Открытый урок чтения по теме «Рассказы В.А. Осеевой: "Волшебное слово", "Хорошее", "Почему?"» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:
Рассказы В. А. Осеевой («Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?»)
Разработал:
Старцева С.М.
учитель начальных классов
с.п. Алябьевский, 2019
СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель урока: повторить, обобщить и систематизировать пройденный материал по рассказам В.А.Осеевой
Задачи урока:
образовательные: учить детей анализировать литературное произведение, подтверждать свои высказывания цитатами из текста; формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать рассказ.
развивающие: развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих; способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала; развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией; сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
воспитательные: воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим; развивать культуру речи, взаимоотношения и речевой этикет.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: учебник с текстом В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?»; иллюстрации; выставка книг В. Осеевой; компьютер; интерактивная доска; мультимедийный проектор; презентация
План урока
Организационный момент
Сообщение темы урока, постановка целей
Основное содержание
Рефлексия (подведение итогов урока)
-
-
-
Мини-викторина «Вопросы и ответы об авторе»
Работа над рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»
Работа над рассказом В.А. Осеевой «Хорошее»
Работа над рассказом В.А. Осеевой «Почему?»
-
-
Организационный момент
(Слайд 1)
Педагог: Добрый день, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Обернитесь и подарите им свою самую искреннюю улыбку, поприветствуйте.
Дети: Здравствуйте!
Педагог: А теперь: все захлопаем в ладоши,
Дружно, веселее!
Застучали наши ножки,
Громче и быстрее!
По коленочкам ударим.
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем,
Выше, выше, выше!
Завертелись наши ручки.
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Сообщение темы урока, постановка целей
(Слайд 2)
Педагог: Сегодня на урок я пришла с настроением, которое у меня ассоциируется с солнышком. Покажите, пожалуйста, ваше настроение: если оно радостное и спокойное, то солнышко (открывается по щелчку); если с тревогой и печалью – солнышко за тучкой(открывается по щелчку); если пасмурное, хочется остаться дома – просто тучку (открывается по щелчку) (Приложение 1).
Реакция детей.
Педагог: Надеюсь, что этот урок укрепит ваше хорошее настроение…(пауза), ребята, извините, мне пришло SMS-сообщение, что на наш почтовый ящик пришло электронное письмо, адресованное всему классу. Посмотрим?! (Слайд 3 (видео включается и после окончания переходит на следующий слайд – автоматически))
(Слайд 4)
Педагог (зачитывает электронное письмо):
«Дорогие ребята!
Школа чародейства и волшебства «Хогвартс» и весь волшебный мир снова в опасности! Вы получили это письмо, потому, что нам нужна ваша помощь! Сторонники Тёмного Лорда подготовили испытания по тем произведениям, что вы изучали на прошлых уроках, чтобы изменить ход истории. Если им удастся одержать победу, то наш мир погибнет. Мы надеемся на вашу помощь!..»
Педагог: Предполагаю, что у нас сегодня будет много интересных и в то же время сложных испытаний, будут они по тем произведениям, что мы изучали на последних уроках. Кто был их автором?
Дети: В.А. Осеева.
Педагог: Со сколькими произведениями Валентины Александровны мы познакомились?
Дети: С тремя («Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?»).
Педагог: Первое наше знакомство с этими произведениями произошло на прошлых уроках, но ведь при первичном чтении трудно все понять, осмыслить. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Мы тоже попробуем в уже знакомых рассказах открыть что-то новое, а еще, преодолевая испытания сторонников Темного Лорда, ощутим себя настоящими волшебниками, спасающими мир чародеев. Вы готовы?!
Ответы детей.
Педагог: Тогда начнем!!!
Основное содержание
(Слайд 5)
Мини-викторина «Вопросы и ответы об авторе»
Педагог: Новичков в Хогвартсе встречает волшебная Распределяющая Шляпа, чтобы определить, кто на какой факультет должен попасть. А нас Шляпа встречает хитроумными вопросами, связанными с жизнью и творчеством В.А. Осеевой, чтобы убедиться, достойны ли мы, провести целый день в знаменитой школе волшебства и чародейства, а также справиться с предстоящими испытаниями.
1 – Найдите портрет В.А. Осеевой (Слайд 6 (по щелчку неправильные ответы пропадают, а правильный остается)).
2 – В каком городе родилась В.А. Осеева? (Киев) (Слайд 7(по щелчку неправильные ответы пропадают, а правильный остается)).
3 – Кем мечтала стать В.А. Осеева в юные годы? (Актрисой) (Слайд 8(по щелчку неправильные ответы пропадают, а правильный остается)).
4 – Однако, все изменил переезд семьи в Москву, а затем в … (Солнечногорск) (Слайд 9(по щелчку появляется правильный ответ)).
5 – Назовите рассказ по картинке («Хорошее») (Слайд 10(по щелчку появляется правильный ответ)).
6 – Из какого произведения этот отрывок: Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось? («Волшебное слово») (Слайд 11(по щелчку появляется правильный ответ)).
7 – Как вели себя герои рассказа «Почему?», когда мальчик признался в своём поступке? ( У каждого из троих было своё почему) (Слайд 21(по щелчку появляется правильный ответ)).
Педагог: Молодцы ребята! Вы доказали, что с лёгкостью сможете справиться с любым испытанием.
Работа над рассказом В.А. Осеевой «Волшебное слово»
(Слайд 13 (по щелчку появляется портрет сторонника Темного Лорда – Люциуса Малфоя))
1) Волшебные слова
Педагог: А вот и первое, испытание от верного сторонника Темного Лорда – Люциуса Малфоя.
Кто из вас был внимательным: с какого волшебного слова я начала наш урок?
Педагог: Давайте вспомним другие волшебные слова:
Растает ледяная глыба
От слова теплого…спасибо.
Зеленеет старый пень,
Когда услышит …добрый день.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…здравствуйте.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… прости, пожалуйста.
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят…до свидания.
Педагог: Но почему эти слова называют волшебными?
Дети: Потому что они дарят людям радость, тепло, доброту и любовь, то есть творят волшебство.
Педагог: Значит, говорить волшебные слова хорошо? Потому, что, когда мы их говорим, то выражаем свое доброе отношение к людям, показываем свою вежливость.
Дети: Да.
Педагог: А давайте вспомним рассказ В.А. Осеевой «Волшебное слово»! Назовите его главного героя.
Дети: Главный герой рассказ – мальчик, которого зовут Павлик.
Педагог: Как вёл себя Павлик? Можно ли его назвать вежливым?
Дети: Павлик вел себя недоброжелательно, невежливо, грубо. Нет – его нельзя назвать вежливым.
Педагог: Кто помог мальчику изменить характер, открыв тайну волшебного слова?
Дети: Старик.
Педагог: Сразу ли Павлик поверил старику?
Дети: Нет.
Педагог: Как подействовало волшебное слово на Лену? Выберите из текста.
Дети: Широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала, удивилась, предложила краски.
Педагог: Найдите и прочитайте, что случилось с бабушкой, когда она услышала волшебное слово?
Дети: Выпрямилась, «волшебное» слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
Педагог: Как повёл себя Павлик?
Дети: Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
Педагог: Какое самое трудное испытание ожидало Павлика в третий раз «Беседа за обедом»?
Дети: Уговорить брата, чтоб тот взял покататься на лодке.
Педагог: Прочитайте, как он обратился к брату?
Дети: Положил руку на плечо и сказал, возьми, пожалуйста.
2) Работа с пословицами
Педагог: У вас на столе лежат карточки, в них слова. Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение. Работать будете в парах (Приложение 2).
Педагог: Какие пословицы у вас получились?
Дети: За добро добром и платят. (Слайд 13(по щелчку появляется первая пословица))
Педагог: Как вы понимаете значение этой пословицы?
Дети: Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с тобой хорошо поступят.
Педагог: Какую еще пословицу вы сложили?
Дети: Добрый человек добру и учит. (Слайд 13(по2-му щелчку появляется вторая пословица))
Педагог: Как вы понимаете значение этой пословицы?
Дети: Если человек хороший, то он и учит хорошему.
Педагог: Какая пословица подходит к рассказу В.А. Осеевой «Волшебное слово»? (Слайд 13(по 3-му щелчку появляется вопрос))
Дети: Вторая.
Педагог: Почему?
Дети: Потому, что в рассказе добрый человек научил Павлика, как поступать хорошо.
Педагог: Молодцы! Первое испытание позади.
Работа над рассказом В.А. Осеевой «Хорошее»
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
2) Чтение по ролям
(Слайд 14(по щелчку появляется портрет сторонника Темного Лорда – профессор Сквирел))
Педагог: Так, как следующее испытание от еще одного сторонника Темного Лорда – профессора Сквирела, заключается в прочтении рассказа В.А. Осеевой «Хорошее» по ролям. Кто вспомнит, сколько действующих лиц в рассказе?
Дети: Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор.
Педагог: Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»?
Дети: Тот, кто читает за Юру.
Педагог: Есть ли слова у Трезора?
Дети: Да, что он думает, как будто хочет сказать.
Педагог: Как нужно читать мысли Юры?
Дети: Мечтательно.
Педагог: А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору?
Дети: Грубо, резко.
Педагог: И так, за автора читает …………, за Юру –………….., за сестру –……….., за маму………….., за няню – …………за Трезора –………… .
Работа над содержанием текста
Педагог: Что же хорошего в рассказе?
Дети: Хорошие мечты.
Педагог: Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале.
Дети: Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас.
Педагог: Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая?
Дети: Хорошая.
Педагог: О чем он мечтал потом? Что можете сказать об этой мечте?
Дети: Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил.
Педагог: Прочитайте, о чем он еще мечтал? Что можете сказать об этой мечте?
Дети: Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил.
Педагог: Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры?
Дети: Мечты у Юры были хорошие.
Педагог: А теперь посмотрим на его реальные поступки. Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой. Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры?
Дети: Погулять с ней.
Педагог: А как он поступил?
Дети: Он обидел сестру, грубо ее прогнал.
Педагог: Прочитайте диалог Юры и няни. Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни?
Дети: Убрать посуду.
Педагог: А как он поступил?
Дети: Обидел няня, грубо сказал, что ему некогда.
Педагог: А когда мы говорим, что нам некогда?
Дети: Когда у нас очень много дел.
Педагог: Действительно ли у Юры было очень много дел?
Дети: Нет, он просто сидел и думал.
Педагог: Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора?
Дети: Дать ему попить.
Педагог: Как он поступил с Трезором?
Дети: Прогнал его.
Педагог: Скажите, что же было хорошее в рассказе?
Дети: Мысли и желания Юры.
Педагог: А что же было не очень хорошее?
Дети: Поступки Юры.
Педагог: Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле?
Дети: Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.
Педагог: Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры (Слайд 14 (все качества появляются по 1-му щелчку и пропадают по отдельному, при этом, остаются только те, которые соответствуют характеру героя)).
Педагог: Какой совет вы можете дать Юре?
Ответы детей.
Педагог: Найдите и прочитайте, какой совет дала Юре мама.
Работа над рассказом В.А. Осеевой «Почему?»
Работа с ассоциациями
Педагог: Ну что ж, второе испытание позади! А вот и последнее от коварной сторонницы Темного Лорда – Белатрисы Лестер Эйдж, нам нужно понять, о чем это говорится (Слайд 15):
она бывает чиста, спокойна.
она может мучить, грызть.
её можно потерять, запятнать.
она может проснуться, подсказать.
Дети: Совесть.
Педагог: Но это еще не все, объясните, как связано содержание рассказа «Почему?» со словом совесть?
Дети: Именно совесть не давала покоя главному герою рассказа, когда он разбил чашку у свернул все на Бума.
Педагог: Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела?
Дети: Взрослые всегда могут догадаться, что их обманывают.
Педагог: А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась?
Дети: Я думаю, можно понять, что она знает, кто разбил чашку, по ее виду.
«У нее лицо потемнело, а потом она о чем-то задумалась».
Педагог: Как вы думаете, о чем могла думать мама?
Дети: Может быть, она думала: «Почему мой сын не может признаться?», «Неужели он станет обманщиком?».
Педагог: А пыталась ли она помочь сыну сказать правду?
Дети: Она повторяла два раза: «Ты очень испугался?» А потом: «Если ты нечаянно...»
Педагог: Вы, наверное, заметили, что мама не ругает сына, не кричит. Но она принимает решение, которым ставит сына перед выбором. Что это за решение?
Дети: Она сказала сыну, что Бум больше не придет в комнату, что он будет жить в будке.
Педагог: Легко ли было маме принять такое решение?
Дети: Нелегко. Ведь и она любит Бума!
Педагог: А как вы относитесь к поступку мальчика?
Ответы детей.
Педагог: Почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так мучило?
Дети: Совесть.
Педагог: Да! И именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. Скажите, изменилось ли ваше отношение к главному герою? Что теперь вы можете о нем сказать?
Дети: Сначала мальчик мне не понравился, потому что по его вине страдал Бум. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него./ А мне было жалко и маму, и Бума, и даже мальчика, когда он мучился, переживал за собаку.
Педагог: Я согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. И еще. Может быть, вернувшись не только к этому, но и к другим рассказам В.А. Осеевой через некоторое время, вы откроете в них для себя то, о чем мы сегодня не говорили. Я буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими мыслями.
Рефлексия (подведение итогов урока)
(Слайд 16)
Педагог: На этом наш урок подошел к концу. Ребята понравилось ли вам, может, на чуточку, но быть волшебниками, справляться с испытаниями сторонников Темного Лорда, спасать мир чародеев?
Реакция детей.
Педагог: Все испытания были связаны с произведениями В.А. Осеевой. Какие из них были для вас самыми сложными, а какие легкими?
Ответы детей.
Педагог: Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы В.А. Осеевой?
Дети: Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки.
Педагог: А теперь я вас попрошу приклеить звездочку к волшебной шляпе
если вы считаете, что урок прошел успешно и вы довольны собой – звездочка желтого цвета;
если вам было трудно, но вы справлялись с заданиями и вполне довольны собой – звездочка серого цвета;
если вам было очень трудно и еще нужна помощь, то звездочка красного цвета.
Педагог: Сегодня у нас на уроке прозвучало так много волшебных слов, хороших дел и поступков, ведь вы справились со всеми испытаниями, а значит волшебный мир в безопасности, что я от всей души хочу вам сказать: Спасибо за урок! (Слайд 16)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арзамасцева И. Н. Осеева Валентина Александровна // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 319—322.
Борщева, Л.И. Организация инновационной проектной деятельности в образовательных учреждениях [Текст]: монография / Л.И.Борщева, В.В. Лезина. - Пятигорск: ПГЛУ, 2012. - 98 с.
Валентина Осеева: повести, рассказы, стихи и сказки читать детям. // chudo-kit. URL: http://www.chudo-kit.ru/ (дата обращения: 19.02.2019).
Гофаров P.M. Современные проблемы нравственного воспитания [Текст] / Гофаров P.M. // Воспитание школьников, 2010. - №9. - C. З - 7.
Селевко Г.К. Педагогические технологии [Текст] / Селевко Г.К. М.: ИКЦ: «МарТ» - Ростов н/Д: «МарТ», 2006. - С. 32 -33.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
человек |
Добрый |
учит. |
добром |
и |
добру |
и |
добро |
За |
платят. |
человек |
Добрый |
учит. |
добром |
и |
добру |
и |
добро |
За |
платят. |
человек |
Добрый |
учит. |
добром |
и |
добру |
и |
добро |
За |
платят. |
человек |
Добрый |
учит. |
добром |
и |
добру |
и |
добро |
За |
платят. |
человек |
Добрый |
учит. |
добром |
и |
добру |
и |
добро |
За |
платят. |