Технологическая карта урока математики «Деление многозначного числа на однозначное» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
Предмет Математика
Ф.И.О. учителя Рябова
/data/files/j1537349226.pptx (Презентация) Мария Михайловна
Класс 3
Тема урока «Деление многозначного числа на однозначное»
Ресурсы: учебник Л.Г. Петерсон, презентация .
Тип урока открытие новых знаний
Цель урока: сформировать способность к делению многозначного числа на однозначное; вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.
Задачи:
Обучающая:
актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком и правило деления суммы на число.
Воспитательная:
воспитывать культуру общения через ответы на вопросы, умения работать индивидуально и коллективно, через решение устных заданий.
Развивающие:
развитие математических способностей через задания;
развитие внимания на протяжении всего урока через выполнение заданий;
развитие речи через ответы на вопросы учителя.
Формируемые УУД:
Коммуникативные::
- умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные:
- в процессе совместного выполнения заданий и их проверки определять степень успешности своей работы и работы других учащихся;
- саморегуляция.
Личностные:
- выбор оснований и критериев для сравнения.
Познавательные:
- рефлексия;
- анализ информации;
- умение строить речевые высказывания.
Характеристика этапов урока
Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент. Цель: организовать детей на учебную работу, включение в деловой ритм. (2-3 мин.) |
Здравствуйте, ребята. Урок математики проведу у вас я. Меня зовут Мария Михайловна. Итак, начнем урок математики. А начать его я хочу с такого стихотворения. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! Будем активно работать? Отвечать на все вопросы и выполнять все задания? Молодцы! Проверим готовность к уроку. У вас на парте должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал. « Где есть желание, найдётся путь!» (Слайд 2). - Почему сегодня у нас такой девиз? - Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности. -Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3). Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (Слайд 4, 5). - Вы готовы к работе? Тогда в путь. - Пожелайте друг - другу удачи! |
Здороваются, проверяют свою готовность к уроку. Да. Наверно, мы будем открывать новые знания. |
РУУД: саморегуляция |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: закрепить знания учащихся о делении. (7-8 мин.) |
Форма работы – фронтальная. (Слайд 6). а)- Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число. - Сколько сотен? Всего десятков? - Какие цифры использовали для составления этих чисел? б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. - Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч. - На сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради: 74000-40007=33993) - Правильно ли вычли? Как можно узнать? - А что еще мы учились делать с многозначными числами? - Покажите, как это? ( Ребята в столбик записывают пример 7204*5=36020) - Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать, они были бы довольны. в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? (Слайд 7). - Давайте и здесь наведем порядок. - Что общего во всех выражениях? - Найдем значения этих выражений (по рядам). 56:4 240:60 58:9 49:7 39:5 7200:90 - Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко! - А теперь попробуйте разделить устно 563:4= |
4, 0, 7 74000, 40007 Сложением Умножали на однозначное число в столбик Деление Все выражения на деление |
КУУД: умение полно и четко выражать свои мысли. ПУУД: анализ информации, умение строить речевое высказывание. ЛУУД: выбор оснований и критериев для сравнений. ПУУД: анализ информации. |
3. Постановка проблемы. Цель: определить места и причины затруднения (2 мин) |
Ребята, возникли ли у вас затруднения при выполнении задания? Какие возникли затруднения? Ребята, кто справился с данным заданием? Как вы выполняли это задание? |
КУУД: умение полно и точно выражать свои мысли. РУУД: в процессе совместного выполнения задания и их проверки определять степень успешности своей работы и работы других учащихся, саморегуляция. ЛУУД: выбор оснований и критериев для сравнения. ПУУД: анализ информации. |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации. Первичное закрепление. |
- Какова цель нашего сегодняшнего урока? (Слайд 9). - Сформулируйте тему урока. а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно? - Нарисуем графическую модель числа 536. - Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? - Сколько сотен разделим на 4? - Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? - Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? - Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается? - А как записать то, что мы сделали на рисунке ? 536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4 = 134 - Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые- это долго, начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая… - Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное. - Какой способ самый рациональный? б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 10). - Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 11). 1. Найти первое неполное делимое. 2. Определить число цифр в частном. 3. Найти цифры в каждом разряде частного. Фронтальная работа (с проговариванием вслух) . а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ”. Алгоритм деления я буду подсказывать. № 2, стр. 10 б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя. 225:3 ( с. 11, №3) в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка. 363: 3 г) – Работа по учебнику с.12 №5 . |
Деление на однозначное число. Удобнее сначала разделить сотни 4 Добавить к десяткам и потом делить десятки. Всего десятков 13, а разделится 12. Остается один десяток, его добавляем к единицам, получаем 16 единиц. Они все делятся на 4. Столбиком. Выполняют деление уголком. |
КУУД: умение полно и точно выражать свои мысли. ЛУУД: выбор оснований и критериев для сравнения. ПУУД: анализ информации. КУУД: умение полно и точно выражать свои мысли. ПУУД: анализ информации |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель : проверить уровень сформированности умения делить многозначное число на однозначное. Итоги урока. Цель: подвести итоги урока, проверить степень усвоения знаний о сложении дробей с одинаковыми знаменателями (1-3 мин.) |
- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные? - Решим задачу на с.12№7(а) - Дана сумма и разность числа бананов, которые собрали с обеих пальм. Сложив их, получаем удвоенное число бананов с I пальмы. Значит, чтобы найти сколько бананов собрали с первой пальмы, надо сумму чисел 152+ 28 разделить пополам. Полученное число уменьшим на 28 и узнаем, сколько бананов собрали со второй пальмы. 1 способ: 1) 152+ 28= 180 (б.) – удвоенное число бананов с I пальмы. 2) 180: 2 = 90 (б.) – собрали с I пальмы. 3) 90- 28 = 62 (б.) – собрали со II пальмы. 2 способ: 1) 152- 28 = 124 (б.) – удвоенное число бананов с первой пальмы. 2) 124: 2 = 62 (б.) – собрали со II пальмы. 3) 28+ 62 = 90 (б.) – собрали с I пальмы. Групповая работа. Задание : «Как-то я слышала, как диктор говорил, что в прошлом году у нас, в Северной Осетии , в декабре 18 дней были солнечные и 16 дней, когда шёл снег. Как такое может быть?» Дети пытаются найти ответ на этот вопрос. Выслушиваются их мнения. Кто-то из детей считают что такое невозможно, а некоторые находят объяснение: - Потому что в некоторые дни с утра было солнце, а потом стал падать снег. И наоборот. -А как можно решить эту задачу? Как записать условие? Дети предлагают записать условие при помощи диаграмм Венна.
- Предлагаю вам поработать в группах /Дети работают в группах/. - Назовите, пожалуйста, свой ответ. /Представители групп выходят к доске и вывешивают решение/ Решение: 1)16+18=34 (дня) – столько было всего дней когда падал снег и солнечных. 2)34 – 31=3 (дня) – столько дней и солнце светило, и снег был. - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. - Вспомните, с каких слов мы начали урок? - Чему научились? - Довольны ли вы своей работой? -Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку: Научились находить первое неполное делимое? Научились определять количество цифр в частном? Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном? (Слайд 14). -Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь- грустный. Домашнее задание С.12№5(3;4); №7(б) - Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 16). |
ПУУД: рефлексия. |