Военно-полевой слет «Тропа героя»
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
города Калуги
Сценарий патриотического мероприятия
Военно-полевой слет «Тропа героя»
для детей 12–16 лет
Автор-составитель: Ястребова Елена Викторовна
Должность: методист
Калуга, 2025
Аннотация
Сценарий патриотического мероприятия в формате военно-полевого слета «Тропа героя» (далее – слет) адресован старшим вожатым, воспитателям лагерей обучения и отдыха, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, классным руководителям и заместителям директоров по воспитательной работе, заинтересованным в формировании гражданского и патриотического мировоззрения детей и подростков. Автор представил опыт проведения слета среди учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Калуги, входящих в юнармейские (патриотические) отряды, кадетские классы (объединения).
Пояснительная записка
Несмотря на то, что в рамках слета проходят командные соревнования, обучающиеся на каждой станции могут продемонстрировать свои индивидуальные возможности и способности, что содействует самореализации, эмоциональной разрядке и возможности приобретения новых знакомых и друзей, в свою очередь, эти обстоятельства характеризуют мероприятие как актуальное. Так как во время мероприятия этапы одновременно проходят несколько команд, то присутствует здоровая конкуренция, что способствует развитию мотивации и стремления ребенка к победе. Подростки учатся доверять и поддерживать друг друга, решать поставленные задачи, добиваться цели.
Отличительной характеристикой мероприятия «Тропа героя» является вариативность предлагаемой ребенку деятельности и ее насыщенность.
Целью проведения слета является поддержка инициативы обучающихся по формированию чувства патриотизма, самосознания и гражданской ответственности, подготовка к военной службе, развитие юнармейского и кадетского движения.
Основные задачи:
- пропаганда и популяризация среди учащихся здорового образа жизни;
- формирование предпрофессиональной подготовки учащихся для службы в Вооруженных Силах РФ;
- формирование ценностного отношения к родному краю;
- проверка, обучение и совершенствование практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях;
- совершенствование традиционных и поиск инновационных форм и методов работы по патриотическому воспитанию учащихся;
- выявление сильнейших команд, укрепление дружественных связей между юнармейскими отрядами Калужской области.
Ожидаемый результат:
Личностные:
- развитие мотивации ребенка к познавательной, туристко-краеведческой и военно-спортивной деятельности;
- формирование лидерских качеств ребенка;
- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
- формирование потребности в физическом самосовершенствовании.
Метапредметные:
- формирование навыков анализа и обобщения информации;
- развитие навыков сотрудничества;
- формирование навыков самостоятельного решения задач.
Система оценки результата включает в себя такие методы диагностики как:
наблюдение:
выполнение\невыполнение задания;
выполнение задания в регламентированном количестве времени;
инициативность при выполнении задания;
опрос:
рефлексия – как способ обобщения полученных знаний;
эмоциональное состояние ребенка по итогу участия в слете.
отметка о качестве
высокий результат в виде победы или призового места.
Необходимые ресурсы:
Помещение: спортивное поле, площадка.
Инвентарь: туристское оборудование (канаты, веревки, карабины), носилки медицинские, противогазы, макеты гранат, пневматические винтовки, макет автомата Калашникова, металлоискатель.
Кадры: ведущий мероприятия, ведущие каждого этапа, сопровождающие команду педагоги, члены жюри из числа ветеранов, представителей военного комиссариата, ДОСААФ России, общественных организаций воинов-интернационалистов, педагоги (учителя ОФП и ОБЖ), методисты и педагоги-организаторы МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги.
Материально-технические: аудио аппаратура (микрофоны, колонки, усилитель), электрический удлинитель, фототехника, компьютер, принтер, белая и цветная бумага для принтера, таблички-указатели для этапов, бейджи для организаторов и руководителей этапов, дипломы для награждения.
Методические: тематическая литература, ресурсы сети Интернет.
Информационные: пресс-центр.
Категория участников: от каждого образовательного учреждения принимается одна команда в количестве 5 человек (3 юноши и 2 девушки), в сопровождении руководителя команды – педагогического работника, несущего ответственность за жизнь и здоровье детей в период проведения слета. Возраст участников команд от 12 до 16 лет.
Требования к участникам: необходимо иметь парадную (юнармейскую/кадетскую/форму объединения) форму, военную (полевую) форму или одежду и обувь в соответствии с погодными условиями (дождевик на случай дождя), спортивный костюм, спортивную обувь. На общее построение команд (на открытии и закрытии мероприятия) всем участникам быть в парадной (юнармейской/кадетской/форме объединения) форме.
Условия проведения слета
Слет проходит в течение одного дня и заключается в последовательном прохождении этапов и выполнении заданий. Вмешательство руководителя в действия команды не допускается и штрафуется снятием команды с этапа.
Во время перемещения между этапами команды проходят строем. Конкурсные испытания команда проходит всем составом. Характеристика и условия этапов и заданий приведены в сценарии.
При нарушении участником (участниками) дисциплины или внутреннего порядка команды могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на участника (участников):
замечание (минус 3 балла из общего зачёта команды);
выговор (минус 7 баллов из общего зачёта команды);
снятие с соревнований.
Для определения команды-победителя (1 место) и команд-призеров (2, 3 места) слета создается жюри.
Результатом работы жюри являются заполненные и подписанные членами жюри слета оценочные ведомости.
По итогам работы членов жюри заполняется итоговый протокол, который подписывается председателем жюри.
Сценарий патриотического мероприятия
«Военно-полевой слет «Тропа героя»
I Блок
Фанфары
Ведущий:
Всегда Россия славилась отважными героями,
Не раз встревожена была войны шальными зорями…
И офицер, и рядовой воспитан был на доблести,
И за Отчизну рвался в бой по чести и по совести!..
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости и участники военно-полевого слета «Тропа Героя»! Военно-полевой слет «Тропа Героя» проводится среди учащихся кадетских классов (объединений), членов юнармейских (патриотических) отрядов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений города Калуги.
Ведущий: Внимание! Команды! Под Гимн Российской Федерации стоять смирно! (звучит ГИМН Российской Федерации)
Ведущий: Вольно. Военно-полевой слет «Тропа героя» объявляется открытым!
Ведущий: На нашем мероприятии присутствуют почётные гости (представление и выступления гостей)
Ведущий:
Уважаемые участники слета, вам предстоит пройти этапы:
Веревочная полоса препятствий
Команда преодолевает переправу через овраг по веревке с помощью элемента «Бабочка». Этап проходят все участники команды по порядку, не ступая ногами на землю, находясь на перильных веревках. При срыве с веревки участник получает штрафные баллы. В безопасной зоне разрешается командная взаимопомощь.
Транспортировка пострадавшего по пересеченной местности
Команда оказывает первую медицинскую помощь и укладывает пострадавшего на носилки, фиксирует его к носилкам в районе груди и бедер основной веревкой, используя узлы для связывания веревок. Переносят пострадавшего по пересеченной местности, используя различный рельеф и складки местности. Транспортировка выполняется ногами вперед только на спуске, на горизонтальной местности и на подъеме – головой вперед.
Штраф -1 балл:
неправильная транспортировка пострадавшего;
отсутствие контрольных узлов;
грубые действия по отношению к пострадавшему.
Штраф -10 баллов:
пострадавший не закреплен на носилках;
развал транспортировочного средства;
падение пострадавшего при переноске.
(возможен вариант, изготовления носилок из подручных материалов)
Преодоление узкого лаза способом переползания
Преодолеть узкий лаз под маскировочной сетью, натянутой на высоте 50 см от земли, преодолеть «мышеловку», не касаясь и не сбивая ограждения. На этапе работает один участник. При падении планки участник прекращает движение до момента установки ее на место судьей. Длина этапа 20 – 25 м.
Штраф -1 балл:
касание ограждения «мышеловки»;
падение планки;
двое на этапе;
несоблюдение дистанции;
потеря личного снаряжения.
Штраф – 10 баллов:
невыполнение условий этапа,
игнорирование требований судьи.
Преодоление невидимых препятствий
Команда в полном составе, по одному преодолевает полосу заграждений на расстоянии до 25 м. Заграждения представляют собой вертикально, горизонтально, наклонно натянутый шнур, шпагат, колючую проволоку, закрепленные на кольях и стойках на высоте 50 - 70 см. На шпагате закреплены колокольчики и бубенцы. Участник перешагивает через малозаметные препятствия, стараясь не касаться шнура, шпагата и не допускать звона колокольчиков. Судья озвучивает вслух количество касаний и по приходу команды на целевую сторону сообщает это команде. Команда, обнявшись руками за плечи, «стенкой», отрабатывает приседанием озвученные судьей нарушения.
Метание гранаты на точность из окопа
Команда на этапе занимает огневой рубеж – положение лежа в окопе. По команде командира группы: «Первый-огонь» «Второй-огонь» и т.д., по очереди поднимаются и метают гранату, перемещаются в укрытие до падения гранаты. Дистанция до цели 15 – 20 м., цель – траншея. Длина 3 м, ширина – 1.5 м. Попадание в цель фиксируется по месту касания гранаты земли. После завершения всех бросков командир подает команду «Встать, вперед!», участники бегут к цели, находят все гранаты и возвращают их на место.
Штраф – 1 балл:
заступ за линию метания гранат;
не успел лечь до падения гранаты;
поднялся без команды;
метание гранаты без команды;
потеря личного снаряжения.
Штраф – 10 баллов: не выполнены условия этапа (ни одна граната не поразила цель).
Ориентирование, подача сигналов бедствия согласно международной кодовой таблицей.
Участники определяют объект по указанному азимуту, затем по очереди, каждый определяет топографический знак, командир определяет сигнал «Бедствия». После выполнения этих заданий команда своими телами выкладывает на земле этот сигнал. Командир может уточнить у команды название сигнала и правила его выкладывания.
Штраф – 1 балл:
неправильно определен объект по азимуту;
неправильно назван топографический знак;
неправильно назван сигнал;
участники лежат в положении голова к ногам.
Штраф – 10 баллов выложенный сигнал не соответствует заданию.
Поисковик.
Участники на определенной территории должны с помощью металлоискателя обнаружить спрятанные элементы.
По окончании выполнения этапов команды бежит на Финиш, она регистрируется по последнему участнику или элементу снаряжения команды.
Победитель определяется по лучшему временному результату.
Этап тренинговых упражнений
Команде предстоит показать командную работу. Специальной подготовки к данному этапу не требуется.
Интеллектуальный этап
Команде предстоит показать командную работу и определить тип и название боевого оружия.
Этап «А песня тоже воевала…»
Участники проходят три блока
Угадай мелодию
Исполнение песни
Сопоставить изображение с названием музыкального произведения.
Между этапами возможны на пути усложненные элементы передвижения, не требующие дополнительной подготовки.
Также организаторы подготовили обучающие мастер-классы, в которых можно принять участие непосредственно на этапах.
Ведущий:
Обращаем внимание команд, что за нарушение техники безопасности и дисциплины начисляются штрафные баллы.
Ведущий:
Командирам отрядов подойти к судейскому столу для инструктажа.
Ведущий:
Команды приступают к соревнованиям согласно маршрутному листу.
II БЛОК
Ведущий:
Сегодня каждый из участников проверил свои физические возможности, получил новые знания и навыки на мастер-классах.
Пришло время подвести итоги.
Награждение по этапам и по общему зачету
Ведущий:
Команды! Под Гимн РФ стоять смирно! (звучит ГИМН Российской Федерации)
Ведущий: Команды, «Вольно». Военно-полевой слет «Тропа героя» объявляется закрытым.
Все команды благодарим за участие. До новых встреч!