12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Александровна Акопян700
Россия, Саратовская обл., Саратов
6

Значение и состав крови



Тема: «Значение и состав крови»

Цель:

1. Показать особенностей применения различных методов и приемов работы с учащимися на разных этапах урока.

2. Показать значение использования дидактического материала в коррекционной работе учителя.

Задачи:

- изучать с учащимися состав крови и ее значение;

- продолжать формировать интерес к строению своего организма;

- расширять кругозор;

- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание;

- обогащать словарный запас;

- формировать логическое мышление;

- практической работой способствовать создание конкретных представлений;

- развивать умение применять полученные понятия и знания в практической деятельности;

- продолжать формировать навыки здорового образа жизни;

- воспитывать самостоятельность.

Оборудование урока.

1. Презентация на тему: «Значение и состав крови».(слайды).

2. Таблица: «Органы кровообращения, строение», «Клетки крови».

3. Таблица: «Выбери правильный ответ».

4. Творческое задание с использованием биологических понятий и иллюстраций.

5. Раздаточный материал для индивидуальной работы.

План урока.

I. Организация учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

IV. Физминутка.

V. Закрепление новой темы.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Анализ и оценка работы на уроке.

VIII. Объяснение домашнего задания.

I. Организация учащихся к уроку.

Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, вспомним изученную систему органов организма человека.

Назовите органы опорно-двигательной системы.

 

Назовите факторы отрицательного влияния на опорно-двигательную систему.

 

Назовите факторы положительного влияния на органы опорно-двигательной системы.

 

III. Изучение новой темы.

Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую систему органов.

Итак, мы начинаем изучать систему органов кровообращения. К системе органов кровообращения относится сердце, кровь и кровеносные сосуды.

Тема нашего урока «Значение и состав крови». (сл.1).Открыли тетрадь, записали число и тему урока.

 

План.(сл.№2)

Значение крови.

Состав крови.

Количество крови у человека зависит от массы тела, возраста, пола. У взрослого человека

5 – 6 л крови.(слайд №3).

Кровь – это жидкость красного цвета. Она состоит из кровяной плазмы и клеток (сл.№4). Клетки соединены между собой жидкостью и находятся на большом расстоянии друг от друга, следовательно, кровь - это разновидность соединительной ткани (сл.№5).

В организме человека кровь связывает каждый орган, каждую клетку тела между собой. Кровь разносит питательные вещества, которые она получила из пищи в органах пищеварения. От легких доставляет к клеткам кислород, а углекислый газ, вредные отработанные вещества несет к тем органам, которые их обезвреживают или выводят из организма. Кроме того, она поддерживает постоянную температуру тела и защищает организм от вредных микробов.

Сделаем вывод и определим, какое значение имеет кровь. (сл.№6).

Значение крови.

1. Связывает органы между собой.

2. Разносит питательные вещества.

3. Доставляет кислород от легких к клеткам.

4. Несет из клеток углекислый газ к легким.

5. Несет вредные вещества из клеток к органам выделения.

6. Защищает организм от микробов.

7. Поддерживает постоянную температуру тела.

Кровь состоит из кровяной плазмы и клеток (сл.№7).

Различают красные кровяные клетки – эритроциты, белые кровяные клетки – лейкоциты. Большое значение имеют кровяные клетки – тромбоциты.

Разберем состав плазмы (сл.№8,9).

Плазма – это желтоватая жидкость, которая состоит из воды, органических и неорганических веществ.

Разносит питательные вещества от органов пищеварения ко всем органам тела, а вредные вещества из клеток доставляет к органам выделения.

Клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Они отличаются внешним видом и значением (сл.№10).

Эритроциты. (сл.№11-13) Это многочисленные клетки крови, видимые только в микроскоп. В мельчайшей капельке крови в 1 мм3 их содержится до 5 млн. В эритроцитах нет ядра, форма их двояковогнутая. Окраска кровяных клеток, а так же крови в целом зависит от особого вещества – гемоглобина. Гемоглобин способен легко соединяться с кислородом и легко отдавать его. Красные кровяные клетки переносят кислород от легких ко всем органам. Уменьшение эритроцитов свидетельствует о заболевании малокровии.

Лейкоциты (сл№14).В отличие от красных кровяных клеток они бесцветны. Лейкоциты больше по размеру и имеют ядро. Количество их в 1 мм3 составляет 6-8 тыс. Белые кровяные клетки способны изменять свою форму и самостоятельно двигаться даже против тока крови. Лейкоциты легко проникают через стенки сосудов в ткани, поэтому их можно обнаружить не только в крови, но и в любой части нашего тела. Особенно много их скапливается в пораженных местах. Подойдя к микробам, белые клетки крови поглощают их, а затем и переваривают, т.е. уничтожают (сл.№15). При этом часто они погибают и сами. Гной, который наблюдается при воспалительных процессах, содержит много погибших микробов и лейкоцитов. Повышенное содержание лейкоцитов в крови свидетельствует о воспалительном процессе.

Тромбоциты (сл.№16-17). Бесцветные кровяные клетки, неправильной формы. Количество в 1 мм3 150-400 тыс. Клетки участвуют в образовании тромба на месте поражения сосуда (сл.№18), что способствует заживлению раны (сл.№19).

IV.Физминутка. Релаксационная пауза.

Проведем наблюдения.

К органам кровообращения относится сердце, кровеносные сосуды и кровь.

В состоянии покоя сердце сокращается в норме 60-70 раз. Что происходит с частотой сокращения сердца после физической нагрузки. Учащиеся делают небольшой комплекс физических упражнений.

Что мы наблюдаем?

 

Сделайте вывод из полученных наблюдений.

 

 

V. Закрепление изученного материала.

Дать определение крови, назвать органы кровообращения.

 

Какое значение имеет кровь?

 

Из перечисленных функций выбрать только те, которые относятся к значению крови.

Учитель переворачивает слова и на обратной стороне получается предложение «Кровеносная система».

Запишите в тетрадь значение крови.


Следующее задание связано с определением состава крови с помощью слайда (сл.№20)

Следующее задание. По особенностям внешнего строения определить клетки крови.(сл.№21).

С помощью таблицы (слайд) учащиеся повторяют строение клеток крови и выполняемую ими функцию.

 

(сл.№22)

Следующее задание выполняется с помощью слайда. В текст вставить пропущенные слова (сл.№23).

 

С помощью тестов выявляется усвоение изученного материала (тестирование).

 

Индивидуальная работа по карточкам.

 

Карточки №1.

Соедини клетки крови и выполняемую им функцию.

Карточки №2.

Определить по описанию клетки крови.

VI. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы начали изучать систему органов кровообращения.

Перечислить органы кровообращения.

 

Сегодня на уроке мы изучали кровь, ее состав и значение.

 

Назовите состав крови.


Назовите значение крови.(слайд№24)

 

VII. Анализ и оценка работы.

Учитель анализирует и оценивает работу уч-ся на уроке.

VIII. Объяснение домашнего задания.

(сл.№25)


Здесь будет файл: /data/edu/files/b1452607115.pptx (презентация к уроку "Значение и состав крови")



 

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

 

Мы изучали опорно-двигательную систему.

К органам опорно-двигательной системы относятся мышцы и скелет.

Вредное влияние на органы опорно-двигательной системы оказывают употребление алкоголя, наркотиков, курение.

Укрепление и оздоровление органов опорно-двигательной системы вызывают занятия спортом, физкультурой.

 

 

 

 

 

Учащиеся заисывают тему урока «Значение и состав крови».

Учащиеся записывают план.

 

 

Учащиеся слушают учителя.

 

 

Учащиеся слушают учителя.

 

 

Учащиеся слушают учителя и просматривают слайды презентации

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учащиеся выполняют инструкцию.

 





Мы наблюдаем увеличение сокращений сердца

 Учащиеся делают вывод, что частота сокращений сердца зависит от физической нагрузки.

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

 


Учащиеся выбирают относящиеся к значению крови.

 

 

 


Учащиеся работают в тетради.

 

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся выполняют задание и производят самопроверку.

Учащиеся по таблице определяют строение и значение клеток крови.

 

 Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

 


Проводится тестирование.

 

Учащиеся самостоятельно выполняют задание .

 

 

 

 

 

 

 

К органам кровообращения относится кровь сердце, кровеносные сосуды.

 


Кровь состоит из плазмы и клеток: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

 Учащиеся, опираясь на иллюстрацию определяют значение крови).

Опубликовано


Комментарии (2)

Евгений Алексеевич, 05.01.17 в 08:30 0Ответить Пожаловаться
Для коррекционной школы материала на урок в избытке. Тема -"Кровь", а ззачем еще и кровообращение.
Марина Александровна Акопян, 05.01.17 в 21:51 0Ответить Пожаловаться
Уважаемый Евгений Алексеевич! Изучите подробнее конспект урока и обратите внимание, что начинается изучение новой системы органов - органов кровообращения, к которой относится кровь, сердце, сосуды. Только в этом контексте и упоминается кровообращение. Чтобы понять лучше, откройте учебник 9 класса "Человек" для коррекционных школ 8 вида.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.