12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Гуля35
4

Конспект урока литературного чтения на тему «В. Осеева «Волшебное слово»



Предмет: литературное чтение

Класс: 2 А

Тема: В.Осеева. «Волшебное слово».

Цель: создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с сплошным текстом (прогнозировать содержание произведения по ряду вопросов и иллюстраций).


презентация
PPTX / 857.77 Кб

Задачи: познакомить уч-ся с новым произведением В. Осеевой;

развивать умение работать с текстом, совершенствовать навык выразительности и осознанности чтения;

воспитывать в себе лучшие нравственные качества: доброта, отзывчивость, терпимость

Оборудование: презентация, тексты, карточки для работы в группах, карандаши.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы: фронтальная , групповая

Методы: словесный, практический, поисковый

Планируемые  результаты: 

Предметные: Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста

Личностные результаты

Формировать умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные  результаты:
Регулятивные  УУД

Формировать умение понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

Познавательные  УУД

Извлекать необходимую информацию из прочитанных отрывков текста;

Коммуникативные  УУД

Формировать умение работать в группе : обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения;

 

Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность уч-ся

Деятельность педагога

1.Оргмомент

-.Общая готовность детей к уроку.

- Концентрация внимания детей

 

 

Видеоролик «Дорогою добра»

– Чтобы настроиться на урок, давайте потрём ладошки и передадим тепло друг другу.  Согрелись теплом друг друга?

Подравняйтесь, улыбнитесь гостям, друг другу и пусть эти улыбки принесут нам удачу и радость общения. Садитесь.

-За что любите уроки чтения?

- Что хотите получить

Начните свою мысль со слов: Сегодня на уроке мне хотелось бы …..

-Чтобы всё получилось на уроке, что необходимо сделать:…..

У нас всё получится.

- Вы любите получать подарки?

Я вам подарю слова-подарки, но они засекречены .

- Если справитесь с заданием, то можно получить подарок.

1. Самоконтроль готовности

2. Реакция на учителя

 

 

- Да

 

 

 

 

Слушать друг друга и т.д.

1. Проверка готовности

2. Прием концентрации внимания

 

 

 

 

2. Работа с текстом до чтения.

 

Актуализация знаний.

 

1.Речевая разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2.Антиципация (предвосхищение, предугадывание  предстоящего чтения).


 


 

3. Появление целей урока


 


 


 

 

 

 

 

 

 

3. Физминутка

 

 

-Прочитайте стихотворение про себя; шёпотом

-Прочитайте в полный голос и  выразительно.

-Здравствуйте!-ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

1 ряд прочитает с чувством гордости, торжества.

2 ряд прочитает с  грустью,

3 ряд  прочитает с  вопросительной интонацией.

- Что подсказывает стихотворение?

- Как понимаете слово «здравствуйте»?

– Какие слова вы говорите утром родителям?

- Когда приходите в школу своим друзья?

– Как называются такие слова?

– Что такое вежливость?

-– Кто знает историю появления этого слова?

– Давайте обратимся в службу экстренной помощи.

История возникновения слова очень интересна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Почему мы называем вежливые слова «волшебными»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый урок литературного чтения.

Это встреча с кем или с чем?

Посмотрите на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? 

Известна ли вам эта фамилия?

 

Кто она может быть по профессии?

-Рассмотрите иллюстрацию из произведения.

-Кого вы видите?

-Предположите, кто  будет героями произведения?

-Догадайтесь, о чём мы будем читать?

 

-Попробуйте определить тему нашего урока.

-Прочитайте и  скажите,  кто автор произведения?

 

-Постарайтесь  по заголовку предположить  жанр произведения. Рассказ или сказка?

-Чему будем учиться? Закончите предложения

Познакомимся …..

Прочитаем …..

Проанализируем ……

-А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны познакомиться с произведением, прочитаем текст

Откройте учебник  на с.87

Отдохнём. Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли, лaвиpовaли, лавировали, дa не вылaвиpовaли.

 

Работа  над выразительным чтением стихотворения:

 

 

 

 

 

 

 

Доброе утро.

Привет, здорово

Вежливыми.

Ответы уч-ся.

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слова «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество». Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. Позднее слово «вежество» превратилось в «вежливость». (рассказывает ученица)
 

Вежливые слова творят чудеса, они делают людей добрее, внимательнее друг к другу, лучше.

 

 

 

Валентина Александровна Осеева

Писатель. Это портрет В.А.Осеевой, детской писательницы.

«Волшебное слово

Старичок, мальчик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фактическое значение слова пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Это качество важно для всех людей. Помогают нам быть вежливыми и произведения

 

Учитель открывает карточку со словом «извините».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель открывает карточку со словом «благодарю»

 

 

 

4. Работа с текстом до чтения.

1.Первичное восприятие текста.

Игр «Мямлики-шустрики»

Словарная работа


 


 


 

5. Работа с текстом во время чтения


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны познакомиться с произведением, прочитаем текст и будем вести диалог с автором.

 

В произведении нам встретятся непонятные слова.

- Где вы можете найти значение слов.

Давайте познакомимся с ними:

 

Чуть не поддал хорошенько –  чуть не ударил. 
Стряпать –  готовить  пищу. 
Противень –  металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовой печи.

Прочитайте толкование слов.

 

 

Чтение 1 смысловой части  учителем

Проверим наши предположения. Мы предполагали героев произведения. Назовите их.

-Кто из героев вас  заинтересовал больше всего? Почему?

-Какое впечатление у вас сложилось о мальчике.

Какой он?

-Докажите словами из текста.

- Каким вы увидели старика?

-Кого он вам напоминает? 

- Почему он стал расспрашивать мальчика?

-Что случилось с Павликом? 

- Почему у него возникло желание убежать из дома?

 

-Как вы думаете, что произошло дальше? 

 

 

Чтение 2 смысловой части

Прослушивание инсценировки и чтение про себя

-Вам понравилось слушать?

-Кого напоминает старик?

-Не поменялось ваше мнение?

-Обратите внимание, как надо произносить волшебное слово, чтобы оно помогло. Ещё раз перечитайте эти строчки.

-Прочитаем вместе.

- Интересно вам узнать какое же это волшебное слово?

-Кто из вас уже догадался?

-Как вы считаете, с кого Павлик начнёт проверять волшебную силу слова?

-А кто будет следующим?

-Будем читать дальше. Проверим наши предположения.

Чтение 3 смысловой части (читает ученик)

-Какое волшебное  слово подарил старичок Павлику?

-Подтвердилось ли наше предположение, что  Павлик проверит волшебное слово сначала  на Лене?

-Найдите в тексте строчки,  в которых говорится, как  на сестру подействовало  волшебное слово.

-А краска нужна была мальчику?

-Что он с ней сделал? О чём Павлик думал?

 

 

 

В толковом словаре, , в сносках, в интернете у взрослых.

 

 

 

 

 

 

Старичок, мальчик

 

 

 

 

 

Грубый, невоспитанный

Сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки,стукнул кулаком.

Спокойный, добрый, внимательный.

Волшебника

Его все обижали, и ни кто не понимал.

 

(Предположение детей)

 

 

 

 

Волшебника, который знает волшебное слово

Говорить его надо тихим голосом…

чтение про себя

 

 

С Лены

 

 

 

 

Бабушка или брат

 

 

 

 

Пожалуйста

 

6.Физкультминутка. 

 

Настало и наше  время проверить  в волшебную силу слова «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите  этого слова, то выполнять действие не нужно. 
Пожалуйста, встаньте!
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза! 
Руки на пояс! 
Пожалуйста, руки на пояс! 
Выполняем приседания! 
Приседаем 2 раза, пожалуйста! 
Прыгаем, как зайчики! 
Пожалуйста, сделали вдох и выдох! 
Пожалуйста, садимся на свои места! 
Вывод: Молодцы! Вы очень внимательные. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Работа с текстом после чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Итог урока.

 

 

 

 

 

 

9. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

На ком ещё осталось испытать силу волшебного слова? Интересно узнать ? Читаем дальше.

Чтение 4 смысловой части читает ученица

Почему Павлик  подумал об этом?

Ребята,  а почему он  так сделал?

Ребята, подействовало волшебное слово? Что произошло, перечитайте эти строчки.

Какие чувства испытывает мальчик?

 На ком ещё осталось проверить волшебную силу слова.
 Чтение 5 смысловой части (читает ученик)

Почему сидел притихший?  Это -какой?

Зачем мальчик прислушивался?

Обратите внимание на действия Павлика (положил руку, тихо попросил)

Прочитайте как он просил брата

Почему брат усмехнулся?

И сестра, и бабушка стали просить за Павлика.

Как вы думаете, возьмёт или не возьмёт?

 

Чтение 6 смысловой части (читает хором)

(Дочитываем текст до конца)


 

1.Проверка восприятия

Понравилось ли вам произведение? 
Вспомните, перед чтением мы предполагали  жанр произведения, так что это рассказ или сказка?

Почему рассказ? Докажите…

Может ли быть слово волшебным?

В чем же заключилось волшебство?

 Почему автор так озаглавила рассказ?

Вспомните, как Павлик называл старичка?

Действительно ли старичок оказался волшебником?  Это простой человек.

 

2. Работа в группах. Повторим «Правила работы в группах»

1группа

Восстановите последовательность событий в рассказе В.А.Осеевой «Волшебное слово»

В сквере старика уже не было.

Подействует ли на брата?

Прогонит бабушка или нет?

Павлик решил попробовать.

Волшебное слово.

Бабушка и брат против Павлика.

Лена не даёт краски.

Обида Павлика

 

 

 

 

 

 

 

2.группа

Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.

 

Маленький старичок с короткой седой бородой сидел на скамейке и палочкой чертил что-то на песке.

Катя сидела за столом и читала.

– Эх ты, морячок! Ну ладно, собирайся.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа

 

- Соберите пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа. Докажите .

«Добрый человек добру и учит».

« Под лежачий камень вода не течёт».

« Волшебное слово всегда помочь готово».

С каким произведением познакомились?  Кто автор?

- - Почему наш герой возвращается в сад в конце рассказа?

Мальчик решается поблагодарить старика, рассказать , что волшебное слово ему помогло.


 

По выбору:

 

 

 

 

 

 

 

-Объясните, в чём сила волшебных слов.

Назовите качество характера , без которого человек не может обойтись в жизни? ( доброта)

 

В чем проявляется доброта человека? Как автор донес это до читателя?

Доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, все хорошее и положительное.

- Какой урок извлекли из рассказа? ( Доброе отношение к людям приносит радость, рождает доброе отношение к тебе самому)

Узнали ценное…

- Главная мысль рассказа?...Оценки уч-ся Прочитать рассказ выразительно . Проверить дома на родителях и знакомых волшебную силу вежливых слов.«Сердечко чувств».- У вас на столе сердечки двух цветов:

розовый – мне понравилось на уроке, меня взволновало произведение, я сопереживаю;

белый – мне было безразлично.

-Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на доску.

-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов и для добрых дел, творите добро.

Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу.

 

Бабушка или брат

 

 

Прогонит или нет?

Подбежал, повернул лицо, заглянул в глаза.

Он радуется, что волшебное слово работает, у него всё получилось.

 

 

На брате

 

 

 

Спокойный

 

положил руку, тихо попросил

 

 

 

 

несколько человек читают

от удивления, неожиданности

 

 

Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии), 

Волшебник

Это простой человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель открывает карточку со словом «спасибо»


 

Используйте в своем ответе следующие слова и выражения:

Нам надо было………….

Наша группа считает, что …. ,потому что….

Работали:

 

Используйте в своем ответе следующие слова и выражения:

Нам надо было………….

Наша группа считает, что …. ,потому что….

Работали:

 

Используйте в своем ответе следующие слова и выражения:

Нам надо было………….

Наша группа считает, что …. ,потому что….

Работали:

 

 

Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году.

Мечтала стать актрисой, но стала педагогом-воспитателем.

Работала в детских домах со сложными детьми.

Придумывала для них разные истории, сказки, игры.

В своих книгах рассказывала, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Рассказы Осеевой учат уважать людей, заботиться о близких, приходить на помощь, быть вежливым и честным.

 


 

1группа

Восстановите последовательность событий в рассказе В.А.Осеевой «Волшебное слово»

 

.…В сквере старика уже не было.

….. Подействует ли на брата?

…. Прогонит бабушка или нет?

…. Павлик решил попробовать.

…. Волшебное слово.

…. Бабушка и брат против Павлика.

…. Лена не даёт краски.

…. Обида Павлика

 

 

3 группа
 

- Соберите пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа. Докажите .

 

«Добрый человек вода не течёт ».

« Под лежачий камень помочь готово».

« Волшебное слово всегда и доброму учит».

 


 

2 группа

Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.

 

Маленький старичок с короткой седой бородой сидел на скамейке и палочкой чертил что-то на песке.

Катя сидела за столом и читала.

– Эх ты, морячок! Ну ладно, собирайся.

 

 


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.