12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мельникова Ирина Евгеньевна111

Пояснительная записка

           Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни.

Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей.

Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства.

Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

 Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия дополнительным образованием.


В процессе занятий в вокальном коллективе у школьников младшего возраста повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.   

Благодаря пению развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память.

Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Цель – формирование эстетической культуры младшего школьника;

развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;

становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.    

      Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

Задачи:

- формирование интереса к вокальному искусству.

- развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.

- развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

- развитие умений различать звуки по высоте;

- развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.

- развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.

- формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),

- совершенствование вокально-хоровых навыков.  

Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:

-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;

-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;

-предоставление возможности самовыражения, самореализации.

     В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

-подготовку голосового аппарата;        

-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;

     Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать  психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

     Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 7 лет. Занятия проводятся  по 1 часу 1 раз в неделю, 36 часов в год.

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

        Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Используемые методы и приемы обучения:

- слуховой (аудиозаписи)

- зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

-  практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры

       Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.

Учащиеся младшего школьного возраста имеют уже некоторый музыкальный опыт, но голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос несильный, хотя порой и звонкий. Избегается форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Обучающиеся младшего школьного возраста могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе используются песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, в работе стараемся не использовать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

песни хором в унисон

хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)

тембровыми подгруппами

при включении в хор солистов

пение под фонограмму.

пение по нотам

Прежде чем приступить к работе, выявляются особенности певческого звучания каждого обучающегося,чистота интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса обучающийся определяется в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) соблюдаются следующие условия:

игровой характер занятий и упражнений;

активная концертная деятельность детей;

доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;

атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);

звуковоспроизводящая аппаратура (компьютер, микрофон, СD -диски – чистые и с записями музыкального материала).

При работе над песнями соблюдается правильная вокально- певческая постановка корпуса.

В работе над формированием вокально-хоровых навыков у школьников младшего возраста огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

«а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

слуховой самоконтроль;

слуховое внимание;

дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).

Он достигается:

выразительностью мимики лица;

выражением глаз;

выразительностью движения и жестов;

тембровой окраской голоса;

динамическими оттенками и особенностью фразировки;

наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Младший школьник, обучающийся пению,  осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Обучающимся объясняется, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции используются следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

не очень сильно прикусить кончик языка;

высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

постукивая пальцами сделать массаж лица;

делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции используютсяскороговорки, которые поются на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Структура занятия.

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками учащихся предварительно проводится «распевание» на определенных упражнениях. Начинается распевание попевок (вокализа, упражнений) в среднем, удобном диапазоне, постепенно производится транспонирование его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено.

Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата обучающихся к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.


2. Пауза. 

Для отдыха голосового аппарата после распевания делается пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть.

 Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. 

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

работа над вокальными и хоровыми навыками;

проверка знаний усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

споем песню с полузакрытым ртом;

слоговое пение («ля», «бом» и др.);

хорошо выговаривать согласные в конце слова;

произношение слов шепотом в ритме песни;

выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

использовать элементы дирижирования;

пение без сопровождения;

зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

выразительный показ (аккапельно);

образные упражнения;

вопросы;

оценка качества исполнение песни

     Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.

Результаты освоения программы вокального кружка.

Обучение  вокалу обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся.

У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, района,культурных  событиях региона.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Личностными результатами являются:

- положительное отношение и интерес к изучению музыки;

- опыт музыкально-исполнительской деятельности;

- первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве;

- умение вслушиваться в музыку;

- система духовно-нравственных ценностей.

Могут быть сформированы:

- восприятие музыки как части общей культуры личности;

- потребность в самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

- адекватная самооценка;

- чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный ансамбль);

Предметными результатами занятий являются:

Обучающиеся научатся:

- владеть основами музыкальных знаний;

- владеть первоначальными певческими умениями и навыками;

- выразительно исполнять песенный репертуар;

- выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;

- координировать движение и пение, отражая настроение музыки;

- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений; пластического интонирования;

- владеть навыками «свободногодирижирования»;

- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;

- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений

- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

- приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования.

Метаредметными результатами занятий являются:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- принимать учебную задачу;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;

- адекватно воспринимать предложения учителя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- принимать музыкально-исполнительскую задачу;

- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;

- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- ориентироваться в музыкальном материале, осуществлять поиск нужной информации;

- находить в музыкальном тексте разные части;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- соотносить различные произведения по настроению,форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);

- пользоваться карточками ритма;

- понимать элементарную нотную запись;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

- принимать участие в групповоммузицировании, в коллективных инсценировках;

- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);

- контролировать свои действия в коллективной работе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

Способы отслеживания результатов.

    Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

    Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

    Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Учебный план

п/п

            Темы

Кол-во часов

1 г. обучения

1

Вводное занятие

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

2

3

Охрана голоса

-

4

Певческая установка

-

5

Звукообразование. Муз.штрихи

2

6

Дыхание

2

7

Дикция и артикуляция

2

8

Ансамбль. Унисон

2

9

Ансамбль. Элементы двухголосья.

2

10

Музыкально-исполнительская работа

2

11

Ритм

2

12

Сцендвижение

3

13

Работа над репертуаром

10

14

Концертная деятельность

4

15

Итоговые занятия, творческие отчеты

2

   

Итого

36



Учебно – тематический план

п/п

         Разделы

Общее количество часов

В том числе:

ПРАКТИ-ЧЕСКИХ


ТЕОРЕТИ-ЧЕСКИХ

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

2

1

1

3

Звукообразование.

Муз.штрихи

2

1

1

4

Дыхание

2

1

1

5

Дикция и артикуляция

2

 1

1

6

Ансамбль. Унисон

2

2

-

6

Ансамбль. Элементы двухголосья.

2

2

-

7

Музыкально-исполнительская работа

2

2

-

8

Ритм

2

1

1

9

Сцендвижение

3

2

1

10

Работа над репертуаром

10

8

2

11

Концертная деятельность

4

4

-

12

Итоговые занятия, творческие отчеты

2

2

-

ИТОГ0


36

27

9



Содержание

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2.Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4.Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз.скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

6.Ансамбдь. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.

7.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8.Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

9.Сцендвижение.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

10.Репертуар.

Соединение муз.материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически трудных мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно, раскрепощенно. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.  

По итогам года обучения воспитанники должны

знать:

- основы вокально – хоровых навыков;

- правила пения;

- виды дыхания;

- муз.штрихи;

- средства муз.выразительности.



уметь:

применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.​​​​​​​

Тематическое планирование

на ______учебный год

п/п

Дата

Тема занятия

Кол – во часов

Примечание

1


Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

1


2


Знакомство с основными вокально – хоровыми навыками пения. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Знакомство с репертуаром.

1


3


Знакомство с основными вокально – хоровыми навыками пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Работа над репертуаром.

1


4


Звукообразование. Формирование вокального звука.Муз.штрихи.

Работа над репертуаром.

1


5


Концерт, посвящённый Дню учителя


1


6


Звукообразование. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Муз.штрихи. Работа над репертуаром.

1


7


Развитие навыков уверенного пения. Музыкальные штрихи.Работа над репертуаром.


1


8


Работа над репертуаром.


1


9


Работа над дыханием. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания.

1


10


Работа над репертуаром.


1


11


Работа над дыханием. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

1


12


Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над формированием правильного певческого произношения слов.

1


13


Работа над репертуаром.


1


14


Работа над дикцией и артикуляцией. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз.скороговорок.

1


15


Сценическое движение. Воспитание самовыражения через движение и слово.

1


16


Творческий отчёт.


1


17


Концерт «Новогодний серпантин».

1



18


Ансамбль. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука.

1



19


Работа над репертуаром.

1



20


Ансамбль. Унисон. Работа надодновременным началом и окончанием песни. Использование акапелла.

1



21


Ансамбль. Ведение элементов двухголосья.

1


22


Ансамбль. Введение элементовдвухголосья.

1


23


Музыкально - исполнительская работа. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». Работа с микрофоном.

1


24


Концерт, посвящённый 8 Марта

1



25


Работа над ритмическим рисунком. Знакомство с простыми ритмами и размерами.

1



26


Работа над репертуаром


1


27


Сценическое движение. Работа над умением изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

1


28


Работа над репертуаром


1


29


Работа над ритмическим рисунком.Работа над умением воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».


1



30


Работа над репертуаром

1



31


Сценическое движение. Воспитание самовыражения через движение и слово.

1



32


Музыкально – исполнительская работа.Работа над динамическими оттенками и штрихами.Работа с микрофоном.

1


33


Подготовка к концерту, посвящённому Последнему звонку.

Итоговое занятие


1




Литература для учителя:

Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2

Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002

Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.

Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.

Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.

Литература для обучающегося:

Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.

Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999.

Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998.

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.