12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мельникова Ирина Евгеньевна111 |
Вокальный кружок "Школьный голосок". Возраст с 10 лет
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия дополнительным образованием. В процессе занятий в вокальном коллективе у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей среднего и старшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 10 лет.
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 36 часов в год-1 год обучения.
Занятия проводятся по 2 часа 1 раз в неделю, 72 часа в год -2 год обучения.
Всего часов:108
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- слуховой (аудиозаписи)
- зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Результаты освоения программы вокального кружка.
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, района, культурных событиях региона.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание, освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства
Способы отслеживания результатов.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Учебный план
№ п/п | Темы | Кол-во часов обучения | 1 г. обучения | 2г. обучения |
1 | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | - | - | - |
3 | Охрана голоса | 3 | 1 | 2 |
4 | Певческая установка | 6 | 2 | 4 |
5 | Звукообразование. Муз. штрихи | 8 | 2 | 6 |
6 | Дыхание | 6 | 2 | 4 |
7 | Дикция и артикуляция | 6 | 2 | 4 |
8 | Ансамбль. Унисон | - | - | - |
9 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 6 | 2 | 4 |
10 | Музыкально-исполнительская работа | 7 | 3 | 4 |
11 | Ритм | 6 | 2 | 4 |
12 | Сцен. Движение | 9 | 3 | 6 |
13 | Работа над репертуаром | 30 | 10 | 20 |
14 | Концертная деятельность | 12 | 4 | 8 |
15 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 6 | 2 | 4 |
| Итого | 108 | 36 | 72 |
1 – й
год обучения
Цель:
создание условий для творческого развития детей
Задачи:
- закрепить основы вокальной культуры;
- закрепить знания специальной терминологии;
- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосья;
- развивать творческую активность детей;
- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
1 – ый и 2– ой года обучения имеют те же содержательные разделы, но освоение на 2 – ом году идет с большей степенью глубины и самостоятельности.
Учебно – тематический план 1 – го года обучения
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | |
| | | Практических | Теоретических |
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Охрана голоса | 1 | - | 1 |
3 | Певческая установка | 2 | 1 | 1 |
4 | Звукообразование. Муз. штрихи | 2 | 1 | 1 |
5 | Дыхание | 2 | 1 | 1 |
6 | Дикция и артикуляция | 2 | 1 | 1 |
7 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 2 | 1 | 1 |
8 | Музыкально-исполнительская работа | 3 | 2 | 1 |
9 | Ритм | 2 | 1 | 1 |
10 | Сцендвижение | 3 | 3 | - |
11 | Работа над репертуаром | 10 | 8 | 2 |
12 | Концертная деятельность | 4 | 4 | - |
13 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 2 | 2 | - |
ИТОГО | | 36 | 25 | 11 |
Содержание программы 1 – го года обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.
5.Дыхание.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
7.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.
10.Сценическое движение.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
11.Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
12.Концертная деятельность.
Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Результаты освоения программы 1 – го года обучения.
- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;
- владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);
- умение чисто интонировать;
- умение воспроизвести несложный ритмический рисунок;
- умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене.
Учебно – тематический план 2 – го года обучения
№ п/п | Разделы | Общееколичество часов | В том числе | |
| | | Практических | Теоретических |
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2 | Охрана голоса | 2 | - | 2 |
3 | Певческая установка | 4 | 2 | 2 |
4 | Звукообразование. Муз. штрихи | 6 | 4 | 2 |
5 | Дыхание | 4 | 2 | 2 |
6 | Дикция и артикуляция | 4 | 2 | 2 |
7 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 4 | 2 | 2 |
8 | Музыкально-исполнительская работа | 4 | 2 | 2 |
9 | Ритм | 4 | 2 | 2 |
10 | Сцен.движение | 6 | 6 | - |
11 | Работа над репертуаром | 20 | 16 | 4 |
12 | Концертная деятельность | 8 | 8 | - |
13 | Итоговые занятия, творческие отчёты | 4 | 4 | - |
итого | | 72 | 50 | 22 |
Содержание программы 2 – го года обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.
5.Дыхание.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.
7.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.
10.Сценическое движение.
Умение изобразить настроение различных движений.
11.Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.
12.Концертная деятельность.
Анализ выступлений
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Результаты освоения программы 2 – го года обучения.
- владение техническими программами приемами пения;
- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;
- владение певческой позицией;
- умение выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;
- умение анализировать свои действия.
Тематическое планирование
на ______ учебный год (на 1 –й год)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол – во часов | Примечание |
1 | | Вводное занятие. Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста. | 1 | |
2 | | Охрана голоса. Гимнастика голоса Работа над репертуаром | 1 | |
3 | | Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения.Работа над репертуаром. | 1 | |
4 | | Сцендвижение. Работа над репертуаром | 1 | |
5 | | Концерт, посвящённый Дню учителя | 1 | |
6 | | Работа над репертуаром | 1 | |
7 | | Звукообразование. Муз. штрихи. Упражнение на расширение диапазона. | 1 | |
8 | | Певческая установка. Работа над вокальными упражнениями. | 1 | |
9 | | Работа над репертуаром | 1 | |
10 | | Дыхание. Работа над цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. | 1 | |
11 | | Ансамбль. Элементы двухголосья. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. | 1 | |
12 | | Работа над репертуаром | 1 | |
13 | | Музыкально-исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). | 1 | |
14 | | Работа над репертуаром | 1 | |
15 | | Сцендвижение. Упражнения на развитие выразительности, интонации, естественности. | 1 | |
16 | | Итоговое занятие, творческий отчёт | 1 | |
17 | | Концерт «Новогодний серпантин». | 1 | |
18 | | Работа над репертуаром. | 1 | |
19 | | Дикция и артикуляция. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, вокальных упражнений. | 1 | |
20 | | Работа над репертуаром | 1 | |
21 | | Звукообразование. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Муз. штрихи | 1 | |
22 | | Дыхание. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. | 1 | |
23 | | Сцендвижение. Работа над движениями и жестами под музыку, для передачи образа. | 1 | |
24 | | Концерт, посвящённый 8 марта | 1 | |
25 | | Работа над репертуаром | 1 | |
26 | | Дикция и артикуляция. Работа над правильным произношением гласных и согласных звуков. | 1 | |
27 | | Ансамбль. Элементы двухголосья. Пение каноном. | 1 | |
28 | | Музыкально-исполнительская работа. Работа над динамическими оттенками в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях.. | 1 | |
29 | | Ритм. Работа над воспроизведением ритмических рисунков мелодии. Музыкально – ритмические скороговорки. | 1 | |
30 | | Работа над репертуаром | 1 | |
31 | | Работа над репертуаром | 1 | |
32 | | Музыкально-исполнительская работа. Упражнения на сохранение певческого тона. | 1 | |
33 | | Работа над репертуаром | 1 | |
34 | | Работа над репертуаром | 1 | |
35 | | Концерт, посвящённый Последнему звонку | 1 | |
36 | | Итоговое занятие | 36 | |
Тематическое планирование
на _______ учебный год (на 2 –й год)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол – во часов | Примечание |
1 | | Вводное занятие. Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара. | 2 | |
2 | | Охрана голоса. Проведение гимнастики голоса. Работа над репертуаром | 2 | |
3 | | Певческая установка. Работа над упражнениями на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Работа над репертуаром. | 2 | |
4 | | Сцендвижение. Работа над умением изобразить настроение различных движений. Работа над репертуаром | 2 | |
5 | | Концерт, посвящённый Дню учителя | 2 | |
6 | | Работа над репертуаром | 2 | |
7 | | Звукообразование. Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Муз.штрихи | 2 | |
8 | | Певческая установка. Пение с сопровождением и без него. | 2 | |
9 | | Работа над репертуаром | 2 | |
10 | | Дыхание. Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. | 2 | |
11 | | Ансамбль. Элементы двухголосья. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. | 2 | |
12 | | Работа над репертуаром. | 2 | |
13 | | Музыкально-исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). | 2 | |
14 | | Работа над репертуаром | 2 | |
15 | | Сцен.движение. Работа над умением изобразить настроение различных движений. | 2 | |
16 | | Итоговое занятие, творческий отчёт. | 2 | |
17 | | Концерт «Новогодний серпантин». | 2 | |
18 | | Работа над репертуаром. | 2 | |
19 | | Дикция и артикуляция. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки. | 2 | |
20 | | Работа над репертуаром. | 2 | |
21 | | Звукообразование. Закрепление навыка правильного звукообразования. Муз. Штрихи. | 2 | |
22 | | Дыхание. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох. | 2 | |
23 | | Сцен.движение. Работа над умением изобразить настроение различных движений. | 2 | |
24 | | Концерт, посвящённый 8 марта | 2 | |
25 | | Работа над репертуаром. | 2 | |
26 | | Дикция и артикуляция. Работа над формированием навыков правильного певческого произнесения слов. | 2 | |
27 | | Ансамбль. Элементы двухголосья. Работа над чистотой строя. | 2 | |
28 | | Музыкально-исполнительская работа. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо». | 2 | |
29 | | Ритм. Работа над музыкально – ритмическими скороговорками. Пение канонов. | 2 | |
30 | | Работа над репертуаром | 2 | |
31 | | Звукообразование. Закрепление навыка правильного звукообразования. Муз. штрихи. | 2 | |
32 | | Работа над репертуаром | 2 | |
33 | | Ритм. Игры на ритмическое моделирование. | 2 | |
34 | | Работа над репертуаром | 2 | |
35 | | Концерт, посвящённый Последнему звонку | 2 | |
36 | | Итоговое занятие | 72 | |
Литература для учителя:
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
Литература для обучающегося:
Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999.
Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989.