"Волшебное слово" В. Осеевой
Книги-юбиляры
Библиотечный урок
Цель: сформировать у ребенка навыки вежливого общения, способствовать нравственному развитию личности ребенка.
Задачи: познакомить детей с понятием «волшебные слова», показать необходимость употребления в речи этих слов, упражнять в использовании вежливых слов.
1924 год. 80 лет рассказу В.А. Осеевой "Волшебное слово"
Самым известным произведением Валентины Александровны Осеевой является рассказ «Волшебное слово». И хотя он был написан в 1944 году, его сюжет по-прежнему значим. Ведь умение ладить с окружающими необходимо и в наши дни. Как сделать, чтобы друзья любили вас и делились игрушками, бабушка с радостью угощала вкусными пирожками, а брат бы брал с собой на рыбалку? Об этом и многом другом с добротой и любовью расскажет замечательная детская писательница Валентина Осеева. Рассказ «Волшебное слово» сразу захватывает внимание маленького читателя. Таинственным кажется старичок с длинной седой бородой, со старомодным зонтиком и «волшебным словом». Оказывается, самое обычное, мирное слово «пожалуйста» обладает волшебной силой. И написан этот рассказ самыми простыми словами, понятными всем.
Писатель Анатолий Георгиевич Алексин очень высоко ценил творчество Валентины Осеевой: «Цикл рассказов Валентины Осеевой «Волшебное слово» стал своеобразным сводом моральных законов, которые должны быть в основе отношений между людьми и нарушение которых недопустимо. Но изложены эти законы не назидательно, а языком увлекательных историй, пришедших в рассказы. Вот какие сложные задачи поставила перед собой писательница, создавая эти произведения. А ведь адресован-то цикл читателям младшего возраста. И это закономерно: с малолетства надо постигать высокую науку человеческого общения!»
В. Осеева "Волшебное слово"
Викторина
Как нужно произносить «волшебное слово»? ( Говорить его надо тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…)
Какое волшебное слово сообщил старик Павлику? (пожалуйста)
Что легче? Почему? Ответьте на вопрос, вспомнив одноименный рассказ В.Осеевой. (Говорить правду всегда легче, не нужно ничего придумывать, путаться во лжи. Наказание за мелкую провинность не такая тяжелая, как за ложь.)
Как вы думаете, какой проступок совершили Вова и Миша в рассказе В.Осеевой «Печенье»? (они разделили все печенье на две равные части, забыв при этом про маму и бабушку.)
Почему удивилась девочка, увидев, как мальчик бросился помогать упавшей старушке в рассказе В. Осеевой «Просто старушка»? Согласны ли вы с ее удивлением?
В рассказе В.Осеевой «Плохо» женщина гневно ответила мальчикам: - «Вот это и плохо!». Что она имела ввиду, почему рассердилась? (Мальчики стояли и спокойно смотрели на то, как собака яростно лает на котенка. Собака в любой момент могла напасть и разодрать котенка. А мальчики равнодушно наблюдали).
Как вы оцениваете поведение Юры из рассказа В.Осеевой «Девочка с куклой» в автобусе? (Юра вежливый и воспитанный мальчик, всегда готов уступить место старшим и даже девочкам.)
Вспомните рассказ В. Осеевой «В одном доме», кто здесь оказался самым умным, самым глупым? Почему? ( Самой умной оказалась утка Устинья, потому что она не обижает тех, кто слабее ее. А все остальные оказались глупыми, и жестокими, т.к. обижают слабых.)
Как вы думаете, почему рассказ В.Осеевой называется «Мечтатель»? ( Потому, что вместо того чтобы на деле совершить подвиг, Толя только и знает, что говорит и мечтает об этом. А Юра без долгих раздумий, услышав крик о помощи, сразу же бросился в воду спасать малыша.) Как совершаются подвиги?
Почему в рассказе В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя» Дашенька, повзрослев, перестала говорить: - «У меня злая мать и добрая тетя»? (Потому, что поняла - она должна быть благодарна маме за то, что та научила ее трудиться. А добрая тетя ничему не научила.)
В рассказе В.Осеевой «Кто хозяин?» мальчики Коля и Ваня долго спорили кто хозяин собаки по кличке Жук. Почему же когда Коля ответил леснику, что собака его, Ваня промолчал? (Коля бросился спасать Жука от овчарок, а Ваня с криком «спасайся» испугался и залез на дерево.)
Рассказ В.Осеевой называется «Хорошее». Что это такое, и необходимо ли над этим долго задумываться. (Хорошее сделать не так уж трудно, присмотритесь очень часто окружающие просят вас в чем-нибудь помочь».)
Как вы оцените поведение Муси из рассказа В. Осеевой «Навестила», которая пришла к заболевшей однокласснице Вале? (Муся пришла, протрещала Вале о своих делах и, не оказав девочке никакой реальной помощи, убежала.)
Кого можно назвать сороками в рассказе В. Осеевой «Сороки»? («Сороки» слово нарицательное, ими можно назвать трех девочек, которые громко разговаривали, не слушая, и перебивая друг друга.)
Кого действительно можно назвать товарищем Вити из рассказа В.Осеевой «Три товарища» (Володю, который молча, без лишних расспросов подошел и поделился с Володей завтраком.)
Почему Лена нарисовала синие листья в одноименном рассказе? (Потому, что у нее не было зеленого карандаша.)
Как вы понимаете замечание учителя из рассказа «Синие листья»: - «Надо так давать, чтобы можно было взять»?
За что Катя хотела отомстить своему брату Алешке? Удалась ли ей месть? (За то, что Алешка взял ее краски, раскидал их. Разлил воду из-под красок на столе. Алеша, убегая от Кати, залез на дерево и упал с него, Катя очень сильно испугалась за Алешку, что и думать забыла о своей мести брату.)
Почему в рассказе В.Осеевой «Сыновья» старичок, встретив женщин и их сыновей у колодца сказал, что он видит только одного сына? (Только один мальчик помог матери, взяв тяжелые ведра с водой. А один через голову кувыркается, колесом ходит, другой соловьем заливается – заслушаешься.)
Правила викторины: за каждый правильный ответ учащемуся выдается жетон, в конце игры подсчитывается количество жетонов у каждого учащегося и выявляется победитель.
Составила: библиотекарь МБОУ «Ларьякская СШ» Л.А. Кушникова.
Использованы материалы сайтов:
1. XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке
Курчакова Анастасия, учащаяся 6 класса МБОУ СОШ №1 х.Маяк Сальского района Ростовской области. Научно-исследовательская работа Русский язык Тема: «Волшебные слова в нашей жизни»
2. http://www.library.tomsk.ru/books/book_date/article3841/.
Используемая литература:
Осеева В.А. Волшебное слово: рассказы и сказки/ В. Осеева; худож. И Дунаева. -М.: Дет. лит., 2008. - 253 с. - (Школьная библиотека).