Урок «Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение» (9 класс)

3
0
Материал опубликован 2 February 2018

Технологическая карта урока

Учебный  предмет:  технология

Учитель: Малахова Екатерина Андреевна, МБОУ «Школа №123»

Класс: 9

Тема урока: «Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение».

Ресурсы: Учебник «Технология 9 класс» рекомендованным МО РФ, издание второе переработанное /М., Вентана-Граф – 2010г./под редакцией В.Д.Симоненко.

Тип урока: комплексный

Цели урока:

Знать суть компонентов основных составляющих процесса профессионального самоопределения

Понимать что такое самосознание и самооценка

Сопоставлять свое «Я-реальное» и «Я-идеальное»

сформировать представление о «Я-концепции», ее ос­новных структурных компонентах, а также умение осуществлять самооценку развития личностных качеств.

Осознавать, что выбирая профессию нужно четко определить, каким нужно быть для овладения ею.

Сформулировать знания и умения, объективно осуществлять самоанализ

Научиться сопоставлять собственную «Я-концепцию», выбранной профессии

Предметные:

дать начальное представление об самосознании, самооценки, я-концепции;

познакомить с видами самооценки, научить сопоставлять «Я-реальное» «я-идеальному»;

Научить соотносить требования профессии к человеку с собственными личными интересами, склонностями и способностями.

Метапредметные:

развивать навыки учебного труда – наблюдение, запоминание;

мыслительные операции – сравнение, классификация.

выявление причинно-следственные связи, явлений.

Личностные:

Реализация творческих способностей, пространственного воображения;

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, практическая работа, самостоятельная работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, обсуждение.

Структура и ход урока:

Этап урока

Действия  учителя

Действия  учащихся

УУД

Время в мин.

Организационная часть, повторение пройденного материала.

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок

Приветствие, проверка готовности к уроку, присутствия учащихся.

-На предыдущих уроках мы с вами узнали, что выбор профессии включает в себя три основных компонента основных составляющих процесса профессионального самоопределения., давайте вспомним какие?

- Молодцы! Мы изучили мир профессий, и каждыйиз вас составил профессиограмму понравившейся ему профессии. Сегодня мы с вами поговорим о следующих двух компонентах профессионального самоопределения.

Подготовка класса к работе. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Предполагаемые ответы:

- Первый компонент – получение знаний о мире профессионального труда, т. е. анализ профессиональной деятельности.

- Второй – получение знаний о себе, т. е. «образ «Я».

- Третий – соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

Коммуникативные

умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем

5

Мотивация, Постановка цели

Цель этапа:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели

- «Берись за то, чему ты сроден, коль хочешь,

чтоб в делах успешный был конец.» (И. А.Крылов)

- Как вы думаете, о чем это высказывание?

-Правильно, поэтому имея некоторые знания о мире профессий необходимо исследовать что?

- Действительно, необходимо выяснить, какие направления профессиональной деятельности подходят именно вашим индивидуальным особенностям.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое внутренний мир человека и как он влияет на выбор профессии. Вы научитесь определять свою самооценку, узнаете какие качества необходимо воспитывать в себе для того, чтобы достигнуть успеха. Тема нашего урока «Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение» учебник стр.210

Предполагаемые ответы:

- Необходимо заниматься тем к чему есть склонности, интерес, чтобы работа была в радость и приносила успех.

- себя, определить свои интересы, склонности, способности

Познавательные

формирование логических действий

Регулятивные

Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Коммуникативные: 

Умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли

5

Изложение нового материала, осмысление

Цель этапа: Ознакомление с новым материалом, осмысление учащимися важности материала для каждого из них.

Каждый человек пытается на себя взглянуть со стороны, понять какой он, добрый или злой, умный или глупый? Интересный? Красивый? И т.д Этот процесс оценки своих качеств, способности, внешности, социальной значимости называется самосознанием. Как вы думаете, самосознание дается нам от рождения или формируется в процессе развития?

- Да, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, в его сознании происходит переосмысление прежних взглядов, представление о окружающем мире, о себе. Как вы считаете самосознание связано с самооценкой?

- Почему?

- Правильно, самосознание теснейшем образом связано с самооценкой. Поработаем с текстом учебника, находим и списываем определение «Самооценка» Вы с ним согласны?

- Какие виды самооценки вы знаете?

-Зарисуем схему

Помогаем мне, пользуясь текстом учебника, что такое заниженная самооценка?

- Завышенная?

- Адекватная и нормальная?

На основе самооценки формируется представление о себе, или образ «я». Познавать свое «Я» весьма не просто. Я человека состоит из нескольких составляющих, выделим и запишем основные : Я-реальное – каков я есть, Я-идеальное – каким мне хотелось бы быть.

- Если я считаю себя одним, а обнаруживаю, что я другой, то во мне пораждаются соответствующие эмоции : приятные или неприятные. Если вы считаете себя человеком пунктуальным, но стал неоднократно опаздывать, какие это вызовет ощущения?

- А если ты был уверен, что не сможешь выполнить к/р на отлично,но смог?

- Если рассогласование устраняется или становится меньше, возникает чувство удовлетворения, когда возрастает и человек усилиями своего «я» не может сократить расхождение, то возникает страх, чувство неудовлетворенности или даже тяжелая депрессия.

- Я идеальное еще называется Я-концепцией личности, запишем. Внесение изменений в свою я-концепцию для достижения своей цели будет служить развитием личности?

- Да, но нужно знать, что слишком жестки требования к себе – приведут к переживаниям и самонеудовлетворенности, а слишком слабые, делают нас бесхарактерными.

- Как вы думаете, как же наше собственное « я» влияет на выбор профессии?

- Выбирая профессию нужно четко определить, каким нужно быть для овладения ею. Если требования профессии в основном совпадают с я-концепцией человека, то работа вам подойдет и принесет самоудовлетворение и успех, в случаи несовпадения основных положений, что необходимо сделать?

- Оба ответа правильных. Если изменений внести нельзя, то нужно отказаться.

Предполагаемые ответы:

- Формируется в процессе развития

- Связано.

- Т.к. у человека меняются взгляды и представления о себе

-да

Предполагаемые ответы:

-Завышенная

- Заниженная

- Средняя

- Это недооценивание своих возможностей, как результат неуверенности в себе, чувство тревоги, робости, акцентрирование внимания на неудачах

- преувеличение своих заслуг, успехов, знаний.

- объективный анализ своих личностных качеств, способностей.

- Неприятные.

- очень приятные

- да, потому что это будет делать меня лучше и сильнее.

- От того какой я человек, какие качества я имею и какую самооценку зависит какая работа мне подойдет.

Предполагаемые ответы:

- отказаться от данной профессии

- внести изменения в я-концепцию


 

Коммуникативные: 

-формулиро

вание и аргументация своего мнения и позиции;

- высказывать публично свою позицию

Личностные УУД:

- осознание важности знаний по теме.

15

Применение знаний и формирование умений и навыков

Практическая работа 

Цель этапа: закрепить  полученные знания (применение нового знания в задании)

- Учебник стр.213, задание 1. В два столбика выпишите определения черт характера, которые вам предложены, распределив их на «Я-реальный», и «я- идеальное».

- Теперь допишите в каждый столбец свои личностные особенности (физические, интеллектуальные, может по состоянию здоровья у кого-то что-то есть)

Самостоятельная работа учащихся.

.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание усвоенного материала.

Личностные

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха деятельности.

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

- К прошлому уроку каждый из вас готовил профессиограмму нравившейся ему профессии, один из пунктов в ней был «требования профессии к человеку». Ваша задача сопоставить положения своей «я-концепции» с требованиями профессии. И при несовпадении важных компонентов, опреелить, возможно ли внесение измененийв свою «я-концепцию», либо вам стоит задуматься овыборе другой профессии. Написать выводы.

- Домашнее задание, пройти тест на определение самооценки по учебнику, оформить в тетрадь с выводами.

соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности

Регулятивные

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

-подведени

е  итогов своей познавательной, учебной, практической         деятельности.

10


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.