12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна156192
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Учительские династии»
10

Внеклассное занятие по географии: «Путешествие по Северной Америке»

Пояснительная записка

Автор:  Ковалева Г.В.

учитель географии МКОУ Нововоронежская СОШ №4 Воронежской области.

Тема внеклассного занятия: «Путешествие по Северной Америке»

Класс: 7

Цели:

-развивать познавательный интерес и желание изучать мир;

-познакомить обучающихся с регионом Северная Америка.

Задачи:

Образовательные:

- узнать дополнительные новые, интересные сведения о Северной Америки;

- закрепление знаний, умений, навыков и подведение итогов по материку Северная Америка.


Развивающие:

-способствовать развитию познавательной активности обучающихся;

-развивать учебно-организационные умения (определять цель, организовывать свою деятельность, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Воспитательные:

- расширение кругозора по материку Северная Америка;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру, уважение к другим народам, традициям и обычаям разных стран, толерантность.

Планируемые результаты

Предметные:

-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Личностные:

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира.

Формирование УУД:

Познавательные: 

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Регулятивные: 

-формировать цель урока и учебную проблему после обсуждения, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки успешности своей и коллективной работы.

Коммуникативные: 

-доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения;

-работать в коллективе.

Оборудование: физическая карта Северной Америки, рисунки учащихся о достопримечательностях Северной Америки.


Ход занятия

Мы совершим путешествие по Северной Америке. Закрепим знания, умения и навыки, полученные на уроках и расширим кругозор по данному материку.

На уроках географии мы завершили изучение материка «Северная Америка». Мы узнали его географическое положение, открытие, рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, население.

На внеклассном занятии мы не только подведем итог по изученному материалу, но и узнаем кое-что новое, того чего мы не коснулись на уроках.

Класс получил задание найти интересные факты, касающиеся Северной Америки и поведать о них нам всем. За активность на занятии у меня для вас есть диплом.

А сейчас, как и положено, мы начнем с визитной карточки материка.

Ученик:

1.Визитная карточка Северной Америки.

Материк полностью находится в северном полушарии относительно экватора.

Относительно меридиана в западном полушарии.

На севере пересекается Северная Америка полярным кругом, на юге Южным тропиком. Большая часть материка лежит в умеренном поясе.

Омывается тремя океанами: на севере – Северным Ледовитым, на западе – Тихим океаном, на востоке и юге – Атлантическим.

Самые близкие соседи: Южная Америка и Евразия.

Северной Америке принадлежит самый большой остров – Гренландия и самый большой – Канадский арктический архипелаг.

По площади материк занимает третье место, приблизительно 24 млн. км.

По населению тоже третье место среди всех материков – проживает > 400 миллион человек.

Учитель:

2.Открытие материка.

- Почему так назвали материк?

Ученик:

Хотя материк открыл Христофор Колумб в 1492 году, но материк не назван Колумбией потому, что Колумб думал, что он попал в Индию, обогнув землю. А стало ясно что, открыты новые, неизвестные европейцам земли. Эта мысль пришла Америго Веспучи, он принял участие в двух экспедициях к новым землям. Любознательный и наблюдательный человек, он составил первое описание новых земель, которые позже были названы его именем.​​​​​​​

Вопрос учителя:

- Кто и когда открыл материк?

Ученик:

Еще в ХХ в. смелые мореплаватели норманны (жители Скандинавии и Датских островов) во главе с Эриком Рауде плавали на запад и достигли не известной ранее земли – о. Гренландии. Позднее они достигли полуострова Лабрадор и северо-восточных берегов Северной Америки, но эти открытия не были известны в Европе.

В 15 веке английская экспедиция Джона Кабота вновь открыла полуостров Лабрадор, а также восточное побережье Северной Америки.

В 16 веке испанские завоеватели во главе с Кортесом захватили Мексику.

В 17 веке русские землепроходцы Федот Попов и Семен Дежнев прошли Чукотское и Берингово море и доказали, что Азия от Америки отделена узким Беринговым проливом, а Михаил Гвоздев и Иван Федотов достигли берегов Северной Америки.

В 18 веке экспедиция Витуса Беринга и Алексея Черикова исследовала берега Аляски. Шелихов основал в Северной Америке русские поселения и содействовал исследованию Аляски – Русской Америки. Царское правительство в 1867 году продало Аляску США.

Вопрос учителя:

- Кто первый высадился на самый большой остров нашей планеты, немного рассказать о нем?

Ученик:

В 10 веке викинг Эрик Рыжий вступил на этот остров. Поддавшись этому впечатлению, он назвал его «Зеленой страной». Трудно подыскать более не подходящее название для острова, 7/8 территории которого представляет ледяную пустыню. Лед не лежит неподвижно, а постепенно перемещается к краям, его поверхность трескается, гнется, с грохотом канонады, отрывается, и образуются айсберги – ледяные горы, поднимающиеся под водой. Большие айсберги доплывают до берегов Ньюфаундленда.

В 1912 году крупнейший океанский пароход «Титаник», совершавший рейс из Англии в США, неожиданно наткнулся на айсберг и затонул. Теперь в этих местах патрулируют суда и сообщают о движении айсбергов.

Учитель:

3. Мы узнали о путешественниках, как они открывали Америку. Мы тоже совершили путешествие. Путешествие по карте. (атлас физическая карта Северной Америки).

- Какой интересный географический объект имеет координаты?

63 с. ш. 151 з. д. (гора Мак-Кинли).

А что интересного можно рассказать про эту гору?

Ученик:

Мак-Кинли

Наивысшая высота 6194 метров. Главными дорогами к высоким вершинам являются ледники. Для их образования не достаточно морозов, нужны еще сильные снегопады. Поэтому гора Мак-Кинли считается одной из самых неприступных гор мира, даже Эверест легче покорить. Южная вершина была покорена только в 1906 году, она ниже северной на 90 метров. Её взял Фредерик Кук, на следующий год он совершил ещё один подвиг – открыл Северный полюс. И только в 1913 году, четыре альпиниста достигли высшей точки Северной Америки. Их восхождение длилось 3 месяца и окончилось успешно лишь после того, как им удалось найти длинный и удобный ледник, ведущий к вершине.

Вопрос учителя:

В какой горной системе расположена гора Мак-Кинли? Так из строения земной коры мы знаем, что г. Кордильеры находятся на стыке литосферных плит и какие природные явления могут здесь происходить?

Ученик:

Землетрясения и вулканы

На юге мексиканского нагорья проходит горная цепь, состоящая почти из одних вулканов Поперечная Вулканическая Сьерра. В одну цепь выстроились десятки вулканов. На земле больше не найти ничего подобного. Здесь самый большой вулкан Орисабо 5700 метров, Кошма, Тахумулько и др. Здесь появляются новые и новые вулканы. В 1943 году, на мажовом поле, где работали крестьяне, началось извержение вулкана, полилась раскаленная лава, которая залила всю местность. Погибло селение в радиусе 6 километров, и за несколько месяцев вырос конус нового вулкана. Еще 9 лет молодой вулкан непрерывно выбрасывал пепел и лаву.

Учитель:

Но в горах Кордильеры есть плато и здесь характерны глубоко врезанные ступенчатые речные долины каньонов. Что вы можете сказать о них?

Ученик:

Большой каньон реки Колорадо, это национальный парк. Это удивительный памятник природы находится на реке Колорадо, которая по своим размерам уступает в США лишь Миссисипи. Это грандиозное сооружение длиной 350 километров, шириной от 6 до 28 километров и высотой до 1800 метров, невозможно охватить взглядом. Геологи утверждают, что реке понадобилось около 10 миллионов лет на создание этой гигантской долины, в результате здесь появились самые мощные геологические обнажения, на которых представлена история Земли за 2,5 миллиардов лет. Стены каньона местами отвесные, сильно расчленены, изобилуют выступами, имеющими причудливые формы бастионов, колонн и пирамид различной окраски.

Учитель:

Какие еще горы есть в Северной Америке, имеющие географические координаты:

36 с. ш. - 83 з. д.

Ученик:

Горы Аппалачи протянулись на 2100 километров. Высшая точка гора Митчелл – 2044 метров.

Учитель:

Что же достопримечательного есть здесь?

Ученик:

Мамонтова пещера, это национальный парк.

Крупнейшая из карстовых пещер мира. Образована она благодаря растворению и размыванию известняков подземными водами. Вход в пещеру открыт в 1809 году одним из местных охотников, преследовавшего раненого медведя. В дальнейшем выяснились громадные размеры пещеры. Длина её 288 километров, она имеет 5 этажей и включает 225 проходов, 47 залов, 23 глубоких ямы, 8 водопадов, 3 реки, 2 озера и 1 море.

Сталактиты различной формы привлекают тысячи туристов.

Горы не лежат в широтном направлении.

Учитель:

Продолжаем путешествие.

Какой интересный географический объект имеет координаты 43 с. ш. и 79 з. д. Найдите в атласе. Чем же он знаменит?

Ученик:

Ниагарский водопад находится на реке Ниагара, которая соединяет озера Эри и Онтарио. В русле этой реки имеется уступ высотой 48 метров. Падая с этого уступа, вода образовала знаменитый водопад. Красота давно привлекает сюда туристов. Шум водопада слышен за 20 километров. Для использования энергии водопада построены гидроэлектростанции.

Учитель:

Великие озера Мичиган, Верхнее, Гурон, Эри и Онтарио соединены между собой, а еще каналом с рекой Миссисипи. Поэтому это самый короткий путь к Атлантическому океану. Давайте не забудем и о самой большой реке Северной Америки.

Ученик:

Миссисипи самая большая река в США. Она пересекает почти всю страну с севера на юг и впадает в Мексиканский залив. Миссисипи значит для Америки, что и Волга для Русских. Недаром индейцы назвали эту реку «Отцом вод».

«Отцом вод» она становится после того как в нее впадает Огайо и Миссури. Приток Миссури несет много глины и песка. Её в шутку называют «Большой грязнухой». Миссисипи самая извилистая река в мире. У нее 54 притока, по которым ходят суда. Замечательна Миссисипи еще тем , что к устью она не расширяется, как все нормальные реки, а наоборот сужается и становится глубже. К тому же, Миссисипи известна склонностью, изменять свое русло в районе устья. Иногда она течет справа, иногда слева от своего старого русла. Меня русло, река оставляет много ила, поэтому долины очень плодородны.

Учитель:

Поговорим о растениях и животных.

А сообщения мы проведем в виде игры «Ромашка».

Какие растения и животные являются эндемиками материка?

Секвойя, многие виды кактусов, бизон, овцебык, медведь Гризли, скунс и др.

Расскажите о самых высоких хвойных деревьях.

Ученик:

Калифорнийский лес в горах «Сера – Невада», одно из чудес на свете. Здесь живут «динозавры» растительного мира – гигантские секвойи. В этих деревьях поражает все. Высота от 120 до 160 метров, диаметр ствола в 10-15 метра, способность их древесины не гореть в огне и не гнить в воде и, наконец, их не постижимый возраст до 3-4 тысяч лет. Эти леса находятся под охраной государства. Создан национальный парк «Секвойя». Известно, что на одном пне помещается 30 человек. Сейчас всего 500 таких деревьев.

Ученик:

Кактус не похож на другие растения. Семейства этих колючих уродцев живут в основном в пустынях, там, где нет много влаги. Отсутствие листьев – это приспособление к засушливому климату. По форме колючки бывают разные: круглые, плоские, прямые, гладкие и пушистые. Издавна кактусы используются в медицине для лечения ревматизма, сердечно сосудистых заболеваний, как наркотики. Цветы кактусов очень красивы, а сами они забавные и разнообразные, поэтому многие выращивают их дома.

Учитель:

Какие растения родились в Америке, а сейчас распространены по всему миру?

(картофель, томаты, кукуруза, фасоль, тыква, арахис, хлопчатник, табак, сахарный тростник и др.)

Каких уникальных животных вы знаете? Расскажите о них.

Ученик:

Овцебык, он приземист, массивен, покрыт длинной шерстью, которая спереди достигает ему, чуть ли не до копыт. Главная опасность для них полярные волки. Когда волки атакуют, овцебыки сбиваются в кучу, образуя круг и выставив наружу морды, а маленьких овцебыков сгоняют в середину. Такова линия их обороны и попробуй прорваться сквозь этот рогатый заслон.

Вопрос учителя:

Какое животное стало кинозвездой?

Ученик:

Койот во многих американских фильмах на фоне каньона или прерии можно увидеть лугового или степного волка Койота. Основу семьи составляет супружеская пара отец и мать. Дети, подрастая, не покидают их, а помогают воспитывать младших детенышей.

Вопрос учителя:

Есть ли на материке представитель сумчатых? Кто это и что о нем знаете?

Ученик:

Опоссум. Он с виду напоминает крысу. У опоссума, как и у кенгуру, есть сумка, где самка вынашивает своего детеныша, который рождается в 5 грамм и мать его вынашивает в сумке 60 дней, пока он не окрепнет. Опоссумы устраивают набеги на птичники, убивают птиц, но к мясу не прикасаются, а только выпивают кровь. Опоссум – выносливое животное. Их шкурка достаточно ценная, из них делают шкурки и шапки.

Вопрос учителя:

Без какого животного немыслима жизнь большинства индейских племен Северной Америки?

Ученик:

Бизон весит 1,5 тонны, и достигают 2-4 метров. Эти великаны сильно пострадали от человека. Их отстреливали не только ради шкуры и языка. Из шкуры индейцы делали свои жилища, шили одежду и обувь. Из костей делали оружие и утварь. Мясо было едой и, зная это, белые, которые долгое время не могли победить индейцев, стали убивать бизонов. Бизонов стало мало и, оставшись без еды, индейцы очень скоро сдались. Бизонов к тому времени осталось не более 500. Затем в 1905 году было создано общество по спасению бизонов и сейчас в США насчитывается 35 тысяч особей.

Учитель:

Много в Северной Америке рукотворных чудес.

О некоторых сейчас буду рассказывать, а вы попробуйте отгадать.

Географический диктант.

1. Самый крупный город мира, древний в западном полушарии, на его месте находилась ацтекская столица? Теногтитлан (Мехико).

2. Освоение Америки началось в 1492 году. С этих островов в настоящее время начинаются мировые курорты. (Багамские).

3. Колумб назвал эту страну Богатый берег, потому что на него произвели впечатления золотые украшения местных жителей, хотя здесь и не много золота, но зато много птиц- 650 видов и 4500 видов деревьев. Кофе – основная экспортная культура. (Коста-Рика).

4. Ветры ураганной силы, возникающих на равнинах материка при встрече под ними арктических и тропических воздушных масс. (Торнадо)

5. Безлесные пространства субантарктического пояса, покрытые мхом, лишайниками и кустарниками. (Тундра)

6. Леса умеренного пояса с преобладанием хвойных деревьев. (Тайга)

7. Безлесные пространства умеренного и субтропического пояса, покрытые травами на каштановых и черноземных почвах. (Прерии)

8. Жилище эскимосов, сделанные из больших и плотных кирпичей. (иглу).

9. Государство на материке, называемое страной «Клинового листа». (Канада)

Сейчас мы проведем соревнование между двумя командами. Чья команда быстрее и правильнее справится с заданиями, та и победит (команда выходит к настенной карте и цветными флажками отмечают географические объекты на скорость).


1 команда

2 команда

1

м. Мерчисон

1

м. Принца Уэльского


2

Мексиканский залив


2

Великие равнины


3

о. Ньюфаундленд


3

вл. Орисаба


4

п-ов. Калифорния

4

оз. Большое Соленое


5

п-ов. Лабрадор


5

р. Огайо


6

оз. Виннипег


6

п-ов. Аляска


7

г. Мак-Кинли.


7

оз. Великое Американское


8

р. Миссисипи


8

п-ов. Флорида


9

Большое Медвежье озеро


9

Иеллоустонский заповедник

10

Ниагарский водопад

10

г. Мехико


11

г. Нью-Йорк


11

о. Баффинова Земля

- Подведение итогов.

- Вручение грамот. ​​​​​​​




Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (2)

Ильина Оксана Геннадьевна, 30.12.19 в 16:25 3Ответить Пожаловаться
Галина Валентиновна,спасибо за интересное занятие!Как всегда,отлично!
С наступающим Новым годом!Всего самого доброго Вам!
Ковалева Галина Валентиновна, 30.12.19 в 16:36 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрый отзыв, Оксана Геннадьевна!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.