Урок «Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение» (9 класс)
Технологическая карта урока
Учебный предмет: технология
Учитель: Малахова Екатерина Андреевна, МБОУ «Школа №123»
Класс: 9
Тема урока: «Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение».
Ресурсы: Учебник «Технология 9 класс» рекомендованным МО РФ, издание второе переработанное /М., Вентана-Граф – 2010г./под редакцией В.Д.Симоненко.
Тип урока: комплексный
Цели урока:
Знать суть компонентов основных составляющих процесса профессионального самоопределения
Понимать что такое самосознание и самооценка
Сопоставлять свое «Я-реальное» и «Я-идеальное»
сформировать представление о «Я-концепции», ее основных структурных компонентах, а также умение осуществлять самооценку развития личностных качеств.
Осознавать, что выбирая профессию нужно четко определить, каким нужно быть для овладения ею.
Сформулировать знания и умения, объективно осуществлять самоанализ
Научиться сопоставлять собственную «Я-концепцию», выбранной профессии
Предметные:
дать начальное представление об самосознании, самооценки, я-концепции;
познакомить с видами самооценки, научить сопоставлять «Я-реальное» «я-идеальному»;
Научить соотносить требования профессии к человеку с собственными личными интересами, склонностями и способностями.
Метапредметные:
развивать навыки учебного труда – наблюдение, запоминание;
мыслительные операции – сравнение, классификация.
выявление причинно-следственные связи, явлений.
Личностные:
Реализация творческих способностей, пространственного воображения;
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, практическая работа, самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, обсуждение.
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
УУД |
Время в мин. |
Организационная часть, повторение пройденного материала. Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок |
Приветствие, проверка готовности к уроку, присутствия учащихся. -На предыдущих уроках мы с вами узнали, что выбор профессии включает в себя три основных компонента основных составляющих процесса профессионального самоопределения., давайте вспомним какие? - Молодцы! Мы изучили мир профессий, и каждыйиз вас составил профессиограмму понравившейся ему профессии. Сегодня мы с вами поговорим о следующих двух компонентах профессионального самоопределения. |
Подготовка класса к работе. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. Предполагаемые ответы: - Первый компонент – получение знаний о мире профессионального труда, т. е. анализ профессиональной деятельности. - Второй – получение знаний о себе, т. е. «образ «Я». - Третий – соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. |
Коммуникативные умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем |
5 |
Мотивация, Постановка цели Цель этапа: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели |
- «Берись за то, чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.» (И. А.Крылов) - Как вы думаете, о чем это высказывание? -Правильно, поэтому имея некоторые знания о мире профессий необходимо исследовать что? - Действительно, необходимо выяснить, какие направления профессиональной деятельности подходят именно вашим индивидуальным особенностям. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое внутренний мир человека и как он влияет на выбор профессии. Вы научитесь определять свою самооценку, узнаете какие качества необходимо воспитывать в себе для того, чтобы достигнуть успеха. Тема нашего урока «Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение» учебник стр.210 |
Предполагаемые ответы: - Необходимо заниматься тем к чему есть склонности, интерес, чтобы работа была в радость и приносила успех. - себя, определить свои интересы, склонности, способности |
Познавательные формирование логических действий Регулятивные Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли |
5 |
Изложение нового материала, осмысление Цель этапа: Ознакомление с новым материалом, осмысление учащимися важности материала для каждого из них. |
Каждый человек пытается на себя взглянуть со стороны, понять какой он, добрый или злой, умный или глупый? Интересный? Красивый? И т.д Этот процесс оценки своих качеств, способности, внешности, социальной значимости называется самосознанием. Как вы думаете, самосознание дается нам от рождения или формируется в процессе развития? - Да, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, в его сознании происходит переосмысление прежних взглядов, представление о окружающем мире, о себе. Как вы считаете самосознание связано с самооценкой? - Почему? - Правильно, самосознание теснейшем образом связано с самооценкой. Поработаем с текстом учебника, находим и списываем определение «Самооценка» Вы с ним согласны? - Какие виды самооценки вы знаете? -Зарисуем схему Помогаем мне, пользуясь текстом учебника, что такое заниженная самооценка? - Завышенная? - Адекватная и нормальная? На основе самооценки формируется представление о себе, или образ «я». Познавать свое «Я» весьма не просто. Я человека состоит из нескольких составляющих, выделим и запишем основные : Я-реальное – каков я есть, Я-идеальное – каким мне хотелось бы быть. - Если я считаю себя одним, а обнаруживаю, что я другой, то во мне пораждаются соответствующие эмоции : приятные или неприятные. Если вы считаете себя человеком пунктуальным, но стал неоднократно опаздывать, какие это вызовет ощущения? - А если ты был уверен, что не сможешь выполнить к/р на отлично,но смог? - Если рассогласование устраняется или становится меньше, возникает чувство удовлетворения, когда возрастает и человек усилиями своего «я» не может сократить расхождение, то возникает страх, чувство неудовлетворенности или даже тяжелая депрессия. - Я идеальное еще называется Я-концепцией личности, запишем. Внесение изменений в свою я-концепцию для достижения своей цели будет служить развитием личности? - Да, но нужно знать, что слишком жестки требования к себе – приведут к переживаниям и самонеудовлетворенности, а слишком слабые, делают нас бесхарактерными. - Как вы думаете, как же наше собственное « я» влияет на выбор профессии? - Выбирая профессию нужно четко определить, каким нужно быть для овладения ею. Если требования профессии в основном совпадают с я-концепцией человека, то работа вам подойдет и принесет самоудовлетворение и успех, в случаи несовпадения основных положений, что необходимо сделать? - Оба ответа правильных. Если изменений внести нельзя, то нужно отказаться. |
Предполагаемые ответы: - Формируется в процессе развития - Связано. - Т.к. у человека меняются взгляды и представления о себе -да Предполагаемые ответы: -Завышенная - Заниженная - Средняя - Это недооценивание своих возможностей, как результат неуверенности в себе, чувство тревоги, робости, акцентрирование внимания на неудачах - преувеличение своих заслуг, успехов, знаний. - объективный анализ своих личностных качеств, способностей. - Неприятные. - очень приятные - да, потому что это будет делать меня лучше и сильнее. - От того какой я человек, какие качества я имею и какую самооценку зависит какая работа мне подойдет. Предполагаемые ответы: - отказаться от данной профессии - внести изменения в я-концепцию |
Коммуникативные: -формулиро вание и аргументация своего мнения и позиции; - высказывать публично свою позицию Личностные УУД: - осознание важности знаний по теме. |
15 |
Применение знаний и формирование умений и навыков Практическая работа Цель этапа: закрепить полученные знания (применение нового знания в задании) |
- Учебник стр.213, задание 1. В два столбика выпишите определения черт характера, которые вам предложены, распределив их на «Я-реальный», и «я- идеальное». - Теперь допишите в каждый столбец свои личностные особенности (физические, интеллектуальные, может по состоянию здоровья у кого-то что-то есть) |
Самостоятельная работа учащихся. . |
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание усвоенного материала. Личностные - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха деятельности. |
10 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности |
- К прошлому уроку каждый из вас готовил профессиограмму нравившейся ему профессии, один из пунктов в ней был «требования профессии к человеку». Ваша задача сопоставить положения своей «я-концепции» с требованиями профессии. И при несовпадении важных компонентов, опреелить, возможно ли внесение измененийв свою «я-концепцию», либо вам стоит задуматься овыборе другой профессии. Написать выводы. - Домашнее задание, пройти тест на определение самооценки по учебнику, оформить в тетрадь с выводами. |
соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности |
Регулятивные -умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей -умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию -подведени е итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности. |
10 |