Игра по истории 8 классе «Турнир смекалистых»

2
0
Материал опубликован 8 January 2020 в группе

«Турнир смекалистых»

игра по истории 8 класс.


Цели игры:  актуализация внимания школьников на интересных фактах истории Российского государства.

Задачи:

Обучающая: систематизировать, обобщить и закрепить знания

учащихся;

Развивающая: совершенствовать навыки анализа, умение

доказывать собственное мнение, ставить и решать

проблемы;

Воспитывающая: формировать отношения в классе, взаимную ответственность и потребность в сотрудничестве.

План игры:

1. Сообщение цели игры, объявление правил.

2. Разминка (разыгрывание право первого хода).

3. Командные конкурсы.

4. Подведение итогов, награждение команд.


Вертолина


Символы

Кросс – вопрос

Блиц –

турнир

Рекламная пауза

Кто есть кто?


Разминка.

Командам задаются три одинаковых вопроса. Та команда, которая быстрее всех и правильнее ответит на поставленные вопросы и будет иметь право первого хода.

Первый слог – небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой, второй – национальное блюдо, третий – предлог, а целое слово – феодальная повинность. (барщина)

Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, а целое слово – изменение в обществе, преобразование. (реформа)

Первый слог – время года, второй – пушной зверь с ценным мехом, а целое слово – человек описывающий происходившие события по годам.


Кто есть кто?

В этом конкурсе вам предстоит выполнить несколько заданий.  Внимательно посмотрите на предложенные карточки и ответьте, о какой правящей династии пойдет сейчас речь?

Ваша задача – определить, кто изображен на этих картинках.

1. Михаил Федорович

2. Алексей Михайлович

3. Федор Алексеевич

4. Петр I

5. Петр II

6. Екатерина II

7. Александр I

8. Петр III

9. Павел I

10. Елизавета Петровна

11. Анна Иоановна

3. И еще одно задание, связанное с личностью этих людей. Заслушав характеристики отдельных императоров, попытайтесь узнать, о ком идет речь.

без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда – либо стоять. Христосуясь на Пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; … Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. (Петр I)

Она получила поверхностное образование. При дворе матери и Петра II была первой красавицей. В правление Анны Иоанновны …ее положение стало тяжелым. Живая и веселая, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что ей особенно идет мужской костюм, … установила при дворе маскарады без масок, куда мужчины… приезжали в полном женском уборе,…, а дамы в мужском платье. (Елизавета Петровна)

Считая себя военным подмастерьем Фридриха, он старался ввести строжайшую дисциплину в русских войсках. Каждый день происходили экзерциции (учения). Ни ранг, ни возраст не освобождали от маршировки. Но что было всего обиднее, сбродной голштинской гвардии он отдавал во всем предпочтение перед русской, называя последнюю янычарами. До воцарения он пересылал Фридриху II в Семилетнюю войну сведения о русской армии. (Петр III)

Она была просто умна и ничего более! У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум. У нее был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение, выбрать тон…- ежеминутно, когда бы это не понадобилось, без заметного для зрителя усилия. (Екатерина II)

Исполненный самых лучших намерений, он стремился всей душой к благу государства, но отсутствие правительственных навыков мешало ему действовать умело. Желая водворить порядок при дворе и администрации, он громко осуждал и искоренял старое, новое же насаждал с такой строгостью, что оно всем казалось горше старого. Он отменил важнейшее личное преимущество, которым пользовались привилегированные сословия по жалованным грамотам, - свободу от телесных наказаний. (Павел I)

О ней говорили, что она самая некрасивая из царствующих императриц. А ее правление часто называют временем засилья иностранцев. Даже говорили, что они посыпались в Россию, «как сор из дырявого мешка». (Анна Иоанновна)


8 класс

И.О. императора

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


  Символы.

Символы – это живая история, это легенда о прошлом и настоящем, о жизни славных делах государства и народа. В истории есть символы, которые появились еще в XV веке, а есть и такие, которые появились относительно не давно. И о том, что же это за символы, как они появились мы сейчас и поговорим.

Традиция обряда возведения на престол уходит в глубину веков. Все московские великие князья, начиная с Ивана Даниловича Калиты, получив от ордынских ханов ярлык на великое княжение, «садились» на престол во владимирском Успенском соборе. Лишь в XV веке этот ритуал стал совершаться в Москве. До этого времени регалиями власти были наиболее ценные вещи из казны великих князей, как то: золотые пояса, цепи и прочее. Эта же вещь упоминается в завещании Ивана Калиты не среди государевых регалий, а как драгоценная часть княжеской одежды (головной убор). (шапка Мономаха)

Назовите символ царской власти, который вручался новоиспеченному правителю, и представлял из себя некий резной посох из моржовой кости, украшенный золотом и драгоценными камнями. (скипетр)

Этот символ царской власти представляет собой круглый шар с крестом (любопытно, что в соседней Польше этот символ власти официально назывался «яблоком»). Впервые он был введен в ритуал поставления при венчании на царство Бориса Годунова. (держава)

Этот символ царской власти появился при царях Михаиле Федоровиче и его сыне Алексее Михайловиче. Эти вещи по форме напоминали древнюю шапку Мономаха, только вместо драгоценных камней поверх сканого кружева, впервые появились золотые, с бриллиантами, двуглавые орлы, а верхняя часть уборов была украшена алмазными и жемчужными крестами. (корона)

Следующий символ, в большинстве стран мира, появился очень поздно – в XVIII и XIX веках. В Росси, в том виде, в котором этот символ существует сегодня, был уже во время Азовских походов и в первые годы тяжкой Северной войны. Расположение цветов на этом символе отражало древнерусское понимание строения мира: низ – мир физический; середина – мир небесный; верх – мир божественный. Что это за символ?

С XVIII века, в исторической литературе существует следующая версия происхождения этого символа: великий князь московский Иван III, женившись на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога, заимствовал этот символ некогда славной Византийской империи и соединил его с неким всадником. А уже в XVII веке этот символ становится эмблемой российского государства. (Герб)

Рекламная пауза.

Я думаю, что ни для кого не секрет, что ни одно государство не может обойтись без политического центра – без столицы. Именно отсюда происходит управление страной, здесь решаются самые важные вопросы и именно здесь находится глава государства. Но в разные века, в России, роль политического центра играли разные города.

И сейчас, ваша задача, прочитав предложенные стихотворения отгадать, о каком городе идет речь.

Державный град на севере стоит.

У ног его седое море спит.

Порой оно подъемлет голос свой

И в берег бьёт широкою волной.

Но дивный град стоит неколебим

И море вновь стихает перед ним.


Призвал к себе черниговского князя

Князь Юрий Долгою своей рукой:

«Приди ко мне» - просил он гостя.

В тот год был город заложён.


Со времен княжения Кия

Над Днепром поднялся новый град.

В белокаменной Софии

Каждый побывать был рад.


Ой ты, город Великий!

Господин торговых дел!

Оглянись скорей на Запад…

Ведь задумали ливонцы

Наши земли взять у нас…


2. Напишите, какой город играл роль политического центра России в X веке?

3. Какой город играл роль политического центра в XVIII веке и дата её основания?

4. Какая столица в России была в XX веке.


Вертолина.

Правила этого конкурса достаточно просты. Каждая команда получает конверт, в котором находятся разрезанные тексты документов. Вам предстоит собрать их и ответить на поставленные вопросы.


В день 20 сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, принято решение, его величество, в благодарность за высокую его милость и отеческое попечение и старание, которое он проявил в отношении государства и особливо во время шведской войны, и привел всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, именем всего народа российского просить его, принять от них титул: отца отечества, …………….. всероссийского, Петра Великого…

1) О каком событии идет речь?

2) В каком году произошло это событие?


«Поелику в России считают Новый год по – разному, с сего дня перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря, а знак того доброго починания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь этого учинять украшения елей, детей забавлять, на санках катать с гор, а взрослым людям, пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

1) О каком событии идет речь?

2) В каком году это событие произошло?


О создании какого органа власти говорится в нижеприведенных стихах?

Повелеваю! Думным боярам!

Отныне по бумаге не читать,

Дабы дурость каждого узнать.

Думные чины боярам не давать.

Вместо Думы учредить …

1) Что создали вместо Думы?

2) В каком году?


Этот документ был написан для некой женщины, которой предлагали императорский трон, но с условием, что…

1. Без усмотрения и согласия Высокого Совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:

2) не объявлять войны и не заключать мира;

3) никаких не налагать поборов или налогов;

4) никого за преступления в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;

5) беспрекословно довольствоваться определяемы на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом;

6) казенных вотчин никому не давать;

7) не вступать в брак и не назначать наследника престола;

8) в придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

9) государственные доходы в расход не употреблять – и всех верных своих подданных в неотменной милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню, то лишена буду короны российской.


1) для кого был составлен этот документ?

2) как он назывался?


Блиц – турнир.

1. Место, где происходило «Ледовое побоище»? (Чудское озеро)

2. Какой город называли «матерь русских городов»? (Киев)

3. Первый русский царь (Иван Грозный)

4. Первый русский император (Петр I)

5. Первый музей в России? (Кунсткамера)

6. Создатель «царь – пушки» (Андрей Чохов)

7. Первый царь династии Романовых (Михаил Федорович)

8. Праздник 25 декабря или 7 января? (рождество)

9. Главное сражение Северной войны? (Полтавское)

10. Русский ученый, химик, создатель периодического закона? (Менделеев)

11. Легендарный основатель династии русских князей? (Рюрик)

12. Правило, обязательное для всех граждан. (Закон)

13. Автор «Декларации независимости» США (Томас Джефферсон)

14. Плата за проезд и право торговли. (пошлина)

15. Глава первой республики во Франции? (Наполеон Бонапарт)

16. Государство, управляемое одним человеком, передающим власть по наследству? (Монархия).

17. Сбор в пользу государства? (налог)

18. Хранилище денег? (банк)

19. Переход от ручного труда к машинному? (промышленный переворот)

20. Фамилия последнего царя в России? (Романов)

21. Какой русский царь любил плотничать? (Петр I)

22. Система мер правительства Ивана Грозного, направленная на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян? (опричнина)

23. Когда Русью правил «Денежный мешок»? (Иван Калита, XIV)

24. Когда в военной истории опасность представляла свинья? (В Ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены грозным клином – свиньей)

25. Как звали царя в России, правившего между династиями Рюриковичей и Романовых? (Борис Годунов, 1589 – 1605)

26. Какого цвета был первый военно – морской флаг в России? (красно – бело – синий)

27. По какой лестнице никто никогда не ходил? (по феодальной)

28. Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор, «Утопия»)

29. Как вы считаете, каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (это разные названия одного города)

30. Правитель какого огромного по территории государства жил в «сарае»? (Столица государства хана Батыя находилась на Волге и называлась Сарай – Бату)


Блиц – турнир.

1. Место, где происходило «Ледовое побоище»?

2. Какой город называли «матерь русских городов»?

3. Первый русский царь?

4. Первый русский император?

5. Первый музей в России?

6. Создатель «царь – пушки»?

7. Первый царь династии Романовых?

8. Праздник 25 декабря или 7 января?

9. Главное сражение Северной войны?

10. Русский ученый, химик, создатель периодического закона?

11. Легендарный основатель династии русских князей?

12. Правило, обязательное для всех граждан.

13. Автор «Декларации независимости» США?

14. Плата за проезд и право торговли?

15. Глава первой республики во Франции?

16. Государство, управляемое одним человеком, передающим власть по наследству?

17. Сбор в пользу государства?

18. Хранилище денег?

19. Переход от ручного труда к машинному?

20. Фамилия последнего царя в России?

21. Какой русский царь любил плотничать?

22. Система мер правительства Ивана Грозного, направленная на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян?

23. Когда Русью правил «Денежный мешок»?

24. Когда в военной истории опасность представляла свинья?

25. Как звали царя в России, правившего между династиями Рюриковичей и Романовых?

26. Какого цвета был первый военно – морской флаг в России?

27. По какой лестнице никто никогда не ходил?

28. Кто «основал» государство, которого никогда не было?

29. Как вы считаете, каково расстояние между Царьградом и Константинополем?

30. Правитель какого огромного по территории государства жил в «сарае»?

Кросс – вопрос.

Правильно ответив на все поставленные вопросы, вы сможете прочитать в выделенном столбце слово, которое появилось в России в XVIII веке.

1. Торговый человек, организатор национально – освободительной борьбы русского народа против польской интервенции начала XVII века, один из руководителей Второго ополчения во время Смутного времени. (Минин)

2. Российский государственный деятель, сподвижник ПетраI, светлейший князь (1707), генералиссимус (1727). Крупный военачальник во время Северной войны. (Меньшиков)

3. Он возглавлял армию во время Азовских походов, Северной войны, Прутском сражении и других. Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. (Петр)

4. Российский государственный и военный деятель, генерал – фельдмаршал (1784), один из участников дворцового переворота 1762 года, фаворит и ближайший помощник императрицы Екатерины II. Руководил строительством Черноморского флота. Главнокомандующий армией в русско – турецкой войне 1787 – 1791 гг. (Потемкин)

5. Российский полководец, генералиссимус (1799). Не проиграл ни одного сражения. Создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Его стратегия носила наступательный характер. Автор военно – теоретических работ («Полковое учреждение», «Наука побеждать»). (Суворов)

6. Князь, боярин, полководец, народный герой. Участник Первого земского ополчения 1611 г., один из руководителей Второго ополчения. (Пожарский)

7. Это совокупность вооруженных сил государства. Оперативное объединение, состоящее из нескольких отдельных частей различных родов войск и специальных войск. (армия)


Подведение итогов.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.