Внеурочная деятельность по программе ПНШ «Музей в твоём классе» (1 класс)
Открытое занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе».
Программа "Перспективная начальная школа" 1-й класс.
Тема: "Работа с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Избушка в лесу».
Поль Лариса Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №41»
г. Кемерово, 2013г.
Открытое занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе». Программа "Перспективная начальная школа" 1-й класс. Тема: "Работа с картиной Алексея Саврасова «Избушка в лесу»
Задачи:
1. Обучающие:
Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием и переходить к обобщению на основе выявленных деталей.
Формировать умение выстраивать логику устного описания частей картины.
2. Развивающие:
Совершенствовать умение использовать невербальные средства выразительности в собственной устной речи.
Формировать исследовательский интерес к живописному произведению.
Развивать у учащихся память, внимание, абстрактное мышление, воображение.
Развивать творчество детей.
3. Воспитывающие:
Привлекать личный социальный опыт ребенка для обострения восприятия живописного образа.
Формировать коммуникативные навыки, продолжить работу над умением вести диалог.
Оборудование: ПК, картины Алексея Саврасова; учебник Н. А. Чуракова «В музее с Кронтильдой»; открытки с картиной А. Саврасова «Избушка в лесу»; инструменты (лупы, рамки, указатель); рисунки героев; физминутки; музыка; коврики – массажные; слова – помощники (признаки); разрезные задания для работы в группах; картинки для творческой работы.
УМК: “Перспективная начальная школа”
Ход занятия
I Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам.
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера! (приветствуем гостей)
II Актуализация знаний
- Отгадайте загадку
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
Хотите оказаться в мире весны? Тогда встаньте, закройте глаза, покружитесь, улыбнитесь и в мире Весны очутитесь! (Под музыку по коврикам побегаем…Стоп, впереди птичка, присели, чтобы не спугнуть и
т.д.) Чтобы настроение стало ещё лучше – изобразим Солнышко в группах! (всего 4 группы по 4 человека).
- Хотите продолжить путешествие в мир Весны? Тогда закройте глаза, покружитесь, улыбнитесь и в Музее с Кронтильдой очутитесь!
III Сообщение темы и цели занятия
- Откройте учебник. Кто догадался, что мы сегодня будем делать? Как догадались? Вспомните, кто помогает нам путешествовать по музею. (Бабушка Кронтика – Кронтильда, Кронтик и Елиса. Кто в роли экскурсовода? Сейчас надо постараться разбудить своё зрение, увидеть то, что на первый взгляд скрыто от зрителя, быть наблюдательными.
- Сегодня на занятии работают 4 очень серьёзные группы (таблички выставить на стол)
Поприветствуйте друг друга (аплодисменты!)
-Спасибо!
IV Работа с картиной
-
Вспомним правила работы с картиной: - Вход в картину, - Внутри картины ходим не спеша, дружно, не ссоримся, чтобы не спугнуть тех, кто находится внутри. – Выход из картины.
Рассматривание картины и свободные высказывания детей.
- Положите каждый перед собой открытку с картиной.
-Рассмотрите и прочитайте, что написано внизу. (Алексей Саврасов. Избушка в лесу.1860-е гг.) Где зайдём в картину? Почему? (Подпись художника)
3) Чтение учителем текста на с. 12
…В избушке кто-то есть!- сказал Кронтик. Подтверди, что в избушке кто-то есть. Какие подробности картины это доказывают? Покажи их с помощью Зоркого Ока (это труба, из неё идёт дым, а также окна с открытыми ставнями…).
Читает ученик: - Смотрите-ка – лошадка!-сказал Кронтик.-Куда-то людей на санях увозит. Совсем недавно мимо избушки проехала!
Учитель: А ты видишь людей в санях?
Работа в парах Найдите и покажите при помощи лупы этот фрагмент.
Учитель: Возьмите открытку с фрагментами картины. Рассмотрите два фрагмента вверху. Какой ты назовёшь так: «Какой же он большой – наш лес!»? А какой можно назвать по-другому: «Как же далеко нам ехать!»? Как догадались? Вернитесь к картине. Возьмите Высокое Волшебное Окно и постарайтесь правильно выделить сначала один фрагмент, а сосед выделит второй фрагмент.
V Физминутка – игра «Бывает – не бывает»
- Осенью появляются проталины.
- Летом катаются на санках
- Зимой дети играют в снежки
- Весной на деревьях распускаются почки
VI Работа с картиной (продолжение)
- Чтение диалога с 14 (читает учитель и ученик)
- Бабуль, почему снег тает?- спросил Кронтик. – Потому что он первый или потому что он последний? – Художник Саврасов изобразил самый конец зимы – начало весны, объяснила Кронтильда. – Разве ты не видишь, Кронтик, что уже грачи прилетели?
Учитель: Возьми ЗО и покажи гнёзда с вернувшимися грачами.- А я знаю, как называются деревья, на которых грачи свили свои гнёзда! – сказала Елиса
- А ты знаешь? Рассмотри стволы деревьев в лупу. Покажи ЗО часть ствола, на котором видны кусочки белой коры (работа в парах).
Учебник с. 15 (читает ученик и учитель)
- Значит начинается Весна!- сказал Кронтик. И как это я сам не догадался?!
- А ты замечаешь признаки весны? Покажи Широким Волшебным Окном большую лужу. Потом найди сосульки и покажи их с помощью Зоркого Ока (работаем в группах). – Где находятся сосульки? Что мы о них знаем? (ТБ повторение).
Вывод Учитель: - Давайте назовём признаки весны и вспомним названия весенних месяцев.
- Становится теплее, прилетают птицы и вьют гнёзда, на деревьях почки набухают.
Учитель: В народе говорят: Март - протальник, Апрель- ледолом, снеголом, Май – цветень. Почему? Весна – какая? Найдём слова – помощники в классе и прочитаем слова-признаки. Весна – ранняя, звонкая, тёплая, красивая, цветущая, долгожданная. А солнышко и светит, и греет.
VII Работа в группах
Составляем заклички про солнышко, затем один из группы читает.
Учитель: Давайте и мы позовём солнышко, чтобы Весна быстрее пришла!
VIII Физминутка для глаз. (солнышко)
IX Работа с картиной (заключение)
Учебник с. 15 диалог читают дети. – Все птицы рады, что кончается зима? – спросил Кронтик.
- Ну конечно! – сказала Кронтильда. Просто все радуются по-своему!
Учитель: на с.16 – Каких птиц, кроме грачей, ты видишь на картине? Покажи ЗО ворону, которая пьёт воду из лужи, а потом петуха и курочек. Возьми открытку с фрагментами. Сравни два фрагмента внизу. Какой фрагмент назовёшь так: «Конец зимы, но всё ещё холодно?»
«Конец зимы, но уже по-весеннему тепло?» Докажи своё мнение.
X Итог урока
Учитель: Расскажи – Чем заняты все птицы? – Что могли увидеть люди, которые проехали мимо избушки на санях? – Вы поняли секрет картины?
Дети: Все радуются долгожданной весне по-своему: природа, птицы, человек. (Аплодисменты) Итак, мы вышли из картины.
XI Краткий рассказ о художнике
Алексей Кондратьевич Саврасов очень любил русскую природу, изображал её в разные времена года (просмотр некоторых картин и угадывание времён года). Знаменитая картина «Грачи прилетели». Наверное, художник очень любил весну, ведь в народе её называют «Утро года».
XII Творческая работа
В конце занятия вы попробуете себя в роле художника. В двух группах попробуйте изобразить свою картину «Начало весны».
Выставка картин. Всем спасибо! Молодцы!!!