Открытый урок литературы в 3 классе «Внутренний мир героев произведения Л. Яхнина "Родные места"»
Открытый урок по теме
Внутренний мир героев
произведения Л.Яхнина «Родные места».
Тема: Внутренний мир героев произведения Л.Яхнина «Родные места».
Цель: Характеристику героев произведения Л.Яхнина «Родные места»
Задачи урока:
Предметные:
- отрабатывать навыки правильного и выразительного чтения, развивать умение характеризовать героев через их описание.
Метапредметные:
а) познавательные
- формировать интерес к творчеству Л.Яхнина
- продолжить развивать умения работы с текстом для характеристики героев
- развивать творческое мышление учащихся
б) коммуникативные УУД
- воспитывать умение приходить к общему решению в работе
- воспитывать ответственность, чувство коллективизма
в) регулятивные УУД
- развивать умение контролировать и оценивать свои действия в работе с текстом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Личностные:
- развивать умение понимать внутренний мир и поступки героев,
- прививать любовь и уважение к родной природе и той малой родине, где ты живешь,
- формировать способность к самооценке.
Ход урока
Актуализация знаний.
На рассвете проснуться и, выпив стакан молока,
Торопливо пройти на крыльцо через тёмные сени,
Посмотреть, как заря подожгла за рекой облака
И послушать, как ветер шумит в развороченном сене.
- Какое настроение вызвали у вас стихи? (Радостное, весёлое, я почувствовал утреннюю прохладу, услышал тихий шорох сена.
- Закройте глаза и представьте образ и цвет, соответствующий вашему настроению. Выразите это в цветовой гамме. (Я представил восход солнца с оттенком розового цвета.А моём образе есть оттенки зелёного, жёлтого, нежного, голубого. Я старалась отразить красоту раннего утра. А в моём цветовом образе отражены оттенки красного и малинового.Это напомнило мне цвет ягод и яблок.)
- Какое настроение на ощупь? (мягкое, нежное.пушистым, гладким на ощупь. немного шершавое, потому что сухая трава немного жёсткая.)
- Почему оно у вас разное ? (каждый из нас по-разному воспринимает окружающий мир.
- Эти строки взяты из стихотворения Н. Рыленкова.
- С каким произведением этого автора мы недавно знакомились? («Все в тающей дымке»)
- В каком разделе учебника оно помещено? (Родная сторона)
- С каким произведение из этого раздела мы познакомились на прошлом уроке? (Л.Яхнина «Родные места»)
2. Проверка домашнего задания.
- Дома вы должны были нарисовать то, что вызвало у вас самые яркие эмоции. Давайте посмотрим на ваши работы. Поделитесь впечатлениями от увиденного. (ответы детей)
- Давайте найдем отрывки в тексте, которые соответствуют некоторым иллюстрациям. (4 шт. показать поближе)
- Восстановим последовательность событий.
3. Постановка цели.
- На предыдущем уроке мы познакомились с произведением Л.Яхнина «Родные места», как показала проверка д.з. вы хорошо знаете содержание и хорошо ориентируетесь в тексте.
- Какие задачи на этот урок вы могли бы поставить? (ответы детей)
- Мы сегодня ближе познакомимся с героями этого рассказа, лучше их узнаем, попробуем понять их внутренний мир и поступки.
- Поэтому тема нашего урока «Внутренний мир героев произведения Л.Яхнина «Родные места».
4. Работа по теме.
- Вспомните героев этого произведения. (Вася Дерягин, автор Леонид Яхнин)
- Что вы можете сказать про Васю Дерягина из начала текста? (10 лет, помогает по хозяйству)
- Подтвердите отрывком.
- Какие особенности речи Васи вы заметили в рассказе? (Поокивает, употребляет необычные слова)
- Подтвердите текстом.
- А почему он так говорит? (Это особенность всех жителей Архангельской области)
- Что еще можете сказать про него, какой он? (добрый, любознательный, трудолюбивый, деловой, общительный, внимательный)
- Вы сказали, чтоне смотря на возраст, у Васи много обязанностей по хозяйству. Почему же, не смотря на свою занятость, он забыл про все и ходил с автором? (было интересно, как возникали на рисунке те места, которые были ему знакомы с детства)
- Найдите отрывок, что они провели вместе весь день. - Что вы можете сказать еще про Васю?
- Можете ли вы сказать, что узнали Васю Дерягина лучше?Посмотрите на доску.
Ф.М.
- А что вы можете сказать об авторе? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему автор приезжает в северную деревню? (записывать, зарисовывать, навестить деда Мартына)Хочет узнать об этом больше – Любознательный, увлекающийся.
- Найдите отрывок из текста. - К какому жанру литературы мы относим народные песни, сказки, присказки? (фольклор)
- Да, ему интересен северный фольклор и самобытные, т.е. не похожие на другие, особенные северные места.
- Докажите это текстом. (зачитывается то, что он зарисовывал)
- Зачем автор зарисовывал? (чтобы осталось на память)
- А почему тогда он все свои зарисовки отдает своему попутчику? (ответы детей)
- Найдите ответ в тексте. (последний абзац)
- Как автор понимает, что Васе хочется получить эти рисунки?
- Вы можете сейчас еще что-то сказать про Васю? (Хитрый)
- Можете ли вы сказать, что узнали автора ближе и стали лучше понимать его поступки?
- Перечитайте последний абзац.
- Что заметили в этом отрывке? (последнее предложение)
- Как заканчивается этот рассказ, так и названо все произведение.
- Почему? (родные места для Васи Дерягина)
- А еще для кого? (для жителей этой деревни, для нас)
- А что вы увидели знакомого, родного для себя в этом рассказе? (ответы детей)
- А еще для кого это родные места?
- Для автора это тоже родные места? (Да, это маленький уголок его большой Родины - России)
- Наверное, любой уголок нашей огромной Родины России – это для нас родные места, как часть большой Родины.
5. Итог урока
- Вспомните задачу нашего урока. (ближе познакомиться с героями этого рассказа, лучше их узнать, попробовать понять их внутренний мир и поступки.)
- Как вы думаете, мы решили поставленную задачу?
- Что общего между героями? (для обоих это родные места)
- Что вам запомнилось на уроке, поделитесь своими впечатлениями.
- Оценивание.
- Закончить я бы хотела слайд-шоу.
- Что узнали из него?
- Может кто-то догадался, какое будет Д.З.
6. Д.з.
Составить рассказ о своей малой родине (устно) или написать письмо другу, который не был на вашей малой родине, рассказав о ней.
Спасибо за урок.