Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриота»
Вакарь Ольга Игоревна, заведующий отделом культурно-массовой и спортивной работы МОУ ДОД «Центр детского творчества Кировского района г.Донецка» |
Проект «Растим патриота»
по формированию духовно-нравственных и
гражданско-патриотических компетенций
Введение
Современное общественное развитие Донецкой Народной Республики остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического воспитания все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что нам, жителям ДНР исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
В последнее десятилетие в стране происходили экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие национальной культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом патриотического сознания, тогда как любовь к Родине, истории своей страны, уважение к старшему поколению всегда являлось залогом сильной и могущественной державы и единой сплоченной нации.
Актуальность данного проекта определяется следующими основными причинами:
ростом нигилизма, усилением бездуховности, падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения;
отсутствием логики в выработке и проведении в жизнь идеологии реформ, сопровождаемых деформациями в работе с молодежью, особенно ярко проявляющимися в переоценке роли образования и явной недооценке роли воспитания;
вестернизацией общественного сознания, внедрением чуждых нашему менталитету ценностей, вытесняющих отечественную историю, культуру, традиции.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
Паспорт проекта
Название проекта | «Растим патриота» |
Город, район | г. Донецк, Кировский район |
Название учебного заведения | Муниципальное образовательное учреждение дополнительно образования детей «Центр детского творчества Кировского района города Донецка». Филиал «Юный техник» |
Руководитель проекта | Шрубковская Ольга Игоревна – заведующий отделом культурно-массовой и спортивной работы «Центра детского творчества Кировского района г. Донецка» |
Участники проекта | Педагоги, дети, родители или лица их представляющие |
Обоснование актуальности проекта | Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин – это человек любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству. В рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни. Знания и информация, полученные ими в ходе реализации проекта помогут принимать более правильные решения, играть в современном обществе более весомую роль. |
Цель | Создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся |
Задачи проекта | Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ХХІ века. Создание нравственного уклада жизни обучающихся в Центре детского творчества Кировского района г. Донецка. Расширение социально-педагогического партнёрства в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся, в том числе, с родителями обучающихся. Разработка интегративных мероприятий духовно-нравственного воспитания. Педагогическая поддержка эмоциональной отзывчивости, эмпатичности обучающихся, проявляющейся в их творчестве. Повышение включённости в образовательный компонент краеведческого материала, воспитывающего чувство гордости за историю края, региона, страны и ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. |
Краткое содержание проекта | Данный проект направлен на воспитание личности, имеющую активную гражданскую позицию, обладающую духовной культурой, умеющую определиться и адаптироваться в современных условиях. Обеспечение индивидуального развития личности ребенка, дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса. |
Срок выполнения проекта | 2016 – 2021 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Образовательная деятельность по всем направлениям осуществляется на учебно-материальной базе филиала «Юный техник» общей площадью 680 кв.м.
Кабинеты оборудованы учебной мебелью с учебно-наглядными пособиями, оборудованием для занятий и соответствуют санитарным нормам и правилам по площади, по освещенности и микроклимату. Состояние помещений позволяет обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности.
На филиале имеется компьютер, интернет, музыкальный центр, магнитофон, проектор и многое другое, что необходимо для работы педагогам.
Механизм реализации проекта
Проект направлен на гражданское и духовно-нравственное воспитание личности (патриотизм, гражданственность, духовность, нравственность), активной жизненной позиции, ответственного отношения к своей учебе и стране.
№ п/п | содержание деятельности | срок выполнения |
1. | Сохранение и развитие традиционных открытых конкурсов и фестивалей по гражданскому воспитанию | 2016-2017 |
2. | Проведение открытой выставки рисунков и других форм художественного творчества «Я – гражданин ХХІ века». | 2016-2017 |
3. | Проведение семейного конкурса «Моя семья» | 2016-2017 |
4. | Организация цикла занятий для родителей «Воспитать гражданина». | 2017-2018 |
5. | Проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы, Дню Памяти | 2016-2021 |
6. | Организация методической выставки: «Современные формы духовно-нравственного воспитания обучающихся». | 2017-2018 |
7. | Проведение открытых занятий, мастер-классов по формам духовно- нравственного воспитания учащихся. | 2018-2019 |
8. | Проведение конкурсов творческих работ обучающихся по проблематике отношения к жизни, к людям, к Родине «Я живу в ХХІ веке» | 2019-2020 |
9. | Подготовка материалов о ветеранах войны, проживавших и проживающих в Кировском районе | 2019-2020 |
10. | Разработка новых досуговых программ духовно-нравственной направленности | 2020-2021 |
11. | Подготовка методических разработок педагогами форм духовно-нравственного воспитания обучающихся | 2021 |
Критерии результативности:
готовность и способность учащихся выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
воспитание нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан, принимающих судьбу Отечества как свою личную, сознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанных в духовных и культурных традициях славянских народов.
Повышение мотивации обучающихся к участию в социальной практике, повышение интереса к истории Отечества, снижение конфликтности обучающихся, увеличение количества обучающихся, посещающих кружки и секции, увеличение количества обучающихся, принимающих участие в конкурсах, фестивалях, акциях, конференциях и т.д.
Критерии и показатели оценки эффективности проекта
Оценка результативности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев.
Критерии патриотической воспитанности:
целенаправленность (молодые люди имеют цель в жизни, добросовестно относятся к получению образования, определились с выбором дальнейшей профессии);
дисциплинированность (нарушения дисциплины не характерны);
коллективизм (деятельность коллектива неотделима от жизнедеятельности личности);
здоровый образ жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, активные занятия физической культурой и спортом);
патриотическая деятельность (осознанное активнее участие в практических мероприятиях патриотической направленности).
Уровни патриотической воспитанности:
низкий уровень (для молодёжи этого уровня целенаправленность жизни не является главной определяющей; молодые люди пассивно или отрицательно относятся к военной службе; в случае столкновения с ситуациями, требующими морального и физического напряжения, нередко проявляется желание отступить от достижения цели);
средний уровень (молодые люди имеют цель в жизни; серьёзно относятся к выполнению своего долга перед Отчеством; имеют понятие о патриотизме, но не проявляют высокую активность при выполнении общественных поручений; склонны игнорировать мнение коллектива);
высокий уровень (патриотизм и интернационализм для молодых людей являются главными определяющими в их жизни; они имеют активную жизненную позицию и правильное представление о своём предназначении в обществе; молодёжь осознаёт необходимость выполнения своего долга перед Отечеством; мнение коллектива играет важную роль; здоровый образ жизни является определяющим дела и поступки).
Вышеперечисленные критерии выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
повышение толерантности обучающихся, уменьшение количества конфликтов между обучающимися;
проявление мировоззренческих установок обучающихся;
проявление гражданских инициатив обучающимися.
Количественные параметры - это количество:
проведенных мероприятий (воспитательных часов, конкурсов, выставок, конференций и т.д.)
динамика участия обучающихся в этих мероприятиях;
участие в проводимых мероприятиях обучающихся «группы риска».
Оценка рисков и мероприятия по их минимизации
Отсутствие материальных средств, для поощрения участников проекта.
Пути преодоления: тесное сотрудничество с родительскими комитетами, создание сувенирного фонда, поиск спонсоров.
Низкий уровень мотивации обучающихся.
Пути преодоления: моральное и материальное поощрение участников процесса.