Внеурочное занятие по информатике «Турнир смекалистых» для 8 класса
Меньшакова Наталья Олеговна, учитель информатики МБОУ СОШ №34
Игра
«Турнир смекалистых»
8 класс
Цели:
- показать, что информатика является наукой, которая занимается изучением информационных процессов, т.е. сбора, хранения и передачи информации. И что основным инструментом реализации информационных процессов является компьютер;
- формирование научно-познавательного интереса учащихся к предмету, формирование творческой личности, развитие памяти, мышления, воображения; формирование субъекта деятельности, производящего своей деятельностью самого себя;
- развитие творческих способностей учащихся, эмоциональности, умения самостоятельно добывать информацию;
- повторение ранее изученного материала;
- формирование сплоченного коллектива;
- воспитание стремления к творческой деятельности, возможности яркого самовыражения.
Оборудование:
- компьютеры;
- мультимедиа;
- экран;
- презентация;
- секундомер или часы с секундной стрелкой;
- табло для внесения результатов конкурса;
- распечатки заданий;
- листы;
- ручки.
Участвуют команды по 5-7 человек. Командам предлагается придумать название и выбрать капитана.
Ход мероприятия.
Учитель: Здравствуйте, дорогие участники, зрители и члены жюри! Мы начинаем игру «Турнир смекалистых». Сегодня встречаются команды учеников 8 классов. Представляю членов жюри: (можно пригласить учащихся старших классов или других педагогов).
Конкурс 1. «Вопрос – ответ».
(на обсуждение отводится 20 секунд, ответ записывается в бланке ответов, передается членам жюри). Слайды 2 -8.
Лицо, которое использует ПК? (Пользователь).
Какая связь между городом Англии, ружьем калибра 30×30 и одним из элементов Компьютера? (Они все называются «винчестер»).
Почему на компьютерном жаргоне процессор называется «камнем»? (потому что основой микропроцессора является кристалл кремния высокой степени чистоты).
Когда появился манипулятор типа «Мышь», то в русском языке он некоторое время назывался по имени персонажа известной русской сказки. Назовите этот персонаж. (Колобок).
Конкурс 2. «Фотогалерея».
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на фотографии людей, деятельность которых непосредственно связанных с информатикой и ответьте на вопросы. (на обсуждение отводится 20 секунд, ответ записывается в бланке ответов, передается членам жюри).Слайды 9 – 14.
Английский математик, изобретатель первой аналитической вычислительной машины. Родился в Англии в 1871 году. В 1833 разработал проект универсальной цифровой вычислительной машины — прообраза современной ЭВМ. (Ча́рльз Бэ́ббидж).
Английский математик, графиня дочь Джорджа Байрона написала первую программу, которая была предназначена для вычисления чисел Бернулли на аналитической машине английского математика Чарльза Бэббиджа. (Ада Лавлейс).
Один из первых исследователей человеко-машинного интерфейса и изобретатель компьютерного манипулятора — мыши. (Дуглас Карл Энгельбарт).
Американский предприниматель и общественный деятель, один из создателей (совместно с Полом Алленом) и крупнейший акционер компании Microsoft. До июня 2008 года являлся руководителем компании, после ухода с поста остался в должности её неисполнительного председателя совета директоров. (Уи́льям Ге́нри Гейтс III более известный как просто Билл Гейтс).
Финский программист, хакер. Воодушевлённый прочтением книги Эндрю Таненбаума, посвящённой операционной системе Minix, Создал ядро операционной системы, являющейся на данный момент самой распространённой из свободных операционных систем. (Ли́нус Бенедикт То́рвальдс).
Конкурс 3 «Всё смешалось».
Учитель: Дана таблица с двумя колонками текста. Необходимо сформировать словосочетания из двух частей (по одной из каждой колонки), относящиеся к информатике и к устройству и работе компьютера. (на выполнение задания отводится 30 сек, далее полученный результат передается членам жюри).Слайды 15 – 17. Приложение 1.
Сетевая |
память |
Носитель |
каталог |
Материнская |
процессор |
Оперативная |
память |
Нулевая |
информации |
Центральный |
диск |
Корневой |
плата |
Черно-белый |
принтер |
Магнитный |
плата |
Струйный |
монитор |
Ответы:
Сетевая |
плата |
Носитель |
информации |
Нулевая |
дорожка |
Материнская |
плата |
Оперативная |
память |
Центральный |
процессор |
Корневой |
каталог |
Черно-белый |
монитор |
Магнитный |
диск |
Струйный |
принтер |
Конкурс 4. Кроссворд «Вычислительные устройства»
Учитель: следующий конкурс для капитанов команд. Предлагается ответить на вопросы кроссворда. (на выполнение задания отводится 2 мин, при наличии ПК кроссворд можно сразу заполнять на нем, если же нет возможности, то распечатать. По окончании работы, члены жюри проверяют электронный вариант, либо печатный). Слайд 18. Приложение 2.
1 |
||||||||
2 |
3 |
|||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
6 |
||||||||
По горизонтали:
4. Логарифмическая …
6. Универсальное электронное устройство для обработки информации.
По вертикали:
Электронное вычислительное устройство.
Русский прибор для вычислений.
5. Счетное приспособление (похожее на указанное в п.3 по вертикали), применявшееся в Древнем Риме и Древней Греции.
ОТВЕТЫ:
1 к |
||||||||
а |
||||||||
2 а |
3 с |
л |
||||||
р |
ч |
ь |
||||||
4 л |
и |
н |
е |
й |
к |
а |
||
5 а |
ф |
т |
у |
|||||
б |
м |
ы |
л |
|||||
а |
о |
я |
||||||
6 к |
о |
м |
п |
ь |
ю |
т |
е |
р |
е |
о |
|||||||
т |
р |
|||||||
р |
Конкурс 5. «Мимика и жесты».
Учитель: Пока капитаны выполняют свое задание, переходим к следующему конкурсу. Изобразить мимикой и жестами: (на подготовку команде дается 2 минуты). Слайд 18. Приложение 3.
Принтер;
Компьютер завис;
Мышь;
Мальчик, играющий на ПК.
Конкурс для зрителей и болельщиков. «Занимательные задачи».
Учитель: пока команды готовятся, у меня есть задание зрительному залу. У нас сегодня необычная игра. Вы тоже можете принять в ней участие. Кто быстрее угадает, тот получит жетон, который вы можете передать в актив одной из команд. Прежде чем назвать ответ, поднимите руку. Слайд 18.
Каков объем оперативной памяти компьютера с 512 Мбайт RAM? (512 Мбайт).
Какой мышью лучше всего набирать текст – с одним или двумя скроллерами? (Без разницы, так как мышь не предназначена для ввода текстовой информации).
Сколько базовых цветов отображает цветной монитор? (Три: красный, зелены, синий).
Сколько иголок у 24-игольчатого матричного принтера? А у аналогичного лазерного принтера? (24. У лазерных принтеров нет иголок).
Какова скорость сканирования ручного сканера? А матричного принтера? (Зависит от скорости работы пользователя. Матричный принтер не предназначен для сканирования).
Почему без сканера компьютер не сможет функционировать? (ПК может функционировать без сканера).
Если в планшетном сканере застряла бумага, то, как ее из него извлечь? (В планшетном сканере бумага не может застрять, если только ее не приклеить).
Если одна дискета весит 20 грамм, то, сколько учеников потребуется для поднятия коробки с миллионом дискет? (Ученики сколько бы их ни взять, не смогут поднять такую коробку, так как она весит 20 тонн).
Конкурс 6. «Буратино и шифровка».
Учитель: Буратино обнаружил начальную строку зашифрованного послания, написанного неизвестным ему шифром: (на выполнение задания отводится 30 сек, далее полученный результат передается членам жюри). Слайд 19 -21. Приложение 4.
ШЫР-ПИР Ю ПАПУЖГЫ
ЗЭЛЭМЪЫЙ ГЁСРЫГ…
Учитель: Помогите Буратино расшифровать послание.
(Жил-был у бабушки серенький козлик)
Конкурс 7. «Условные обозначения».
Учитель: Необходимо расшифровать следующие записи: (на выполнение задания отводится 30 сек, далее полученный результат передается членам жюри). Слайд 22 – 24. Приложение 5.
600×480.
P4/40/256ddr/3,5”Mits/SB/CD52xLG/AT.
COM1.
LPT1.
Ответы:
Разрешение монитора.
Краткое условное обозначение основных параметров компьютера.
Условное обозначение последовательного порта компьютера.
Условное обозначение параллельного порта компьютера.
Подведение итогов.
Учитель: Спасибо командам! Вы показали достойную игру! Аплодисменты болельщиков — лучшее тому подтверждение! Слово предоставляется членам жюри, которое называет победителя последнего конкурса и подводит общие итоги. Вручаются дипломы выигравшим командам, награждаются активные болельщики.