12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Чиркова Людмила Александровна102

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках развития речи и через внеурочную деятельность» (слайд 1)

Уважаемые члены комиссии, уважаемые коллеги!

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Тема моего инновационного педагогического опыта - «Развитие творческих способностей учащихся на уроках развития речи и через внеурочную деятельность»

(слайд 2)

 Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Именно школа может способствовать развитию широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их.(слайд 3)

На протяжении многих лет проблема развития литературно-художественных (креативных) способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения, так как в наши дни талант и творческая одаренность становится залогом экономического процветания и средством национального престижа. Стратегия современного общества заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал. «Детское художественное творчество нужно, прежде всего, самому ребенку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира», - утверждал Л.C. Выготский.

Одна из целей начальных классов состоит в том, чтобы каждый ученик к концу 4-го класса мог свободно с использованием большого словарного запаса высказаться на любую предложенную тему. Развивать литературно-­художественное творчество детей - значит систематически работать над его содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Школьные годы - самый плодотворный период детской креативности.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.      Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель и стала моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.( слайд 4)

Начало обучения в школе - переломный момент в жизни ребенка. Зачастую ребенку отводится роль не учащегося, а обучаемого. И не удивительно, что часто у ребенка пропадает интерес к учению, появляется тревожность, заниженная самооценка. Одним из приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора на развитие творческих способностей учащихся на уроках развития речи и через внеурочную деятельность. (слайд 5)

Цель исследования: (слайд 6)

определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

Объект исследования: 

развитие способностей детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования:

процесс развития творческих способностей младшего школьника.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

Исходя из цели, гипотезы определены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме

2. Обеспечить диагностику развития творческих способностей.

3.Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках развития речи и во внеурочной деятельности

Применяю на первых же уроках большое количество стихотворного материала. После нескольких упражнений в классе дается задание детям подобрать рифмы к словам. В первом классе я предлагаю учащимся упражнения, которые помогают воспитать у них качества, служащие предпосылками для творческой деятельности, кстати, полезные и для обычной учебной деятельности: наблюдательность, общительность, речевая и общая активность, хорошо натренированная память, быстрое припоминание, сообразительность. Указанные предпосылки творческой деятельности формируют такие средства обучения, как сказки, загадки, языковые игры, конкурсы, викторины, сочинения, чтение-сопереживание героям, иллюстрирование прочитанного. На своих уроках литературного чтения для развития творческих способностей детей часто провожу минутки поэзии. (слайд7,8) Например, такие задания как: « Я начну, а ты продолжи»; на доске запись «Падают желтые листья…». Учащиеся пробуют подобрать следующую строчку. Постепенно задания усложняются: мы переходим к созданию двустиший, потом четверостиший. Дети сочиняют с удовольствием. Часто даю учащимся задание написать стихи по первым строкам (сама пишу стихи). Поэтому многие стихи у нас начинаются одинаково.

Падают желтые листья,

Ветер купает листву.

На рябине красные кисти

Навевают мне грусть и тоску.

( Л. Чиркова)

Падают желтые листья.

Вот наступил листопад.

Желтым ковром покрылись

Дорожки и тропки в садах.

(Е. Зайцев)

Падают желтые листья

В первые осени дни.

Это осенние письма,

В воздухе кружат они.

(И. Еремин)

Падают желтые листья,

Дождь идет с утра.

Наступила осень-

Ненастная пора.

(И. Чарыгин)

Падают желтые листья

В красивом осеннем саду.

Рябины красные кисти

Качаются на ветру.

(С. Кирюшин)

Стихотворение помогает самовыражению детей, потребность в котором так велика в начальной школе. Мной выработан алгоритм работы над написанием стихотворения:

-Учить подбирать рифму к отдельным словам,

-Сочинение двустиший на заданную тему.

-Работа над словарным запасом детей (подбор эпитетов, синонимов к слову и т.д.)

-Анализ стихов известных поэтов (Мысленно представить то, о чем идет речь, какие слова и выражения применяет автор, что особенно понравилось, запомнилось, какие картины увидел поэт и т.д.).

-Открытый характер написания стихов (дети свободно задают вопросы, высказывают свое мнение),

-Попробовать с коллективного написания стихотворения (сначала по заданной строчке).

-Направлять детей в их работе.

-Самостоятельная проба пера.

.(слайд 9)

Конечно же, это кропотливая работа. Приходится долго подбирать нужное слово, поправлять. Детей нужно подтолкнуть, направить. Стихи пишем в классе, чтобы это не стало «принудительно-­вымученным творчеством» родителей. И, конечно же, научить можно тому, что можешь сама. Главное в нашей работе - взаимное обогащение. Просьба учащихся заняться стихотворчеством побуждает и меня писать стихи. (Они все время просят «дать» первую строчку).

Другим средством создания условий для развития творческих способностей учащихся является сочинение сказок, написание сочинений, писем.

Сочинение учит ребенка формировать текст в определенной композиционной последовательности, учит выражать в слове свои впечатления, представления, совершенствуют логическое мышление, обогащают словарный запас.

В век компьютеризации, сотовых телефонов необходимо вспомнить умение писать письма. С этой целью изучаем на уроках образцы писем известных людей, учимся на письмах-образцах писать письма друг другу, родственникам и т. д. Стараемся иногда использовать обращения, словосочетания из текстов - образцов, восхищаемся, какая в них забытая теплота, нежность, красота. В процессе работы над умением писать письма мною создан алгоритм по написанию писем: (гиперссылка)

1 -Определить вид письма (письмо-пожелание,

-Письмо - поздравление, письмо родным и т.д.)

-Познакомиться с письмами-образцами известных людей (изучение переписки, например, А.С. Пушкин, М. Цветаевой, и др.)

-Выделить понравившиеся обращения, словосочетания.

-Вспомнить схему письма:

Обращение,

2. Начальная фраза,

3.Основное содержание,

4.Вопросы, просьба, советы, пожелания,

5. Приветы,

6. Прощания,

7.Концовка (подпись, дата)

8. Практическая часть.

Особенность творческих работ состоит в том, что они носят открытый характер. Дети свободно задают вопросы, высказывают свое мнение, советуются по поводу выбранных изобразительных средств. Считаю, что сущность моего инновационного опыта - создание на уроках в начальной школе условий для активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость открытия, радость преодоления, воспитание языкового вкуса и чутья, расширение лингвистического кругозора.

Развитие творческих способностей младших школьников происходит путем использования методов, основанных на интуитивных процедурах (перебор вариантов, аналогия, активное использование моделирования, фантазирования);

- Поощрение речевой импровизации индивидуальных языковых средств, стремление ребят к собственному узнаваемому стилю;

- Расширение границ познания младших школьников за счет использования творческих методов и приемов обучения;

- Создание условий для потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;

Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии «Сказкотерапия» начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается на протяжении всех лет начального обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного развития фантазии и творческих способностей учащихся. Фантазируя, ребёнок пытается понять мир, объяснить себе те явления, которые, пока не может постичь логическим путём.

«Сказкотерапия» помогает и детям и взрослым обрести внутреннюю гармонию. Концепция данного метода проста и универсальна. По своей сути сказка обращена к чистому детскому началу каждого человека. Слушая сказку, ребёнок ассоциирует себя с её героями и подсознательно выбирает для себя ролевую модель поведения, которую потом реализует во взрослой жизни.

Диапазон творческих заданий и упражнений в данной технологии необычайно широк по сложности. При их решении и происходит акт творчества, ребёнок учится находить свой - новый путь и создавать что-то своё. Вот здесь и требуются особые качества ума: наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и закономерности - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет эмоциональное восприятие и во взаимосвязи с познавательной деятельностью вызывает положительные чувства, а представление о предметах и явлениях окружающего вырабатывает эмоциональное отношение к процессу познания и самосовершенствования. Всё это является непременным условием развития творчества.

При работе был также создан алгоритм работы над сказкой. (гиперссылка)

1. Сказка ли это? Докажите.

2.Определите вид сказки.

3.Найди типичное начало, народное выражение.

4.Какой урок или намек в сказке?

5.0 каких чудесных превращениях читали?

6.Кому сочувствует сказочник?

7.Кого было жалко, над кем смеялись, и найди то место, где это чувствуется?

8.Кого и за что высмеивают?

9.Кто действует в сказке?

10.Найдите слова и выражения, которые хотите запомнить.

11.Что в сказке понравилось больше всего?

На уроках русского языка для развития творческих способностей использую следующие виды упражнений:

-словообразование;

-употребление слов в, прямом и переносном значении;

-замена слов другими, более точными (синонимы, антонимы);

-задания - как сказать точнее, ярче ,яснее (обогащение словаря

учащихся) ;

-упражнения по составлению планов, пересказов, рассказов;

-обращение к текстам художественных произведений, которые могут

служить образцом;

-составление сочинений-миниатюр на заданную тему ;

-придумать рифму к словам;

Обобщение опыта работы и анализ его результатов показали, что система методов и приёмов обучения, таких, как наблюдение над языковым явлением, самостоятельная работа детей по анализу слов, словосочетаний и предложений, по распространению, конструированию, составлению словосочетаний и предложений, использование таких методических приёмов, как сравнение, сопоставление, грамматический разбор, способствует развитию творческих способностей детей, которые на уроках развития речи особо выражается при написании сочинений.(слайд 10, 11)

Успешность сочинений детей определяется возможностью раскрыть в предложенной теме значимые для них содержания объективной действительности. Поэтому надо давать детям темы, которые будут им интересны. Дети живут в мире сказок и фантазий, поэтому надо предлагать детям темы, которые им близки и понятны. При выборе тем сочинений учитываю жизненный характер, близость опыту, интересам детей, доступность. Данные темы рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления детей.

Вчитываясь в заглавие темы, дети учатся ориентироваться в теме, границах темы и в содержании.

Например, общая тема сочинения «Осень пришла»: Дети могут сделать более конкретный выбор по теме и написать сочинения «Осень в лесу», «Осень в поле» и.т.д.

С целью, как учащиеся умеют раскрыть тему и основную мысль в сочинении, как умеют отбирать материал на заданную тему, проводился контрольный срез.

Умения

Уровни развития

Умение раскрыть тему и основную мысль в сочинении

Умение отбирать материал на заданную тему.

 

2 класс

4 класс

2 класс

4 класс

Высокий

43%

87%

49%

90%

Средний

45%

13%

37%

10%

Низкий

12%

0%

14%

0%

Систематическая работа над развитием творческих способностей учащихся положительно сказывается на успеваемости. Мои выпускники имеют высокий процент качества знаний. (слайд 12)

Проследив качество обученности выпускников прошлых лет можно отметить, что мои учащиеся имеют высокую мотивацию обучения, и процент успеваемости в этих классах остаётся высоким.

уч. год

Класс

% качества знаний

% успеваемости

2011-2012

5 «Б»

69,2%

100%

2012-2013

6 «Б»

68%

100%

2013-2014

7«Б»

68%

100%

Качество сочинений детей зависит от уровня умственного развития ребенка, от его творческого воображения. Воображение является основой всякой творческой деятельности. (слайд 13)

Я исследовала уровень творческого воображения детей по методике О.В. Боровик, в соавторе с О. Дьяченко . Из результатов видно, что к 4-му классу значительно повышается уровень развития творческого воображения, а это способствует лучшему усвоению программы. Во 2-ом классе большинство детей использовали все 3 предложенных слова, но сюжет рассказа сжатый, редко присутствуют элементы фантазии.

В 4-ом классе почти все дети озаглавили свой рассказ, наблюдается наличие развернутого сюжета, в рассказах детей часто встречаются собственные образы, элементы фантазии, образные выражения, рисунок соответствует рассказу. Творческое воображение учащихся 4 класса на высоком(3, 4) уровнях.

Способы стимулирования творческих способностей:

-обеспечение благоприятной атмосферы;

- доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;

- обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

- поощрение высказывания оригинальных идей;

- обеспечение возможностей для практики;

- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

- представление детям возможности активно задавать вопросы

Мы - активные участники всевозможных школьных, районных, региональных и международных Интернет – конкурсов, неоднократные призеры и победители районных конкурсов «Светлячок» и «Мальчишник» в номинации «Художественное слово», печатаем свои стихи в районной газете «Сельская трибуна», выступаем перед родителями.

Результатом моего инновационного педагогического опыта является создание программы факультативного курса «Литературно-художественное творчество для учащихся начальных классов» (Экспертное заключение №158, от 23 сентября 2008 г.)

( слайд 14)

Не только дети принимают активное участие в конкурсах, но и я стараюсь быть примером для них и принимаю участие в конкурсах различного уровня.

В различных конкурсах участье принимаем.

От учеников не отстаю и я.

А, вообщем, свой девиз мы выполняем:

«Вместе – дружная семья»

Л.А. Чиркова

Муниципальный уровень

2010 – 2011 уч.г.

п/п

Номинация

Ф.И.О. учителя

Должность

Результат

1

Конкурс «Самый классный классный»

Чиркова Людмила Александровна

Учитель начальных классов

1 место

2011 – 2012 уч.г.

п/п

Номинация

Ф.И.О. учителя

Должность

Результат

1

Конкурс профессионального мастерства «Воспитать человека»

Чиркова Людмила Александровна

Учитель начальных классов

1 место

2

Конкурс профессионального мастерства «Учитель года -2012»

Чиркова Людмила Александровна

Учитель начальных классов

1 место

3

Конкурс профессионального мастерства «Учитель года - 2014»

Чиркова Людмила Александровна

Учитель начальных классов

2 место

Региональный уровень

2011 – 2012 уч.г.

п/п

Номинация

Ф.И.О. учителя

Должность

Результат

1

Конкурс профессионального мастерства «Воспитать человека»

Чиркова Людмила Александровна

Учитель начальных классов

Участник

2

Конкурс профессионального мастерства «Учитель года -2012»

Чиркова Людмила Александровна

Учитель начальных классов

Участник

Всероссийский уровень

2011-2012 уч.год.

п/п

Номинация

Ф.И.О. учителя

Должность

Результат

1

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Чиркова Л.А.

Учитель начальных классов

Участник

( слайд 15)

Для достижения положительных результатов использую следующие методы и приемы:

-словарный

-наглядный

-проблемный

-частично-поисковый

-синтезация и моделирование

-самостоятельная работа

Учитывая возрастные особенности детей, всегда помню, что процесс обучения должен быть интересным для всех учащихся, чтобы они не испытывали психологической напряженности.

Типы занятий:

-теоретический

-комбинированный

-практический

Формы работы:

-индивидуальная

-работа в парах

-групповая

-фронтальная

-самостоятельная

К концу 4-го класса учащиеся должны овладеть следующими навыками и умениями:

-понимать заданную тему или находить свою собственную

-придерживаться темы на всех этапах работы по написанию сочинений, стихотворений, сказок

-выражать свое отношение к изображаемому, передавать в тексте собственную позицию

-накапливать материал, располагать его в нужной последовательности

-отбирать нужные языковые средства, строить синтетические конструкции и связный текст

-орфографически и каллиграфически правильно записывать текст

-уметь обнаруживать свои ошибки и в речи других учащихся

-исправлять ошибки, совершенствовать написанное

-уметь выступать со своей работой перед зрителями

-переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию

-комбинировать ранее усвоенных способов и новых

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. (гиперссылка)

Одними из задач организации внеурочной деятельности детей являются:

создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

В настоящее время веду кружок «Маленькая страна», цель и задачи которого являются:

-развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности

-формирование умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ребенка

-выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей

-формирование базовых психологических качеств: самостоятельности, уверенности, толерантности.

Отличительная особенность программы - комплексный характер, взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом, практическая направленность, социальное партнерство с родителями.

Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.
 

Считаю, что выбранная мной тема очень важна и интересна. Постоянно ищешь материал по теме, сразу обращаешь внимание на статьи, книги, где есть слова «творческие способности», «креативность», хочется применить на уроке более интересный материал, постоянно находишься в поиске.

Сейчас у меня второй класс. Впереди нас ждут новые открытия, новые горизонты. (слайд 16)

Спасибо за внимание.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Чиркова Людмила Александровна, 11.05.18 в 20:16 0 Ответить Пожаловаться
Урок по литературному чтению во 2«А» класс (УМК «Школа России») Учителя начальных классов Чирковой Л. А.Тема урока: Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» «По дорогам сказок».
Чиркова Людмила Александровна, 11.05.18 в 20:21 0 Ответить Пожаловаться
Урок по литературному чтению 2 «А» класс (УМК «Школа России») Учителя начальных классов Чирковой Л. А. Тема урока: Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» «По дорогам сказок».
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.