Конспект урока литературного чтения на тему «В. Осеева «Волшебное слово» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 А
Тема: В.Осеева. «Волшебное слово».
Цель: создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с сплошным текстом (прогнозировать содержание произведения по ряду вопросов и иллюстраций).
Задачи: познакомить уч-ся с новым произведением В. Осеевой;
развивать умение работать с текстом, совершенствовать навык выразительности и осознанности чтения;
воспитывать в себе лучшие нравственные качества: доброта, отзывчивость, терпимость
Оборудование: презентация, тексты, карточки для работы в группах, карандаши.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы: фронтальная , групповая
Методы: словесный, практический, поисковый
Планируемые результаты:
Предметные: Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста
Личностные результаты
Формировать умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Формировать умение понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
Познавательные УУД
Извлекать необходимую информацию из прочитанных отрывков текста;
Коммуникативные УУД
Формировать умение работать в группе : обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения;
Ход урока
Этап урока |
Содержание |
Деятельность уч-ся |
Деятельность педагога |
|||
1.Оргмомент -.Общая готовность детей к уроку. - Концентрация внимания детей
|
Видеоролик «Дорогою добра» – Чтобы настроиться на урок, давайте потрём ладошки и передадим тепло друг другу. Согрелись теплом друг друга? Подравняйтесь, улыбнитесь гостям, друг другу и пусть эти улыбки принесут нам удачу и радость общения. Садитесь. -За что любите уроки чтения? - Что хотите получить Начните свою мысль со слов: Сегодня на уроке мне хотелось бы ….. -Чтобы всё получилось на уроке, что необходимо сделать:….. У нас всё получится. - Вы любите получать подарки? Я вам подарю слова-подарки, но они засекречены . - Если справитесь с заданием, то можно получить подарок. |
1. Самоконтроль готовности 2. Реакция на учителя
- Да
Слушать друг друга и т.д. |
1. Проверка готовности 2. Прием концентрации внимания
|
|||
2. Работа с текстом до чтения.
Актуализация знаний.
1.Речевая разминка
2.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
3. Появление целей урока
3. Физминутка
|
-Прочитайте стихотворение про себя; шёпотом -Прочитайте в полный голос и выразительно. -Здравствуйте!-ты скажешь человеку. 1 ряд прочитает с чувством гордости, торжества. 2 ряд прочитает с грустью, 3 ряд прочитает с вопросительной интонацией. - Что подсказывает стихотворение? - Как понимаете слово «здравствуйте»? – Какие слова вы говорите утром родителям? - Когда приходите в школу своим друзья? – Как называются такие слова? – Что такое вежливость? -– Кто знает историю появления этого слова? – Давайте обратимся в службу экстренной помощи. История возникновения слова очень интересна.
- Почему мы называем вежливые слова «волшебными»?
Каждый урок литературного чтения. Это встреча с кем или с чем? Посмотрите на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? Известна ли вам эта фамилия?
Кто она может быть по профессии? -Рассмотрите иллюстрацию из произведения. -Кого вы видите? -Предположите, кто будет героями произведения? -Догадайтесь, о чём мы будем читать?
-Попробуйте определить тему нашего урока. -Прочитайте и скажите, кто автор произведения?
-Постарайтесь по заголовку предположить жанр произведения. Рассказ или сказка? -Чему будем учиться? Закончите предложения Познакомимся ….. Прочитаем ….. Проанализируем …… -А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны познакомиться с произведением, прочитаем текст Откройте учебник на с.87 Отдохнём. Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли, лaвиpовaли, лавировали, дa не вылaвиpовaли.
|
Работа над выразительным чтением стихотворения:
Доброе утро. Привет, здорово Вежливыми. Ответы уч-ся. До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слова «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество». Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. Позднее слово «вежество» превратилось в «вежливость». (рассказывает ученица) Вежливые слова творят чудеса, они делают людей добрее, внимательнее друг к другу, лучше.
Валентина Александровна Осеева Писатель. Это портрет В.А.Осеевой, детской писательницы. «Волшебное слово Старичок, мальчик |
Фактическое значение слова пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения.
Это качество важно для всех людей. Помогают нам быть вежливыми и произведения
Учитель открывает карточку со словом «извините».
Учитель открывает карточку со словом «благодарю» |
|||
4. Работа с текстом до чтения. 1.Первичное восприятие текста. Игр «Мямлики-шустрики» Словарная работа
5. Работа с текстом во время чтения
|
А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны познакомиться с произведением, прочитаем текст и будем вести диалог с автором.
В произведении нам встретятся непонятные слова. - Где вы можете найти значение слов. Давайте познакомимся с ними:
Чуть не поддал хорошенько – чуть не ударил. Прочитайте толкование слов.
Чтение 1 смысловой части учителем Проверим наши предположения. Мы предполагали героев произведения. Назовите их. -Кто из героев вас заинтересовал больше всего? Почему? -Какое впечатление у вас сложилось о мальчике. Какой он? -Докажите словами из текста. - Каким вы увидели старика? -Кого он вам напоминает? - Почему он стал расспрашивать мальчика? -Что случилось с Павликом? - Почему у него возникло желание убежать из дома?
-Как вы думаете, что произошло дальше?
Чтение 2 смысловой части Прослушивание инсценировки и чтение про себя -Вам понравилось слушать? -Кого напоминает старик? -Не поменялось ваше мнение? -Обратите внимание, как надо произносить волшебное слово, чтобы оно помогло. Ещё раз перечитайте эти строчки. -Прочитаем вместе. - Интересно вам узнать какое же это волшебное слово? -Кто из вас уже догадался? -Как вы считаете, с кого Павлик начнёт проверять волшебную силу слова? -А кто будет следующим? -Будем читать дальше. Проверим наши предположения. Чтение 3 смысловой части (читает ученик) -Какое волшебное слово подарил старичок Павлику? -Подтвердилось ли наше предположение, что Павлик проверит волшебное слово сначала на Лене? -Найдите в тексте строчки, в которых говорится, как на сестру подействовало волшебное слово. -А краска нужна была мальчику? -Что он с ней сделал? О чём Павлик думал? |
В толковом словаре, , в сносках, в интернете у взрослых.
Старичок, мальчик
Грубый, невоспитанный Сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки,стукнул кулаком. Спокойный, добрый, внимательный. Волшебника Его все обижали, и ни кто не понимал.
(Предположение детей)
Волшебника, который знает волшебное слово Говорить его надо тихим голосом… чтение про себя
С Лены
Бабушка или брат
Пожалуйста |
|
|||
6.Физкультминутка.
|
Настало и наше время проверить в волшебную силу слова «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите этого слова, то выполнять действие не нужно. |
|
|
|||
7.Работа с текстом после чтения
8. Итог урока.
9. Домашнее задание
Рефлексия
|
На ком ещё осталось испытать силу волшебного слова? Интересно узнать ? Читаем дальше. Чтение 4 смысловой части читает ученица Почему Павлик подумал об этом? Ребята, а почему он так сделал? Ребята, подействовало волшебное слово? Что произошло, перечитайте эти строчки. Какие чувства испытывает мальчик? На ком ещё осталось проверить волшебную силу слова. Почему сидел притихший? Это -какой? Зачем мальчик прислушивался? Обратите внимание на действия Павлика (положил руку, тихо попросил) Прочитайте как он просил брата Почему брат усмехнулся? И сестра, и бабушка стали просить за Павлика. Как вы думаете, возьмёт или не возьмёт?
Чтение 6 смысловой части (читает хором) (Дочитываем текст до конца)
1.Проверка восприятия Понравилось ли вам произведение? Почему рассказ? Докажите… Может ли быть слово волшебным? В чем же заключилось волшебство? Почему автор так озаглавила рассказ? Вспомните, как Павлик называл старичка? Действительно ли старичок оказался волшебником? Это простой человек.
2. Работа в группах. Повторим «Правила работы в группах» 1группа Восстановите последовательность событий в рассказе В.А.Осеевой «Волшебное слово» В сквере старика уже не было. Подействует ли на брата? Прогонит бабушка или нет? Павлик решил попробовать. Волшебное слово. Бабушка и брат против Павлика. Лена не даёт краски. Обида Павлика
2.группа Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.
3 группа
- Соберите пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа. Докажите . «Добрый человек добру и учит». « Под лежачий камень вода не течёт». « Волшебное слово всегда помочь готово». С каким произведением познакомились? Кто автор? - - Почему наш герой возвращается в сад в конце рассказа? Мальчик решается поблагодарить старика, рассказать , что волшебное слово ему помогло.
По выбору:
-Объясните, в чём сила волшебных слов. Назовите качество характера , без которого человек не может обойтись в жизни? ( доброта)
В чем проявляется доброта человека? Как автор донес это до читателя? Доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, все хорошее и положительное. - Какой урок извлекли из рассказа? ( Доброе отношение к людям приносит радость, рождает доброе отношение к тебе самому) Узнали ценное… - Главная мысль рассказа?...Оценки уч-ся Прочитать рассказ выразительно . Проверить дома на родителях и знакомых волшебную силу вежливых слов.«Сердечко чувств».- У вас на столе сердечки двух цветов: розовый – мне понравилось на уроке, меня взволновало произведение, я сопереживаю; белый – мне было безразлично. -Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на доску. -Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов и для добрых дел, творите добро. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу.
|
Бабушка или брат
Прогонит или нет? Подбежал, повернул лицо, заглянул в глаза. Он радуется, что волшебное слово работает, у него всё получилось.
На брате
Спокойный
положил руку, тихо попросил
несколько человек читают от удивления, неожиданности
Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии), Волшебник Это простой человек. |
Учитель открывает карточку со словом «спасибо» |
Используйте в своем ответе следующие слова и выражения:
Нам надо было………….
Наша группа считает, что …. ,потому что….
Работали:
Используйте в своем ответе следующие слова и выражения:
Нам надо было………….
Наша группа считает, что …. ,потому что….
Работали:
Используйте в своем ответе следующие слова и выражения:
Нам надо было………….
Наша группа считает, что …. ,потому что….
Работали:
Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году.
Мечтала стать актрисой, но стала педагогом-воспитателем.
Работала в детских домах со сложными детьми.
Придумывала для них разные истории, сказки, игры.
В своих книгах рассказывала, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Рассказы Осеевой учат уважать людей, заботиться о близких, приходить на помощь, быть вежливым и честным.
1группа
Восстановите последовательность событий в рассказе В.А.Осеевой «Волшебное слово»
.…В сквере старика уже не было.
….. Подействует ли на брата?
…. Прогонит бабушка или нет?
…. Павлик решил попробовать.
…. Волшебное слово.
…. Бабушка и брат против Павлика.
…. Лена не даёт краски.
…. Обида Павлика
3 группа
- Соберите пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа. Докажите .
«Добрый человек вода не течёт ».
« Под лежачий камень помочь готово».
« Волшебное слово всегда и доброму учит».
2 группа
Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.
Маленький старичок с короткой седой бородой сидел на скамейке и палочкой чертил что-то на песке. |
Катя сидела за столом и читала. |
– Эх ты, морячок! Ну ладно, собирайся. |