской компетенции, формировать умение анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Воспитательные: создать условия для формирования навыков работы в парах, содействовать повышению интереса к изучению биологии.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок-исследование
Технология: исследовательский метод обучения
Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты; дидактический материал; микроскопы световые, микропрепараты крови лягушки и человека, пластилин, картон.
Методы обучения:
Словесные: беседа
Наглядные методы: метод демонстрации и метод иллюстрации
Практические методы: лабораторная работа
Интернет-ресурсы:
Интерактивный тест
http://www.uchportal.ru/load/284-1-0-34168
Видеофильм «Кровь»
http://wikibit.me/video/Vuwemmpdwuo
Картинка «Состав плазмы крови»
Анализ крови
Нормы показателя крови
http://www.medicalj.ru/diacrisis/total/262-total-blood
ХОД УРОКА
Мотивация
- Добрый день. Я рада приветствовать вас на уроке биологии.
-Мы знаем, что в настоящее время наша Российская наука и образование находятся на стадии модернизации и перехода на новый уровень. В современной науке как никогда требуются учёные – исследователи.
-И не случайно эпиграфом нашего урока я взяла слова Альберта Сент-Дьердви (американского биохимика):
“Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто! ”
Сегодня мы побудем в роли исследователей.
Но прежде вернёмся на несколько млд. лет назад.
Актуализация опорных знаний
В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните, что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?
+ жидкая внутренняя среда.
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Это мы с вами вспомним, выполнив интерактивный тест.
(учащиеся выполняют интерактивный тест)
III. Создание проблемной ситуации
Ребята, а вы знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.
Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости –……
+Кровь
Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.
IV. Постановка проблемы исследования
«КРОВЬ – что это?»
На протяжении всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос.
V. Определение темы и цели исследования
- Запишем тему, цель исследования в учебный лист.
Кровь. Изучить строение и функции крови.
С развитием науки, человечество все глубже проникает во многие тайны крови. Исследуя кровь ученые, врачи, исследователи познают ее свойства, функции, строение.
И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс - это большая лаборатория, а мы на время урока станем учеными – исследователями, поэтому мы с вами одеваем белые халаты, как положено в настоящей лаборатории и приступаем к работе!
Но чтобы приступить к практическим исследованиям нужно познакомится с теорией, тем более, что некоторые познания у нас уже имеются.
Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют “носительницей жизни”?
+….
Просмотр видеофильма «Кровь»
Так как мы работаем в лаборатории, все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы.
Итак, что же вы узнали о крови?
+ Кровь – это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:
Дыхательную Питательную Выделительную Терморегуляторную
Гуморальную Поддерживает гомеостаз, Регуляторную)
Итак, наша лаборатория приступает к работе.
Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 –4 л у подростков.
Итак, состав крови. Давайте запишем его в виде схемы.
СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»
КРОВЬ
ПЛАЗМА
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Теперь подробнее изучим форменные элементы крови по группам (учитель расставляет таблички и раздаёт дополнительный материал)
1 гр. – эритроциты (учебник стр. 84-85)
2 гр. – лейкоциты (учебник стр. 86)
3 гр. – тромбоциты (учебник стр. 86-87)
(ребята заполняют в учебных листах таблицу)
Клетки крови и их функции.
Название клетки крови |
Строение и форма |
Место образования |
Срок жизни клетки |
Функции |
Эритроциты |
Красные клетки крови, нет ядра Двояковогнутая |
Красный костный мозг, селезёнка |
120 дней |
Транспортирует кислород к тканям и углекислый газ к лёгким |
Лейкоциты |
Бесцветная клетка, содержит ядро Округлая форма |
Селезёнка, лимфатичес кие узлы, костный мозг |
От 1 дня до нескольких дней |
Защитная |
Тромбоциты |
Форма неправильная, нет ядра |
Красный костный мозг |
5-8 дней |
Свёртывание крови, восстановление сосудов |
Отчёт групп по таблице
Физкультминутка
А сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на слайд, обведите глазками фигурку, а теперь закройте глаза и мысленно обведите эту же фигуру.
Ну а сейчас ученые – исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и выполним лабораторную работу «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».
Когда мы проводим сравнение, то всегда рассматриваем что….. сходство, но и ……..отличие.
- Какие гипотезы мы выдвинем для исследования?
1. Клетки крови человека и лягушки по своему строению схожи.
2. Клетки крови человека и лягушки отличаются друг от друга.
1 группа (1 ряд) работает над 1 гипотезой
2 группа(2 ряд) работает над 2 гипотезой
А вот какая из этих гипотез верна, мы выясним в результате исследовательской деятельной при выполнении лабораторной работы.
Нам предстоит работа с микроскопом. Давайте повторим правила работы с микроскопами (спросить одного ученика).
Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения. Если нет вопросов, можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.
Инструктивная карточка:
Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки
Ход работы:
Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.
Запишите данные в таблицу, учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ |
ФОРМА, РАЗМЕРЫ ( крупные или мелкие) |
НАЛИЧИЕ ЯДРА |
человека |
Мелкие Двояковогнутый диск |
нет |
Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.
Запишите данные в таблицу о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ |
ФОРМА, РАЗМЕРЫ (крупные или мелкие) |
НАЛИЧИЕ ЯДРА |
лягушки |
Крупные, овальной формы |
есть |
У вас на столах лежит пластилин и лист бумаги для моделей, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки.
Чем эритроциты лягушки похожи и отличаются от эритроцитов крови человека?
Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки
Учитель на доске показывает снимки с цифрового микроскопа крови человека и крови лягушки, чтобы учащиеся сравнили свои результаты светового микроскопа с результатами цифрового.
Сделайте выводы из наблюдений. Отразите в нем черты сходства (1 группа) и различия клеток крови (2 группа).
-К каким выводам пришла первая группа?
- К каким выводам пришла вторая группа?
V. Обобщение результатов исследования
Общие выводы по сравнению клеток крови.
+………..
Какие же гипотезы оказались верны?
Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы, а мы продолжаем наше исследование.
«Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме».
Кассирский Иосиф Абрамович (советский учёный и врач)
- Как вы понимаете это высказывание?
Состав крови является важной характеристикой состояния организма.
Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.
При анализе крови должны быть в норме:
1) количество клеток крови,
2) содержание гемоглобина, и др. веществ,
3) СОЭ – скорость оседания эритроцитов,
я уже рассказывала, если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.
При наличии воспаления в организме:
СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов
При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).
в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов.
Учитель:
Сейчас мы поработаем в группах, 1ряд – 1 группа.
2 ряд – 2 группа
У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов.
Проведем медицинский консилиум
Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток, можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.
Учитель: слово 1 группе:
Ученик: /Данные анализа крови соответствуют норме, мы считаем, что пациент абсолютно ЗДОРОВ!/
Слово 2 группе:
Ученик:/В данном анализе СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму и количество лейкоцитов немного увеличено. У пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!/
Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.
VΙ.Рефлексия
сегодня я узнал...
я научился…
было интересно узнать, что…
Оцените свою деятельность на уроке.
VΙΙ. Итог урока.
Сегодня в процессе урока мы не только повторили ваши знания о крови, но и каждый из вас узнал для себя много нового.
Вы закрепили навыки работы с микропрепаратами, приборами. Анализировали, делали выводы, работали в парах. Вы проявили свои способности и в области исследования.
Сегодня вы видели то, что видели все, но думали так, как не думал никто…
VΙΙΙ. Д/з
«5»- §17, подготовить синквейн на тему «Кровь»
«4»- §17 выполнить задание 2 на стр.89
«3»- §17
Учебный лист
Тема «………………………… »
Цель:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
ЗАДАНИЯ
1. Просмотрите видеофильм.
А) Перечислите функции крови
1)……………………………………………………………………………………………………….
2)……………………………………………………………………………………………………….
3)……………………………………………………………………………………………………….
4)……………………………………………………………………………………………………….
5)……………………………………………………………………………………………………….
6)……………………………………………………………………………………………………….
7)……………………………………………………………………………………………………….
8)……………………………………………………………………………………………………….
Б) Составьте схему
СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»
КРОВЬ
2. Изучите форменные элементы по группам
1 гр. – эритроциты (учебник стр. 84-85 + дополнительный материал)
2 гр. – лейкоциты (учебник стр. 86 + дополнительный материал)
3 гр. – тромбоциты (учебник стр. 86-87 + дополнительный материал)
Заполните таблицу
Клетки крови и их функции.
Название клетки крови |
Строение и форма |
Место образования |
Срок жизни клетки |
Функции |
|
||||
|
3. Медицинский консилиум (Имея анализы крови пациента, поставьте ему диагноз)
А) Рассмотрите анализ крови пациента
Б) Сравните показатели:
- гемоглобина
- эритроцитов
- лейкоцитов
-СОЭ (скорость оседания эритроцитов)
Диагноз: пациент……………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………. (Здоров или болен. Почему? Есть ли отклонения от нормы)
4. Рефлексия
сегодня я узнал...
я научился…
было интересно узнать, что…
Оцените свою работу
Лабораторная работа
Тема «Рассматривание клеток крови человека и лягушки под микроскопом»
Цель работы: …………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………
Оборудование:………………………………………………………………………….
Ход работы:
Установите на предметном столике микропрепарат крови человека
Рассмотрите микропрепарат. Найдите эритроциты.
Запишите данные в таблицу, учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нём ядра.
ЭРИТРОЦИТЫ |
ФОРМА, РАЗМЕРЫ ( крупные или мелкие) |
НАЛИЧИЕ ЯДРА |
человека |
Рассмотрите микропрепарат крови лягушки, найдите эритроциты.
Запишите данные в таблицу о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нём ядра.
ЭРИТРОЦИТЫ |
ФОРМА, РАЗМЕРЫ (крупные или мелкие) |
НАЛИЧИЕ ЯДРА |
лягушки |
|
Найдите сходство и отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки.
Вывод:
Клетки крови (эритроциты) человека и лягушки похожи…………………………………
…………………………………………………………………………………………………….
Клетки крови (эритроциты) человека и лягушки отличаются……………………..................
…………………………………………………………………………………………………..
Чьи эритроциты крови, человека или лягушки, переносят больше кислорода? Почему? (Если затрудняетесь, воспользуйтесь учебником на стр. 85 пункт 2 снизу)
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………….
У вас на столах лежит пластилин и лист бумаги для моделей, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки.
Клетки крови
Человеческие эритроциты — очень маленькие красные кровяные клетки. Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска. Не имеют ядра. Около 2,4 миллиона новых эритроцитов образуется в костном мозге каждую секунду. Продолжительность жизни эритроцитов составляет 120 дней. Содержится эритроцитов в крови:
у мужчин 4,5—5,5 млн в 1 мм³ крови,
у женщин 3,7—4,7 млн в 1 мм³.
Лейкоциты имеют ядро в отличие от эритроцитов человека. Все виды лейкоцитов способны к активному движению. В крови взрослого человека лейкоцитов содержится в 1000 раз меньше, чем эритроцитов. Содержание лейкоцитов в крови не является постоянным, а динамически изменяется в зависимости от времени суток и функционального состояния организма. Так, количество лейкоцитов обычно несколько повышается к вечеру, после приёма пищи, а также после физического и эмоционального напряжения. Местом образования лейкоцитов является селезёнка, лимфатические узлы, костный мозг. Живут от 1 дня до нескольких дней.
Тромбоциты не имеют ядра как и эритроциты. Различают 5 форм тромбоцитов: 1) юные 2) зрелые 3) старые 4) формы раздражения 5) дегенеративные формы. Образуются в красном костном мозге. Продолжительность жизни от 5-8 дней. Уменьшение количества тромбоцитов в крови может приводить к кровотечениям. Увеличение же их количества ведет к формированию сгустков крови (тромбоз), которые могут перекрывать кровеносные сосуды и приводить к таким патологическим состояниям, как инсульт, инфаркт миокарда, легочная эмболия или закупоривание кровеносных сосудов в других органах тела
Клетки крови
Человеческие эритроциты — очень маленькие красные кровяные клетки. Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска. Не имеют ядра. Около 2,4 миллиона новых эритроцитов образуется в костном мозге каждую секунду. Продолжительность жизни эритроцитов составляет 120 дней. Содержится эритроцитов в крови:
у мужчин 4,5—5,5 млн в 1 мм³ крови,
у женщин 3,7—4,7 млн в 1 мм³.
Лейкоциты имеют ядро в отличие от эритроцитов человека. Все виды лейкоцитов способны к активному движению. В крови взрослого человека лейкоцитов содержится в 1000 раз меньше, чем эритроцитов. Содержание лейкоцитов в крови не является постоянным, а динамически изменяется в зависимости от времени суток и функционального состояния организма. Так, количество лейкоцитов обычно несколько повышается к вечеру, после приёма пищи, а также после физического и эмоционального напряжения. Местом образования лейкоцитов является селезёнка, лимфатические узлы, костный мозг. Живут от 1 дня до нескольких дней.
Тромбоциты не имеют ядра как и эритроциты. Различают 5 форм тромбоцитов: 1) юные 2) зрелые 3) старые 4) формы раздражения 5) дегенеративные формы. Образуются в красном костном мозге. Продолжительность жизни от 5-8 дней. Уменьшение количества тромбоцитов в крови может приводить к кровотечениям. Увеличение же их количества ведет к формированию сгустков крови (тромбоз), которые могут перекрывать кровеносные сосуды и приводить к таким патологическим состояниям, как инсульт, инфаркт миокарда, легочная эмболия или закупоривание кровеносных сосудов в других органах тела.