Статья «Гражданско-патриотическое воспитание средствами внеурочной деятельности»

2
0
Материал опубликован 10 December 2022 в группе

Н.В. Вьюжанина,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №12», г. Абакан, Республика Хакасия


Гражданско-патриотическое воспитание

средствами внеурочной деятельности

В наши дни особо остро встает вопрос сохранения исторической памяти среди подрастающего поколения. От сегодняшних обучающихся зависит существование и направление развития нашей страны в будущем.

Самым благодатным временем для заложения основ патриотического мышления является детский и школьный возраст. Школа не единственный фактор гражданского образования и воспитания, но роль ее возрастает в современных условиях.

Гражданское воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на обучающихся, призванный активно способствовать формированию у них культуры гражданственности или гражданской культуры.

Подростки же оказываются в сложной ситуации, когда, не имея собственного социального опыта, они часто подвержены влиянию со стороны. Близкое окружение (родители) нередко решают проблемы материального характера – обеспечение достатка в семье, решение жилищного вопроса и другие.

В этих условиях школа – наиболее устойчивый институт социализации личности, способный решить задачи гражданско-патриотического воспитания молодого поколения. В нашей школе сложилась система воспитания гражданина, которая реализует поставленные задачи не только через воздействие на самих обучающихся, но и через взаимодействие с родителями и как взаимодействие с социумом.

Рассмотрим, как это происходит на практике. Традицией стало проведение праздника «Дня народного единства». В нашей школе этому празднику, в основе которого лежат события 1612 г, посвящен ряд мероприятий в течение десяти дней.

Цель данных мероприятий - воспитание патриотических чувств юных граждан России, создание образного представления (а у обучающихся 7 класса – обобщение знаний) о событиях Смутного времени, развитие взаимопонимания, взаимопомощи, установления дружеских отношений детей и взрослых в совместной творческой деятельности, приобретение учащимися навыков публичных выступлений.

Первый день – мультимедийная презентация для обучающихся 5-8 классов «День народного единства» (по параллели).

Звучит гимн России.

Смута, смутное время, лихолетье - так называют начало XVII в. в России. Никогда еще на Руси не было подобных событий. Если ранее споры за престол могли вести разные ветви Рюриковичей, то в эти годы на древний престол Ивана Калиты претендовали и беглый монах, и бывший холоп и нищий школьный учитель. Наследственная московская монархия вдруг разом превратилась в выборную. Вместо одного государственного центра появилось несколько, и в каждом сидел свой представитель власти. Все это совпало с разрухой, запустением центральной части русских земель, что стало следствием неразумной политики Ивана Грозного. Стремясь преодолеть кризис, власти ужесточали политику закрепощения крестьян, природные катаклизмы обострили ситуацию.

На российский престол претендуют самозванцы, которые выдают себя за погибшего сына Ивана Грозного. Народ приносит присягу то одному правителю, то другому, принимая активное участие в утверждении на престол то одного, то другого претендента. Бояре и дворяне метались между разными царями, думая не о государственной пользе, а о собственной выгоде. Поддерживая то одного, то другого самозванца, русские люди подняли оружие друг против друга.

И за всем этим зорко следили давние недруги России, довольные ее ослаблением, готовы каждую минуту отхватить себе лакомый кусочек земли русской (Швеция и Польша). Трудные дни наступили для Русского государства. Польские отряды захватывали города и монастыри, грабили и убивали население. Боярское правительство не пользовалось уважением у народа. В июне 1611 года поляки овладели Смоленском, в июле шведам был сдан Новгород. С юга вторгались отряды крымского хана. Англия строила планы захвата Русского севера. В Москве хозяйничали поляки.

Против общего врача поднялись настоящие патриоты, защитники Родины. Центром освободительного движения стал Нижний Новгород. Нижегородский земский староста – торговый человек Кузьма Минин обратился с призывом к жителям города помочь всеми силами и средствами в создании нового народного ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. Он первым пожертвовал немалые деньги. В Нижний стали стягиваться вооруженные отряды ополченцев со всех земель.

Князь Пожарский, еще не оправившийся от ран, принял предложение возглавить ополчение. За пополнение и обеспечение войска отвечал Кузьма Минин. 24 августа началось главное сражение, после которого положение польских войск, засевших в Кремле и Китай-городе, стало безнадежным. Они испытывали голод, но на предложение Пожарского сдаться, ответили отказом.

4 ноября (26 октября) 1612г после усердной молитвы перед иконой Казанской Богородицы войска Пожарского и Трубецкого пошли на приступ Китай-города, вынудив поляков его покинуть. Освободители вошли в Китай-город с иконой Казанской Богородицы и обещали построить в память этого дня церковь в ее честь. Это был совместный обет Богу и Его матери, ставший выражением преодоления недоверия друг другу. Теперь объединились не интересы, а сердца освободителей. Освобождение Москвы вызвало мощный подъем всенародной борьбы против оставшихся на территории России захватчиков. В 1613г. на престол избрали нового царя – Михаила Романова. И хотя страну полностью освободили спустя 5 лет, но этот день – 4 ноября (26 октября) 1612г. – стал переломным! Люди разных вер, национальностей, сословий объединились, чтобы спасти Родину, отстоять независимость. Спустя столетие, в 1818г., К.Минину и Д.Пожарскому благодарная Россия поставила памятник.

Теперь 4 ноября – праздник добра и справедливости, единства и согласия, примирения и взаимной поддержки.

По окончании презентации проводится викторина среди представителей классов. Определяется победитель.

Викторина.

1. Россия - самая большая по площади страна мира. Какова же её площадь?

2. С каким государством у России самая протяжённая в мире сухопутная граница?

3. Какое российское озеро самое старое в мире?

4. Какая российская плотина самая мощная в мире?

5. Какой российский город занимает первое место в мире по количеству мостов?

6. Какая крепость нашей страны самая крупная во всём мире?

7. Какое чудо дерево России, единственное в мире, имеет белую кору?

8. Какая российская картинная галерея самая большая в мире?

9. Озадаченный англичанин скажет: «Я бью мозги палкой». А что скажет русский?

10. Французы, говоря об отменном здоровье, «вспомнят лилию с розой». А что в этом случае упомянут русские?

11. Заглянув в пустую комнату, англичанин или американец скажет: «nobody» - в буквальном смысле «нет ни тела». А что скажет житель России? Почему?

12. Шапку какого правителя Киевской Руси считают символом государственной власти?

13. В каком веке на русский престол взошла династия Романовых?

14. Какой праздник отмечается в России 22 августа?

15. Сколько башен у Московского Кремля?

16. Объясните название Красной площади.

17. Одна особа была женой двух людей, одинаково ложно носивших одно имя и под одинаковыми же именами вошедших в историю. Кто она?

18. Этому человеку принадлежат следующие слова в поэме К.Ф.Рылеева:

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит...

19. Это важное событие произошло 26 октября 1612 года.

20. Им поставлен памятник, считающийся первой монументальной скульптурой Москвы. Кому? Когда?

Далее ребятам предлагается мультимедийная презентация фотоснимков исторических, культурных и природных памятников Отечества в сопровождении песни «Россия». После чего классам раздается Положение о конкурсе «Семь чудес России». Сам конкурс проводится через пять дней, чтобы у ребят было время подготовить свои проекты.

В конце декады среди обучающихся среднего звена проводится викторина на знание государственных символов России, их истории.

Обучающиеся 9-11 классов собираются за круглым столом для обсуждения темы: «Быть патриотом. Что это значит?». Как показали опросы среди обучающихся, праздник «День народного единства» стал одним из самых памятных для ребят.

В третье воскресенье февраля в нашей стране отмечают день молодого избирателя. К этому событию был проведен круглый стол для обучающихся 9-11 классов «Участие в выборах - долг гражданина или патриота?», на котором ребятам предстояло сделать свой вывод. Была проведена работа по определению различия понятий гражданственность и патриотизм.

Патриотизм - ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотически-настроенный человек привержен национальным традициям, культуре, языку. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании её неудачам и бедам, в уважении её историческому прошлому, к народной памяти, культуре.

Гражданственность – социально-психологические и нравственные качества личности, включающие в себя чувство любви к Родине, ответственность за развитие её социально-политических институтов, осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей.

Была кратко рассмотрена история суверенной демократии нашей страны от древнерусского веча до Государственной Думы конца XX- начала XXI вв. Ребята ознакомились с основополагающими положениями Конституции и Федерального закона «Об основных правах граждан Российской Федерации» по теме обсуждения. «Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать …», «избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». Избирательные права граждан - это конституционное право… (статьи 3 и 23 Конституции РФ).

Принципы выборов - всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Участие в выборах добровольно. Но, к сожалению, сегодня не все молодые люди понимают свою роль и роль своих близких в выборах.

Старшеклассникам были предложены высказывания великих людей – Аристотеля и Гельвеция «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством», «Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия». Обсудив их, рассуждая, ребята пришли к выводу, что избиратели, зная законы, могут спросить с депутатов, если они не справятся со своими обязанностями. Кроме того, что выборы финансируются из бюджета, а это значит, что избиратель как налогоплательщик должен быть ответственным и по этой причине.

Перед началом работы и после дискуссий был проведен опрос, результаты которого наглядно показали, что большинство ребят считают долгом каждого человека посещение избирательного участка в день выборов. Часть ребят утвердилась в этом мнении в ходе совместной деятельности. Старшеклассники под руководством учителей истории подготовили классный час для начальной школы, посвященный символике государства.

Также проводятся тематические мероприятия, посвященные памятным датам. Это и линейки, организованные старшеклассниками, для параллелей 5-8, 9-10 классов - «Годовщина Победы в Сталинградской битве», «День Победы», организация фотовыставки «Герои - наши земляки».

Интересными, познавательными получаются интеллектуальные игры «Знатоки права», школьники встречаются с работниками прокуратуры, участковым инспектором. Старшеклассники проверяют свои знания по Конституции РФ, различным отраслям российского законодательства и используют возможность задать вопросы приглашенным специалистам.

Недостаточно работать только с детьми, необходимо устанавливать и сотрудничество с родителями. Общешкольные родительские собрания посвящаются тематике «Роль семьи в воспитании патриотизма», «Права несовершеннолетних, и их защита».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, постоянной готовности к ее защите.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.