12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зюкова Наталья Николаевна1773
Работаю учителем начальных классов МБОУ СОШ п. Тыр
Россия, Хабаровский край, п. Тыр
12

Методическая разработка урока литературного чтения В. Осеева «Волшебное слово»

Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературное чтение в условиях реализации ФГОС в 3 классе по теме: «В. Осеева «Волшебное слово»»

Предмет: Литературное чтение

УМК: « Гармония»

Тема: В. Осеева «Волшебное слово»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока:

  • обучающая: познакомить с произведением русской писательницы В. Осеевой «Волшебное слово», биографией писательницы; закреплять умение работать с текстом;
  • развивающая:  способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;
  • воспитательная:  через содержание языкового материала воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим; интерес к писателям и произведениям русской литературы.

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Метапредметные:

  • регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы учителя; оценивать свои достижения на уроке;
  • познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
  • коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные: 

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Предметные:

  • соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.

Оборудование:

Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 3 класс, ч.1, «Ассоциация 21 век», 2013г

Выставка книг В. Осеевой;

Фигурки сердечек по количеству учеников в классе

Используемая технология: постановка и решение проблемного вопроса.

Приёмы работы:

Чтение по ролям; «цепочкой»; в парах; групповая работа;

Обращение к личному опыту учащихся;

Прогнозирование по названию;

Кластер;

Девиз урока: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

Подготовительная работа:

- оформление выставки книг В. Осеевой учеником;

- подготовка сообщения о биографии В. Осеевой учеником;

 

Ход урока:

Мотивация.

- Доброе утро! Придумано кем-то

Просто и мудро при встречи здороваться!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Повернитесь друг другу - улыбнитесь, пожалуйста.

Мы начинаем урок литературного чтения. Садитесь на свои места!

- Над произведениями какой главы мы работаем? («Ежели вы вежливы».)

- Какого человека можно назвать вежливым? (Человека, который соблюдает правила приличия)

Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

- Проверим, как вы научились дома выразительно читать стихотворение про очень вежливого индюка. Оцените чтение одноклассника, обоснуйте оценку. (Чтение учащимися стихотворения, оценивание по критериям: выразительность, правильное чтение слов, чтение слоговое или целыми словами.)

- Был ли индюк вежливым? Докажите.

- Возможно ли, что такая ситуация может произойти среди людей? Докажите. (Да, потому что есть такие люди, которые считают себя вежливыми, но в разговоре позволяют себе оскорблять собеседника, обидно сравнивать его с чем-либо или кем-либо.)

- Как вы думаете, какая проблема может возникнуть при встрече с таким человеком? (Как вести себя с грубыми людьми во время беседы.)

- Проблема «Как вести себя с грубыми людьми во время беседы» актуальна для нашего времени: очень часто можно услышать грубость, оскорбления. Найти решение данной проблемы мы постараемся сегодня на уроке. Подумайте и предложите, как вести себя с таким человеком. (Запись ответов на доске: молча отойти; сделать замечание, что так нельзя разговаривать и вести себя; предложить образец для подражания поведения: лучше скажите вот так.)

- Я не буду комментировать ваши предположения: правильные они или нет – вы сделаете вывод сами, в конце урока, после ознакомления с произведением В. Осеевой «Волшебное слово». Предположите, о чём или о ком может быть рассказ с таким названием? (О волшебных словах.)

- Какие слова мы называем волшебными? (Эти слова помогают людям стать добрее, внимательнее друг к другу.)

- Я предлагаю выполнить вам задание в парах: прочитать стихотворение и дополнить его «волшебными» словами. (Приложение №1)

- Назовите слова, которые вы записали.

- Волшебные слова существуют. Мы ими пользуемся, а на уроках русского языка знакомимся с правильным написанием этих слов. Если каждый из нас будет добрым, вежливым с окружающими, то и к каждому будут относиться по добром. Поэтому девизом к нашему уроку я выбрала слова: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». (Девиз записан на доске.)

- С произведениями В. Осеевой мы встречались уже на уроках литературного чтения. Вспомните знакомые для вас произведения В. Осеевой. Поможет в этом выставка книг. («Сторож», «Кто наказал его?», «Плохо», «Три товарища», «Добрая хозяюшка», «Хорошее», «Все вместе»)

- Определите по обложкам книг на выставке, о чём или о ком книги В. Осеевой?

- Прослушаем сообщение о биографии В. Осеевой. (Выступление одного из учеников.) (Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ – «Гришка». Первая книга – «Рыжий кот». За книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию. Книги В. Осеевой были переведены на многие языки народов нашей страны».)

Осмысление.

- Чтение учителем текста по учебнику стр. (до слов «…Он вскочил и побежал домой» стр. 182)

- О ком этот рассказ? (О мальчике Павлике) (На доске прикрепить слово «Павлик».)

- Что случилось с Павликом? (Сестра, бабушка, брат отказали Павлику в его просьбах)

- Как мальчик вёл себя с родными? (Зло и раздражённо)

- Как об этом узнал старик? ( Старик увидел красное, сердитое лицо мальчика и расспросил его о том, что случилось.)

- Как разговаривал Павлик со стариком? (Зло, сердито, раздражённо.)

- Давайте охарактеризуем поведение Павлика до знакомства с волшебным словом. ( Учитель записывает слова, характеризующие поведение мальчика на доске под словом «Павлик»)

- Слова, характеризующие поведение мальчика говорят о том, что Павлик был невежливым по отношению к родным. Как вы думаете, какое слово шепнул старик на ухо мальчику? (Пожалуйста.)

- Напомните мне, пожалуйста, как нужно произносить это волшебное слово? (Говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.)

- Давайте попробуем произнести это слово так, как научил старик. Повернитесь друг к другу - произнесите это слово так, как научил старик.

Физминутка.

- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, вы должны их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите этого слово, то выполнять действие не нужно:

- Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза.

- Руки на пояс.

- Пожалуйста, положите руки на пояс.

- Выполните 3 раза приседания.

- Попрыгайте, пожалуйста, как зайчики.

- Пожалуйста, сделайте вдох и выдох.

- Пожалуйста, сядьте на свои места.

- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

Осмысление.

- Объясните значение слова «пустяки».

- Объясните значение выражения «чуть не поддал хорошенько».

- Распределите роли в группах и подготовьте чтение первой части рассказа по ролям. (Проверка выполнения работ детьми, оценивание чтения.)

- Давайте прочитаем только диалог мальчика и дедушки.

- Что вы думаете о развитии событий в рассказе дальше? (Дети предполагают дальнейшее развитие событий.)

- Чтение текста: часть 2 «цепочкой». Слово «пожалуйста» необходимо читать так, как сказал старик.

- Наши предположения о том, как закончится рассказ, оказались верными. Как подействовало волшебное слово на родных Павлика? (Услышав волшебное слово из уст мальчика, родные оценили изменившееся поведение Павлика и не отказали ему в просьбах.)

- Уважение, вежливость – необходимое условие для доброжелательных отношений. Давайте охарактеризуем поведение Павлика после его встречи со стариком. ( Учитель записывает слова, характеризующие поведение мальчика на доске под словом «Павлик» во вторую колонку.)

- Сравните поведение Павлика вначале рассказа и в конце. (Был грубым и злым, стал вежливым и добрым.)

- Что повлияло на поведение мальчика? (Употребление в своей речи волшебного слова «пожалуйста».)

- В чём секрет этого слова? (Секрет «волшебного» слова в вежливом обращении к собеседнику.)

- Девизом к уроку я выбрала слова «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Кому из героев рассказа они подходят? Почему? (Эти слова подходят Павлику. Когда мальчик грубо обращался к родным, они отвечали ему так же грубо, отказывали в просьбе. «Волшебное» слово, произнесённое Павликом, не оставило никого равнодушным и безучастным.)

- Выберите пословицу, которая подходит по содержанию к этому рассказу – учебник стр. 183. Докажите. («Доброе слово путь к сердцу открывает», «Вежливость украшает человека»)

- Я надеюсь, что вы запомните эти слова и прежде, чем к кому-то обратиться, подумаете, как это правильно озвучить.

- Вернёмся к выделенной проблеме: «Как вести себя с грубыми людьми во время беседы?». Какой из предложенных выходов из проблемы подтвердился в тексте В. Осеевой «Волшебное слово»?

- У нас остались ещё варианты выходов из данной проблемы. Какой из них никогда нельзя применять на практике при встрече с грубым человеком? Почему?

- Я надеюсь, что если вам встретится человек, поведение которого будет похоже на поведение Павлика из рассказа, вы обязательно подскажите ему, как правильно и уважительно нужно обращаться, просить.

Рефлексия.

- Посмотрите внимательно на доску: перед вами три высказывания. Прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, прикрепите своё сердечко рядом с этим высказыванием.

Я уважителен и доброжелателен к людям.

Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Мне трудно быть уважительным и вежливым.

- Честно оценить своё поведение – это очень хорошая черта человека. Я вижу, что рассказ В. Осеевой заставил вас не только подумать над отношением Павлика к родным, но и над своим

отношением к окружающим. Некоторые из вас поняли, что им есть, что исправить в своём отношении к окружающим.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Используемая литература:

О.В. Кубасова «Литературное чтение» 3 класс, ч.1, «Ассоциация 21 век», 2013г

 

Приложение №1

Растает даже ледяная глыба

От слова доброго …

Зазеленеет старый пень

Когда услышит …

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, …

Когда вас бранят за шалости,

Говорим …

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.