Внеурочное мероприятие по гражданско - патриотическому направлению
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: По местам боевой славы Краснодарского края.
Класс: 3
Направление: гражданско – патриотическое
Ценность: любовь к своему народу
Форма проведения: классный час
Цель: формирование у младших школьников представления о местах боевой славы родного края в городах: Новороссийск, Анапа и Туапсе.
Задачи:
образовательные: познакомить с памятными местами нашего края в годы Великой Отечественной войны;
воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, чувство гражданской ответственности;
развивающие: развивать эмоционально-патриотические чувства, познавательный интерес, формировать историческую память.
Методы обучения и воспитания: словесный (беседа, рассказ), практический, метод формирования общественного познания (беседа), методы поощрения, методы стимулирования.
Формы обучения и воспитания: фронтальная, парная, индивидуальная, виртуальная экскурсия.
Средства обучения и воспитания: словесные, аудиальные, аудиовизуальные, демонстрационные.
Используемые технологии: личностно-ориентированные, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии критического мышления.
Оборудование: интерактивное оборудование, мультимедийная доска.
Ход внеурочного воспитательного мероприятия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Антонина Сергеевна, сегодня внеурочное мероприятие проведу у вас я.
- Обратите внимание на звёздочку. Улыбнитесь мне и подарите свои улыбки друг другу. (Слайд 1)
II. Подведение к теме мероприятия. Целеполагание.
1) Просмотр видеоролика «Города воинской славы»
- Начнём мы наше мероприятие с просмотра небольшого видеоролика, после которого вы должны будете определить тему нашего внеурочного мероприятия. (Просмотр видеоролика 2:02-2:58)
- Чему же посвящено наше мероприятие? (Ответы детей)
- Сформулируйте тему. («Города воинской славы»)
- Сегодня прекрасен и удивителен наш край, он растёт, строится и хорошеет. Залечены раны минувшей войны, но мы вновь и вновь возвращаемся в прошлое, чтобы оживить память, отдать дань глубокого уважения, любви и признательности тем, кто сражался за нашу священную землю. Вспомним и мы сегодня, как это было.
- Как будет звучать тема нашего мероприятия? Закончите предложение. (Познакомиться с городами воинской славы Краснодарского края)
- Сегодня мы все вместе узнаем, какие города нашего края удостоены звания «Город воинской славы» и проведём виртуальную экскурсию по этим городам, также в ходе экскурсии вы узнаете о событиях Великой Отечественной Войны, происходивших на территории этих городов.
- В ходе нашей экскурсии вам необходимо будет заполнить маршрутные листы.
III. Основная часть.
- А вы знаете, что означает понятие «Город воинской славы»? (Ответы детей)
Город воинской славы - это почётное звание Российской Федерации, присваиваемое отдельным городам «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества».
Отличие звания «Город-герой» от «Город воинской славы»
В России на сегодняшний день 40 городов воинской славы и 7 городов-героев. Последнее звание (Город-герой) больше не присуждается - оно вручалось только в СССР. Список городов воинской славы, наоборот, продолжает пополняться.
Почётное звание «Города-героя» присваивалось в СССР городам, жители которых проявили «массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Звание же «Город воинской славы» присваивается в наши дни (с 2006г.), в СССР его не существовало. Данное звание присваивается городам, «на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточённых сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм».
1. Беседа о звании «Город воинской славы».
- Какие города воинской славы в Краснодарском крае знаете вы? (Новороссийск, Анапа, Туапсе)
- Города Анапа, Туапсе, Новороссийск являются городами воинской славы. Скажите, какой из перечисленных городов ещё является городом – героем? (Город Новороссийск)
- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по городу Новороссийску.
2. Путешествие по городу Новороссийск.
- Новороссийск — большой торговый порт на Чёрном море. Гитлер летом 1942 г. приказал своим генералам идти на Кавказ: «Взять Новороссийск, во что бы то ни стало! А потом идти на Геленджик, на Туапсе. Овладеть всем Черноморским побережьем». Захват Новороссийска открывал фашистам дорогу на богатства Кавказа и Кубани.
- В городе, на побережье Чёрного моря набережной Адмирала Серебрякова находится Ансамбль-мемориал «Малая земля». Он является частью комплекса мемориала «Героям Великой отечественной и гражданской войн 1941-1945 года».
В январе 1943 г. советское командование утвердило план по освобождению от них юга страны. Освободить Новороссийск планировалось в ходе десантной операции. Она началась в ночь с 3 на 4 февраля. 225 дней советские солдаты, под командованием Цезаря Куникова, удерживали оборону этого места. Только 16 сентября 1943 года Новороссийск был освобождён. Это место получило название «Малая Земля».
- В городе расположен мемориал «Долина смерти».
- В Мемориал «Долина смерти» входят два памятника «Взрыв» и «Источник жизни в Долине смерти».
- Сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и прочитать о памятниках. Но перед этим вам необходимо познакомиться с правилами дружбы.
Первая группа: «Первый памятник «Взрыв» расположен в населённом пункте Мысхако, и представляет собой сваренные части осколков бомб и снарядов, найденных в этих местах. Вес памятника 1250 кг, такое количество смертоносного груза приходилось на каждого матроса-десантника, защищавшего этот клочок земли.»
Вторая группа: «Второй памятник располагается в селе Куниковка, на месте, где был единственный колодец, из которого бойцы брали воду для питья. Названо село в честь майора Цезаря Львовича Куникова, который возглавил десант.»
- Спасибо.
- В каком населённом пункте был расположен памятник «Взрыв»? (Мысхако)
- В каком населённом пункте был расположен памятник «Источник жизни в Долине смерти»? (В селе Куниковка)
- Так же в городе расположен Мемориал «Рубеж обороны».
«Рубеж обороны» - это монумент, посвящённый отваге и мужеству отечественных войск. Образ защитника воплощается в архитектурном решении памятника: сильные руки, изо всех сил сжимающие автоматы, напоминают нам о стойкости и бескомпромиссности советских войск. С обратной стороны памятника выполнена схематичная карта Новороссийска с указанием линии рубежа и мест, где происходили ожесточённые бои за освобождение Новороссийска.
- В нескольких метрах установлен и железнодорожный вагон, который содержит в себе более 10 тысяч пулевых отверстий, т.е. остался буквально только каркас. Это олицетворение того, через что пришлось пройти не только людям, но и зданиям Новороссийска. У вагона, конечно же, скульптора нет, т.к. это совместное творчество всех фашистов, что атаковали город.
- Как назывался мемориал, о котором сейчас шла речь? («Рубеж обороны»)
- Кто запомнил, сколько пулевых отверстий содержит в себе железнодорожный вагон? (Более 10 тысяч)
- Также в городе есть памятники, воздвигнутые во имя Победы, среди них самые известные такие памятники, как…
- Прочитает названия… Памятник «Здесь проходил передний край обороны Малой земли», который поставлен на месте высадки десанта майора Цезаря Куникова. Памятник «Воинам - защитникам города Новороссийска», который изображает мужчину с автоматом, мужчину со знаменем и женщину – медсестру.
- Сейчас город Новороссийск – это вновь цветущий город с высокоразвитой промышленностью, с крупным морским портом и военно-морской базой. И, конечно, это замечательный курорт.
- О каком городе воинской славы сейчас шла речь? (О городе Новороссийске)
- Какое ещё звание носит этот город? (Звание «Города-героя)
- Какие мемориалы вы запомнили? (Мемориал «Малая Земля», Мемориал «Долина смерти», Мемориал «Рубеж обороны»)
- Какие памятники нашей экскурсии вам запомнились? («Взрыв», «Источник», «Рубеж обороны», «Железнодорожный вагон»)
- Сейчас я предлагаю вам заполнить маршрутные листы, на которых есть два столбика «Город» и «Памятные места боевой славы». Вам необходимо, работая в паре, написать в левом столбике название города, а в правом памятные места боевой славы. Перед тем как начать, я предлагаю вам ознакомиться с правилами работы в паре.
3. Путешествие по городу Туапсе.
- Следующий город, по которому мы будем путешествовать, – город Туапсе.
- Туапсе – один из самых древних городов на юге России.
- В годы Великой Отечественной войны после падения Севастополя, Туапсе становится главным черноморским портом и базой военно – морского флота.
- Гитлер придавал огромное значение захвату Туапсе. Во-первых, из-за того, что в городе расположен нефтеперерабатывающий завод, а значит, большие запасы горючего. Во-вторых, Туапсе оставался практически единственной военно-морской базой на Черном море.
- Самым известным и памятным местом в городе Туапсе является Братская могила неизвестным советским солдатам, которая носит имя «Памятник неизвестному солдату». В далеком 1965 году было принято решение о захоронении на этом месте 50 неизвестных солдат, погибших во время обороны и освобождения города Туапсе.
- Вот один из них - Степан Васильевич Суворов, ездовой четвертой батареи 966 полка. Когда в районе Нефтегорска провалилась боевая операция и против сотен немецких горных егерей оказалась горстка бойцов, было решено отступать. Суворов остался прикрывать отступление и стрелял по врагам из пулемета, пока не был убит.
- Еще одни известным памятником является памятник «Зенитка». Он установлен в г. Туапсе в 1967 году, является культурным памятником и охраняется государством. Зенитка установлена в честь воинов 73-го зенитного полка, принимавших участие в защите города в 1942 году от фашистских захватчиков. В 1942 году на этом месте — пересечении улиц стояла зенитная батарея 73-го полка, отражающая воздушные налёты гитлеровских лётчиков. - Более 80 самолётов противника сбили зенитчики в небе Туапсе. Полк стал Краснознамённым. В честь подвига зенитчиков в 1967 году на высоком месте, откуда открывается чудесный вид на море и порт был сооружён памятник в виде зенитного орудия на высоком пьедестале.
- В советское время за мужество и стойкость защитников города, он был дважды награждён орденом Отечественной войны, 5 мая 2008 года городу было присвоено звание «Город воинской славы». Современный Туапсе – это крупный морской порт и туристический район.
- Почему Гитлер так хотел захватить именно этот город? (В городе расположен нефтеперерабатывающий завод, т. е. большие запасы горючего. Туапсе оставался практически единственной военно-морской базой на Чёрном море.)
- Какое памятные места г. Туапсе вам запомнились? («Памятник Неизвестному солдату», «Зенитка»)
- Какой подвиг совершил Степан Васильевич Суворов? (Когда в районе Нефтегорска провалилась боевая операция, С.В. Суворов остался прикрывать отступление и стрелял по врагам из пулемета, пока не был убит.)
- Заполните, пожалуйста, ваши маршрутные листы, также в паре.
4. Путешествие по городу Анапа.
- Следующим городом будет - Анапа. Анапа - это не только город – курорт, но и город воинской славы. Самым известным памятным местом является сквер Боевой славы.
Центральной композицией парка является Мемориал «Погибшим в войне». Имена не вернувшихся с полей битвы жителей Анапы и похороненных здесь солдат высечены на 18 гранитных плитах. Сквер стал местом для военно-патриотических церемоний. (Слайд)
Так как Анапа является городом воинской славы, в 2011 году здесь была установлена Стелла «Город воинской славы». На прямоугольном постаменте изображены знаковые моменты в истории войн Анапы. По сравнению с другими городами воинской славы в Анапе мемориальный памятник один из самых высоких – 15 метров. На колонне традиционно присутствует текст исторического указа главы государства о присвоении городу статуса города воинской славы и российский герб.
- О каком городе воинской славы сейчас шла речь? (О городе Анапе)
- Какие памятные места этого города вам запомнились? («Сквер Боевой славы», Мемориал «Погибшим на войне», Стелла «Город воинской славы»)
- Сейчас я предлагаю вам заполнить маршрутные листы в паре.
IV. Заключительная часть.
1. Проверка маршрутных листов обучающихся.
- Сейчас мыс с вами проверим, заполненные вами маршрутные листы. Для этого вам необходимо по очереди выйти к доске и соотнести «Город» и «Памятные места боевой славы». В своих маршрутных листах поставьте плюс рядом с верным ответом, а минус-с неверным.
V. Итог мероприятия.
1. Подведение итогов.
- Сегодня мы с вами путешествовали по городам. Какие города вы запомнили? (Новороссийск, Туапсе, Анапа)
- Какое звание носят эти города? (Города воинской славы)
- Какой из этих городов ещё является городом – героем? (Новороссийск)
2. Самооценка обучающимися результатов деятельности.
- Оцените свою деятельность в ходе мероприятия с помощью кулачков по пятибалльной системе.
3. Взаимооценка обучающимися результатов деятельности.
- А теперь выполним взаимооценку работы на мероприятии. Используя слова помощники, оцените деятельность своего соседа по парте, своих одноклассников?
4. Рефлексия.
- А сейчас посмотрите на слайд и закончите фразу:
Мне было интересно …
Мне было трудно …
Для меня было важным …
Я узнал …
Нам нужен мир
На голубой планете.
Его хотят
И взрослые и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать,
Не думать о войне!
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир
Навеки! Навсегда!
- На этом наше внеурочное мероприятие заканчивается. До свидания!