Внеклассное занятие по рассказу В.П. Астафьева «Злодейка» с самоанализом (4 класс)
Тема: Рассказ В.П. Астафьева «Злодейка»
Внеклассное занятие в 9 «В» классе для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости провела учитель А.В. Кузнецова, реализующая программу коррекционного курса «Сенсорное развитие», в рамках декадника, посвящённого столетию писателя В.П. Астафьева.
Цель: понять смысл рассказа «Злодейка»;
Задачи:
Обучающая: составить картинный план рассказа «Злодейка»;
Развивающая – развивать слуховое внимание, зрительное восприятие; развивать тактильное восприятие – умение различать свежую рыбу и замороженную.
Воспитательная: вызвать у обучающихся эмоциональный отклик, развивать умение культурно выражать эмоции.
Предварительная работа: прослушивание рассказа «Злодейка».
Текст рассказа В.П. Астафьева сокращён и адаптирован к возможностям восприятия обучающихся.
data/files/b1709713868.jpg (1920x1440)
Ход занятия.
1. Орг. момент
На доске портрет Виктора Петровича Астафьева на берегу Енисея.
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с гостями.
Начинаем занятие.
- Ребята, посмотрите, это Виктор Петрович Астафьев, писатель. Он сидит на берегу реки.
- Женя, на берегах какой реки Красноярск?
Женя: - Енисей.
- Правильно, Енисей. Виктор Петрович жил в деревне Овсянка на берегу Енисея. Он написал рассказ про рыбалку «Злодейка».
2. Просмотр мультфильма.
Учитель: - Давайте посмотрим мультфильм по рассказу. Понравился вм мультфильм.
Дети: Да.
3. Учитель: - Поработаем с текстом рассказа. Я буду читать рассказ, а вы составьте картинки по порядку.
Учитель читает рассказ: «Эту собаку зовут Злодейка, хотя ничего злодейского она не сделала. Назвали её Злодейкой за старание.»
Учитель: - Ваня, что делает ЗЛОДЕЙ? Что-то злое?
Ваня: - Да.
«Звали её Фишкой. Была она молодая, шустрая. (1 картинка)
Её хозяин Паша пришёл на реку рыбу ловить.
Сделал плот, посадил рядом Фишку и поплыл. (2 картинка)
Долго рыбачил. Но ничего не поймал.»
4. Задание повторить названия изученных рыб, приклеить под картинки их названия.
«Раньше в реке было много рыбы: щуки, осетры, таймени.» (3 картинка)
Учитель: - Максим, какая это рыба?
Максим: – Щука.
Учитель: - Правильно, иди к доске, выбери слово Щука. Прикрепи его под картинкой.
Учитель: - Ребята, приклейте слово Щука у себя на карточке, Олег подпиши.
Учитель: - Ваня, какая это рыба?
Ваня: - Осётр.
Учитель: - Правильно, Ваня, иди к доске поставь к картинке название рыбы «Осётр». Ребята, Вы были на смотровой площадке «Царь-рыба»? (смотрят на фотографию смотровой площадки) Видели там осетра?
Ответ детей: - Да, видели.
Учитель: Хорошо, приклейте слово Осётр у себя на карточке.
5. Изучение рыбы таймень.
Учитель: - А эту рыбу вы не учили. Это таймень. Посмотрите, какая она большая. У неё красные плавники. Приклейте название рыбы ТАЙМЕНЬ, Олег напиши под картинкой слово таймень.
Физминутка.
Учитель: - Вы хорошо поработали, давайте отдохнём. Вставайте, сделаем физминутку (показывают движения):
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу!
Вот она какая –
Большая, пребольшая!
Щука плавает кругами,
Щука щелкает зубами.
- Давайте вместе скажем про щуку. (Дети повторяют)
Учитель: - Продолжаем слушать рассказ:
«Раньше в реке было много рыбы: щуки, осетры, таймени. А теперь редко увидишь тайменя. Вдруг таймень клюнул, но не сдавался Паше.» ( 4 картинка)
Учитель показывает картинку на доске, дети выкладывают у себя.
«Тут Фишка прыгнула на тайменя и сняла рыбу с крючка!» (5 картинка)
Собака выбралась на плот с чувством «Поработала!»
Паша кричал: «Зачем я тебя взял? Злодейка ты!» (6 картинка)
Учитель: – Где у вас такая картинка?
- Вы молодцы! Правильно составили по порядку все картинки по рассказу.
- Олег, прочитай предложения под картинками. (Олег читает весь рассказ)
6. Задание
- Ребята, послушайте задание – Я вас спрошу, а вы отвечайте Да или Нет:
Учитель: - Паша хотел поймать большую рыбу?
- Да
Учитель: - Собака ему помогла?
- Нет.
Учитель: - Паша обиделся и назвал собаку Злодейка?
- Да.
7. Задание на сенсорное тактильное развитие на различение свежая рыба – замороженная.
Учитель: - Когда рыбу поймали, она свежая. Вот такая мягкая (учитель даёт детям потрогать рыбу).
Чтобы рыба не испортилась, её кладут в морозилку. Эта рыба замороженная.
(Потрогайте.) Какая она твёрдая, холодная. Покажите, где свежая рыба, а где замороженная. (Показывают)
8. Рисунок по рассказу.
Учитель: - Ребята, вам понравился рассказ? Покажите, какая картинка вам понравилась? (Показывают, называют, что на картинке)
- Давайте сделаем рисунки по рассказу. Подпишите свои работы. (На доске выставка рисунков).
Итог:
Давайте вспомним, что мы делали на занятии. (По карточкам)
Учитель: Понравился вам рассказ? (ответы детей)
Да, вы на занятии постарались. Внимательно слушали рассказ, узнали рыбу таймень, научились отличать свежую рыбу и замороженную, сделали красивые рисунки. Ваня правильно отвечал на вопросы, Максим и Женя приклеили названия рыб.
Занятие закончилось. Спасибо вам за работу.
Самоанализ занятия в 9 в классе
по мотивам рассказа В.П. Астафьева «Злодейка».
Состав обучающихся: с высоким уровнем развития – (1) Олег, со средним уровнем развития – (3) Женя, Ваня, Максим.
Раздаточный материал: картинки для составления плана, индивидуальные карточки с изображением щуки, осетра и тайменя.
Демонстрационный материал: большие картинки для составления плана на доске, мультфильм по рассказу, настоящие рыбы свежая и замороженная.
Представлен самоанализ коррекционно-развивающего занятия, на котором обучающиеся работали с рассказом В.П. Астафьева «Злодейка».
Была проведена предварительная работа – обучающиеся слушали рассказ «Злодейка». Текст рассказа В.П. Астафьева сокращён и адаптирован к возможностям восприятия обучающихся.
В начале занятия учитель обращает внимание обучающихся на портрет писателя В.П. Астафьева, на то, что он сидит на берегу реки Енисей.
Использовано применение информационных технологий, здоровьесберегающих технологий.
Просмотр мультфильма в начале занятия способствовал пониманию смысла рассказа.
Санитарно-гигиенические требования выполнены – у Жени соблюдался рекомендованный офтальмологический режим: для него были распечатаны картинки большого размера. В течение урока проводила чередование заданий, в которых ребята работали, как за столами, так и в свободном пространстве.
При подготовке к уроку осуществляла индивидуально-дифференцированный подход.
Для Олега задания были написать названия рыб, а для других ребят – приклеить, Олег читал предложения под картинками, а другие – говорили, что им понравилось на одной картинке.
Цель и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты.
Была поставлена цель: составить картинный план рассказа.
С этим все обучающиеся справились.
Задачи:
Развивающая – развивать слуховое внимание, зрительное восприятие; развивать тактильное восприятие – умение различать свежую рыбу и замороженную.
Ребята внимательно слушали рассказ, рассматривали картинки, выбирали названия рыб, из рассказа узнали про рыбу таймень, различали на ощупь свежую и замороженную рыбу.
Воспитательная задача: вызвать у обучающихся эмоциональный отклик, развивать умение культурно выражать эмоции. – Ребята смеялись, когда собака прыгнула, как лев и сняла рыбу с крючка и с опаской трогали свежую рыбу.
На протяжении урока поддерживалась комфортная психологическая атмосфера. Тон общения доброжелательный. Интеграция с другими предметами: окружающий мир - природа.
В конце занятия на доске оформлена выставка рисунков по рассказу, подведен итог и рефлексия.
Учитель А.В. Кузнецова