Сценарий занятия по чтению «Волшебный мир сказок В.Сутеева»
Сценарий проведения урока
Тема урока | «Волшебный мир сказок В.Сутеева» |
Цель | Формирование представления о фильме как произведении искусства; Формирование грамотного зрителя, умеющего анализировать увиденное, делать выводы. Дидактическая: Обобщить знания в области авторской литературы, привести в систему полученные ранее знания. Образовательная: Познакомить учащихся с творчеством В.Г.Сутеева; Учить видеть сходства и различия в сюжетах мультипликационного фильма и авторского произведения; Обеспечить применение знаний на практике в стандартной, нестандартной и творческой ситуации; Актуализировать, обобщить, систематизировать знания учащихся в области авторской литературы; Совершенствовать навыки просмотра мультипликационных фильмов, чтения учащихся, умение работать в группах. Развивающая: Способствовать становлению, развитию грамотного зрителя; Содействовать развитию духовно-нравственных качеств личности; Способствовать выявлению, раскрытию творческих способностей; Создать комфортные условия для творческой деятельности. Воспитательная: Воспитание культуры зрительского восприятия; Развитие эмоциональной отзывчивости, умения выражать свои мысли. |
Класс и количество участников | 26 человек |
Продолжительность урока | 1 час |
Используемый видеоматериал | “Мешок яблок ” — советский художественный рисованный мультфильм, созданный киностудией “Союзмультфильм” в 1974 году режиссёром-мультипликатором Витольдом Бордзиловским. Автор сценария — детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор Владимир Григорьевич Сутеев ( время просмотра- 19 минут). https://www.youtube.com/watch?v=Ly2GEhStZCk |
Ход проведения урока | -К сегодняшнему занятию я подготовила выставку детских книг. Представьте, что вы пришли в библиотеку, вам надо выбрать интересную книгу. На что вы, в первую очередь, обратите внимание? -Подойдите к выставке, рассмотрите обложки книг, полистайте аккуратно страницы выберите те из них, которые вызвали у вас желание почитать их прямо сейчас? (фамилии авторов книг прикрыты) -Чем вас привлекли именно эти книги? -Сегодня на занятие внеурочной деятельности мы познакомимся с творчеством замечательного, необычного человека. А в чем его необычность, вы узнаете из небольшого ролика, который я подготовила к сегодняшнему занятию. -Внимание на экран. (буктрейлер) -Что нового вы узнали о творчестве В.Сутеева? -Какие произведения В.Сутеева вы уже читали, либо смотрели мультфильмы, сценаристом которых был Владимир Григорьевич? -Предлагаю проверить свои знания в ходе викторины по сказкам В.Сутеева. -Работать будете в группах Прошу группы занять свои места Интерактивная игра -Сегодня на занятие мы будем смотреть мультфильм «Мешок яблок». -Кто из вас читал данное произведение? -Вы будете главными экспертами на занятие: вашей задачей будет сравнить сюжет сказки с сюжетом просмотренного мультфильма, снятого по произведению «Мешок яблок». -Несколько слов об истории создания мультфильма. “Мешок яблок ” — советский художественный рисованный мультфильм, созданный киностудией “Союзмультфильм” в 1974 году режиссёром-мультипликатором Витольдом Бордзиловским. Автор сценария — детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор Владимир Григорьевич Сутеев. -Проходим в зал, занимаем места. Желаю всем приятного просмотра. (время просмотра- 08.05) https://www.youtube.com/watch?v=Ly2GEhStZCk -Ребята, зачем заяц отправился в лес? -Что нашел в лесу заяц? -Сколько яблок он набрал? -Кого встретил заяц на своем пути? -Сделайте предположение, что могло произойти дальше? -Давайте продолжим просмотр мультфильма и проверим наши предположения. -Понравился мультфильм? -Какие чувства у вас возникли в ходе просмотра сказки? -Кто является главным героем сказки? -Как главный герой вел себя в разных ситуациях? Расскажите об этом. (встреча с Вороной Медведем, Бельчатами, Ежом, Кротом, вторая встреча с Вороной, с Волком) -В какой момент сказки вы переживали? Почему? -Какой эпизод сказки вам показался наиболее трогательным? -Вспомним эпизод возвращения зайца домой. -С каким чувством он шел домой? -Как его встретили дома? -Почему плакала мама-зайчиха? -Как его встретили зайчата? О каких качествах это говорит? -Какие подарки принесли звери зайчатам? -О какой черте характера говорит данный поступок? -Кто из героев ни чего не принес? Почему? Какой вы представляете себе ворону? -Почему в конце мультфильма ворона заплакала? -Прочитайте пословицы и определите, какая из них подойдет к просмотренному мультфильму: По щедрости руки видно, какое сердце. Как аукнется, так и откликнется. За добро добром платят. -Как вы понимаете пословицу «За добро добром платят»? -Какие добрые поступки вы совершали? -Предоставляю слово экспертам: заметили ли вы какие-то различия в сюжетах сказки В.Сутеева и просмотренного мультфильма (в начале мультфильма Заяц нашел мухомор, опята, а в произведении написано, что не нашел ни грибов, ни ягод. Он не переплывал через речку на бревне. В мультфильме Заяц поет песни, у зайчиков есть имена. В книге Зайцу помог пустой мешок, а в мультфильме- сначала яблоки, затем мешок пустой) -Почему сценарист внес изменения в сюжет сказки? -Сделайте вывод, чему нас учит этот фильм. - Ребята, всем вам понравился мультфильм, потому, что он учит нас добру, состраданию, настойчивости, взаимной выручке, дружбе и другим нравственным качествам, которые надо воспитывать в себе с детства.. -Ребята, вы посмотрели мультфильм «Мешок яблок», автором сценария которого был Владимир Сутеев, режиссёром Витольд Борзиловский. -А кто еще кроме них принимал участие в создании мультфильма? -Посмотрите на доску, я буду размещать на ней названия профессий, имеющих непосредственное отношение к созданию фильмов. Сценарист Композитор Режиссер Художник-постановщик Художник-мультипликатор Художник-декоратор Монтажер Актер Оператор Звукооператор Редактор Директор картины и др… -Вот какое огромное количество людей задействовано в создании даже небольшого мультфильма. -А легко ли создавать мультфильмы? -Сегодня мы будет создавать мультфильмы с помощью программы «Кукольная мультипликация». -Героев мультфильмов можно рисовать, можно лепить из пластилина, либо использовать кукол. -Мы создадим рисованные мультфильмы к сказкам В.Сутеева. -Героев сказки вы уже нарисовали, они и будут использоваться при создании мультфильма. (Показ работы в программе «Кукольная мультипликация). -Главными действующими лицами при создании сегодняшнего мультфильма (сценаристами), как я и говорила в начале занятия, будет группа учащихся, победивших в Викторине по произведениям В.Сутеева. -Каждый из членов этой группы выбирает себе команду из 3 человек и приступают к созданию мультфильма. -Ребята, сегодня вы окунулись ненадолго в волшебный мир сказок Владимира Сутеева. Владимиром Григорьевичем Сутеевым написано около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы ("Муха-цокотуха", "Волшебный магазин", "Кораблик", "Кто сказал "Мяу"? "Петя и Красная шапочка" и другие. Сказки, которые Сутеев написал сам, написаны лаконично. Да ему и ненужно многословие: всё, что не сказал, будет нарисовано. Искусство В. Г. Сутева обращено к самым маленьким читателям. Он их мудрый и добрый наставник; с ним легко и весело идти по сказке. -Хочу, чтобы вы продолжили самостоятельное знакомство с произведениями Владимира Сутеева. А сейчас мы посмотрим результаты вашей творческой групповой деятельности по созданию мультфильмов. |
Итоги и выводы | Дети младшего школьного возраста усваивают и воспринимают получаемую ими информацию преимущественно через визуальные образы, поэтому использование возможности информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) позволяет заинтересовывать детей и наглядно представлять им различную информацию.Мультфильмы сегодня являются одним из важных механизмов, способствующих формированию системы ценностей у детей, их мироощущения, адаптации в социуме. Детям легче соотнести себя с героями мультфильма пережить их приключения и беды, тем самым у ребят формируется стереотип поведения в той или иной ситуации. Мультфильм привлекает детей, прежде всего своей красочностью, яркой образной формой, понятным смысловым подтекстом, своим содержанием. Мультипликационные фильмы способствуют развитию воображения, полету фантазии. Простейшая работа с мультфильмом- это его просмотр. Данная форма работы способствует формированию УУД учащихся начальной школы, а именно: коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных результатов. После просмотра каждого мультфильма проводится работа по обсуждению увиденного, организуется обмен впечатлениями. Часто у учащихся возникают вопросы в процессе просмотра мультфильма при столковенеи с незнакомыми понятиями или необычными ситуациями, это способствует формированию познавательных УУД. Широкие возможности внеурочной деятельности способствуют самовыражению и самореализации учащегося, что он не всегда может проявить во время учебной деятельности. Добрые, веселые мультфильмы учат детей дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрыми и великодушными, любить родителей и уважать старших, показывают выход из многих непростых ситуаций, избавляют от детских страхов. Каждый участник просмотра мультфильма (фильма) найдет для себя ответ именно на свой вопрос, так как видение и интерпретация столь же неповторимо, как и индивидуальность. |