Статья «Внеурочная деятельность-способ развития творческих способностей. Образовательная практика»

0
0
Материал опубликован 27 November 2022










Внеурочная деятельность-способ развития творческих способностей

Образовательная практика












Введение

Начальная школа - это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна, и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Творчество детей необходимо развивать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Нашей стране нужны люди, которые способны принимать нестандартные решения, умеют творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому важнейшей задачей школы является развитие творческих способностей.

Внеурочная деятельность – это составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся.

Дети приходят в школу с разным развитием. У некоторых детей способности спрятаны глубоко внутри и не проявляются. Учитель должен выявить и развить эти способности. Именно учителя начальных классов закладывают основы творческой деятельности, развивают креативные способности детей.

Работа над развитием творческих способностей, учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.













Практическая часть – описание практики

Цель применения практики: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

оказать помощь в поисках «себя»; создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Целевая группа: обучающиеся от 7 до 11 лет. Сроки реализации: 4 года (1-4 класс).

Содержание деятельности по реализации практики: В художественном образовании детей большую роль играет декоративно-прикладное творчество. Например, рукоделие пробуждает любовь к природе, интерес к культуре и истории своей страны. Во внеурочное время мои ученики лепят, мастерят, складывают из бумаги оригами, мастерят, рисуют. В работу также подключаются родители. Например,

«Праздник осени» - готовим праздник, осенние букеты, учим танцы, песни.

«День народного единства» - Конкурс рисунков и фотографий по теме «Люблю Россию»;

«День Матери» - рисуем рисунки по теме «Мама – лучшее слово на свете», учим стихотворения, песни, готовим выступление.

«Операция кормушка» - дети вместе с родителями изготавливают кормушки, делают фотоколлажи для городской природоохранной операции «Кормушка».

Новый Год. Природоохранная операция «Елочка» - готовим буклеты, листовки. К празднику учим стихотворения, разыгрываем спектакли.

Классные часы, посвященные памятным датам: «День толерантности», «Защита Родины-дело каждого», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Я и мама - лучшие друзья», «Сбережём планету вместе», ко дню рождения великих писателей и др. рисуем рисунки.

При помощи информационно-коммуникационных технологий участвуем в «Этнографическом диктанте», «Географическом диктанте», Экологическом диктанте» и др.

Походы – каждую осень мы ходим в походы с целью изучения природы Родного края.

Мастер-классы. Посещаем Нижнетагильский музей-изо, участвуем в мастер-классах.

Творческие проекты. Исследовательская деятельность начинается с 1 класса. Темы самые разнообразные, которые заинтересовывают учащихся.

Городская декоративно-прикладная выставка творчества. Учащиеся вместе с родителями готовят поделки.

Городская краеведческая игра «Я-тагильчанин», например, фотоквест «Тагил сквозь годы», посвященный 300-летию Нижнего Тагила и др.

Ресурсное обеспечение реализации практики:

Цифровые ресурсы: во время проведения внеурочной деятельности учителю необходимо использовать: электронную почту, ресурсы мировой сети Интернет, презентации. В реализации некоторых мероприятий, игр, викторин, немаловажную роль играют дистанционные технологии.

Ресурсы внеурочной деятельности: учреждения культуры (библиотека, музей),

Опыт применения: Опыт выражается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей учащихся осуществляется не периодически, а систематически, что вызывает интерес учащихся к проблемам, умение применять полученные знания.

Полученные результаты реализации практики: В результате творчество учащихся раскрывается, ученики показывают достигнутый результат, он значим и интересен для них. Кругозор детей расширяется, активизируется мыслительная деятельность.

Результат творчества приносит детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива.

Учащиеся получают сертификаты, дипломы победителей как городских, так областных конкурсов (Областной конкурс «Россия моими глазами», 2 место; Областной детский конкурс экскурсий «Лагерь глазами детей», 3 место; Дипломы 1,2,3 степени в конкурсе «Самоцветы земли уральской» и др.)

Перспективы использования: В настоящее время происходит совершенствование внеурочной деятельности. Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации