12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Юлия Николаевна4034
учитель истории стаж более 10 лет имею высшее образование закончила ТГУ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. Учитель 1 категория полученная в 2015 году.
Россия, Тверская обл., д. Малое Коробино

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

1.Образовательная – обеспечить усвоение учащимися знаний о внутренней и внешней политике Фёдора Ивановича и Бориса Годунова.

2.Воспитательная – формировать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны.

3.Развивающая – формировать умения самостоятельно анализировать исторические события и делать выводы; формировать у учащихся интерес к предметно – исследовательской деятельности.

Оборудование урока: ПК, мультимедийный проектор.

Форма работы учащихся: парная.


ПЛАН УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III.Изучение нового материала:

А) Проблемы, стоящие перед правительством Фёдора Ивановича. Пути их решения.

Б) Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

IV. Закрепление полученных знаний.

V. Подведение итогов урока.


ХОД УРОКА

I. Учитель приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку.

II. От царствования Ивана Грозного осталось много проблем. В результате опричнины страна разорена. Проиграв Ливонскую войну, Россия потеряла не только часть своих территорий, но и престиж на международной арене.

На сегодняшнем занятии мы выясним, какие задачи стояли перед страной в конце XVI века и как они решались правительством Фёдора Ивановича.

III. В марте 1584 года на престол вступил второй сын Ивана Грозного – Фёдор.

«Теперешний царь росту малого, … телосложения слабого и склонен к водяной болезни …

поступь нетвёрдая … он тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается … он прост и слаб умом … не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен».

Джильс Флетчер ( 1588 – 1589 гг. )

 

Мог ли такой человек править государством?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Иван Грозный понимал, в какие руки он передаёт власть и поручил сына и государство заботам ближних бояр: И. Ф. Милославского, Н. Р. Юрьева, И. П. Шуйского, Б.Ф. Годунова.

Между боярами началась борьба за власть и за влияние на слабого царя. Победу в этой борьбе одержал брат царицы Ирины Борис Годунов.

А) учащиеся работают в парах.

Задание для учащихся: выписать в тетрадь задачи, стоящие перед новым правительством.

1. Преодоление разрухи и восстановление нормальной хозяйственной жизни.

2. Сплочение верхушки общества.

Изучив первый и второй пункты параграфа заполнить таблицу.

Проблема Решение Результат
 

Укрепление поместного и вотчинного хозяйства.

1597 г. принят указ «об урочных летах» (срок сыска беглых крестьян 5 лет).

Крестьяне недовольны, но поместные и вотчинные хозяйства укрепляются.

Защита государственных границ.

Возводились крепости на западе ( Смоленск ), на юге (Воронеж, Курск, Белгород ), на севере ( Архангельск ), в Поволжье ( Самара, Саратов, Царицын, Астрахань ), в Сибири ( Тобольск, Тюмень, Тара ).

Укрепление государственных границ.

Восстановление внешнеполитического авторитета России, утраченного после Ливонской войны.

Учреждение патриаршества в 1589 году ( Иов ).

Укрепилось влияние Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом.

Утрата Россией выхода к Балтийскому морю после поражения в Ливонской войне.

В 1586 г. продлено перемирие с Речью Посполитой до 1602 г.

Русско – шведская война 1590 – 1593 гг.

Россия собирает силы для борьбы со Швецией за Прибалтику.

Россия победила в войне и вернула себе города Ивангород, Ям, Копорье, Корелу.

Поверяем выполненное задание.

Царь Фёдор был бездетным, и народ считал его наследником царевича Дмитрия. В мае 1591 года царевич погибает в Угличе. Следствие пришло к выводу, что это был несчастный случай.

6 января 1598 года умер царь Фёдор. Москвичи присягнули на верность царице Ирине, но она приняла постриг и отказалась от престола. Тогда взоры москвичей обратились на Бориса Годунова. Борис был братом царицы Ирины, несколько лет управлял государством. Многие его сторонники занимали важные государственные посты.

В феврале 1598 года Земский собор избрал царём Бориса Годунова

Б)Иностранцы отмечали, что Годунов был человеком невысоким, но коренастым и плотным, с красивым лицом и пристальным взглядом. Он обладал «быстрым умом», превосходной памятью, зычным голосом и даром красноречия. При этом Годунов не мог долго сидеть на одном месте и заниматься пустой болтовнёй, а постоянно искал себе настоящего дела. Все отмечали его непреклонную волю, решительность в делах и беспощадность к врагам. В то же время Борис Годунов мог искренне переживать чужое горе.

Изучив 4 – 6 пункты параграфа ( стр. 8 – 10 ) схематично отобразите политические и экономические причины приведшие к падению Годуновых.

Правление Бориса Годунова 

1598 – 1605 гг.

Преследование бояр Романовых                                           Голод 1601 – 1603 гг.

 

Появление в 1604 г. Лжедмитрия I                                        Восстание Хлопко в 1603 г.

 

Смута

 

Свержение Годуновых 1 июня 1605 г.

Вопрос к учащимся: «Борис Годунов был талантливее Фёдора Ивановича, умереннее Ивана Грозного. От чего же он так быстро стал непопулярным в роли царя?».

IV.                    Тестовые задания для учащихся.

1.Указ об «урочных летах»:

а)запрещал свободный переход одного хозяина к другому

б)устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян

в)определял пятнадцатилетний срок сыска

г)восстанавливал Юрьев день

2.Первым патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит:

а)Макарий

б)Филипп

в)Иов

г)Алексий

3.Смутным временем в России называют:

а)конец XVI в.

б)конец XVI – начало XVII в.

в)начало XVII в.

г)первую половину XVII века.

4.Первым царём, избранным на русский престол был:

а)Фёдор Годунов

б)Лжедмитрий I

в)Фёдор Иванович

г)Борис Годунов

5.В ходе русско – шведской войны 1590 – 1593 гг. Россия:

а)потерпела поражение

б)добилась выхода в Балтийское море

в)частично восстановила утраченные позиции на Балтике

г)ликвидировала опасности границам на Востоке

V.Учитель подводит итоги урока.

Домашнее задание: параграф 1, вопросы 1 – 5 после параграфа; составьте кроссворд по теме «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова».

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.