12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лопаткина Екатерина Викторовна104
Россия, Приморский край, Владивосток

Выполнила: Лопаткина Е.В., учитель биологии и ОБЖ

Игра по предмету: 8 класс. «Биология»

Тема «Кровь. Переливание крови»

Цель игры:

  • образовательная: выяснить степень усвоения учащимися знаний по теме «Кровь» и закрепить знания;
  • развивающая: развивать интерес к предмету биологии, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль, развитие внимательности, сообразительности, находчивости;
  • воспитательная: воспитание чувства гордости за успехи отечественных ученых.

 

Методическое обеспечение: плакат «Таблица результатов» (на ватманском листе), 3 флажка, распечатки с заданиями, карточки.

Содержание игры:

Класс делится на 3 команды. Команда должна состоять не более чем из 10 человек. Задействованы все учащиеся класса. Разделение на команды может осуществляться учителем, а может определяться по расположению учеников по рядам (ряд у окна – первая команда, средний ряд – вторая, ряд у стены - третья). Участники команды предварительно выбирают своего капитана. Учитель приглашает 5-х помощников-старшеклассников (1 – фотограф; 2 – контроллер; 3 – для подсчета результатов, двое докладчиков). В роли жюри выступает учитель.

Игра проводится в классе. Парты сдвигаются назад и 9 парт группируются по 3. Перед кафедрой, параллельно ей, ставятся 3 парты для выполнения некоторых заданий.

Ход игры:

Вступление.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня, как я вам и обещала на прошлом занятии, у нас игра по теме «Кровь». Помогать в проведении игры будут учащиеся 11 класса …

II. Представление команд.

Ребята, вы разделены на три команды. За выполнение заданий вам будут начисляться баллы, которые будут записаны в таблицу результатов (учитель указывает на плакат, прикрепленный к школьной доске). Как вы видите, для заполнения таблицы, необходимо знать название команд. На то, чтобы вы придумали название, вам отводится 1 минута. Время пошло! (Отсчет по песочным часам, по истечению времени, названия записываются в таблицу).

Конкурсы.

1. Кто быстрее?

Вы придумали замечательные названия команд, а теперь приступаем к конкурсам. Первый конкурс называется: «Кто быстрее?» Я задаю вопрос, если вы знаете на него ответ, то поднимаете флажок. Та команда, участник которой поднимет флажок первым и правильно ответит, получит карточку. Если ответ неправильный, на этот вопрос могут ответить две другие команды. Побеждает команда, набравшая большее число карточек.

Количество баллов по числу карточек. Максимум 9 баллов.

Вопросы:

Как называется кровь, насыщенная кислородом? (артериальная кровь)
К какому виду тканей относятся составляющие внутренней среды организма? (к соединительной ткани)
Выпадение какого белка-фермента происходит при разрушении тромбоцитов? (тромбопластина)
Как называется плазма крови без фибриногена? (сыворотка)
Как называется соединение гемоглобина с кислородом? (оксигемоглобин)
Какой ученый открыл явление фагоцитоза? (И.И. Мечников)
Как называются защитные вещества, которые вырабатываются в крови при попадании в организм инфекции? (антитела)
Что относится к внутренней среде организма? (тканевая жидкость, кровь и лимфа)
Какую концентрацию содержит физиологический раствор? (лекарства в концентрациях, равных концентрации солей в плазме крови)

2. Знатоки форменных элементов.

Итак, переходим к конкурсу, который называется «Знатоки форменных элементов». Капитаны команд, подойдите к столу с заданиями и вытащите карточку с названием форменных элементов. (Капитаны подходят и вытягивают по карточке с названием форменных элементов крови: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты). А сейчас потребуется по 2 участника из каждой команды, которые будут выбирать из предложенных характеристик те, которые относятся к данному виду клеток крови. В это время, оставшиеся участники команды разгадывают кроссворд. На выполнение этих заданий дается 5 минут.

Признаки

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Размеры

Толщина – 2 мкм, диаметр – 8 мкм

12-20 мкм

3-5 мкм

Форма

Около 5 млн

6-8 тысяч

Около 350 тысяч

Содержание в 1 мм3

Двояковогнутый диск

Амебоидная

Амебоидная

Место образования

Красный костный мозг

Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы

Красный костный мозг

Продолжительность функционирования

Около 120 дней

От нескольких дней до десятков лет

Около 8 дней

Функции

Транспорт кислорода и углекислого газа

Защитные реакции, связанные с борьбой с чужеродными организмами (фагоцитоз, создание иммунитета)

Защитные функции, связанные со свертыванием крови

В таблице, получаемой участниками, признаки эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов сгруппированы неправильно. Учащиеся должны отметить галочкой характеристики заданных клеток крови. За правильное соответствие ставится по 1 баллу (максимум 6 баллов).

В то время, пока учащиеся выполняют задания, учитель на доске расчерчивает ячейки схемы «Виды иммунитета».

3. Кроссворд.

Кто был первым создателем (в XIX веке) живых вакцин против бешенства и сибирской язвы? Имя ученого прочтете по диагонали (клетки очерчены более жирной линией) после решения кроссворда.

По горизонтали: 1. Межклеточное вещество крови. 2. Клетки, поглощающие и переваривающие чужеродные микроорганизмы. 3. Органы, по которым циркулирует кровь. 4. Сгусток крови, закрывающий рану в стенке сосуда. 5. Белковые соединения, образующиеся в крови в ответ на попадание в организм чужеродных веществ. 6. Вещество, в которое превращается фибриноген при свертывании крови.

Ответы: 1-плазма, 2-фагоциты, 3-сосуды, 4-тромб, 5-антитела, 6-фибрин\ Л.Пастер

За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу (максимум 6 баллов).

4. Заполнение схемы вместе с учителем.

- Разгадали кроссворд?

- Да!

- Так какой же ученый был первым создателем (в XIX веке) живых вакцин против бешенства и сибирской язвы?

- Луи Пастер.

- Верно. Что вырабатывалось у людей, получивших вакцину?

- Иммунитет.

- Да. Давайте вспомним, какие виды иммунитета бывают и заполним схему, начерченную на доске.

(заполняется схема «Виды иммунитета»)

5. Группа крови. Донорство.

- Хорошо поработали, молодцы. Каждая команда получает по 5 баллов. А сейчас ответьте на такой вопрос: какую характеристику крови должен знать каждый человек? И почему?

- Группу крови. Важно знать при переливании крови.

- Правильно. А от чего зависит группа крови?

- От веществ, содержащихся в эритроцитах.

- Да, от агглютиногенов. А присутствие белка в эритроцитах на что влияет?

- На резус-фактор.

- Молодцы, знаете. Ну я думаю вам интересно узнать, как же ученые разделили кровь на группы, когда это произошло, и переливали ли кровь до этого открытия. Об этом вам расскажут старшеклассники, которые подготовили доклад. Слушайте внимательно. Во время прослушивания доклада, каждая команда должна составить по 3 вопроса, которые будут заданы другим командам. Учтите, что помимо придумывания вопросов, вы должны записывать какие-нибудь важные сведения, чтобы суметь ответить на вопросы. Подсказка: помните, что в команде не один человек и вы можете распределить функции.

Текст доклада: Донорские традиции России.

Еще в древности человеку, потерявшему много крови, врачи пытались переливать кровь животных. В письменах римлян, записях ученого и философа Пифагора, произведениях поэтов Гомера и Овидия описываются случаи применения крови для лечения. Многие известные в Европе персонажи — Калиостро, граф Сен Жермен, Григорий Распутин и др. — считали ее це­лебным напитком и использовали для так называемого омола­живания.

Первое документально подтвержденное переливание крови человеку провел Ж. Дени во Франции в 1667 г. Обескровленно­му юноше была перелита кровь ягненка, и он выжил. Однако все последующие попытки были безуспешны, и родственники погибших возбудили против врачей судебный процесс. Перели­вание крови было запрещено законом.

В конце XVII в. было установлено, что неудачи при перели­вании крови животных были связаны с тем, что она свертыва­лась в кровяном русле, образуя сгустки. После этого стали про­бовать переливать кровь людей. Впервые это было сделано в Англии в 1819 г. В России первое такое переливание произвел врач Вольф в 1832 г. в Петербурге. Оно прошло успешно, и женщина, умиравшая от кровопотери, была спасена. А дальше все снова стало неясно: то тяжелое осложнение, то удача...

Из клинических наблюдений был сделан верный вывод: кровь у людей не одинакова. Начались научные поиски. Два ученых — Карл Ландштейнер и Ян Янский — одновременно дали ответ на этот вопрос.

Оказалось, что эритроциты могут склеиваться при действии на них плазмы или сыворотки крови другого человека. Это свойство эритроцитов, названное агглютинацией, стало основой разделения крови на группы. Были обнаружены четыре группы крови: 0-I; А-II; В-III; АВ-IV. Кровь первой группы имеют около 40% людей, второй – 39%, третьей – 15%, четвертой – 6%. Кровь всех групп одинаково полноценна и не зависит от расы или национальности. Группа крови человека не меняется в течение жизни.

При переливании крови необходимо, чтобы группа крови донора соответствовала группе крови того человека, которому ее переливают.

При переливании крови необходимо учитывать еще и резус-фактор. Это белок, впервые обнаруженный в крови макаки-ре­зуса. Людей, у которых в крови есть этот белок, называют резус-положительными, их около 75%. У остальных людей этого бел­ка в крови нет — это резус-отрицательные люди. Реакция на перелитую кровь появляется при переливании резус-отрицатель­ным людям резус-положительной крови, т.к. для них резус-фактор является чужеродным белком и на него вырабатыва­ются антитела.

Существует два вида переливания крови: прямое и непрямое. В первые десятилетия XX в., когда переливание крови начало входить в медицинскую практику, оно проводилось через сши­тые вены доноров и больного, т.е. прямым методом. При непря­мом переливании используют ранее собранную донорскую или трупную кровь. Иногда используют только составные части кро­ви: плазму, эритроцитарную или тромбоцитарную массу. Пере­ливание проводят струйным или капельным способом.

Возможность широкого применения крови доноров увеличи­лась с открытием способа ее консервации. Консервированная кровь хранится без образования сгустков в течение 3 недель. Кровь у донора берут из вены. Вливают ее реципиенту тоже в вену, т.к. вены лежат близко к кожному покрову, стенки у них тоньше стенок артерий и в них легче ввести иглу.

В 1919 г. В. Н. Шамов провел первое переливание крови в Советской России. Он положил начало донорству и был одним из организаторов станций переливания крови в нашей стране. Сейчас число доноров трудно подсчитать. В годы Великой Оте­чественной войны ежедневно на фронт посылалось до 2 т кро­ви. В наше время, по самым скромным подсчетам, ежегодно производится 2,5 млн переливаний крови.

Донором может стать любой здоровый человек с 18 лет, пред­варительно прошедший тщательное обследование на ВИЧ-ин­фекцию, гепатит (желтуху), сифилис, туберкулез. Есть еще ряд противопоказаний: наследственные болезни крови, беременность, послеоперационный период, заболевания сердца, кожные болез­ни. За один раз разрешается сдать 450 мл крови, причем в пер­вый раз — не более 250 мл.

В 1930 г. В. Н. Шамов, выпустив у собаки 90% крови, пере­лил затем ей кровь собаки, умершей 10 часов назад. Обескров­ленная собака ожила. Оказалось, что кровь трупа не теряет сво­их свойств.

Известный хирург Сергей Сергеевич Юдин, заинтересовавшись экспериментом Шамова, впервые стал использовать трупную кровь для лечения раненых и больных. Однажды в институт им. Н. В. Склифосовского поступил больной с перерезанными венами, все меры по его оживлению ничего не дали. Юдин при­казал готовить его к операции. Одновременно в операционную принесли труп человека, погибшего в автомобильной катастро­фе. Кровь трупа врач ввел умирающему, лежавшему без призна­ков жизни на операционном столе. Прошло несколько томитель­ных минут... и у больного порозовело лицо, появилась испарина, стал прощупываться пульс. Больной ожил. Так впервые была доказана возможность трансплантации трупной крови.

Однако этот метод был признан не сразу. Считалось, что кровь умершего содержит быстро образующиеся яды, оказывающие на реципиента смертельное действие. Многократные переливания опровергли это. Правда, для переливания брали кровь лю­дей, в прошлом здоровых, погибших от несчастных случаев. Юдин сумел разработать методику хранения крови без потери ее биологических свойств в течение 25 дней при температуре 3—4 градуса по Цельсию. Он обобщил свой опыт в монографии, эпиграфом к ко­торой стало его собственное четверостишие:

Пускай ты умер, и давно

Уж твой развеян прах;

Но кровь из сердца твоего

Живет в других сердцах.

В годы войны для лечения раненых не хватало лекарств и крови. Известный военврач В. В. Кованов использовал опыт некоторых народов Севера, которые пьют кровь оленей перед трудным переходом. Взяли кровь быков, предназначенных для убоя, для большей аппетитности ее сдобрили пряностями, доба­вили немного спирта и... получили «ликер», которому дали название «гемостокол», известный у нас как гематоген. При лечении «гемостоколом» раненые поправлялись буквально на глазах. Благотворное влияние его легко объяснимо. Свежая кровь, содержащая легко усваиваемые организмом вещества, оказывает активизирующее действие на все процессы. Так при госпиталях появились быки-доноры.

Впоследствии была разработана методика забора крови у животных, а в 1944 г. Минздрав принял решение о специаль­ном разведении животных для получения гематогена. Отобран­ных для этой цели животных содержат в специальных услови­ях. Раз в 15—20 дней у животных берут до 1,5 л крови, добав­ляя в нее глюкозу, консерванты.

Гематоген применяют не только для восстановления ос­лабленных после операций больных, но и в детской практи­ке. Авитаминоз витамина А — куриная слепота (отсутствие сумеречного зрения), возникающий в осенне-зимний период, прекрасно лечится гематогеном. Длительное лечение антиби­отиками значительно понижает количество гемоглобина в крови, и содержащий железо препарат позволяет его восста­новить.

Гематоген полезен и пожилым людям: он регулирует в орга­низме обмен солей. По последним публикациям в «Медицин­ской газете», препарат по своей ценности нисколько не уступает широко рекламируемому бальзаму Биттнера, а по ряду показа­телей значительно превосходит его. Вся беда в отсутствии рек­ламы. Тем не менее гематоген — один из первых экспортируе­мых препаратов.

Команды задают друг другу вопросы. За интересный вопрос – 3 балла, за ответ – 5 баллов.

6. Буриме.

Ребята, переходим к конкурсу буриме. Задание звучит так: вы должны сочинить стихотворение, в которое следует включить слова: сердце, кровь, кислород, сосуд. Задание оценивается по 10-ти балльной системе.

7. Юные ученые.

А сейчас вам предлагается почувствовать себя юными учеными. Вам даются три задачи. За них вы можете получить по 10 баллов. Предупреждаю сразу, задания сложные. Есть подсказки, но при их использовании вы теряете баллы. За первую подсказку вы теряете 2 балла, за вторую – 3 балла. Итак, готовы?

Задание №1.

Робинзон Крузо и Пятница жили на необитаемом острове, на котором был пресный водоем. У Пятницы, как он сам признался, была гипертония – болезнь, при которой повышается кровяное давление. Как-то раз Пятнице стало совсем плохо, и Робинзон отправился искать лекарство – надо было снизить давление. Что мог использовать Робинзон в качестве лекарства?

Подсказка №1. Он отправился на берег пресного водоема.

Подсказка №2. Название задачи: наследие Дуремара.

Ответ: Робинзон приставил Пятнице несколько пиявок, они отсосали часть крови – и давление понизилось.

Задание №2.

Во Франции есть такая поговорка: «Вены – как у винодела». Объясните как могла появиться такая поговорка?

Подсказка №1. Что может оказать полезное воздействие на вены?

Подсказка №2. Вспомните все этапы изготовления вина.

Ответ: раньше одним из этапов виноделия было получение виноградного сока путем давления ногами. Виноградный сок укрепляет стенки кровеносных сосудов. В результате деформированные вены восстанавливают эластичность.

Задание №3.

Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Подсказка №1. Вспомните, что содержится в эритроцитах.

Подсказка №2. Может ли что-то оставаться на одежде.

Ответ: после сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоравшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.

III. Подведение итогов.

Ребята, вы молодцы. Порадовали меня. Спасибо вам. Спасибо и нашим помощникам. Подведены результаты игры. Победителем становится команда… (Вручение шоколадных медалей всем участникам). Сегодня победила эта команда, но помните, что это только сегодня, а завтра все может быть по-другому. Все зависит от вас самих. Ведь величайшая победа, это победа над самим собой.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.