12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мельникова Ирина Евгеньевна111

Пояснительная записка

           Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

 Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия дополнительным образованием. В процессе занятий в вокальном коллективе у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.                                                                

Цель программы:

       Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей среднего и старшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

      Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;

-сформировать основы сценической культуры;

-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

-развивать творческую активность детей;

-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.

    

Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:

-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;

-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;

-предоставление возможности самовыражения, самореализации.

     Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

-подготовку голосового аппарата;        

-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;

     Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать  психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 10 лет.

Занятия проводятся  по 1 часу 1 раз в неделю, 36 часов в год-1 год обучения.

Занятия проводятся  по 2 часа 1 раз в неделю, 72 часа в год -2 год обучения.

Всего часов:108

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

        Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.


Используемые методы и приемы обучения:

- слуховой (аудиозаписи)

- зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

-  практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры

       Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

     Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.

Результаты освоения программы вокального кружка.

Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, района, культурных  событиях региона.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание, освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства

Способы отслеживания результатов.

    Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

    Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

    Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.



Учебный план

п/п

            Темы

Кол-во часов

обучения

1 г. обучения

2г. обучения

1

Вводное занятие

3

1

2

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

-

-

-

3

Охрана голоса

3

1

2

4

Певческая установка

6

2

4

5

Звукообразование. Муз.

штрихи

8

2

6

6

Дыхание

6

2

4

7

Дикция и артикуляция

6

2

4

8

Ансамбль. Унисон

-

-

-

9

Ансамбль. Элементы двухголосья.

6

2

4

10

Музыкально-исполнительская работа

7

3

4

11

Ритм

6

2

4

12

Сцен. Движение

9

3

6

13

Работа над репертуаром

30

10

20

14

Концертная деятельность

12

4

8

15

Итоговые занятия, творческие отчеты

6

2

4

   

Итого

108

36

72

 

                                                                       1 – й

                                                    год обучения

Цель:

создание условий для творческого развития детей

Задачи:

закрепить основы вокальной культуры;

- закрепить знания специальной терминологии;

- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосья;

- развивать творческую активность детей;

- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

 1 – ый и 2– ой года обучения имеют те же содержательные разделы, но освоение на 2 – ом году идет с большей степенью глубины и самостоятельности.

               Учебно – тематический план 1 – го  года обучения

п/п

         Разделы

Общее

количество часов

 В том числе





Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Охрана голоса

1

-

1

3

Певческая установка

2

1

1

4

Звукообразование. Муз.

штрихи

2

1

1

5

Дыхание

2

1

1

6

Дикция и артикуляция

2

1

1

7

Ансамбль. Элементы двухголосья.

2

1

1

8

Музыкально-исполнительская работа

3

2

1

9

Ритм

2

1

1

10

Сцендвижение

3

3

 -

11

Работа над репертуаром

10

8

2

12

Концертная деятельность

4

4

-

13

Итоговые занятия, творческие отчеты

2

2

-

ИТОГО


 36                       

25  

11

                   Содержание программы  1 – го года обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с программой,  режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.

2.Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.

3.Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.

4.Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.

5.Дыхание.

Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.

6.Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.

7.Ансамбль. Элементы двухголосья.

Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.

8.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.

9.Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.

10.Сценическое движение.

Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.

11.Работа над репертуаром.        

Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.

12.Концертная деятельность.

Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.

13.Итоговые занятия, творческие отчеты.

Результаты освоения программы 1 – го года обучения.

- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;

- владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);

- умение чисто интонировать;

- умение воспроизвести несложный ритмический рисунок;

- умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене.

           Учебно – тематический план  2 – го  года обучения

п/п

         Разделы

Общееколичество часов

 В том числе





Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Охрана голоса

2

-

2

3

Певческая установка

4

2

2

4

Звукообразование. Муз.

штрихи

6

4

2

5

Дыхание

4

2

2

6

Дикция и артикуляция

4

2

2

7

Ансамбль. Элементы двухголосья.

4

2

2

8

Музыкально-исполнительская работа

4

2

2

9

Ритм

4

2

2

10

Сцен.движение

6

6

-

11

Работа над репертуаром

20

16

4

12

Концертная деятельность

8

8

-

13

Итоговые занятия, творческие отчёты

4

4

-

итого


72

50

22

               Содержание программы  2 – го года обучения

1.Вводное занятие.

Знакомство с программой,  режимом работы. Подбор репертуара.

 2.Охрана голоса.

Проведение гимнастики голоса.

3.Певческая установка.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.

4.Звукообразование.

Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.

5.Дыхание.

Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.

6.Дикция и артикуляция.

Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.

7.Ансамбль. Элементы двухголосья.

Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.

8.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах  оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».

9.Ритм и ритмический рисунок.

Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.

10.Сценическое движение.

Умение изобразить настроение различных движений.

11.Работа над репертуаром.        

Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.

12.Концертная деятельность.

Анализ выступлений

13.Итоговые занятия, творческие отчеты.

Результаты освоения программы  2 – го года обучения.

- владение техническими программами приемами пения;

- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;

- владение певческой позицией;

- умение выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;

- умение анализировать свои действия.​​​​​​​

Тематическое планирование

на ______ учебный год (на 1 –й год)

п/п

Дата

Тема занятия

Кол – во часов

Примечание

1


Вводное занятие.

Знакомство с программой,  режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.

1


2


Охрана голоса. Гимнастика голоса

Работа над репертуаром

1


3


Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения.Работа над репертуаром.

1


4


Сцендвижение. Работа над репертуаром

1


5


Концерт, посвящённый Дню учителя


1


6


Работа над репертуаром


1


7


Звукообразование. Муз.

штрихи. Упражнение на расширение диапазона.

1


8


Певческая установка. Работа над вокальными упражнениями.

1


9


Работа над репертуаром


1


10


Дыхание. Работа над цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания.

1


11


Ансамбль. Элементы двухголосья.

Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него.

1


12


Работа над репертуаром


1


13


Музыкально-исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»).

1


14


Работа над репертуаром

1


15


Сцендвижение. Упражнения на развитие выразительности, интонации, естественности.

1


16


Итоговое занятие, творческий отчёт


1


17


Концерт «Новогодний серпантин».


1


18


Работа над репертуаром.

1


19


Дикция и артикуляция. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, вокальных упражнений.

1


20


Работа над репертуаром

1


21


Звукообразование. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Муз. штрихи

1


22


Дыхание. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.

1



23


Сцендвижение. Работа над движениями и жестами под музыку, для передачи образа.

1



24


Концерт, посвящённый 8 марта

1



25


Работа над репертуаром


1


26


Дикция и артикуляция. Работа над правильным произношением гласных и согласных звуков.

1



27


Ансамбль. Элементы двухголосья. Пение каноном.

1


28


Музыкально-исполнительская работа. Работа над динамическими оттенками в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях..

1


29


Ритм. Работа над воспроизведением ритмических рисунков мелодии. Музыкально – ритмические скороговорки.

1


30


Работа над репертуаром

1


31


Работа над репертуаром

1


32


Музыкально-исполнительская работа. Упражнения на сохранение певческого тона.

1


33


Работа над репертуаром

1


34


Работа над репертуаром

1


35


Концерт, посвящённый Последнему звонку

1



36


Итоговое занятие

36




Тематическое планирование

на _______ учебный год (на 2 –й год)

п/п

Дата

Тема занятия

Кол – во часов

Примечание

1


Вводное занятие. Знакомство с программой,  режимом работы. Подбор репертуара.

2


2


Охрана голоса. Проведение гимнастики голоса. Работа над репертуаром

2


3


Певческая установка. Работа над упражнениями на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Работа над репертуаром.

2


4


Сцендвижение. Работа над умением изобразить настроение различных движений. Работа над репертуаром

2


5


Концерт, посвящённый Дню учителя


2


6


Работа над репертуаром


2


7


Звукообразование. Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Муз.штрихи

2


8


Певческая установка. Пение с сопровождением и без него.

2


9


Работа над репертуаром


2


10


Дыхание. Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания.


2


11


Ансамбль. Элементы двухголосья. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него.


2


12


Работа над репертуаром.

2


13


Музыкально-исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах  оттенков («легато», «стаккато»).

2


14


Работа над репертуаром

2


15


Сцен.движение. Работа над умением изобразить настроение различных движений.

2


16


Итоговое занятие, творческий отчёт.


2


17


Концерт «Новогодний серпантин».


2


18


Работа над репертуаром.

2


19


Дикция и артикуляция. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.

2


20


Работа над репертуаром.

2


21


Звукообразование. Закрепление навыка правильного звукообразования. Муз.

Штрихи.

2


22


Дыхание. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.

2



23


Сцен.движение. Работа над умением изобразить настроение различных движений.

2



24


Концерт, посвящённый 8 марта

2


25


Работа над репертуаром.


2


26


Дикция и артикуляция. Работа над формированием навыков правильного певческого произнесения слов.


2



27


Ансамбль. Элементы двухголосья. Работа над чистотой строя.

2


28


Музыкально-исполнительская работа. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».

2


29


Ритм. Работа над музыкально – ритмическими скороговорками. Пение канонов.

2


30


Работа над репертуаром

2


31


Звукообразование. Закрепление навыка правильного звукообразования. Муз.

штрихи.

2


32


Работа над репертуаром

2


33


Ритм. Игры на ритмическое моделирование.

2


34


Работа над репертуаром

2


35


Концерт, посвящённый Последнему звонку

2



36


Итоговое занятие

72




Литература для учителя:

Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2

Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002

Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.

Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.

Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.

Литература для обучающегося:

Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.

Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999.

Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998.

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.