Внеурочное занятие на тему «Горный пейзаж»
КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
по практике в рамках ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
студентки группы 46 «Б» Червинской Ирины Алексеевны.
I семестр 2017-2018 учебного года
Дата 23.10.17г.
Курс «Смотрю на мир глазами художника»
Класс 2 «А»
Учитель: Гнусарева Яна Валентиновна
Руководитель практики: Казанцева Людмила Валерьевна подпись
Тема: «Горные пейзажи Николая Константиновича Рериха».
Планируемые результаты
Личностные: обучающиеся проявляют эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства; присваивают ценностные ориентиры в области изобразительного искусства, общения; демонстрируют аккуратность, самостоятельность, демонстрируют положительное отношение к базовым общественным ценностям; проявляют нравственные и эстетические чувства: любовь к природе в процессе рассматривания и описания картин Н. К. Рериха «Гималаи (Голубые горы)», «Гималаи (Долина между гор)».
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: действие самоопределения посредством развития учебной мотивации; регулятивные УУД: проговаривают последовательность действий на занятии, работают по предложенному учителем плану, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; проявляют волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, умеют ориентироваться на листе бумаги в процессе изображения горного пейзажа;
проявляют коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста) при описании картин Н. К. Рериха, умеют слушать и понимать высказывания собеседников, умеют предъявлять результаты творческой деятельности;
познавательные УУД: добывают новые знания (находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, занятии), перерабатывают полученную информацию (делают выводы в результате совместной работы всей группы).
Предметные: обучающиеся демонстрируют первичное представление о творчестве Н. К. Рериха, умеют изображать горный пейзаж в технике «монотипия».
Форма занятия: мастер-класс с элементами беседы.
Триединая цель: развитие способности к выражению своего отношения к окружающему миру в творческой работе в процессе освоения техники «монотипия».
Задачи
Воспитательные: способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; создать условия для присвоения детьми ценностных ориентиров в области изобразительного искусства, общения; воспитывать аккуратность, самостоятельность, формировать положительное отношение к базовым общественным ценностям; способствовать проявлению нравственных и эстетических чувств: любови к природе в процессе рассматривания и описания картин Н. К. Рериха «Гималаи (Голубые горы)», «Гималаи (Долина между гор)».
Коррекционно-развивающие: развивать зрительный гнозис (цветовой, предметный) в процессе рассматривания, описания, изображения горного пейзажа; развивать восприятие через психогимнастику; развивать пространственную ориентацию на плоскости через практическую деятельность и наглядность.
Формировать личностные УУД: действие самоопределения посредством развития учебной мотивации.
Развивать регулятивные УУД: умение проговаривать последовательность действий на занятии, работать по предложенному учителем плану, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; проявлять волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, учить ориентироваться на листе бумаги в процессе изображения горного пейзажа;
коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста) при описании картин Н. К. Рериха, умение слушать и понимать высказывания собеседников, создать условия для предъявления результатов творческой деятельности обучающихся;
познавательные УУД: умение добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке), перерабатывать полученную информацию (делать выводы в результате совместной работы всей группы).
Образовательные: дать первичное представление о творчестве Н. К. Рериха, научить изображать горный пейзаж в технике «монотипия».
Принципы организации ВД:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
Принципы воспитания:
создание положительного эмоционального подъема;
воспитание через взаимодействие;
воспитание через творчество.
Методы воспитания:
методы формирования социального опыта (ситуация свободного выбора, педагогическое требование);
метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа);
методы стимулирования и коррекции действий и отношений (создание ситуации успеха, поощрение).
Методы обучения
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
методы получения новых знаний (беседа, объяснение, организация наблюдения, демонстрация);
методы выработки умений и накопления опыта (практическая работа);
методы закрепления и повторения изучаемого материала (беседа, повторение).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, создание ситуации творческого поиска);
метод формирования ответственности и обязательности (оперативный контроль);
Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств (проблемный вопрос, творческое задание).
Дидактические средства: учебная презентация, образцы горных пейзажей.
Список информационных источников:
ФГОС НОО ОВЗ от 19.12.2014 N 1598
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника», 2 класс.
Портал «Родон». Картины Н.К. Рериха. http://www.rodon.org (Дата обращения: 20.10.17).
Макет доски
Ход внеурочного занятия
Этапы деятельности |
Методы, приемы |
Деятельность педагога и детей |
Деятельность детей (Планируемый результат) |
1.Организационный этап. Задача: собрать внимание детей. Проверить порядок на рабочем месте и готовность к занятию. |
Метод воспитания (педагогическое требование). Метод обучения: методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: метод формирования ответственности и обязательности (оперативный контроль). |
- Добрый день, ребята. Я очень рада нашей встрече. Садитесь. Напоминаю, что меня зовут Ирина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас занятие «Смотрю на мир глазами художника». Проверьте, пожалуйста, чтобы у вас на столе лежали краски, кисть, палитра, лист бумаги, баночка с водой, ватные диски. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии. |
2. Мотивационный этап. Задача: создать у обучающихся мотивацию к предстоящей деятельности, создать положительный эмоциональной настрой. |
Методы воспитания: метод стимулирования и коррекции действий и отношений (поощрение). Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: метод развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию). |
- А теперь я предлагаю вам настроиться на творчество. Для этого выходите к доске, и сейчас мы с вами образуем круг. Я сегодня на занятие принесла вот такого зайчика, он очень мягкий. Этот зайчик не простой, он волшебный. Ему можно рассказать все свои секреты. Сейчас я прошу вас рассказать, что сегодня за весь день у вас произошло хорошего. Я начну с себя. У меня сегодня…. - Вот теперь сохраните свое отличное настроение до конца дня. Присаживайтесь на свои места. А зайчик будет вам подсказывать, если у вас возникнуть трудности. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: действие самоопределения посредством развития учебной мотивации; регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
3. Актуализация опорных знаний. Задача: актуализировать знания обучающихся о пейзаже, оттиске, необходимые для дальнейшей работы. |
Методы воспитания: метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа); метод стимулирования и коррекции действий и отношений (поощрение). Методы обучения: метод организации учебно-познавательной деятельности: метод закрепления и повторения изучаемого материала (беседа). |
- Сейчас для того чтобы узнать тему нашего занятия, нам нужно повторить материал прошлого занятия. Как называется жанр живописи, когда художник изображает природу? (Пейзаж). Какой бывает пейзаж? Какие сюжеты пейзажа вы знаете? Что в пейзаже может изображаться? (Лес, море, горы). Какой пейзаж мы можем увидеть у нас на Урале? (Горный). Посмотрите, какие красивые горы у нас на Урале. (Демонстрация на экране). - Как вы думаете, как будет звучать тема нашего занятия? Что мы будем изображать? Сегодня мы будем изображать горный пейзаж. Поэтому тема нашего занятия «Горный пейзаж». - Вспомните, что вы делали на прошлом занятии. (Рисовали ковер с помощью листьев.) А как называется отпечаток, который вы делали листьями? Этот отпечаток называется оттиск. Мы сегодня будем применять наше умение в новых условиях.
|
Обучающиеся проявляют эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства. Проявляют коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста), умеют слушать и понимать высказывания собеседников. познавательные УУД: добывают новые знания (находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, занятии), перерабатывают полученную информацию (делают выводы в результате совместной работы всей группы). |
4. Целеполагание. Знакомство с творчеством Н. К. Рериха. Задачи: совместно с обучающимися сформулировать цель занятия; познакомить обучающихся с творчеством художника, учить словесному описанию картин, определению цвета в работе. |
Методы воспитания: метод стимулирования и коррекции действий и отношений (поощрение). Методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности: методы получения новых знаний (беседа, повторение. демонстрация, иллюстрация). Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств (проблемный вопрос, творческое задание). |
- Как будет звучать цель нашего занятия? Что изобразить? С помощью чего? Цель: изобразить горный пейзаж с помощью оттиска. Такая техника называется монотипия. Это означает «один отпечаток». - Сейчас для того, чтобы получить вдохновение, я хочу познакомить вас с творчеством известного художника Николая Константиновича Рериха. - Этот художник очень любил изображать горные пейзажи. В особенности он любил изображать горы Гималаи. Посмотрите, эта картина называется «Голубые горы». Какие цвета художник использовал в своей работе? Почему именно такие? А эта картина «Долина между гор». Как вы думаете, какое время суток изображено? (Вечер). Почему? Какие цвета использованы в работе? |
Проявляют коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста), умеют слушать и понимать высказывания собеседников. познавательные УУД: добывают новые знания (находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, занятии), перерабатывают полученную информацию (делают выводы в результате совместной работы всей группы). |
Физминутка Задача: снять мышечное напряжение обучающихся. |
Методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности: методы получения новых знаний (демонстрация). |
- А теперь для того чтобы отдохнуть, давайте встанем. Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. - Пожалуйста, тихонечко садитесь все на свои места. Покажите свою готовность работать дальше. Если все готовы, то продолжаем нашу работу. |
|
5. Объяснение способов действий. Практическая деятельность. Задача: научить изображать горный пейзаж в технике «монотипия». |
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса (создание ситуации творческого поиска) Методы воспитания: методы формирования социального опыта (ситуация свободного выбора); метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа); методы стимулирования и коррекции действий и отношений (создание ситуации успеха, поощрение). методы организации учебно-познавательной деятельности: методы получения новых знаний (беседа, объяснение, организация наблюдения, демонстрация); методы выработки умений и накопления опыта (практическая работа). |
- Наше занятие сопровождает творчество знаменитого художника. Сейчас я предлагаю вам научиться выполнять вот такой пейзаж. Какую форму имеют горы? На что они похожи? Почему на пейзаже двойное изображение? Что является границей реальных гор и их отражения в воде? (береговая линия – это сгиб листа). Какие цвета использованы в работе? - Посмотрите, работа будет выполняться необычным способом, поэтому у меня лист уже согнут пополам. Сначала мы берем необходимые краски, нужно смешать их на палитре. Наносим изображение гор на верхнюю половину листа, нарисуем небо. Затем нам нужно нижнюю половину листа намочить водой. Смачивать нужно не сильно, чтобы лист не порвался. Затем складываем лист по линии сгиба. У нас получился отпечаток гор. Как будто горы отражаются в водной глади. Затем мы с вами можем прорисовать горы, показать их неровности. Можем нарисовать заснеженные горы. Для этого нужно добавить белый цвет в работу. Можем тонкой кистью нарисовать птиц, деревья. |
Демонстрируют аккуратность, самостоятельность, демонстрируют положительное отношение к базовым общественным ценностям. Регулятивные УУД: проговаривают последовательность действий на занятии, работают по предложенному учителем плану. проявляют коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста), умеют слушать и понимать высказывания собеседников. познавательные УУД: добывают новые знания (находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, занятии), перерабатывают полученную информацию (делают выводы в результате совместной работы всей группы). |
6. Подведение итогов. Рефлексия. Задача: совместно с обучающимися подвести итоги деятельности, оценить эмоциональный настрой обучающихся в течение занятия. |
Методы воспитания: методы стимулирования и коррекции действий и отношений (создание ситуации успеха, поощрение). Личный пример педагога. Демонстрация ценностного отношения к объектам живой природы (рыбам). |
Организация выставки. - С творчеством какого художника мы с вами познакомились? Чем вам запомнились его работы? Чем понравились? С какой мы познакомились техникой? А что еще можно изобразить в такой технике? Я благодарю вас за работу. Вы настоящие волшебники с золотыми руками. Наше занятие походит к концу. До новых встреч, друзья! Спасибо. |
Присваивают ценностные ориентиры в области изобразительного искусства, общения. Регулятивные УУД: совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; проявляют волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; проявляют коммуникативные УУД: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста), умеют слушать и понимать высказывания собеседников, умеют предъявлять результаты творческой деятельности. |