Статья «Внутренний мир человека в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа»
Внутренний мир человека в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа
Все мы разные не только по внешним данным, но и по внутренним мирам. У некоторых внутренний мир необычайно богатый, у других - бедный. Всё зависит от того, что брал с собой в течение всей жизни человек. Если он в людях замечал только плохое, копил обиды и ненависть, я думаю, что у таких людей внутренний мир бедный, от которого им самим в жизни нелегко. Если же он замечал в людях только хорошее, учился у них совершать добрые дела, то у него богатый внутренний мир. Рядом с таким человеком хочется побыть ещё немного. От него исходит позитив, он заряжает окружающих положительной энергией, хорошим настроением надолго. Он борется и за себя, и за тех, кто рядом идёт, нуждается в понимании и в поддержке.
Художественная литература, независимо от того, дагестанская она или русская, - кладовая образов, которые помогают читателю духовно обогатиться, получить опыт, чтобы мог избежать ошибки в жизни.
Но сколько бы литература не учила нас, мы всё равно при встрече с людьми в первую очередь смотрим на внешность человека.
Все мы разные. Уникален мир каждого и раскрывается он в его стремлении к познанию, пониманию других и проявляется в поступках.
Авторы художественных произведений национальной и русской литературы показывают уникальность внутреннего мира своих героев. В повести известной дагестанской поэтессы Фазу Алиевой «Родники рождаются в горах» раскрывается внутренний мир героини Сидрат. Воспитанная по суровым адатам, непререкаемым законам прадедов, она не побоялась ослушаться отца. Будучи ещё маленькой, она мечтает о счастливой жизни, о том, что станет врачом и будет помогать людям. Приходит её мечтам конец, когда отец решает выдать её замуж за нелюбимого человека по окончании школы. Она от друга своего возлюбленного узнаёт о скорой своей свадьбе. Тут ей впервые в жизни приходится сделать сложный выбор. Она любит отца, мать, бабушку и не хочет огорчать их, но внутренний голос говорит ей: «Решайся», а другой растерянно отвечает: «А как же бабушка, тётя, отец?» Ей было жалко отца: «Да он умрёт с горя, если я уеду. … А сколько хабаров будет в ауле. Из-за них отцу придётся опустить свою гордую голову… Нет, нет, нет. Лучше умереть, лучше…» После долгих и мучительных раздумий Сидрат решается бежать из дома. Она побывала везде: навестила подруг, посидела в пустом классе, постояла под ореховым деревом… Она молча прощалась со всем, что любила, как и Марья Гавриловна из повести А.С.Пушкина «Метель» перед тем, как покинуть родительский дом. Когда стемнело, даже звёзды говорили: «Не бойся, Сидрат. Счастливого пути!» А горы хранили молчание, словно упрекали её. Описание её внутреннего состояния помогает читателю понять, насколько больно и тяжело было ей покинуть родной дом. По-другому поступить она не может, поскольку она не может представить себя несчастной с нелюбимым человеком. Она не хотела притворяться, не хотела смириться с горькой долей горянки полностью подчиниться мужу. Если Сидрат бежала из дому, так как её замуж выдавали за нелюбимого человека и не считались с её мнением, то Марья Гавриловна собиралась покинуть дом, так как её родители не давали благословения на их брак с молодым гусаром. Марья Гавриловна была воспитана на романах. И не имея достаточного жизненного опыта, она поступает так, как подсказывают прочитанные ею романы. Ей тоже трудно было решиться на такой шаг. За короткий промежуток времени она успела пережить много эмоций: и страх, и угрызение совести, и боль разлуки. Она, словно в тумане, ищет выход из создавшейся ситуации. На помощь ей никто не приходит, так как не знают, что творится внутри неё, хотя подозревают, не заболела ли она. Если Пушкинская Марья Гавриловна к утру оказалась дома, то Сидрат Фазу Алиевой, вместо радостной встречи с любимым Рашидом, ждёт война и вечная разлука с ним. К счастью, по дороге к Рашиду она познакомилась с Ольгой Петровной, врачом по призванию. Вместе с ней она проходит по всем военным тропам. Видела страшные картины смерти. Раненый в бою к ней попадает и её отец, который уже не чувствовал к ней ненависти, хотя и продолжал говорить, что у него дочь умерла. Несмотря на все беды, которые обрушились на молодую героиню, она остаётся доброй, отзывчивой, верной. Во время войны досталось изведать горе и детям. Одна маленькая девочка, которая осталась без родителей, назвала её мамой и пошла к ней. С этой девочкой – сиротой после войны она возвращается в родной аул. Богатый внутренний мир её не оскудел и тогда, когда она получила высшее образование и стала хорошим врачом. Всю себя она посвятила дочке и всем больным аула. Даже в день свадьбы дочери, в такой торжественный момент, когда ей хотелось смотреть на счастливую дочь, она идёт спасать больную женщину. Несмотря на то, что жизнь отняла у Сидрат радость, она остаётся верной памяти Рашида и дарит радость людям.
Благодаря таланту великих людей, мы можем созерцать много ярких примеров раскрытия внуреннего мира людей в литературе.
О женщинах гор писали многие дагестанские писатели. Расул Гамзатов показывает в своей поэме «Горянка» непростую судьбу горянки, не пожелавшей выйти замуж за нелюбимого человека. Пренебрежительное было отношение в быту в стране гор к ней. Не имела она право спеть песню о воле, о счастье. Посмей она полюбить против воли отца, ей уготована была могила. Ни в родительском доме, ни в доме у мужа с ней не считались, хотя в знак уважения к той, которая родила мужчину, в смертельной схватке противники бросали к её ногам кинжалы, как только она бросала между ними платок. Гамзатов с восторгом говорит о стойкости и смелости горской женщины и раскрывает её внутренний мир. Асият Расула Гамзатова окончила школу и мечтает о дальнейшей учёбе. От подруг она узнаёт, что на днях состоится её свадьба с Османом, с жестоким и самовлюблённым человеком старше неё на четырнадцать лет. Много лет назад её отец дал слово товарищу, что выдаст дочь за его сына Османа. Асият была любимая и единственная дочь, но отец не может нарушить данное слово. Юная героина, как и Татьяна из романа «Евгений Онегин» хочет поступить так, как велит душа, не желая стать рабыней старых адатов. Асият, живая, жизнерадостная, любознательная, желающая получить образование. Чтобы раздвинуть границы своего маленького мира, уезжает учиться, оставив отца, считающего произошедшее несмываемым позором на всю жизнь. Пройдя сложный путь, отстаивая свои интересы, борясь за своё место в жизни, Асият получила высшее образование и стала учителем, счастливой мамой и любимой женой. Читателю известны примеры столкновения личности и общества. Часто такой конфликт заканчивается поражением главного героя, если общество не готово признать взгляды на жизнь героя. Радуют образы героев, попытавших показать читателю дорогу к лучшему его обустройству. Такие герои преодолевают все преграды и ведут за собой других.
Возьмём, к примеру, Татьяну А.С.Пушкина из романа «Евгений Онегин», выросшая в деревне, на природе, любила проводить время в одиночестве, сидя у окна, созерцая картины природы, слушая истории няни и читая романтические книги. Мужчины не заглядываются на неё, потому что они не видят её внутренний мир. А внешне она не приметна, тиха и спокойна. Даже дамы не видели в ней достойную соперницу. Ей всё это и не нужно. Она жила в своём мире мечтаний и грёз, что был для неё милей настоящего. Она, сидя наедине с книгами и своими мыслями, воспитывала в себе силу характера, познавала мудрость жизна считала, что люди так же романтичны и светлы, как и в книжном мире. В те времена не подобало проявлять чувства вперёд мужчине, а Татьяна по простоте души своей первая написала письмо. Она честна, умна, проста, благородна, хотя кажется серой мышью. Она хранит в себе вечные нравственные ценности: верность, преданность, честность, мудрость.
Л.Н.Толстой в своей повести «Юность» показывает образ молодого человека, который сам исследует свой внутренний мир и проходит путь становления и формирования личности. Его разговор с самим собой, самоанализ поступков, помогают нам понять, почему он по-разному ведёт себя в разных жизненных ситуациях. Ему хочется казаться окружающим другим человеком, боится быть собой. Скрывает свои настоящие чувства. Поступив в университет, он начинает «взрослую» жизнь, несерьёзно относится к учёбе, лишь для приличия посещая занятия. Когда провалился на первом экзамена. Он понимал, что сам в том виноват. Пережив этот позор, он решил больше ничего дурного не делать и не проводить впустую драгоценное своё время. Он учился правильно реагировать на неудачи, взрослел на своих ошибках, разочарованиях, разбитых мечтах и вере в светлое будущее.
Наравне с героями с богатым духовным миром художники слова показывают и пустых людей, которые забывают о главных ценностях жизни. Отличным примером может послужить герой повести Ахмедхана Абу-Бакара из повести «Даргинские девушки» Жамав, который в трудную минуту теряет связь с внутренним миром. Срабатывает у героя животный инстинкт самосохранения. В отличие от Жамава его жена Фатима не смогла оставить напарника мужа в беде. Несмотря ни на ветер, ни на снег, она отправилась ночью на помощь Осману. Никто бы не узнал, что она не вышла на помощь, если она сидела бы дома и не рисковала своей жизнью. Но она не может… Здесь у неё проявляется лучшее качество человека – не предавать.
Как показывают примеры, люди с богатым внутренним миром всегда готовы на благородные поступки, а с бедным – только на предательство и подлость.
Художественные произведения, будто они из национальной или русской литературы, в которых раскрывается внутренний мир героев, способны ориентировать читателя на те нравственно-эстетические ценности, которые являются вечными и направлены на сохранение и развитие всего человеческого в человеке.