Урок математики в 3 классе «Внетабличное деление: деление двузначного числа на однозначное»
Технологическая карта урока
Учитель |
Волкова Ольга Владиславовна |
Класс |
3 «Г» |
Предмет |
Математика |
Авторы учебника |
М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова; 2. Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева |
Тема урока |
Внетабличное деление: деление двузначного числа на однозначное. |
Тип урока |
Закрепление полученных предметных навыков, овладение предметными умениями |
Цель |
Применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач (внетабличные способы деления в пределах 100) |
Задачи |
формировать вычислительные навыки внетабличного деления в пределах 100; систематизировать знания о задаче и её решении; развивать внимание, наблюдательность, память, познавательную активность учащихся; развивать умение работать самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку; развивать интерес к предмету; воспитывать чувство взаимопомощи; формировать УУД |
Универсальные учебные действия |
1.Личностные УУД Ученик учится: понимать причины успешности и неуспешности учебной деятельности; способности к самооценке; установке на здоровый образ жизни. 2.Регулятивные УУД Ученик учится: принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале; планировать свои действия в соответствии поставленной задачи; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. 3.Познавательные УУД Ученик учится: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение, классификацию; обобщать полученные знания; осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. 4.Коммуникативные УУД Ученик учится: учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству (слушать собеседника); строить монологические высказывания, задавать вопросы. |
Оборудование |
компьютер, колонки, мультимедиа проектор, экран, Математика 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева. – М.: Русское слово, 2016. |
Этапы урока |
Цель этапа |
Действия учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности |
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
Есть очень хороший девиз в математике: «Математика любит порядок и ум в порядок приводит». Математика – царица наук, и порядок в ней, как и во всей нашей жизни очень важен. Если мы всегда будем это помнить, то в математику тропинки одолеем без запинки. - Весь третий класс мы с вами продолжаем изучать большую серьезную тему «Умножения и деления» и уже мы с вами вышли за рамки таблицы. Какими вычислениями мы занимались на последних уроках? - Верно. А что значит, мы вышли за рамки таблицы умножения? Т.е. эти примеры находятся вне таблицы. В таком случае, есть умножение и деление табличное, а если примеры вне таблицы, тогда как можно назвать умножение и деление? Сегодня мы продолжим эту тему – мы вновь будем заниматься внетабличными случаями деления. |
- Мы умножали и делили сумму на число. Решаем примеры, которых в таблице нет. - Внетабличное умножение и деление. (Слайд 1) |
|||||||||
2. Актуализация знаний |
Воспроизведение изученного материала, осознание необходимости полученных знаний, определение границ знания и незнания |
О тропинках я завела речь не случайно: я приглашаю вас в путешествие, поэтому и карту вам приготовила. Итак, мы отправимся в математическое путешествие в страну «Внетабличного деления» -Какую тему мы изучаем на протяжении последних уроков? -А где пригодится нам умение делить числа? - Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!». -Какую цель поставите перед собой сегодня на уроке? Итак, посмотрите, какой маршрут путешествия нас сегодня ждет. Начнем наше путешествие с «Горы секретов», на которой пройдет наш устный счет. Затем попробуем ответить на вопрос, как решать уравнения сложного вида, попав на «Гору объяснений». После отдыха на привале мы преодолеем Вершины «Горной цепи Задачкино». И закончим мы наше путешествие в «Проверялкино», где и подведем итоги. Сегодня мы будем вести дневники нашего путешествия, поэтому откройте тетради и запишите дату. Итак, в путь! Мы подходим к «Горе Секретов». Чтобы на нее взобраться, нам нужно разделиться на группы. Предлагаю разделиться по рядам: 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая, 3 ряд – третья. Каждая группа будет выполнять свое задание. В каждой группе на столе у каждого лежат рабочие листы с заданиями для всех трех групп. Давайте их посмотрим. 1 лист – задание для первой группы. Поднимите руку, кто в первой группе и кто будет выполнять это задание? - Это примеры табличного умножения или внетабличного? Какое правило нам понадобиться при решении этих выражений? 2 лист относится ко второй группе. Поднимите руку, кто во второй группе и кто будет выполнять это задание? - Это примеры табличного деления или внетабличного? Какое правило нам понадобиться при решении этих выражений? 3 лист относится к третьей группе. Поднимите руку, кто в третьей группе и кто будет выполнять это задание? - Что нужно сделать, чтобы получить верный ответ? А теперь каждая группа будет выполнять свое задание. Предлагаю сначала выполнить его каждому, а затем обсудить в группе. После этого каждой группе предстоит защитить свой слайд. Т.е. вам нужно не просто объявить верный ответ, но и представить алгоритм решения. На выполнение задания отводится 3 минуты. На обсуждение 1 минута. На время обсуждения можете собраться вместе у средних парт каждого ряда. Приступили к выполнению. Обучающиеся выполняют задание, а затем каждая группа представляет алгоритмы решений и верные ответы. Две другие группы работают с листом отвечающей группы и голосуют сигнальными карточками. (Хронометраж: 12 мин.) |
(Слайд 2) Деление двузначного числа на однозначное.
На уроке мы будем стараться лучше научиться решать примеры, совершенствовать свои умения умножать и делить числа в пределах ста. (Слайд 3) (Слайд 4) Обучающиеся записывают в тетрадях: «Число. Классная работа». (Слайд 5) Дети. Сидящие, на 1 ряду поднимают руки. Внетабличного. Правило: Чтобы умножить сумму на число, можно каждое слагаемое умножить на это число, а результаты сложить. (Слайд 6) Дети. Сидящие, на 2 ряду поднимают руки. Внетабличного. Правило: Чтобы разделить сумму на число, можно каждое слагаемое разделить на это число, а результаты сложить. (Слайд 7) Дети. Сидящие, на 3 ряду поднимают руки. Нужно найти значение каждого из выражений, а затем сравнить результаты. Ученики заполняют пропущенные знаки сначала самостоятельно, а затем обсуждают решения в группе и защищают по очереди каждая группа свой слайд. 1 группа – (Слайды 9-12) 2 группа – (Слайды 13-18) 3 группа - (Слайды 19-23) |
Регулятивные Познавательные Личностные Коммуникативные |
||||||||
3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации |
Формировать умение определять и формулировать проблему, познавательную цель. Определение границ применимости знания, повторение алгоритма выполнения действия
|
-Мы успешно поднялись на «Гору секретов» и теперь нам предстоит покорить «Вершину объяснений». Рассмотрите уравнение. (х + 6) : 4 = 20 - Мы раньше решали такие уравнения? Есть идеи как его можно решить? Все верно. Основное действие в этом уравнении – деление. Выражение (х + 6) играет роль неизвестного делимого. Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. х + 6 = 20 * 4 Получаем уравнение известного нам вида: х + 6 = 80 Решаем уравнение и делаем проверку. А теперь закрепим новое умение и выполним задание № 2 с. 94 в учебнике. (Хронометраж: 8 мин.) |
(Слайд 24) - Нужно привести уравнение к знакомому нам виду. - Нужно вспомнить компоненты действия деления. - Выяснить, каким компонентом является выражение в скобках. - Вспомнить правило, как найти неизвестный компонент деления. Обучающиеся читают образец объяснения в учебнике (один ученик читает вслух). Один ученик у доски, остальные в тетрадях выполняют задание в учебнике № 2 с. 94-95. |
Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
||||||||
Физминутка |
Формировать желание сохранить свое здоровье |
- А теперь настало время Привала. Проведем физкультминутку. (Хронометраж: 1 мин.) |
(Слайды 26-27) |
Личностные |
||||||||
4.Самостоятельная работа с самопроверкой |
Закрепление знаний и умения решать задачи с использование внетабличного деления. |
- Возвращаемся на наш маршрут и впереди нас ждет «Горная цепь Задачкино». Вам предстоит решить задачу № 5, с. 95 учебника. Прочитайте задачу. Обсудите в парах, какое условие задачи, какой вопрос. Найдите опорные слова и составьте краткую запись и каждый самостоятельно решите задачу. - Давайте проверим, какую краткую запись вы сделали. - Краткая запись составлена верно. - Какой ответ у вас получился? Обменяйтесь тетрадями и сверьте решение с доской. (Хронометраж: 6 мин.) |
(Слайд 28) Обучающиеся читают задачу и обсуждают в парах вариант краткой записи. Обучающиеся записывают самостоятельно краткую запись и решение задачи в тетрадь. Ученики отвечают на поставленные вопросы: - Опорные слова – чулки, носки, башмаки. - Краткая запись. (Слайд 29). Один ученик отвечает, остальные голосуют сигнальными карточками: - На чудо-дереве росло 73 башмака. (Слайд 30) |
Регулятивные Познавательные Личностные |
||||||||
5. Включение знания в систему ранее изученных ЗУНов. Решение задачи |
Осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиск нескольких способов решения задачи |
- Нам необходимо решить еще одну задачу. № 7 с. 95. - Прочитайте задачу. Назовите условие задачи. Укажите главный вопрос. - Назовите опорные слова, которые используем для составления краткой записи. - Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетради Посмотрите на доску. У всех получился такой ответ? Это правильное решение. (Хронометраж: 8 мин.) |
- Посылке с перчатками и посылки с калошами. Нужно узнать сколько посылок с калошами. - Опорные слова Посылки и то, что в них лежит (вложения). - В краткой записи будет три колонки: (Слайд 31)
(Слайд 32) - заполненная таблица |
Регулятивные Познавательные Личностные |
||||||||
6. Оценка (умение определять уровень овладения знанием) |
Формирование самооценки знаний и способов действий |
- Мы подошли к станции «Проверялкино» и скоро наше путешествие подойдет к концу. - Что мы сегодня узнали нового на уроке? - Что мы закрепили? - Назовите еще раз алгоритм деления двузначного числа на однозначное. (Хронометраж: 3 мин.) |
- Узнали, как решать сложные уравнения на деление, где неизвестным является выражение. - Необходимо знать таблицу умножения и правило деления суммы на число. - Алгоритм деления двузначного числа на однозначное и таблицу умножения. 1.Заменю делимое суммой разрядных (удобных) слагаемых 2. Разделю каждое слагаемое на число 3. Сложу полученные результаты. |
Познавательные Регулятивные |
||||||||
7. Итог занятия. Рефлексия |
Формирование умения анализировать и осмысливать свои достижения. . |
-Подошло к концу наше путешествие. Вы были сегодня на уроке выносливыми путешественниками и успешно преодолели весь маршрут . Поднимите руки те ребята, кто считает, что он на уроке хорошо поработал, приложил все силы, старался и хоть немного победил себя. Отметьте свое настроение после урока, удовлетворенность своей работой. Нарисуйте на полях смайлик, который соответствует вашему настроению. Оценки за сегодняшний урок: Д\з: Уч.: с. 95 № 4, 6, 9 (по желанию) (Хронометраж: 2 мин.) |
Регулятивные Личностные |
Приложение № 1.
«Гора секретов».
Задание для команды 1 ряда.
Заполнить пропуски и объяснить алгоритм решения:
Множитель |
12 |
17 |
24 |
46 |
Множитель |
8 |
4 |
3 |
2 |
Произведение |
«Гора секретов».
Задание для команды 2 ряда.
Заполнить пропуски и объяснить алгоритм решения:
Делимое |
84 |
36 |
42 |
55 |
64 |
Делитель |
6 |
2 |
3 |
5 |
4 |
Частное |
«Гора секретов».
Задание для команды 3 ряда.
Сравнить выражения и объяснить алгоритм решения ( >, < ):
21 ∙ 3 … 22 ∙ 2 |
90 : 6 … 2 ∙ 7 |
60 : 2 … 75 : 3 |
75 : 5 … 85 : 5 |