Внеклассное занятие «В лесу родилась Ёлочка… пусть в нём, она живёт!»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тополево
Внеклассное занятие по достижению результатов первого уровня
«В лесу родилась Елочка…пусть в нем, она живет!»
Общеинтеллектуальное направление развития личности школьников
11-12 лет
Царенкова Наталья Александровна
учитель химии и биологии
- 2017 -
Цель: формирование у обучающихся понимания единства человека и природы
Задачи:
Актуализировать знания школьников о голосеменных растения;
Показать взаимосвязь экологии и биологии;
Развивать мышление, внимание, память, устную речь;
Прививать интерес к природе.
Планируемый результат:
Предметные результаты
- осуществлять поиск необходимой информации о голосеменных растения для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
Личностные результаты
- формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению,
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
- формирование уважительного отношения к иному мнению
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
4) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.
5) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
6) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
7) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
8) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
9) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Тип занятия: комбинированный.
Формы работы учащихся: беседа, викторина.
Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Структура и ход занятия:
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Постановка проблемы в виде показа презентации о новогодней ели. |
Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться. |
Личностные УУД Уметь мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме . Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую |
этап актуализации и пробного учебного действия; |
Актуализация опорных знаний и способов действий |
В декабре особое внимание заслуживает такое знакомое с детства деревце как ёлочка. Правильное название ель. Ель – дерево новогоднее, праздничное. Нет, пожалуй, такого аккуратного и пропорционального молодого деревца в наших лесах, с такими удобными для игрушек и гирлянд ветвями. Поэтому не случайно, что в это время в школах проходит природоохранная акция “Операция Ёлочка”. Сегодня ребята вы узнаете много интересного о нашей елочке. Мы думаем, что многие из вас заинтересуются судьбой этого деревца и помогут выжить нашей новогодней красавице в лесах нашего края. Всё ли мы знаем про ёлочку? Скажите ребята, чем отличается ёлочка от берёзки? А какие деревья мы можем назвать родственниками ёлочки? |
Воспроизводят имеющиеся знания о ели обыкновенной. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения. |
Познавательные УУД. Уметь приводить биологические особенности ели обыкновенной, сравнивать с березой. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
этап выявления места и причины затруднения; |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока |
Предлагает спланировать работу на уроке. А знаем ли мы, почему именно ель считается новогодним деревом? Как вы думаете, какие знания мы приобретем в ходе сегодняшнего занятия? (ребята предлагают цели и задачи урока) |
Формулируют тему урока, цель урока. Планируют свою работу на уроке |
Регулятивные УУД Умение ставить цель, планировать деятельность |
этап построения проекта выхода из затруднения; |
Включение учащихся в целенаправленную деятельность |
Организует деятельность учащихся: Работа в группах с раздаточным материалом. (Приложение № 1) Организует работу учащихся по составлению кластера. (Приложение № 2) Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся, помогает при составлении кластера. |
Работают с текстом. Готовят кластер. |
Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. |
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: |
Ребята представляют творческий проект «Новогодняя ель». Во время работы учащихся, по мере необходимости, отвечает на вопросы учащихся. |
Изучают документ, анализируют информацию, делают записи в тетради. |
Познавательные УУД. Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение). |
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков |
Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы: Каждая группа обучающихся составляет по 5 вопросов по своей теме для викторины, учитель смешивает вопросы. Работа по вопросам викторины.(Приложение № 3) |
Выполняют задание. Отвечают на вопросы викторины. |
Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение). |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе |
Организует рефлексию: 1.Раздаёт учащимся лист самооценки (Приложение № 4) для заполнения
|
Заполняют лист самооценки Задают вопросы учителю. |
Личностные УУД Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос. Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |
Приложение № 1
Раздаточный материал
Группа № 1 «Как и когда появилась новогодняя ёлка»В далекие времена, еще до того как появилась традиция украшать елку на Новый год, существовал обычай в честь прихода этого зимнего праздника украшать деревья. Согласно гороскопу друидов (кельтские жрецы, поклонявшиеся лесу и деревьям в отдельности), в зависимости от даты рождения у каждого человека есть свое дерево, и от этого зависит его характер и судьба. Друиды верили, что деревья обладают сверхъестественными силами, от которых зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Они верили, что в деревьях жили добрые и злые духи, которых нужно было ублажать различными подношениями. С тех пор и пошла традиция украшать деревья. Славяне же культивировали другие обычаи. К приходу Нового года они специально выращивали в огромных горшках вишни — ив праздник дом наполнялся нежным благоуханием бело-Розовых бутончиков этого дерева.
Традиция украшать на Новый год елку пришла к нам из Германии, где это дерево почитали священным и считали, что в его ветвях живет добрый дух лесов — защитник правды.
Оставаясь зеленой круглый год, елка символизировала бессмертие, вечную молодость, смелость, долголетие и достоинство, а ее шишки олицетворяли огонь жизни и восстановление здоровья. Поэтому в лесу в конце декабря немцы выбирали самую большую и красивую ель и украшали ее различными подарками, предназначенными для духов, которые после этого должны были стать милостивее и добрее и дать в следующем году богатый урожай. В качестве подарков немцы выбирали яблоки — символ плодородия, яйца — символ продолжения жизни, гармонии и благополучия, орехи — символ непостижимости божественного промысла. Тогда же, чтобы еще больше задобрить духов, стали украшать елку различными игрушками.
Считается, что первым, кто попытался сделать это дерево символом смены года, оказался Петр Первый. В действительности еще древние славянские племена с особым трепетом относились к хвойной растительности, у них уже была своеобразная «елка новогодняя». История гласит, что наши предки в разгаре зимы устраивали пляски и пели песни возле этого дерева. Целью, ради достижения которой все это проделывалось, было пробуждение весенней богини Живы. От нее требовалось прервать правление Деда Мороза и избавить от ледяных пут землю.
Петр Первый действительно пытался закрепить в нашей стране такой замечательный обычай, как елка новогодняя. История повествует, что император впервые увидел наряженное дерево в доме у немецких приятелей, с которыми встречал Рождество. Идея произвела на него огромное впечатление: ель, украшенная конфетами и фруктами вместо обыкновенных шишек. Петр Первый распорядился встречать Новый год в соответствии с германскими традициями. Однако его наследники забыли об этом указе на долгие годы.
В таком случае возникает вопрос: откуда появилась новогодняя елка в России? Этого бы еще долго не произошло, если бы ставить деревья на праздниках не велела Екатерина Вторая. Тем не менее, хвойные растения не украшались вплоть до середины 19 века. Именно тогда немцы, которым не хватало этой веселой традиции в России, установили в Петербурге первую наряженную елку.
К сожалению, приход к власти большевиков почти на два десятилетия сделал милую семейную традицию нелегальной. Советская власть объявила украшение хвойных деревьев «буржуазной прихотью». Кроме того, в это время шла активная борьба с церковью, а ель считалась одним из рождественских символов. Впрочем, многие обитатели России тех времен не отказались от красивого обычая. Дошло до того, что дерево стало устанавливаться бунтарями тайно.
Из каких только событий не складывается история новогодней елки в России! Кратко говоря, уже в 1935 году традиция вновь стала легальной. Это произошло благодаря Павлу Постышеву, «разрешившему» праздник. Однако людям категорически запретили называть елки «рождественскими», только «новогодними». Зато первому дню января был возвращен статус выходного дня.
Год спустя после возвращения лесной красавицы в дома людей, отмечающих главный праздник в году, было организовано масштабное торжество, прошедшее в Доме Союзов. С этого официально началась история новогодней елки в России для детей, для которых и было устроено это празднество. С тех пор в детских учреждениях традиционно проводятся аналогичные мероприятия с обязательной раздачей подарков, вызовом Деда Мороза и Снегурочки.
Разобравшись с историей появления главного новогоднего символа, нельзя не заинтересоваться и его украшениями. К примеру, такая замечательная традиция, как использование мишуры, также пришла к нам из Германии, где появилась в 17 веке. В те времена ее производили из настоящего серебра, которое тонко нарезалось, становясь серебристым «дождиком», благодаря которому сияла новогодняя елка. История появления в России современных изделий из фольги и поливинилхлорида точно не известна.
Интересно, что с елочной мишурой связана красивая легенда. В далекие времена жила женщина, бывшая многодетной матерью. Семье хронически не хватало денег, поэтому у женщины не получилось толком нарядить новогодний символ, елка осталась практически без украшений. Когда семья уснула, пауки создали на дереве паутину. Боги, чтобы вознаградить мать за ее доброту к окружающим, позволили паутине стать сияющим серебром. Еще в середине прошлого века мишура была только серебристой. В настоящий момент можно приобрести это украшение практически в любых цветах. Особенности материалов, которые применяются для изготовления, делают изделия чрезвычайно прочными
Без гирлянды и мишуры сложно представить себе современную новогоднюю елку. Однако еще сложнее отказаться от нарядных игрушек, легко создающих праздничную атмосферу. Интересно, что первые елочные игрушки в России были съедобными. Для украшения символа Нового года создавались фигурки из теста, обернутые в фольгу. Фольга могла быть золотистой, серебряной, выкрашенной в яркие цвета. На ветки также вешали фрукты, орехи. Постепенно для создания декора стали применяться другие подручные материалы. Некоторое время спустя в страну начали завозить стеклянные изделия, в основном производившиеся в Германии. Но местные стеклодувы быстро освоили технологию изготовления, в результате чего яркие игрушки стали создаваться и в России. Помимо стекла, активно применялись такие материалы, как вата, картон. Первые стеклянные шары отличались значительным весом, к началу 20-го века мастера стали изготавливать тонкое стекло.
Примерно с начала 70-х об уникальном дизайне украшений людям пришлось забыть. «Шарики», «сосульки», «колокольчики» конвейерами штамповались фабриками, использовавшими одинаковые технологии. Интересные экземпляры попадались все реже, в разных домах висели одни и те же игрушки. К счастью, в наши дни поиск действительно оригинального елочного декора уже не является сложной задачей. Несколько слов о звезде Наряжать дерево к празднику весело вместе с ребенком, которому понравится рассказ о том, откуда взялась новогодняя елка. История появления в России для детей станет еще интереснее, если не забыть рассказать им и о звезде. В СССР решено было отказаться от классической Вифлеемской звезды, указавшей путь к младенцу Иисусу. Ее альтернативой стало красное рубиновое изделие, напоминающее те, что размещались на кремлевских башнях. Иногда такие звезды выпускались вместе с лампочками. Интересно, что аналога советской звезды нет во всем мире. Конечно же, современные изделия для украшения елочной макушки выглядят значительно привлекательнее и интереснее. Так вкратце выглядит жизненный путь новогодней елки, история ее появления в России как классического атрибута праздника.
Группа № 4 «С кем дружит ель?»
Ель связана со многими живыми организмами. О том, кто лакомится семенами ели, расскажут сами шишки. Вот зажата в небольшой щели пенька, наполовину разбитая шишка, а рядом куча шишек с разлохмаченными чешуйками. Это значит, здесь поработал дятел. Белочки тоже любят еловые шишки, Если белка грызла шишки на дереве, то чешуйки разбросаны вокруг, если на земле – аккуратно сложены кучкой, Но в любом случае шишка обгрызена полностью, оставлен лишь голый стерженек. А еще белки строят на ели свое гнездо. В еловых лесах обитает одна из самых крупных птиц леса – филин. Еще один житель елового леса – синица. Зимой она часто появляется в селах, деревнях, но в основном они живет в лесу.
Медведи часто устраивают берлогу под корнями упавшей ели. А на некоторых деревьях можно увидеть следы медвежьих когтей – так медведи отмечают границы своих владений. Не только крупные животные встречаются в еловых лесах, но и мелкие. Под корой елей, особенно старых, живут мелкие жучки – короеды.
Не всякое растение может жить в еловом лесу при недостатке света. Здесь встречаются теневыносливые растения, такие как мхи, черника, кислица и многие другие. Из грибов в ельниках встречаются сыроежки и рыжики еловые.
Любят еловый лес и звери, и птицы. Основным потребителем еловых семечек является птица клёст. Это всем известная и удивительная птица. Она почти единственная на Земле может выводить птенцов в любое время года, в том числе и в трескучий мороз. И всё благодаря еловым шишкам, вернее их семенам. В природе так устроено, что всякая птица старается вывести детей к тому времени года, когда легче всего добывать пишу для кормления птенцов. Клест своих птенцов может выкормить одними еловыми семенами. Причем в другом месте, в другое время года клест может питаться другой пищей. Эта птица не сует птенчику сухое, твердое семя, нет. Сначала родитель размягчает семена в собственном просторном зобике. А затем своим знаменитым крепким клювом, клювом-щипцами, клест легко отворачивает накрепко проклеенную смолой чешуйку у еловой шишки и легко вытаскивает языком лакомое семечко. За две-три минуты птица опорожняет целую шишку. И клестиху клест-супруг кормит еловыми семечками, когда наседка безвылазно сидит на гнезде, ни на секунду не покидая его, не открывая птенцов, чтобы, не дай Бог, не остудились у детеныша маленькие лапки или крылышки.
Если услышать и увидеть в лесу румяного клеста можно, то найти его гнездо очень трудно. Оно спрятано на самой густой елке, под самой густой веткой, куда ни ветер не залетит, ни снежинка не упадет, ни хищник не проберется.
После смерти клеста оперение у него сохраняется, как у живого. А происходит это из-за того, что птица долго ест одни еловые семена и ее тело насквозь пропитывается эфирными маслами, как бальзамом. Поедая с удовольствием еловые шишки, клест их часто роняет. Оброненную клестом шишку тащит на пень белка, усаживается и лущит. Но белка и на елке сама может добывать шишку, откусывая ее черешок, под самое основание. Берет шишку в лапки, отгрызает чешуйки, достает лакомые семена. Чешуйки летят вниз на снег. На снег летит и обгрызенная шишка, один голый стержень остается.
Настоящее или искусственные елки выбрать в этом году? – Доводы за и против. Каждый год перед приходом Нового года, мы все спрашиваем себя: Покупать живую елку или отдать предпочтение искусственной?
Некоторые думают, что Новый год и Рождество без живой, пахнущей хвоей елки, которая одним своим присутствием создает магическую атмосферу, не будет настоящим праздником.
А, другие, наоборот, считают, что искусственное дерево более практично. Правда в том, что каждая сторона права, каждый из этих двух вариантов можно рассматривать с плюсами и минусами.
Плюсы:
Настоящая елка после окончания праздников подлежат переработке. Елки могут быть переработаны в мульчу, а затем использоваться в благоустройстве и озеленении, или они могут пойти на отопление, поддержку огня в домашнем очаге.
Мульчирование — поверхностное покрытие почвы мульчой (англ. mulch) для её защиты и улучшения свойств. Роль мульчи могут выполнять самые разнообразные материалы. Мульчирование является одним из наиболее эффективных способов поддержания здоровья растений.
Новогодние елки во всем мире выращивают специально, и пока их не срубили и не привезли на продажу, они дают нам кислород и жилье для диких животных. Вместо каждого срубленного дерева, весной будет снова посажено одно или два взамен.
У настоящей новогодней елки есть замечательный чудный запах, который наполняет весь дом свежестью.
Минусы живой елки:
Настоящая елка стоит много, и если Вы сравните стоимость живого дерева со стоимостью искусственного, которое Вы, возможно, купите один раз и надолго, точно каждый год покупать не придется, то это совсем не выгодное вложение.
Живые деревья нуждаются в уходе, им постоянно нужна вода, и постоянно осыпаются иголки на пол.
Кроме того, в некоторых районах очень трудно найти живые елки из-за особенностей климатических условий, согласитесь, хвойные деревья не везде растут. Поэтому елки нужно будет привести, что еще увеличит их стоимость.
Плюсы:
-Покупать искусственную елку удобнее, это долгосрочные инвестиции, такой елкой Вы будете пользоваться из года в год.
Искусственные деревья не требуют ухода. Они не нуждаются в поливе, и с них не падают иглы.
Минусы:
Искусственные елки изготовлены из ПВХ пластиката, и они могут вырабатывать свинец, который может распространиться внутри Вашего дома. Кроме того, если ПВХ выделяет диоксины в течение долгого времени, то является токсичным для людей и животных.
ПВХ материал, который не поддается биохимическому, и если Вы решите выбросить дерево, то оно останется вечным мусором на теле нашей Планеты – Земли.
Искусственные елки не могут быть переработаны, так как синтетические волокна приклеены к раме клеем.
И самый важный минус, искусственные деревья могут привести к пожару, они более опасны во время возгорания, чем живые деревья.
Учитывая все эти факты, Вам остается только решить, какой тип Новогодней елки вы предпочитаете.
Приложение № 2
Приложение № 3
Викторина:
По какой причине друиды украшали деревья?
Какое растение украшали славяне?
С какой страны к нам «пришла» новогодняя ель?
Какой овощ раскрашивали при правлении Петра I и вешали на ёлку? (картофель)
Какой сладостью украшали на Руси ёлку? (пряники)
Это украшение любит не только ёлка, но и девушки (бусы).
Какой музыкальный инструмент изготовляют из ели, которому уже более трёхсот лет? (скрипка)
Лес из осин называется осинник, из дубов – дубрава, из берез – роща. А как называется лес из елей? (ельник)
Как изменялись новогодние игрушки с течением времени?
Какие животные и почему дружат с елью?
Какие плюсы живой новогодней ели?
Какие минусы живой новогодней ели?
Плюсы искусственной новогодней ели?
Минусы искусственной новогодней ели?
Какую ель бы вы поставили в праздники дома?
Приложение № 4