Поурочное планирование по информатике для 8 класса

1
0
Материал опубликован 17 October 2018 в группе

Урок 1

Дата:

Тема: Цели изучения курса информатики и ИКТ. ТБ и организация рабочего места

Цели:

- познакомить и заинтересовать учащихся предметом; показать, чему должны научиться учащиеся и какое значение имеет информатика в жизни; познакомиться с требованиями к поведению на уроке, правилам техники безопасности;

- развивать внимание, мышление и память;

- воспитывать информационную культуру учащихся.

Программно – дидактическое обеспечение: презентация (1 урок по информатике), плакат по технике безопасности


Ход урока.

Организация начала урока

Постановка целей урока.
- Что такое информатика?
- Что изучает наука информатика?

- Что нельзя делать на уроке информатики?

Изложение нового материала.

Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – информатику. Вас ждет очень интересная, увлекательная, творческая работа.

Откуда и почему появилась информатика?. Что вы узнаете и чему научитесь на уроках информатики?
ПРАВИЛА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ.
1. В кабинете вычислительной техники установлена дорогостоящая аппаратура – компьютеры, принтер, сканер. Поэтому: бережно обращайтесь с этой техникой; спокойно, не торопясь, не толкаясь, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место.
2. Во время работы лучевая трубка монитора находится под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому строго запрещается: трогать разъемы соединительных кабелей; прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления; к тыльной стороне монитора, клавиатуры; выключать и отключать аппаратуру без указания преподавателя; класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру; работать во влажной одежде и влажными руками.
3. При появлении запаха гари немедленно прекратите работу, выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.


4. Перед началом работы:


- Убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места;

Сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы не наклоняясь пользоваться аппаратурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;

Разместите на столе учебные пособия;

Внимательно слушайте объяснение учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий;

В случае необходимости обращайтесь к преподавателю;

Хорошо разберитесь в особенностях применяемых в работе аппаратов.
5. Во время работы на ПЭВМ лучевая трубка монитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности. Поэтому надо работать на расстоянии 60 – 70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения – в очках.
6. Работа на ПЭВМ требует большого внимания, четких действий и самоконтроля. Поэтому нельзя работать: при недостаточном освещении; при плохом самочувствии.
7. Во время работы: работайте на клавиатуре чистыми руками; никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры; не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
8. По окончании работы: выйти из программы; выключить защитный экран; оставить рабочее место в надлежащем порядке.
Информатика. Информация.
В истории человечества произошло несколько информационных революций:

Первая революция связана с изобретением письменности.

Вторая революция (середина 16 в.) вызвана изобретением книгопечатания.

Третья революция(конец 19 в.) произошла благодаря открытию электричества.

Четвертая революция(середина 20 в.) связана с изобретением компьютера.

Таким образом, к концу 20 века стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающий мир под информационным углом зрения.
Информация для человека – это те знания, которые он получает из различных источников.

Мы можем назвать информацией все данные, которые получает человек при помощи органов чувств, а также выводы, которые он делает на основании полученных данных и при помощи опыта.

С информацией мы сталкиваемся на каждом шагу. Цвет морковки, запах корицы и вкус яблока, результат решения задачи, а заодно и текст этой задачи, и знание о том, как ее решать - все это информация. Как видно, она довольно разнородна, мы, например, можем выделить отдельно зрительную, слуховую информацию, абстрактные понятия, которые мы учим в школе и еще многое, многое другое.

Информация может существовать в разнообразных формах:
- в форме световых, звуковых или радиоволн;
- в форме электрического тока или напряжения;
- в форме магнитных полей;
- в виде знаков на бумаге и т.д.

Информатика - это наука о получении, хранении и обработке информации.

Исходя из этого определения информатика – это наука и область практической деятельности человека.

Информатика как наука опирается на несколько фундаментальных наук – физику, электронику, радиотехнику, математику, кибернетику и др., а также имеет свои собственные разделы: операционные системы, архитектура ЭВМ, теоретическое программирование и другие.

Информатика как область практической деятельности людей оформилась с появлением компьютеров и учит применять информационные технологии в современном обществе. Сейчас мы уже не сможем представить себе жизнь без компьютера.

Вся информатика делится на теоретическую и прикладную.

Наверняка, многие из вас считают, что достаточно научиться работать за компьютером практически. И совсем необязательно знать, как работает процессор, как он «думает», как в памяти храниться информация. Но не зная теоретические основы информатики, невозможно понять, что же такое компьютер, в каких областях своей деятельности можно его применить. Действительно ли он помогает вам интересно жить и реализовывать свои замыслы.

При помощи компьютера мы можем решить школьную задачу или смоделировать сложный физический процесс, нарисовать смешную рожицу и подретушировать фотографию, поиграть в игру, похожую на интерактивный фильм или запрограммировать "крестики-нолики".

Не так давно компьютеры называли электронно-вычислительными машинами (ЭВМ). Действительно, тогдашний компьютер мог только считать, хотя делал это гораздо быстрее человека и не способен был самостоятельно "потерять" запятую или перепутать плюс с минусом. Сейчас вместо плохонького монохромного экрана в нашем распоряжении многоцветный монитор с высоким разрешением, на компьютере можно смотреть телепередачи, слушать музыкальные записи, а о современных компьютерных играх можно говорить до бесконечности.
Пользованием (от англ. using) называются навыки обработки информации на компьютере.
Пользователь - человек, выполняющий работу при помощи компьютера.
Иногда используется сленговое слово юзер (от англ. user - пользователь).
Информационные процессы
В разных научных дисциплинах и в разных областях техники существуют разные понятия информации. Но есть общие черты, которые объединяют эти разные подходы. (презентация)

 

4. Закрепление изученного

Упражнение 1. Найдите общие черты, используя наводящие вопросы:
- Что нужно сделать с информацией, чтобы она появилась? (создать, найти, искать, собрать)
- У меня есть некоторая информация. Что я могу с ней сделать (передать, распространить, использовать, копировать.)
- Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? (Получить, разрушить)
- Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с английского на русский)? (Обработать, преобразовать)

Вывод: понятие информации во всех без исключения сферах предполагает создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процессы называют информационными
Передача, обработка и хранение информации происходит в форме сигналов или знаков. (презентация)
Роль информации: Человек всегда обрабатывает информацию: узнает новые данные(из газет, книг, по радио, телевидению), использует известные данные на работе и в повседневной жизни (например, вы знаете что пойдет дождь, возьмете зонтик), создает новую информацию (например, в науке, искусстве, литературе).

5.Итог урока.

6.Домашнее задание.


Вопросы и задания:
1. Приведи примеры информации.


2. В чем сходство и различие информации в примерах урока.


3. Картина, билет в кино. Какую информацию можно получить из этих предметов?


 


 

Урок 2

Дата:

Тема: Общие сведения о системах счисления
Цели:

- познакомить учащихся с историей возникновения и развития систем счисления; указать на основные недостатки и преимущества непозиционных систем счисления;

- развивать память, мышление и внимание;

- воспитывать информационную культуру учащихся.

Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

Повторение правил ТБ

III Работа по теме урока
1. Постановка целей урока.

- Сколько существует систем счисления? Какая была самая первая и почему?
2.
Изложение нового материала

Лозунг «Все есть число». Так говорили древние пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. Современный человек каждый день запоминает номера машин и телефонов, в магазине подсчитывает стоимость покупок и т.д. Числа, цифры…они с нами везде

Люди всегда считали и записывали числа, даже пять тысяч лет назад. Но записывали они их совершенно по-другому, по другим правилам. Но в любом случае число изображалось с помощью каких то символов, которые называли цифрами.
Цифры – это символы, участвующие в записи числа и составляющие некоторый алфавит.

Для того, чтобы записывать цифры, а из них составлять числа, нужно использовать какую – либо систему счисления.
Система счисления – это способ записи чисел с помощью цифр.

Все известные системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.

Непозиционной называется такая СС у которой количественный эквивалент («вес») цифры не зависит от ее местоположения в записи числа.

Например, римское число VVV. В десятичной системе счисления это число 15. При записи числа VVV использовались одинаковые «цифры» -V. И если сравнить их между собой, то получим абсолютное равенство. Т.е. на каком бы месте ни стояла цифра в записи числа, ее «вес» всегда один и тот же. В данном примере он равен 5.
Другие непозиционные системы счисления.

Единичная СС.

В древние времена, когда люди начали считать, появилась потребность в записи чисел. Количество предметов, например мешков, изображалось нанесением черточек или засечек на какой – либо твердой поверхности: камне, глине, дереве (до изобретения бумаги было еще далеко).

Ученые назвали этот способ записи чисел единичной или унарной СС. Неудобства такой СС очевидны: чем больше число надо записать, тем больше надо нарисовать палочек.

Поэтому позже эти значки стали объединять в группы по 3, 5 и 10 палочек. Таким образом возникали уже более удобные системы счисления. Отголоски единичной системы счисления встречаются и сегодня. Например, малыши на пальцах показывают свой возраст.


Римская СС

В ней для обозначения чисел используют знаки I (один палец) для числа 1, V(раскрытая ладонь) для числа 5, X(две сложенные ладони) для 10, а для чисел 50, 100, 500 и 1000 используют заглавные латинские буквы C – 100, D- 500, M-1000.


I-1 V- 5 X- 10 L-50 C-100 D-500 M-1000
Правила составления числа в римской СС:

Число равно:


сумме значений, идущих подряд нескольких одинаковых «цифр»;


разности значений двух «цифр», если слева от большей «цифры» стоит меньшая. В этом случает от значения большей «цифры» отнимается значение меньшей «цифры».


Например: Записать число 444 в римской системе счисления:

444


400 + 40 + 4
(D-C) (L – X) (V – I)

CDXLIV
Например: Записать число 1986 в римской СС

1986
1000 + 900 + 50 + 30 + 6

M + (M-C) + L + (X + X + X) + V + I


 

MCMLXXXVI
Позиционные системы счисления.

Позиционной называется такая СС, в которой количественный эквивалент («вес») цифры зависит от ее местоположения в записи числа.
Например: Рассмотрим число 222

В записи этого числа используется трижды цифра 2. Но вклад каждой цифры в величину числа разный. Первая 2 означает число сотен, вторая – число десятков, третья – число единиц.


Основные достоинства любой позиционной системы счисления:


Простота выполнения арифметических операций.


Ограниченное число символов, необходимых для записи числа.


 

Рассказ о других системах счисления.

Обычно мы используем десятичную систему счисления. В ней любое число записывается с помощью десяти цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.


Количество цифр в системе счисления называется ее основанием.

Основание десятичной системы счисления равно 10.

Десятичная система счисления возникла потому, что в древности люди использовали для счета десять пальцев.
В ЭВМ для записи чисел используется двоичная система счисления. В этой системе всего две цифры 0 и 1 основание системы равно2. Двоичная система счисления используется в компьютерах потому, что электрическими сигналами легко обозначить двоичные цифры: 0 – нет сигнала, 1 – есть сигнал (напряжение или ток).
Данные о некоторых системах счисления запишем в таблицу:


Название


Основание


Цифры


Где используется


Двоичная


2


0,1


В ЭВМ


Восьмеричная


8


0,1,2,3,4,5,6,7


В ЭВМ


Шестнадцатеричная


16


0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A10 B11 C12 D13 E14 F15

В ЭВМ


Десятичная


10


0,1,2,3,4,5,6,7,8,9


В жизни


Двенадцатеричная


12


0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,знак,знак


В мире до первой трети XX века.


Пятеричная


5


0,1,2,3,4


В Китае



IV. Итоги урока. Оценить работу класса и назвать учащихся, отличившихся на уроке.
V. Домашнее задание.

Выучить основные определения. Знать виды систем счислений.


 


 


 


 

Урок 3

Дата:

Тема: Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

Цели:

- ввести понятие «двоичная арифметика», знакомство с двоичной системой счисления;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного
- Что такое система счисления?

- Какие системы счисления вам знакомы?

- Каковы различия между позиционными и непозиционными системами счисления

III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Двоичной системой счисления называется позиционная система счисления с основанием 2. Для записи чисел в двоичной системе счисления используются только две цифры: 0 и 1.

Для того чтобы лучше освоить двоичную систему счисления, необходимо освоить выполнение арифметических действий над двоичными числами.
Сложение:

0 + 0 = 0

0 + 1 = 1

1 + 0 = 1

1 + 1 = 10


Пример 1


Пример 2


Пример 3


1001

+1010

10011


1111

+ 1

10000


101,011

+ 1,11

111,001

Из примеров видно, что при сложении столбиком двух цифр справа налево в двоичной системе счисления в следующий разряд может переходить только единица. Результат сложения двух положительных чисел либо имеет столько же цифр, сколько максимальное из двух слагаемых, либо на одну цифру больше, но этой цифрой может быть только единица

Складывание трех единиц: 1+1+1=10+1=11= 1+ перенос 1 в старший разряд


Вычитание:

Исходя из того, что вычитание есть действие, обратное сложению, запишем правило арифметического вычитания одноразрядных чисел в двоичной системе счисления:

0 – 0 = 0

1 – 0 = 1

1 – 1 = 0

10 – 1 = 1

Используя это правило, можно проверить правильность сложения вычитание из полученной суммы одного из слагаемых. При этом, чтобы вычесть в каком либо разряде единицу из нуля, необходимо «занимать» недостающее количество в соседних старших разрядах.
Умножение:

0*0=0


0*1=0

1*0=0


1*1=1

IV. Закрепление изученного
Решите задачи:

1


Выполните сложение:

1)1001001+10101 (ответ:1011110)

2) 101101+1101101 (ответ:10011010)

3) 1110101+1001101 (ответ:11000010)

4) 11000,11+11010,11 (ответ:110011,1)

5) 1011011+1011011 (ответ: 10110110)

6) 1110011+1011011 (ответ:11001110)

7) 1010111+101100 (ответ: 10000011)

8) 1110110,11+1010111,11 (ответ: 11001110,1)
№ 2

Выполните вычитание:


10001000-1110011 (ответ:10101)


11010110-10101110 (ответ: 101000)


1111001-1010111 (ответ:100010)


1101100-10110110 (ответ: -1001010)


1101011-11100110 (ответ:1111011)


11000110-1011101 (ответ:1101001)


110101,101-1001,111 (ответ: 101011,11)


1011001,1-1001101,1 (ответ:1100)



V. Итог урока

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке


Домашнее задание

Выучить правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления


 



Урок 4

Дата:

Тема: Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления.

Цели:

- продолжить знакомство с системами счисления;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся, усидчивость и наблюдательность.

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного
- Что вы можете рассказать о двоичной системе счисления?

III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Восьмеричной системой счисления называется позиционная система счисления с основанием 8. Для записи чисел в восьмеричной системе счисления используются цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7.

Шестнадцатеричная система счисления: основание 16, алфавит – 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F.

В компьютерной технике используется двоичная система счисления, обеспечивающая ряд преимуществ по сравнению с другими системами счисления: двоичная арифметика наиболее проста; представление информации посредством только двух состояний надежно и помехоустойчиво; существует математический аппарат, обеспечивающий логические преобразования двоичных данных.

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий на перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную.

V.Итог урока

- Приведите примеры информационной деятельности человека.

VI. Домашнее задание

п.1.1.3-1.1.4.-1.1.7 - изучить

Тема: Развернутая форма числа. Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную.
Цели: сформировать у учащихся навыки и умения перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.
Программно – дидактическое обеспечение:

О.Л. Соколова «Поурочные разработки по информатике 10 кл.» урок 12 стр. 81, урок 13 стр. 83

Презентация

Ход урока.
I . Постановка целей урока.
II. Проверка домашнего задания
III. Изложение нового материала.

При записи чисел значение каждой цифры зависит от ее местоположения в числе. Место для цифры называется разрядом, а количество цифр в числе – разрядностью числа. Разряды нумеруются справа налево и каждому разряду соответствует степень основания:


РАЗРЯД 3 2 1 0 Название Степень

ЧИСЛО 1 9 9 9 разряда основания


Единицы 100
Десятки 101
Сотни 102
Тысячи 103
Развернутая форма числа
В позиционной системе счисления любое вещественное число может быть представлено в форме:

Aq = +-(an-1*qn-1 + an-2 * qn-2 +….+a0* q0 + a-1*q-1 + a-2*q-2 + … + am * qm)

Здесь:

А – само число

q – основание системы счисления

ai - цифры данной системы счисления (an-2; an-1 и др.)

n – число разрядов целой части числа

m – число разрядов дробной части числа


Пример 1: Записать в развернутом виде число А10 = 4718,63


Пример 2. Записать в развернутом виде число А
8 = 7764,1

Пример 3. Записать в развернутом виде число А16 = 3AF



Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную.
Правило:


Представьте число в развернутой форме.


Найдите сумму ряда. Полученное число является значением числа в десятичной системе счисления.

Пример 4.

Переведем число 11112 в десятичную систему счисления.


Запишем число в развернутой форме:


Найдем сумму ряда: 23+22+21+20=1510

Пример 5.

Переведем число 0,1235


Запишем число в развернутой форме:


Найдем сумму ряда: 0,2+0,08+0,024=0,30410

Пример 6.

Переведем число 16,48


Запишем число в развернутой форме:


Найдем сумму ряда: 8+6+0,5=14,510

IV. Решение задач.
Упражнение 1.

Запишите в развернутом виде следующие числа:

А) А10 = 3457,78

Б) А5 = 231,44

В) А16 = Е23С,1А

Г) А2 2 = 11001,101


Упражнение 2.

Запишите в свернутой форме следующие числа:

А)

Б)


Упражнение 3

Запишите в десятичной системе счисления следующие числа:

А9=7688; А5 = 432,1; А3 = 120 ; А4 = 102,31

Ответ: 76889 = 566910; 432,15 = 117,210; 1203 = 1510 ; 102,314 = 2,912510


Упражнение 4.

Представьте в десятичной системе счисления число 101,1, считая записанным в системах счисления от двоичной до девятеричной.


Ответ: 101,12 = 5,510

101,13 = 10,310

101,14 = 17,2510

101,15 = 26,210

101,16 = 37,1610

101,17 = 50,110

101,18 = 65,12510

101,19 = 82,110


V. Закрепление изученного

Выберите самостоятельно любое число из любой системы счисления и предложите соседу по парте перевести его в десятичную систему счисления. Ответы сравнить. (Работа в парах)
VI. Итоги урока

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.


 

Домашнее задание

Выучить правило перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.

Знать развернутую форму записи числа.
Задача №1.

Сравните числа:

А) 510 и 58

Ответ 510 = 58


Б) 11112 и 11118

Ответ: 11112 < 11118


Задача №2.

Запишите в развернутой форме следующие числа: 7465,76210;2345,216;ACF3.B16


Задача №3

В коробке лежит 318 шар. Среди них 128 красных и 178 желтых. Докажите что здесь нет ошибки.


Док-во:

318 = 2510

128 = 1010

1510+1010=2510


Задача №4

В классе 11112 девочек и 10102 мальчиков. Сколько учеников в классе.

Ответ:

11112 = 1510



10102 = 1010

15+10=25 учеников.



 

Урок 5

Дата:

Тема: Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием g.

Цели:

-сформировать у учащихся навыки и умения перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую;

- развивать логическое мышление;

- воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям, культуру поведения.
Программно – дидактическое обеспечение: Презентация

Ход урока.
I . Постановка целей урока.
II. Проверка домашнего задания

У доски проверяем решение дом. задач (выборочно)

Пока учащийся у доски готовиться отвечать, остальные выполняют задание по карточкам.
Задание: Заполните таблицу


Число


Система счисления


Основание СС


Десятичное представление


3428


 


 


 


10001,1012


 


 


 


112,510
 


 


 


 

Сообщите результаты теста и обратите внимание на ошибки.
III. Изложение нового материала
Правило перевода целых чисел из десятичной системы счисления в любую другую.


Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получиться частное, меньше делителя.


Выписать полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, начиная с последнего остатка.


Пример 1.

Перевести число 9710 в двоичную систему счисления.


 


97


48


24


12


6


3


1


2


2


2


2


2


2


 


1


0


0


0


0


1


 

Получаем 9710 = 11000012


Пример 2

Перевести число 12610 в восьмеричную систему счисления6


 


126


15


1


8


8


 


6


7


 

Получаем 12610 = 1768


Пример 3.

Перевести число 18010 в шестнадцатеричную систему счисления


 


180


11(В)


16


 


4


 


Получаем 18010 = В416
Правило перевода правильных дробей из десятичной системы счисления в любую другую.


Последовательно умножаем данное число и получаем дробные части произведения на основание новой системы счисления до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равна нулю или не будет достигнута требуемая точность представления числа.


Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.



Пример 4.

Перевести число 0,6562510 в восьмеричную систему счисления






0, 65625

* 8



5 25000
2 00000

Получаем: 0,6562510 = 0,528


Пример 5.

Перевести число 0,6562510 в шестнадцатеричную систему счисления



0, 65625


* 16

10(А) 50000

16

8 00000
Получаем: 0,65625
10 = 0,А816



Пример 6.

Перевести число 0,910 в двоичную систему счисления:


0, 9

* 2

1 8

2


6


2


2


2


4


…….

Этот процесс можно продолжать бесконечно. В этом случае деление продолжаем до тех пор, пока не получим нужную точность представления

Получаем: 0,910 = 0,11102 с точностью до семи знаков после запятой.

Правило перевода произвольных чисел.

Перевод произвольных чисел, т.е. содержащих целую и дробную часть, осуществляется в два этапа. Отдельно переводится целая часть, отдельно- дробная. В итоговой записи полученного числа целая часть отделяется от дробной запятой.


Пример 7.

Перевести число 18,34 в двоичную систему счисления.

0, 34

 


18


9


4


2


1


2


2


2


2


 


0


1


0


0


 

* 2

0, 68

2

 


36


2


72


2

1 44


Получаем 18,3410 = 10010,01012
IV. Закрепление изученного.

Решите задачи:

1

Переведите число 200410 в:

А) в двоичную систему счисления (ответ: 11111010100
2)

Б) в восьмеричную систему счисления (Ответ: 37248)

В) в шестнадцатеричную систему счисления (Ответ: 7D416)
№ 2:

Переведите:

А) 3410 – А5 (1145)

Б) 32110 – А7 (6367)

В) 20110 – А3 (211103)
№ 3

Переведите числа из десятичной системы счисления в:

А) 0,141 в пятеричную (0,03235)

Б) 0,675 в троичную (0,200023)

В)0,2004 в восьмеричную (0,146458)

Г) 0,7982 в двоичную (0,1100112)


V. Итоги урока.

Оцените работу группы и назовите учащихся, отличившихся на уроке.


Домашнее задание:

Знать алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую.

Заполните следующую таблицу:


А2


А8


А10


А16


110101

     
 


217

   


 


 


261


 


 


 


 


4АС


 


 

Урок 6

Дата:

Тема: Представление целых чисел

Цели:

- знакомство с представлением чисел в компьютере;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

Мини – тест по теме «Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую»


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Для компьютерного представления целых чисел используются несколько различных способов, отличающихся друг от друга количеством разрядов и наличием или отсутствием знакового разряда.

Для представления беззнакового целого числа его следует перевести в двоичную систему счисления и дополнить полученный результат слева нулями до стандартной разрядности.

При представлении со знаком самый старший разряд отводится под знак числа, остальные разряды под само число. Если число положительное, то в знаковый разряд помещается 0, если число отрицательное, то 1. Положительные числа хранятся в компьютере в прямом коде, отрицательные – в дополнительном.

 

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Как в памяти компьютера представляются целые положительные и отрицательные числа?

VI. Домашнее задание

п.1.2.1- изучить



 

Урок 7

Дата:

Тема: Представление вещественных чисел

Цели:

- продолжить знакомство с представлением чисел в компьютере;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

- Как в памяти компьютера представляются целые положительные числа?


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

При хранении в компьютере вещественных чисел выделяют разряды на хранение знака порядка числа, самого порядка, знака мантиссы и мантиссы. При этом любое число записывается так:

А=±m· gp

Где: m – мантисса числа;

g- основание системы счисления

p- порядок числа.

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Как в памяти компьютера представляются целые положительные и отрицательные числа?

VI. Домашнее задание

п.1.2.2- изучить


 

 

Урок 8

Дата:

Тема: Высказывание. Логические операции

Цели:

- знакомство с элементами алгебры логики;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

Выполнение заданий 6,8,9 в конце параграфа учебника на с.21


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Алгебра логики определяет правила записи, упрощения и преобразования высказываний и вычисления их значений.

Высказывание – это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное.

Высказывания бывают простые и сложные. Высказывание называется простым, если никакая его часть сама не является высказыванием. Сложные (составные) высказывания строятся из простых с помощью логических операций.

Конъюнкция – логическая операция, ставящая в соответствие двум высказываниям новое высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.

Дизъюнкция – логическая операция, которая двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны.

Инверсия – логическая операция, которая высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному.

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Приведите по одному примеру истинных и ложных высказываний из биологии, географии, информатики, истории, математики и литературы

VI. Домашнее задание п.1.3.1- 1.3.2- изучить

Урок 9

Дата:

Тема: Построение таблиц истинности для логических выражений

Цели:

- научить строить таблицы истинности для логических выражений;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

Фронтальный опрос по вопросам заданного пункта учебника


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Для логического выражения можно построить таблицу истинности, показывающую, какие значения принимает выражение при всех наборах значений входящих в него переменных. Для построения таблицы истинности следует:

Подсчитать n – число переменных в выражении

Подсчитать обще число логических операций в выражении

Установить последовательность выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов

Определить число столбцов в таблице: число переменных + число операций

Заполнить шапку таблицы, включив в нее переменные и операции

Определить число строк в таблице m=2n

Выписать наборы входных переменных с учетом того, что они представляют собой ряд целых n-разрядных чисел от 0 до 2n-1

Провести заполнение таблицы по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Как построить таблицу истинности?

VI. Домашнее задание

п.1.3.3- изучить

Урок 10

Дата:

Тема: Свойства логических операций

Цели:

- знакомство с основными свойствами логических операций;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

Выполнение заданий 5 и 8 в конце параграфа


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Рассмотрим основные свойства логических операций, называемые также законами алгебры логики

Переместительный закон А^В=В^А; А+В=В+А

Сочетательный закон: (А^В)^С=А^(В^С); (А+В)+С=А+(В+С)

Распределительный закон: А^(В+С)=(А^В)+(А^С); А+(В^С)=(А+В)^(А+С)

Закон двойного отрицания: А=

Закон исключения третьего: А^А=0; А+А=1

Закон повторения А^А=А; А+А=А

Законы операций с 0 и 1: А^0=0,А^1=А; А+0=А,А+1=1

Законы общей инверсии: А^В=А+В; А+В=А^В

 

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Назовите законы алгебры логики?

VI. Домашнее задание

п.1.3.4- изучить


 

Урок 11

Дата:

Тема: Решение логических задач

Цели:

- научить решать задачи;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

Проведите доказательство рассмотренных логических законов с помощью таблиц истинности


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Существует несколько способов решения задач. Рассмотрим каждый из них. (задачи рассмотрены в пункте учебника на с.32)


 

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Решить задачу 15 на с.40 учебника

VI. Домашнее задание

п.1.3.4- изучить

 

Урок 12

Дата:

Тема: Логические элементы

Цели:

- знакомство с логическими элементами;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

Фронтальный опрос, работа по карточкам


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Вы уже знаете, что любая информация может быть представлена в дискретной форме – в виде фиксированного набора отдельных значений. Устройства, которые обрабатывают такие значения, называются дискретными. Дискретный преобразователь, который выдает после обработки двоичных сигналов значение одной из логических операций, называется логическим элементом.

Логический элемент И (конъюктор) реализует операцию логического умножения.

Логический элемент ИЛИ (дизъюктор) реализует операцию логического сложения

Логический элемент НЕ (инвертор) реализует операцию отрицания


 

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Выясните, какой сигнал должен быть на выходе электронной схемы при каждом возможном наборе сигналов на входах. Составьте таблицу работы схемы

VI. Домашнее задание

п.1.3.6- изучить


 


 


 

Урок 13

Дата:

Тема: Проверочная работа «Математические основы информатики» (тестирование)

Цели:

- контроль знаний по изученному разделу;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся; самостоятельность и аккуратность


 

Ход урока.
 

I . Организация начала урока

II. Сообщить тему и цели урока

III. Выполнение работы по вариантам (см.Приложение)

IV. Итог урока

V. Домашнее задание

задание рабочей тетради – разгадать кроссворд


 

 

Тест «Математические основы информатики»


1. Совокупность знаков, при помощи которых записываются числа, называется:

Система счисления

Цифрами системы счисления

Алфавитом системы счисления

Основанием системы счисления


2. Чему равен результат сложения двух чисел, записанных римскими цифрами: MCM + LXVIII?

1168

1968

2168

1153


3. Число 301011 может существовать в системах счисления с основаниями:

2 и 10

4 и 3

4 и 8

2 и 4

4.Двоичное число 100110 в десятичной системе счисления записывается как:

36

38

37

46


 

Сколько цифр 1 в двоичном представлении десятичного числа 15?

1

2

3

4


 

Ячейка памяти компьютера состоит из однородных элементов, называемых:

Кодами

Разрядами

Цифрами

Коэффициентами


 

Количество разрядов, занимаемых двухбайтовым числом, равно:

8

16

32

64

В знаковый разряд ячейки для отрицательных чисел заносится:

+

-

0

1


 

Вещественные числа представляются в компьютере в:

Естественной форме

Развернутой форме

Нормальной форме с нормализационной мантиссой

Виде обыкновенной дроби


 

Какое предложение не является высказыванием?

Никакая причина не извиняет невежливость

Обязательно стань отличником

Рукописи не горят

10111=1*2+0*2+1*2+1*2

Какое высказывание является ложным?

Знаком + обозначается логическая операция ИЛИ

Логическую операцию ИЛИ иначе логическим сложением

Дизъюнкцию иначе называют логическим сложением

Знаком + обозначается логическая операция конъюнкция

Для какого символьного выражения верно высказывание:
"НЕ (первая буква согласная) И НЕ (вторая буква гласная)"?

Abcde

Bcade

Babas

Cabab


 

Когда сломался компьютер, его хозяин сказал:" Опреативная память не могла выйти из строя". Сын хозяина компьютера предположил, что сгорел процессор, а жесткий диск исправен. Пришедший специалист по обслуживанию сказал, что, скорее всего, с процессором все в порядке, а оперативная память неисправна. В результате оказалось, что двое из них сказали все верно, а третий - все неверно. Что же сломалось?

Оперативная память

Процессор

Винчестер

Процессор и оперативная память


 

Логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному

Инверсия

Дизъюнкция

Конъюнкция

дистрибутив

Ключ:

Вопрос 1: 3

Вопрос 2: 2

Вопрос 3: 3

Вопрос 4: 2

Вопрос 5: 4

Вопрос 6: 2

Вопрос 7: 2

Вопрос 8: 4

Вопрос 9: 3

Вопрос 10: 2

Вопрос 11: 4

Вопрос 12: 1

Вопрос 13: 2

Вопрос 14: 1


 

Урок 14

Дата:

Тема: Алгоритмы и исполнители

Цели:

- ввести понятие «алгоритм», знакомство со свойствами алгоритмов;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Анализ проверочной работы


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Исполнитель – некоторый объект, способный выполнять определенный набор команд.

Формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково. Для каждого формального исполнителя можно указать: круг решаемых задач, среду, систему команд и режим работы.

Алгоритм – это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами дискретности, понятности, определенности, результативности и массовости.

Способность исполнителя действовать формально обеспечивает возможность автоматизации деятельности человека.

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Что называют алгоритмом?

VI. Домашнее задание

п.2.1- изучить



 

Урок 15

Дата:

Тема: Способы записи алгоритмов

Цели:

- продолжить изучение алгоритмов, знакомство со способами их записи;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

- Что называют алгоритмом?

- Кто может быть исполнителем алгоритма?

- Что такое команда, система команд исполнителя?

- Перечислите основные свойства алгоритма.
III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Существуют различные способы записи алгоритмов: словесное описание, построчная запись, блок – схемы, школьный алгоритмический язык и другие. Каждый из этих способов обладает своими достоинствами и недостатками. Рассмотрим их (на примерах из пункта учебника)

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Чем вызвано существование многих способов записи алгоритмов?

VI. Домашнее задание

п.2.2.- изучить


 

 

Урок 16

Дата:

Тема: Объекты алгоритмов

Цели:

- дать представление о величинах, с которыми работают алгоритмы,; познакомить с правилами записи выражений на алгоритмическом языке;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

- Каковы основные способы записи алгоритмов?

- Дайте словесное описание алгоритма сложения двух обыкновенных дробей


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

В информатике отдельный информационный объект называется величиной.

Величины делятся на постоянные и переменные. При составлении алгоритмов используют величины целого, вещественного, логического, символьного и литерного типов.

Для ссылок на величины используют их имена. Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв и цифр.

Таблица (массив) – набор некоторого числа однотипных элементов, которым присвоено одно имя. Положение элемента в таблице однозначно определяется его индексами.

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Что такое величина? Чем отличаются постоянные и переменные величины?

VI. Домашнее задание

п.2.3.- изучить


 


 

Урок 17

Дата:

Тема: Алгоритмическая конструкция следование

Цели:

- дать представление об алгоритмической конструкции «следование»;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

- Что такое величина?

- Величины каких типов используются при записи алгоритмов?

- Для чего предназначена команда присваивания? Каковы ее основные свойства?


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Для записи любого алгоритма достаточно трех основных алгоритмических конструкций: следования, ветвления, повторения.

Следование – алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный порядок действий. Алгоритмы, в которых используется только структура «следование», называются линейными.

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Какие алгоритмы называются линейными?

VI. Домашнее задание

п.2.4.1.- изучить


 

 

Урок 18

Дата:

Тема: Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная и сокращенная формы ветвления.

Цели:

- представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; исполнение алгоритма с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

- Назовите основные алгоритмические конструкции, необходимые для записи любого алгоритма.

- Приведите пример линейного алгоритма

Из повседневной жизни

Из литературного произведения

Из любой предметной области, изучаемой в школе


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Ветвление – алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия («да» или «нет») предусмотрен выбор одной из двух последовательности действий (ветвей). Алгоритмы, в основе которых лежит структура «ветвление», называют разветвляющимися

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Какие алгоритмы называют разветвляющимися?

VI. Домашнее задание

п.2.4.2.- изучить


 


 

Урок 19

Дата:

Тема: Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы.

Цели:

- знакомство с алгоритмической конструкцией «повторение»;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

Фронтальный опрос, работа по карточкам


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Повторение – алгоритмическая конструкция, представляющая собой последовательность действий, выполняемых многократно. Алгоритмы, содержащие конструкцию «повторение», называют циклическими или циклами. Последовательность действий, многократно повторяющаяся в процессе выполнения цикла, называется телом цикла. В зависимости от способа организации повторений различают три типа циклов: цикл с заданным условием продолжения работы, цикл с заданным условием окончания работы, цикл с заданным числом повторений.

Цикл с заданным условием продолжения работы (цикл –ПОКА, цикл с прудусловием) выполняется следующим образом: 1) проверяется условие; 2)если условие удовлетворяется (ДА), то выполняется тело цикла и снова осуществляется переход к проверке условия; если же условие не удовлетворяется, то выполнение цикла заканчивается. Возможны случаи, когда тело цикла не будет выполнено ни разу.


 

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Какой алгоритм называется циклическим?

VI. Домашнее задание

п.2.4.3.- изучить

 

 

Урок 20

Дата:

Тема: Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием окончания работы.

Цели:

- знакомство с алгоритмической конструкцией «повторение»; цикл с заданным условием окончания работы.

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

Приведите пример циклического алгоритма

Из повседневной жизни

Из литературного произведения

Из любой предметной области, изучаемой в школе


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Цикл с заданным условием окончания работы (цикл – ДО, цикл с постусловием) выполняется следующим образом: 1) выполняется тело цикла; 2) проверяется условие, если условие не удовлетворяется («НЕТ»), то снова выполняется тело цикла и осуществляется переход к проверке условия; если же условие удовлетворяется, то выполнение цикла заканчивается. В любом случае тело цикла будет выполнено хотя бы один раз.

 

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Какой алгоритм называется циклическим?

- Составьте алгоритм для определения количества цифр в записи произвольного натурального числа.

VI. Домашнее задание

п.2.4.3.- изучить


 

Урок 21

Дата:

Тема: Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным числом повторений.

Цели:

- знакомство с алгоритмической конструкцией «повторение»; цикл с заданным числом повторений;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

Фронтальный опрос, работа по карточкам


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Цикл с заданным числом повторений (цикл ДЛЯ, цикл с параметром) выполняется следующим образом: 1) параметру цикла присваивается начальное значение; 2) параметр цикла сравнивается с конечным значением; если параметр цикла не превышает конечное значение, то выполняется тело цикла, увеличивается значение параметра цикла на шаг и снова осуществляется проверка параметра цикла; если же параметр цикла превышает конечное значение, то выполнение цикла заканчивается.


 

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Расскажите о цикле с заданным числом повторений.

VI. Домашнее задание

п.2.4.3.- изучить



 

Урок 22

Дата:

Тема: Проверочная работа «Основы алгоритмизации» (тестирование)

Цели:

- контроль знаний по изученному разделу;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся; самостоятельность и аккуратность
 

Ход урока.
 

I . Организация начала урока

II. Сообщить тему и цели урока

III. Выполнение работы по вариантам (см.Приложение)

IV. Итог урока

V. Домашнее задание

задание рабочей тетради – разгадать кроссворд
 

 

Проверочная работа «Основы алгоритмизации»

Алгоритмом можно считать:

1) описание решения квадратного уравнения;

2) расписание уроков в школе;

3) технический паспорт автомобиля;

4) список класса в журнале

2. Как называется свойство алгоритма, означающее, что данный алгоритм применим к решению целого класса задач

1) понятность

2) определенность

3) результативность

4) массовость

5) дискретность

3. Как называется свойство алгоритма, означающее, что данный алгоритм всегда приводит к результату через конечное число шагов

1) понятность

2) определенность

3) результативность

4) массовость

5) дискретность

4. Как называется свойство алгоритма, означающее, что он задан с помощью таких предписаний, которые исполнитель может воспринимать и по которым может выполнять требуемы действия?

1) понятность

2) определенность

3) результативность

4) массовость

5) дискретность

5. Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи разделен на отдельные шаги?

1) понятность

2) определенность

3) результативность

4) массовость

5) дискретность

6. Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи определен вполне однозначно, на любом шаге не допускаются никакие двусмысленности и недомолвки?

1) понятность

2) определенность

3) результативность

4) массовость

5) дискретность

7. Сопоставьте условные обозначения применяемые в блок-схемах и их назначение

1) Блок начала и конца алгоритма

2) блок описания данных

3) блок обработки данных (выполнения действий)

4) блок принятия решения (проверка условия)

8. У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:

1) раздели на 2;

2) прибавь 1.

Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая увеличивает его на 1.Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 23 числа 4, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 11222 - это алгоритм:

раздели на 2

раздели на 2

прибавь 1

прибавь 1

прибавь 1,

который преобразует число 36 в 12).

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Запишите число:

9. Цепочка из четырех бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему правилу:

- на третьем месте цепочки стоит одна из бусин A, E;

- на втором месте - одна из бусин H, E, D, которой нет на третьем месте;

- в начале стоит одна из бусин H, A, C, которой нет на втором месте;

- в конце - одна из бусин H, E, D, не стоящая на первом месте.

Определите, сколько из перечисленных цепочек созданы по этому правилу?

HDEE  HHAE  HEAE  AHAH  AEAD  AEED  CAEH  EHAD  CDEA

В ответе запишите только количество цепочек.

Запишите число:

10.Наибольшей наглядностью обладают следующие формы записи алгоритмов:

1) словесные

2) рекурсивные

3) графические

4) построчные

11. Величины, значения которых меняются в процессе исполнения алгоритма, называются:

1) табличными

2) переменными

3) константами

4) постоянными

12. Величиной целого типа является:

1) количество мест в зрительном зале

2) рост человека

3) марка автомобиля

4) площадь государства

13. К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, для записи которого на алгоритмическом языке используется конструкция:

ЕСЛИ - ТО - ИНАЧЕ - ВСЕ

1) линейный

2) разветвляющийся с неполным ветвлением

3) разветвляющийся с полным ветвлением

4) циклический

14. К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, для записи которого на алгоритмическом языке используется конструкция:

НЦ ПОКА условие

       тело цикла

КЦ

1) цикл с заданным числом повторений

2) цикл с заданным условием окончания работы

3) цикл с заданным условием продолжения работы

4) цикл с параметром

15. К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, для записи которого на алгоритмическом языке используется конструкция:

НЦ ДЛЯ i ОТ i1 ДО i2

   тело цикла

КЦ

1) цикл с заданным условием продолжения работы

2) цикл с заданным условием окончания работы

3) цикл с постусловием

4) цикл с заданным числом повторений

16. К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, схема которого представлена ниже?

1) цикл с заданным условием продолжения работы

2) цикл с заданным условием окончания работы

3) цикл с предусловием

4) цикл с заданным числом повторений

17. Дан фрагмент линейного алгоритма:

а:=10

b:=5+2*a

a:=b/5*a

Чему равно значение переменной а после его исполнения?

Запишите число:

18.Определите значение целочисленных переменных х и у после выполнения фрагмента программы:

х := 12;

 у := 5;

t := у;

 у := х mod у;

  х := t;

 у := у + 2*t

1) х = 11, у = 5

2) х = 5, у = 12

3) х = 10, у = 5

4) х = 5, у = 10

19. Определите значение переменной b после исполнения данного алгоритма.

a := 5

b := -3

a := b+a*3

b := 360/a

b := a+b

В ответе укажите одно число - значение переменной b.

Запишите число:

20. Исполните алгоритм при х =15 и у=10. Ответ запишите в формате (х;y)

Запишите ответ:

21. Определите значение переменной b после выполнения фрагмента алгоритма при a = 2 и b=0

Запишите число:
 

Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы: 1;

2) (1 б.) Верные ответы: 4;

3) (1 б.) Верные ответы: 3;

4) (1 б.) Верные ответы: 1;

5) (1 б.) Верные ответы: 5;

6) (1 б.) Верные ответы: 2;

7) (1 б.) Верные ответы: 3; 4; 2; 1;

8) (1 б.): Верный ответ: 21112.;

9) (1 б.): Верный ответ: 4.;

10) (1 б.) Верные ответы: 3;

11) (1 б.) Верные ответы: 2;

12) (1 б.) Верные ответы: 1;

13) (1 б.) Верные ответы: 3;

14) (1 б.) Верные ответы: 3;

15) (1 б.) Верные ответы: 4;

16) (1 б.) Верные ответы: 2;

17) (1 б.): Верный ответ: 50.;

18) (1 б.) Верные ответы: 2;

19) (1 б.): Верный ответ: 42.;

20) (1 б.) Верный ответ: "(5;15)".

21) (1 б.): Верный ответ: 18.


 

Урок 23

Дата:

Тема: Общие сведения о языке программирования Паскаль

Цели:

- дать общие сведения о языке программирования Паскаль, организации ввода и вывода данных;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Анализ проверочной работы


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Паскаль – универсальный язык программирования, получивший свое название в честь выдающегося ученого Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (integer), вещественный (real), символьный (char), строковый (string), логический (boolean) и другие.

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

Заголовок программы

Описание используемых данных

Описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Для ввода в оперативную память значений переменных используются операторы ввода read и readln.

Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используются операторы вывода write и writeln.

Ввод исходных данных и вывод результатов должны быть организованы понятно и удобно; это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?

VI. Домашнее задание п.3.1.- 3.2.- изучить

 

 

Урок 24/25

Дата:

Тема: Программирование линейных алгоритмов

Цели:

- продолжить знакомство с языком программирования, изучить программирование линейных алгоритмов;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

- В честь кого назван язык программирования Паскаль?

- Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

- Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

- Как записывается раздел описания переменных?

- Запишите операторы ввода двух чисел и вывода их в обратном порядке.


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

В языке Паскаль используется вещественный, целочисленный, символьный, строковый, логический и другие типы данных. Для них определены соответствующие операции и функции.

 

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Выполните задание 9 в конце параграфа учебника

VI. Домашнее задание

п.3.3.- изучить


 

Урок 26/27

Дата:

Тема: Программирование разветвляющихся алгоритмов

Цели:

- продолжить знакомство с языком программирования, изучить программирование разветвляющихся алгоритмов;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

- Расскажите о программировании линейных алгоритмов.

- В честь кого назван язык программирования Паскаль?

- Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

- Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

- Как записывается раздел описания переменных?


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор: if<условие>then<оператор_1>else<оператор_2>

Для записи неполных ветвлений используется неполный условный оператор: if<условие>then<оператор>

Если при некотором условии требуется выполнить определенную последовательность операторов, то их объединяют в один составной оператор, имеющий вид:

begin <последовательность операторов> end
 

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Выполните задание 9 в конце параграфа учебника

VI. Домашнее задание п.3.4.- изучить

 

 

Урок 28

Дата:

Тема: Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

Цели:

- продолжить знакомство с языком программирования, изучить программирование разветвляющихся алгоритмов;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

- Как на языке Паскаль записывается полное и неполное ветвление?

- Что такое составной оператор? Для чего он используется в условном операторе?

- Имеются данные о количестве полных лет трех призеров спартакиады. Напишите программу, выбирающую и выводящую возраст самого младшего призера.


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Цикл с заданным условием продолжения работы (цикл - ПОКА) программируется в языке Паскаль с помощью оператора while. Общий вид оператора:

while <условие> do <оператор>

Здесь:

<условие> - логическое выражение; пока оно истинно выполняется тело цикла;

<оператор> - простой или составной оператор, с помощью которого записано тело цикла.

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Написать программу

VI. Домашнее задание п.3.5.1.- изучить


 

Урок 29

Дата:

Тема: Программирование циклов с заданным условием окончания работы

Цели:

- продолжить знакомство с языком программирования, изучить программирование циклов с заданным условием окончания работы;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

Работа по на карточках


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Цикл с заданным условием окончания работы (цикл - ДО), программируется в языке Паскаль с помощью оператора repeat. Общий вид оператора:

repeat <оператор1;оператор2;…;> until <условие>

здесь:

<оператор1>;<оператор2>;…- операторы, образующие тело цикла;

<условие> - логическое выражение; если оно ложно, то выполняется тело цикла.
 

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Выполните задание 9 в конце параграфа учебника

VI. Домашнее задание п.3.5.2. – изучить


 

Урок 30

Дата:

Тема: Программирование циклов с заданным числом повторений

Цели:

- продолжить знакомство с языком программирования, изучить программирование циклов с заданным числом повторений;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

Фронтальный опрос, индивидуальная работа с раздаточным материалом


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Цикл с заданным числом повторений (цикл - ДЛЯ) программируется в языке Паскаль с помощью оператора for. Его общий вид:

for <параметр>:=<начальное_значение>to<конечное_значение>do<оператор>

Здесь:

<параметр> - переменная целого типа;

<начальное_значение> и <конечное_значение> - выражения того же типа, что и параметр, вычисляемые перед началом цикла;

<оператор> - простой или составной оператор – тело цикла.

 

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

- Выполните задание 17 в конце параграфа учебника

VI. Домашнее задание п.3.5.3..- изучить


 

Урок 31

Дата:

Тема: Решение задач с использованием циклов

Цели:

- закрепить умение решать задачи с использованием циклов; подготовиться к проверочной работе;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Актуализация ранее изученного

- Проанализируйте следующий цикл (слайд). В чем его особенность?

- Напишите программу, которая вычисляет сумму всех двузначных чисел.

- Напишите программу вычисления наибольшего общего делителя двух целых чисел, используйте оператор repeat.


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Объяснение нового материала

Особенностью программирования является то, что для решения одной и той же задачи могут быть созданы разные программы. Рассмотрим пример, показывающий, что и циклический алгоритм может быть запрограммирован разными способами. (учебник с.140)
 

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

VI. Домашнее задание

подготовиться к контрольной работе



 

Урок 32

Дата:

Тема: Проверочная работа «Начала программирования» (тестирование)

Цели:

- контроль знаний по изученному разделу;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся; самостоятельность и аккуратность

 

Ход урока.
 

I . Организация начала урока

II. Сообщить тему и цели урока

III. Выполнение работы по вариантам (см.Приложение)

IV. Итог урока

V. Домашнее задание

задание рабочей тетради – разгадать кроссворд


 

Урок 33

Дата:

Тема: Основные понятия курса

Цели:

- актуализация и закрепление основных понятий курса;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся

Программно – дидактическое обеспечение: презентация
Ход урока.
I . Организация начала урока

II. Анализ проверочной работы


III. Работа по теме урока

Сообщить тему и цели урока

Разгадать кроссворд «Основные понятия курса»

Решение задач (раздаточный материал)

Решить ребусы

Историческая справка о возникновении информатики (сообщения учащихся)

Физминутка

IV.Закрепление изученного

Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Итог урока

VI. Домашнее задание

подготовиться к контрольной работе


 

Урок 34

Дата:

Тема: Итоговое тестирование

Цели:

- контроль знаний по основным вопросам курса;

- развивать память, внимание и мышление;

- воспитывать информационную культуру учащихся; самостоятельность и аккуратность
 

Ход урока.
 

I . Организация начала урока

II. Сообщить тему и цели урока

III. Выполнение работы по вариантам (см.Приложение)

IV. Итог урока

V. Домашнее задание

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.