12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мурзабекова Аминат Шаиповна56
Россия, Ингушетия респ., с.п. Яндаре
0

Урок-презентация литературного чтения «Волшебное слово» В.А. Осеевой, 2 класс



Мурзабекова Аминат Шаиповна, 

учитель начальных классов

ГКОУ СОШ №1 им.А.Хашагульгова

с.п Яндаре, Назрановский район,

Республика Ингушетия

Урок литературного чтения

по теме: «Волшебное слово» В.А. Осеевой

2-й класс

Общая тема: «Я и мои друзья»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: обучить детей проводить анализ художественного произведения.

Задачи урока:

обучающие:

Обеспечить полноценное восприятие текста детьми посредством анализа предлагаемого литературного произведения.

Продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения.

развивающие:

Развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас.

Развивать творческие умения для передачи настроения и характера героев, своего отношения к ним.

 Формировать коммуникативные компетенции.

воспитательные:

Воспитывать у учащихся чуткость, побуждать добрые чувства, вежливое отношение.

Оборудование:

плакат со стихотворением «Жадина» С.Маршака

набор красок

 учебник - «Литературное чтение» 2 класс Л. Ф.Климанова, В. Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2012

белый лист бумаги с предварительно сделанной на нем записью слова «пожалуйста»

 кисточка

 вырезанные из бумаги лепестки

 звездочки для оценивания

 карточки для составления пословиц

 презентация

Структура и ход урока:

I. Приветствие.

Прозвенел и смолк звонок, 

Начинается урок. 

Вы на парты поглядите, 

Все в порядок приведите. 

А теперь тихонько сели 

И на доску посмотрели. (Слайд 1)

Учитель: Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. Сегодня у нас будет не просто урок, а урок- соревнование. Вы должны быть активными и внимательными, за правильные ответы на мои вопросы я буду вручать вам звездочки.(Приложение 1) Тем, кто соберет большее количество звездочек к концу урока я поставлю отличную оценку!

II. Мотивационный компонент.

Создание эмоциональной атмосферы.

Игра «Гимнастика настроения» (Работа над стихотворением С. Маршака «Жадина»).

На доске плакат с записью текста

- Гриша, Гриша, дай мне нож.

- Ты обратно не вернешь

- Дай-ка, Гриша, карандаш,

- Ты обратно не отдашь,

- Гриша, Гриша, дай резинку,

- Ты откусишь половинку,

- Гриша, Гриша, дай чернил,

- Ты бы сбегал и купил. (Приложение2)

Учитель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто участвует в разговоре?

(мальчики, имя одного из них Гриша)

УчительЭтот разговор является монологом или диалогом?

(Диалогом)

УчительДети, а как, по вашему мнению, надо читать слова Гриши, с какой интонацией?

(со злостью, ведь Гриша жадный мальчик)

а) чтение диалога по группам

б) чтение в паре

Актуализация знаний, умений и навыков обучающихся.

УчительСкажите, дети, есть ли среди вас те, кто обратился бы  с просьбой к мальчику Грише еще раз?

Вы бы сделали что-нибудь, чтобы попытаться изменить ответ Гриши? Какое слово помогло бы вам в этом? 

(пожалуйста)

Определение темы и постановка учебных задач.

УчительРебята, на вчерашнем уроке литературного чтения мы с вами впервые познакомились с героями произведения В.А. Осеевой. Произведение этой писательницы познакомило нас с новым волшебным словом «пожалуйста». Вы помните как называется эта сказка? Я вам немного подскажу, посмотрите на доску и выберите правильный ответ. (Слайд 2)

(«Волшебное слово»)

III. Операционно-исполнительский этап.

Учитель: Дети, на сегодняшнем уроке мы продолжим работу с произведением «Волшебное слово». Мы постараемся поразмыслить о поступках главных героев. И, конечно, мы постараемся ответить на вопрос, заданный нам в учебнике. Найдтите его и прочитайте. (Может ли слово быть волшебным?)

Учитель: Вместе с нами на уроке будет один волшебный персонаж. Посмотрите на доску, вы узнали его? Кто это? (Гномик). Но пока наш гномик грустный, не улыбается, потому что он растерял лепестки- волшебные слова своего цветика- семицветика. (Слайд 3) Давайте постараемся на сегодняшнем уроке быть внимательными и старательными, чтобы найти все потерявшиеся лепестки этого цветочка, и тогда наш гном снова заулыбается.

Учитель: Ребята, дома вы должны были внимательно прочитать рассказа "Волшебное слово". Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь расположены ключевые моменты нашего рассказа, вот только расположены они не по порядку. Давайте попробуем вспомнить ход событий рассказа и расположить записанные на доске события в порядке их очередности. (Слайд 4)

Учитель: Молодцы, дети! 

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, снова на доску. Эта картинка является иллюстрацией к нашему рассказу. (Слайд 5)

Учитель: Кого вы видите на картинке? Что они делают? Как имя этого мальчика? Как вы думаете, ребята, являются ли старик и Павлик главными героями этого рассказа?

Проверка домашнего задания.

Учитель:   А теперь, дети, мы с вами прочитаем разговор с вами перечитаем отрывок рассказа, в котором происходит разговор Павлика со стариком, а позже обсудим его. Читать мы будем играя в  игру «А дальше…». Условия этой игры очень просты. Сначала я назову того, кто начнет читать диалог. Он будет читать пока я его не остановлю. Затем он скажет слова «а дальше…» и назовет имя любого своего одноклассника на свое усмотрение. Тот, чье имя назвали, должен продолжить чтение. Ребята, вы уже читали этот рассказ дома, поэтому вы должны прочитать очень правильно и выразительно. За хорошее чтение я буду раздавать вам звездочки.

Анализ первой части текста

Учитель: Дети, давайте вспомним, каким было поведение Павлика, когда он встретился со стариком. Посмотрите на доску, здесь записаны слова, с помощью которых автор описал настроение и поведение Павлика. Прочитайте их.  (Слайд 6)

Учитель: Как вы думаете, Павлик вежливый мальчик? (Нет)

Учитель: А кого бы вы назвали вежливым человеком?

УчительЧтобы нам было легче рассуждать о вежливости, давайте заглянем в толковый словарь. Посмотрите, пожалуйста, на доску. (Слайд 7).

Работа над значением слова.

Учитель: Скажите, дети, каким образом помог старик Павлику? 

( Он рассказал Павлику о волшебном слове)

Учитель: А что это за слово мы узнаем из письма, которое нам прислал наш Добрый Гном. Однако, это письмо не простое, оно волшебное, и чтобы прочитать его нам нужна Волшебная Кисть.

Учитель раскрашивает при помощи большой кисточки белый листок бумаги с предварительно записанным на нем парафином словом «пожалуйста».

Учитель: Ребята, прислушайтесь к этому слову. От него будто веет добром. Как вы думаете, можно ли этим словом обидеть человека? А что это слово может сделать? (приласкать, ободрить, приблизить). Давайте мы с вами поищем в тексте и прочитаем советы старика о том, как нужно его произносить.  

Выборочное чтение.

Чтение по цепочке.

Физкультминутка.

Учитель: Ребята, когда Павлик и дедушка сидели в сквере, подул ветерок. Давайте постараемся представить, как это было.

Работа со второй частью текста

Учитель:  Дети, посмотрите на предмет, который я держу в руках. В каком рассказа отрывке упоминается этот предмет?

(у учителя в руках набор красок)

Выполнение заданий по тексту.

Учитель: Дети, взгляните на доску. (Слайд 8)  Что вы видите? (Павлик разговаривает с Леной). Найдите в тексте и подчеркните карандашом слова, с которыми Павлик обратился к сестре.

(Глядя ей в глаза, тихим голосом сказал)

Учитель: Молодцы! А теперь найдите в тексте то, как отреагировала Лена на обращение Павлика.  

(Широко раскрыла глаза, смущенно пробормотала)

Перечитывание отрывка в лицах.

Подбор отрывка к рисунку.

Работа над третьей частью текста

Учитель: Посмотрим снова на доску. (Слайд 9) В каком отрывке описана данная сцена? (Бабушка на кухне)

- Считал ли Павлик, что волшебное слово ему поможет? (он сомневался)

- Найдите в тексте подтверждение тому, что у Павлика были сомнения.

- Для того чтобы ему было легче просить бабушку, Павлик сначала подготовил ее. Что он сделал. Найдите в тесте эти слова и подчеркните их карандашом.

(Повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал)

Хоровое чтение.

Учитель: Дети, давайте мы хором прошепчем  слова, которые сказал Павлик Бабушке.

- Теперь найдите в тексте описание того, как на бабушку подействовали слова Павлика и прочитайте их.

(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в улыбке)

Работа над четвёртой частью

Учитель: Самым тяжелым было последнее, третье испытание для волшебного слова. Что это было за испытание?

Выборочное чтение

Учитель: Ребята, найдите в тексте и прочитайте те предложения, в которых описывается поведение Павлика за столом. Скажите, какое слово он использовал при обращении к брату? (слово «пожалуйста»)

Учитель: Дети, подумайте и скажите, почему на ваш взгляд все стали исполнять просьбы Павлика? (он просил вежливо)

Физкультминутка.

А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Пожалуйста». Я буду показывать вам движения, а вы будете их повторять только после того, как я скажу слово «пожалуйста».

Работа над пословицами в группах.

а) составление пословицы из карточек. (Приложение3)

Добрый человек ...         ... потом - говори.

Сначала думай...            ...добром и платят.

Вырасти вырос...           ...добру и учит.

Век живи…                    …а ума не вынес

За добро...                     ...век учись.

Учитель: Мы с вами составили несколько пословиц, но одна из очень точно выражает главную мысль рассказа. Прочитайте ее.(Добрый человек добру и учит)

б) работа над значением пословицы

- К какому персонажу нашего рассказа можно отнести эту пословицу и почему?

(Старик сам был добрым и вежливым человеком, поэтому он и Павлика научил волшебному слову, доброте и вежливости.)

Дети, знаете ли вы еще пословицы на эту тему?

Хоровое чтение

А теперь давайте все вместе прочитаем еще одну пословицу, которая тоже очень подходит к теме нашего урока. (Слайд 10)

 

IV. Регулирующий этап.  

Итог урока.

Учитель: Дети, откройте, пожалуйста, свои учебники в самом конце нашего рассказа. Давайте ответим на вопрос, который там написан, может ли слово быть волшебным?

Учитель: Ребята, а вам случалось попадать в такие ситуации, когда вам на помощь приходило волшебное слово? Часто вы пользуетесь волшебными словами? Скажите, зачем по вашему мнению В.А. Осеева написала этот рассказ?

Рефлексия учебной деятельности.

Игра «Цветик-семицветик».

Учитель: Ребята, каким еще добрым словам научили бы мы Павлика? Сейчас мы с вами поиграем в еще одну игру. Она называется «Цветик-семицветик». У вас на партах лежат лепестки. (Приложение 4)Пока это обычные листочки, но если вы запишите на них добрые волшебные слова, которые вы знаете и положите в нашу волшебную корзиночку, то эти листочки станут лепесточками волшебного цветика-семицветика. Те из вас, которые запишут слова, которые мы сегодня не говорили на уроке, получат от меня звездочку.

Дети поочередно принимают корзинку и кладут в нее свой лепесток.

Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось.  (Учитель зачитывает ответы детей. Раздает звездочки)

Учитель: Молодцы, ребята! Я думаю, наш гномик будет очень рад тому, как вы так старательно поработали, чтобы найти потерявшиеся лепесточки его цветочка. Посмотрите на доску. (Слайд 11)

- А теперь подсчитаем ваши заработанные звездочки и выясним, кто работал лучше всех.

Домашнее задание. 

Рассказать о том, как ты используешь волшебные слова при общении с другими людьми.

Совет: Для того, чтобы прочесть письмо от Гнома можно использовать кисточку для румян, предварительно обильно обмакнув ее в румяна.


/data/files/c1486381776.docx (Приложение 1)

/data/files/k1486381797.docx (Приложение 2) 


Приложение 3
DOCX / 11.47 Кб

Приложение 4
DOCX / 18.55 Кб

Презентация к уроку
PPTX / 1.86 Мб

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.