Методическая разработка урока литературного чтения «В. Осеева "Волшебное слово"»
Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературное чтение в условиях реализации ФГОС в 3 классе по теме: «В. Осеева «Волшебное слово»»
Предмет: Литературное чтение
УМК: « Гармония»
Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель урока:
- обучающая: познакомить с произведением русской писательницы В. Осеевой «Волшебное слово», биографией писательницы; закреплять умение работать с текстом;
- развивающая: способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;
- воспитательная: через содержание языкового материала воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим; интерес к писателям и произведениям русской литературы.
Планируемые результаты обучения и формирования УУД:
Метапредметные:
- регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы учителя; оценивать свои достижения на уроке;
- познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
- коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные:
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные:
- соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.
Оборудование:
Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 3 класс, ч.1, «Ассоциация 21 век», 2013г
Выставка книг В. Осеевой;
Фигурки сердечек по количеству учеников в классе
Используемая технология: постановка и решение проблемного вопроса.
Приёмы работы:
Чтение по ролям; «цепочкой»; в парах; групповая работа;
Обращение к личному опыту учащихся;
Прогнозирование по названию;
Кластер;
Девиз урока: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».
Подготовительная работа:
- оформление выставки книг В. Осеевой учеником;
- подготовка сообщения о биографии В. Осеевой учеником;
Ход урока:
Мотивация.
- Доброе утро! Придумано кем-то
Просто и мудро при встречи здороваться!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Повернитесь друг другу - улыбнитесь, пожалуйста.
Мы начинаем урок литературного чтения. Садитесь на свои места!
- Над произведениями какой главы мы работаем? («Ежели вы вежливы».)
- Какого человека можно назвать вежливым? (Человека, который соблюдает правила приличия)
Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.
- Проверим, как вы научились дома выразительно читать стихотворение про очень вежливого индюка. Оцените чтение одноклассника, обоснуйте оценку. (Чтение учащимися стихотворения, оценивание по критериям: выразительность, правильное чтение слов, чтение слоговое или целыми словами.)
- Был ли индюк вежливым? Докажите.
- Возможно ли, что такая ситуация может произойти среди людей? Докажите. (Да, потому что есть такие люди, которые считают себя вежливыми, но в разговоре позволяют себе оскорблять собеседника, обидно сравнивать его с чем-либо или кем-либо.)
- Как вы думаете, какая проблема может возникнуть при встрече с таким человеком? (Как вести себя с грубыми людьми во время беседы.)
- Проблема «Как вести себя с грубыми людьми во время беседы» актуальна для нашего времени: очень часто можно услышать грубость, оскорбления. Найти решение данной проблемы мы постараемся сегодня на уроке. Подумайте и предложите, как вести себя с таким человеком. (Запись ответов на доске: молча отойти; сделать замечание, что так нельзя разговаривать и вести себя; предложить образец для подражания поведения: лучше скажите вот так.)
- Я не буду комментировать ваши предположения: правильные они или нет – вы сделаете вывод сами, в конце урока, после ознакомления с произведением В. Осеевой «Волшебное слово». Предположите, о чём или о ком может быть рассказ с таким названием? (О волшебных словах.)
- Какие слова мы называем волшебными? (Эти слова помогают людям стать добрее, внимательнее друг к другу.)
- Я предлагаю выполнить вам задание в парах: прочитать стихотворение и дополнить его «волшебными» словами. (Приложение №1)
- Назовите слова, которые вы записали.
- Волшебные слова существуют. Мы ими пользуемся, а на уроках русского языка знакомимся с правильным написанием этих слов. Если каждый из нас будет добрым, вежливым с окружающими, то и к каждому будут относиться по добром. Поэтому девизом к нашему уроку я выбрала слова: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». (Девиз записан на доске.)
- С произведениями В. Осеевой мы встречались уже на уроках литературного чтения. Вспомните знакомые для вас произведения В. Осеевой. Поможет в этом выставка книг. («Сторож», «Кто наказал его?», «Плохо», «Три товарища», «Добрая хозяюшка», «Хорошее», «Все вместе»)
- Определите по обложкам книг на выставке, о чём или о ком книги В. Осеевой?
- Прослушаем сообщение о биографии В. Осеевой. (Выступление одного из учеников.) (Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ – «Гришка». Первая книга – «Рыжий кот». За книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию. Книги В. Осеевой были переведены на многие языки народов нашей страны».)
Осмысление.
- Чтение учителем текста по учебнику стр. (до слов «…Он вскочил и побежал домой» стр. 182)
- О ком этот рассказ? (О мальчике Павлике) (На доске прикрепить слово «Павлик».)
- Что случилось с Павликом? (Сестра, бабушка, брат отказали Павлику в его просьбах)
- Как мальчик вёл себя с родными? (Зло и раздражённо)
- Как об этом узнал старик? ( Старик увидел красное, сердитое лицо мальчика и расспросил его о том, что случилось.)
- Как разговаривал Павлик со стариком? (Зло, сердито, раздражённо.)
- Давайте охарактеризуем поведение Павлика до знакомства с волшебным словом. ( Учитель записывает слова, характеризующие поведение мальчика на доске под словом «Павлик»)
- Слова, характеризующие поведение мальчика говорят о том, что Павлик был невежливым по отношению к родным. Как вы думаете, какое слово шепнул старик на ухо мальчику? (Пожалуйста.)
- Напомните мне, пожалуйста, как нужно произносить это волшебное слово? (Говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.)
- Давайте попробуем произнести это слово так, как научил старик. Повернитесь друг к другу - произнесите это слово так, как научил старик.
Физминутка.
- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, вы должны их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите этого слово, то выполнять действие не нужно:
- Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза.
- Руки на пояс.
- Пожалуйста, положите руки на пояс.
- Выполните 3 раза приседания.
- Попрыгайте, пожалуйста, как зайчики.
- Пожалуйста, сделайте вдох и выдох.
- Пожалуйста, сядьте на свои места.
- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
Осмысление.
- Объясните значение слова «пустяки».
- Объясните значение выражения «чуть не поддал хорошенько».
- Распределите роли в группах и подготовьте чтение первой части рассказа по ролям. (Проверка выполнения работ детьми, оценивание чтения.)
- Давайте прочитаем только диалог мальчика и дедушки.
- Что вы думаете о развитии событий в рассказе дальше? (Дети предполагают дальнейшее развитие событий.)
- Чтение текста: часть 2 «цепочкой». Слово «пожалуйста» необходимо читать так, как сказал старик.
- Наши предположения о том, как закончится рассказ, оказались верными. Как подействовало волшебное слово на родных Павлика? (Услышав волшебное слово из уст мальчика, родные оценили изменившееся поведение Павлика и не отказали ему в просьбах.)
- Уважение, вежливость – необходимое условие для доброжелательных отношений. Давайте охарактеризуем поведение Павлика после его встречи со стариком. ( Учитель записывает слова, характеризующие поведение мальчика на доске под словом «Павлик» во вторую колонку.)
- Сравните поведение Павлика вначале рассказа и в конце. (Был грубым и злым, стал вежливым и добрым.)
- Что повлияло на поведение мальчика? (Употребление в своей речи волшебного слова «пожалуйста».)
- В чём секрет этого слова? (Секрет «волшебного» слова в вежливом обращении к собеседнику.)
- Девизом к уроку я выбрала слова «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Кому из героев рассказа они подходят? Почему? (Эти слова подходят Павлику. Когда мальчик грубо обращался к родным, они отвечали ему так же грубо, отказывали в просьбе. «Волшебное» слово, произнесённое Павликом, не оставило никого равнодушным и безучастным.)
- Выберите пословицу, которая подходит по содержанию к этому рассказу – учебник стр. 183. Докажите. («Доброе слово путь к сердцу открывает», «Вежливость украшает человека»)
- Я надеюсь, что вы запомните эти слова и прежде, чем к кому-то обратиться, подумаете, как это правильно озвучить.
- Вернёмся к выделенной проблеме: «Как вести себя с грубыми людьми во время беседы?». Какой из предложенных выходов из проблемы подтвердился в тексте В. Осеевой «Волшебное слово»?
- У нас остались ещё варианты выходов из данной проблемы. Какой из них никогда нельзя применять на практике при встрече с грубым человеком? Почему?
- Я надеюсь, что если вам встретится человек, поведение которого будет похоже на поведение Павлика из рассказа, вы обязательно подскажите ему, как правильно и уважительно нужно обращаться, просить.
Рефлексия.
- Посмотрите внимательно на доску: перед вами три высказывания. Прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, прикрепите своё сердечко рядом с этим высказыванием.
Я уважителен и доброжелателен к людям.
Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
Мне трудно быть уважительным и вежливым.
- Честно оценить своё поведение – это очень хорошая черта человека. Я вижу, что рассказ В. Осеевой заставил вас не только подумать над отношением Павлика к родным, но и над своим
отношением к окружающим. Некоторые из вас поняли, что им есть, что исправить в своём отношении к окружающим.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Используемая литература:
О.В. Кубасова «Литературное чтение» 3 класс, ч.1, «Ассоциация 21 век», 2013г
Приложение №1
Растает даже ледяная глыба
От слова доброго …
Зазеленеет старый пень
Когда услышит …
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, …
Когда вас бранят за шалости,
Говорим …
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …