Программа внеурочной деятельности в кружке «Я — школьник» (1 класс)
г. Железногорска Курской области
Принята
педагогическим советом
МОУ «Гимназия №1»
Протокол №
от «31» августа 2016 г
Утверждена
приказом №
от «31 »августа 2016 г
Директор МОУ «Гимназия №1»
_____________ Т.Г. Андреева
Программа
внеурочной деятельности
кружок «Я - школьник»
(общеинтеллектуальное направление)
1 класс
на 2016-2017 учебный год
педагог-психолог:
Милютина Марина Викторовна
г. Железногорск 2016
Рабочая программа
внеурочной деятельности для обучающихся 1х классов
«Я школьник»
Пояснительная записка
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности обучающегося.
Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:
Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: действие смыслообразования и действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция; принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. К познавательны УУД относят: умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребёнка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребёнка.
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения, помнить и удерживать правило, инструкцию во времени, планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Основой решения этих задач стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка к школе.
Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Младший школьный возраст - это особый этап в жизни ребенка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой);
освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
принятием социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умений:
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;
взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
изменением самооценки ребенка, которая становится более адекватной и рефлексивной.
В рамках реализации ФГОС НОО, осуществляемых на базе МОУ «Гимназия №1» г. Железногорска разработана программа психологического развития личности обучающихся, которая реализуется во внеурочной деятельности.
Данная рабочая программа внеурочной деятельности построена на основе программ Глазунова Д.А. и Аржанаевой Т.А.
Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основной целью программы «Я - школьник» является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.
Задачи:
развивать познавательные способности (памяти, внимания, мышления, воображения) первоклассников;
развивать коммуникативных способностей школьников, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свое мнение;
развивать саморегуляцию детей.
Рабочая программа составлена для обучающихся 1х классов и рассчитана на работу в группе из 12-14 человек.
Занятия проводятся в течение учебного года, 1 раз в неделю по 30 минут во внеурочное время.
Рабочая программа рассчитана на 31 академический час.
Структура занятий - каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:
ритуал приветствия,
разминку,
основное содержание,
рефлексию по поводу данного занятия,
ритуал прощания.
Занятия строятся в доступной и интересной форме. Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания. Важно создать доброжелательную обстановку в группе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.
Для занятий каждый ребенок должен иметь тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши.
Планируемые результаты,
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе;
расширением круга знаний и умений детей;
повышением уровня интеллектуального и эмоционального развития, коммуникативной активности;
развитие саморегуляции гимназистов.
положительная динамика личностного развития каждого учащегося, которая определяется расширением круга знаний и умений ребенка, повышением уровня его интеллектуального и эмоционального развития, коммуникативной и творческой активности, самоопределения в выборе дальнейших занятий.
Условия и средства формирования
универсальных учебных действий
Учебное сотрудничество
На внеурочных занятиях дети активно включаются в совместную деятельность. Хотя учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неё (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. К числу основных составляющих организации совместного действия можно отнести:
• распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;
• обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;
• взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность);
• коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;
• планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);
• рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.
Совместная деятельность
Под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений.
Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения.
Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.
Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.
Цели организации работы в группе:
• создание учебной мотивации;
• пробуждение в учениках познавательного интереса;
• развитие стремления к успеху и одобрению;
• снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
• развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
• формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.
Для организации групповой работы класс делится на группы по 3—6 человек, чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Занятия могут проходить в форме соревнования двух команд. Командные соревнования позволяют актуализировать у обучающихся мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности.
Можно выделить три принципа организации совместной деятельности:
1) принцип индивидуальных вкладов;
2) позиционный принцип, при котором важно столкновение и координация разных позиций членов группы;
3) принцип содержательного распределения действий, при котором за обучающимися закреплены определённые модели действий.
Группа может быть составлена из обучающегося, имеющего высокий уровень интеллектуального развития, обучающегося с недостаточным уровнем компетенции в изучаемом предмете и обучающегося с низким уровнем познавательной активности. Кроме того, группы могут быть созданы на основе пожеланий самих обучающихся: по сходным интересам, стилям работы, дружеским отношениям и т. п.
Роли обучающихся при работе в группе могут распределяться по-разному:
• все роли заранее распределены учителем;
• роли участников смешаны: для части обучающихся они строго заданы и неизменны в течение всего процесса решения задачи, другая часть группы определяет роли самостоятельно, исходя из своего желания;
• участники группы сами выбирают себе роли.
Во время работы обучающихся в группах учитель может занимать следующие позиции — руководителя, «режиссёра» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы.
Частным случаем групповой совместной деятельности обучающихся является работа парами. Эта форма учебной деятельности может быть использована как на этапе предварительной ориентировки, когда школьники выделяют (с помощью учителя или самостоятельно) содержание новых для них знаний, так и на этапе отработки материала и контроля за процессом усвоения.
В качестве вариантов работы парами можно назвать следующие:
1) ученики, сидящие за одной партой, получают одно и то же задание; вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они обмениваются тетрадями, проверяют правильность полученного результата и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены;
2) ученики поочерёдно выполняют общее задание, используя те определённые знания и средства, которые имеются у каждого;
3) обмен заданиями: каждый из соседей по парте получает лист с заданиями, составленными другими учениками. Они выполняют задания, советуясь друг с другом. Если оба не справляются с заданиями, они могут обратиться к авторам заданий за помощью. После завершения выполнения заданий ученики возвращают работы авторам для проверки. Если авторы нашли ошибку, они должны показать её ученикам, обсудить её и попросить исправить. Ученики, в свою очередь, могут также оценить качество предложенных заданий (сложность, оригинальность и т. п.).
Учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделять больше внимания слабым обучающимся.
Разновозрастное сотрудничество
Особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций школьников может принадлежать такой форме организации обучения, как разновозрастное сотрудничество. Чтобы научиться учить себя, т. е. овладеть деятельностью учения, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). Разновозрастное учебное сотрудничество предполагает, что младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя в 1—2 классах).
Эта работа обучающихся в позиции учителя выгодно отличается от их работы в позиции ученика в мотивационном отношении. Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития обучающихся. Она создаёт условия для опробования, анализа и обобщения освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно (не только для себя, но и для других) выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления.
III. Содержание рабочей программы
Знакомство, установление правил группы. (5 часов). Знакомство. Принятие правил на занятиях. Введение правил работы в группе во время занятий. Отработка обязательных упражнений и ритуалов. Сплочение группы. Создание позитивного настроения, осознание себя как школьника. Введение в школьную жизнь. Правила школьной жизни и школьный распорядок. Рисунки и рассказы на тему «Школа моей мечты»
Развитие познавательных способностей детей (25 часов). Диагностика уровня развития познавательных способностей членов группы с помощью тестовых методик и рисуночных заданий. Развивающие упражнения и задания разнообразного направления и уровня сложности: на ориентацию в пространстве; развитие мелкой моторики рук; на концентрацию и произвольность внимания, умение сосредоточится на нюансах; на развитие восприятия, воображение, наглядно-образного мышления, развитие мыслительных операций; на развитее произвольного, логического запоминания, умение работать в паре. Развитие словарного запаса
Мышечная релаксация. Прощание.(3 часа). Занятия с элементами мышечной релаксации. Рефлексия.
Основные методы работы на занятиях - игровые методы, упражнения с элементами тренинга, метод групповой дискуссии, рисуночные задания, индивидуальные и групповые задания на развитие познавательных способностей, тестовые методики, мышечная релаксация.
IV.Календарно-тематическое планирование
занятия с элементами развивающей работы
«Я школьник»
№ п/п |
Тема занятия |
Форма проведения занятия |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
|
по плану |
по факту |
|||||
I. |
Ориентировочные занятия | |||||
|
Мы знакомимся |
Беседа, игра, обратная связь |
Беседа, психологические упражнения, игры |
Умение работать в группе и приобретение опыта такой работы |
06.09 |
|
|
Я – первоклассник! |
Беседа, игра, обратная связь |
Беседа, психологические упражнения, игры |
Умение выражать свои мысли, формирование адекватной позитивной самооценки |
13.09 |
|
|
Правила школьной жизни |
Беседа, игра, обратная связь |
Беседа, психологические упражнения, игры |
Умение работать в группе, выражать свои мысли. |
20.09 |
|
|
Школьный распорядок |
Беседа, игра, обратная связь |
Беседа, психологические упражнения, игры |
Умение работать в группе, сотрудничество |
27.09 |
|
|
«Школа моей мечты» |
Беседа, игра, обратная связь |
Беседа, психологические игры, рисование |
Умение структурировать и выражать свои мысли |
04.10 |
|
II. |
Развивающие занятия |
|||||
|
Диагностика познавательных способностей, развитие произвольности внимания |
Диагностика, упражнения на развитее произвольности |
Диагностирование, игра, выполнение индивидуальных заданий на бланках |
Умение концентрировать внимание |
11.10 |
|
|
Диагностика способностей к работе в парах, задание «Рукавички» |
Диагностика, игры |
Выполнения задания, рисование, игры и упражнения в парах |
Сотрудничество, умение работать в парах, умение договариваться |
18.10 |
|
|
Развитие логического запоминания, концентрации внимания |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных и групповых заданий |
Игры и упражнения, работа с индивидуальными заданиями на бланках |
Умение концентрировать внимание, запоминать предложенный материал |
25.10 |
|
|
Развитие произвольности восприятия и произвольности внимания |
Упражнения и игры на развитее произвольности |
Игры и упражнения, перекрестное марширование и др. |
Умение концентрировать внимание, развитие восприятия |
08.11 |
|
|
Диагностика концентрации внимания, развитие концентрации внимания |
Диагностика, упражнения на развитее внимания |
Анкетирование, работа с индивидуальными заданиями на бланках |
Умение концентрировать внимание |
15.11 |
|
|
Развитие произвольности внимания и восприятия |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных и групповых заданий |
Игры и упражнения, работа в парах, работа в роли учителя, корректурные пробы |
Умение концентрировать внимание |
22.11 |
|
|
Развитие наглядно-образного мышления, пространственных представлений |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных и групповых заданий |
Игры и упражнения, работа с индивидуальными заданиями на бланках |
Умение мыслить, рассуждать, ориентироваться в пространстве |
29.11 |
|
|
Развитие пространственных представлений, произвольности внимания |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных и групповых заданий |
Игры и упражнения, работа с индивидуальными заданиями на бланках |
Умение концентрировать внимание, строить наглядные образы |
06.12 |
|
|
Развитие произвольности внимания, развитие моторики |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных и групповых заданий |
Игры и упражнения, работа с индивидуальными заданиями на бланках |
Умение концентрировать внимание, умение работать с мелкими деталями |
13.12 |
|
|
Развитие воображения и пространственных представлений |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных и групповых заданий |
Игры и упражнения, придумывание сказки с неожиданным концом |
Развитее воображения |
20.12 |
|
|
Ориентация в пространстве, развитие моторики |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных и групповых заданий |
Игры и упражнения, прокладывание маршрутов, штриховка, индивидуальные задания |
Развитие мелкой моторики |
27.12 |
|
|
Диагностика концентрации внимания, развитие концентрации внимания |
Диагностика, индивидуальные задания |
Анкетирование, игры и упражнения, работа парах, подгруппах |
Развитее концентрации внимания, самооценки и самоконтроля |
17.01 |
|
|
Развитие концентрации внимания, произвольности восприятия |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных и групповых заданий |
Игры и упражнения, работа с индивидуальными заданиями на бланках |
Умение концентрировать внимание |
24.01 |
|
|
Развитие произвольного запоминания и произвольности внимания |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных и групповых заданий |
Игры и упражнения, работа в подгруппах, с индивидуальными заданиями |
Умение запоминать новый материал |
31.01 |
|
|
Диагностика мыслительных операций, развитее мышления |
Диагностика, индивидуальная работа |
Диагностирование, игры и упражнения |
Умение работать в группе, развитее самоконтроля и самоанализа |
07.02 |
|
|
Диагностика мыслительных операций развитие мышления |
Диагностика, индивидуальная работа |
Диагностирование, игры и упражнения |
Умение работать в группе, развитее самоконтроля и самоанализа |
14.02 |
|
|
Ориентация в пространстве, развитие воображения |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных и групповых заданий |
Игры и упражнения, нахождение маршрутов, придумывание и рисование сказки |
Развитее воображения, умение ориентироваться в пространстве |
07.03 |
|
|
Диагностика концентрации внимания, развитие концентрации внимания |
Диагностика, индивидуальная работа |
Диагностирование, игры и упражнения на развитее концентрации внимания |
Умение концентрировать внимание |
14.03 |
|
|
Диагностика мнемических процессов, развитие логического запоминания |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных и групповых заданий |
Диагностирование, игры и упражнения на развитее памяти, описание любимого героя сказок |
Умение запоминать новый материал, умение пересказывать |
21.03 |
|
|
Развитие логического запоминания, концентрации внимания |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных и групповых заданий |
Игры и упражнения, заучивание стихов, работа с индивидуальными заданиями, корректурные пробы |
Умение запоминать новый материал, умение пересказывать, концентрироваться на нужном |
04.04 |
|
|
Развитие логического мышления |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных заданий |
Игры и упражнения, решение задач Зака, составление своих задач |
Умение мыслить логически, строить смысловые связи |
11.04 |
|
|
Ориентация в пространстве, развитие произвольности внимания и восприятия |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных и групповых заданий |
Игры и упражнения, работа в парах, отработка пройденного |
Концентрация и произвольность внимания |
18.04 |
|
|
Развитие словарного запаса, развитие мышления |
Развивающие занятия с использованием индивидуальных и групповых заданий |
Игры и упражнения, составление рассказов, решение логических задач |
Умение мыслить логически, умение строить рассказы по картинке |
25.04 |
|
Завершающие занятия |
||||||
|
Загораем на пляже! |
Занятие с элементами мышечной релаксации |
Психологические упражнения, игры, релаксация |
Умение расслабляться и контролировать свое тело |
02.05 |
|
|
Прогулка по лесу |
Занятие с элементами мышечной релаксации |
Психологические упражнения, игры, релаксация |
Умение работать в группе, сотрудничество |
16.05 |
|
|
До встречи в новом учебном году! |
Беседа, рефлексия |
Психологические упражнения, рефлексия |
Умение давать обратную связь, самоанализ |
23.05 |
V.Необходимое обеспечение: наглядные пособия, раздаточные материал, цветные карандаши, кукла, мяч, магнитофон, кассеты со спокойной нейтральной инструментальной музыкой, компьютер или ноутбук, презентации с заданиями на развитие внимания, мышления, памяти, электронные физминутки и др.
VI. Литература педагога-психолога:
Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы). Система работы с детьми, родителями, педагогами. Автор-составитель С.А. Коробкина Волгоград, издательство «Учитель», 2010 г
Аржанаева Т.А. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. Москва, Издательство «Генезис», 2003 г
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к школе: психолого-педагогические основы. Москва, Академический проект, 2003г.
Глазунов Д.А. Психология. Развивающие занятия. 1 класс. Москва, издательство «Глобус»
Дудунский Д.И. Техника релаксации. Минск, Харвест, 2004 г.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. Санкт-Петербург, Издательство «Речь», 2006 г
Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы. Москва, Издательство «Эксмо», 2008 г.
Преодоление тревожности и страхов у первоклассников. Диагностика, коррекция. Авторы-составители Моргулец Г.Г., Расулова О.В. Волгоград, издательство «Учитель», 2012 г
Журнал «Школьный психолог»
Ресурсы Internet.