"Волшебное солнышко"
Авторское дидактическое пособие «Волшебное солнышко» Воспитатель 1 категории Дорогина В.Р МОАУ СОШ№5 г. Орска (дошкольные группы)
Добро пожаловать на солнечную планету! Приглашаю в путешествие всех друзей!!!
Хочу представить Вам игру «Веселое солнышко», с помощью которой Вы узнаете много нового и интересного!!!
Задачи: -развивать логическое мышления у детей. -способствовать решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников; -активизировать умственную деятельность; -увлекать и развлекать детей игрой; -развивать умственные способности; -расширять, углублять математические представления; -закреплять полученные знания и умения; -формировать желание проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме; -закрепить состав числа первого десятка; -учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами; -учить составлять и решать арифметические задачи; -учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее; -продолжить знакомить с составом числа; -развивать навык соотнесения числа с количеством и цифрой; -развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам; -продолжить развивать умение овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. -учить детей делить целое на 2 и 4 равные части складыванием предмета пополам (на 2 части) и ещё раз пополам (на 4 части); -закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще-тоньше. Цель:воспитать у детей интерес к математике, к логике и доказательности рассуждений с помощью игры.
«Помоги Незнайке!!!» В центре лежит солнышко и 6 лучей(можно больше или меньше,в зависимости от заданий).В центре коробка с блоками Дьенеша, на каждом луче ориентировочные схемы. Педагог обращается к детям от имени Незнайки. Незнайка очень хочет попасть на Солнечную планету, но сначала ему надо справиться с заданием(проложить дорожку на каждом луче).Задача игроков на каждый лучик подобрать фигуры, ориентируясь по схемам. Задание можно менять,например чтобы рядом не было фигур одинакового цвета; рядом не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы; одинакового цвета, но разной формы; одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру и т. д. Правила построения дорожки еще больше усложняются: требуется учет трех свойств: построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одного цвета, но разные по форме и размеру; одной формы, но разного цвета и размера; одинаковые по размеру и цвету, но разные по форме; разные по цвету, форме и размеру и т. д.
«Найди предмет» В центре лежит солнышко ,на каждом лучики шаблоны с объемными и плоскими фигурами. Вокруг солнышка лежат маленькие карточки с изображением предметов разной формы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем проговаривать считалку и передавать мяч, на ком считалка закончится, тот выходит и ищет предмет такой же формы, какую я скажу». Ребенок, на котором считалка закончилась, выходит, поднимает карточку с изображением нужной формы, называет предмет, называет форму предмета, определяет плоская или объемная фигура и кладет на нужный лучик. Затем мяч дальше передают, игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам. Можно менять задания, например найти любую плоскую фигуру, или любую объемную.
«Найди соседей числа». Игра в группе от 2 человек. Педагог просит назвать пропущенное число. Например: «Какое число стоит между числами 2 и 4?», или « Какое число стоит перед 6 и после 6?» Игроки выбирают нужную карточку и показывают ее педагогу, называет цифру, берет пропущенное число на и закрывает пустое окошко. Использует слова: между, справа, слева, перед, после, за. Задание можно сделать более интересным внеся элемент соревнования. Кто быстрее покажет или назовет недостающее число? Также можно использовать палочки Кюизенера.
В домике живёт столько жильцов, сколько указано на крыше. Например, в домике живёт 6 жильцов. В одной квартире уже поселилось 5 жильцов. Сколько человек будет жить в другой квартире(1). «Заселяем домики» В этом домике живёт число 6. Сколько надо прибавить к 5, чтобы получилось 6. И т. д. Надо заполнить пустые окошки. Объяснить, почему именно эти числа нужно положить в окошки, а не какие- то другие. С помощью данной игры у детей развиваются умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети учатся анализировать, обобщать.
В центре лежит солнышко, у него 6 лучей(лучики можно добавлять).На каждом лучике лежат «домики» с составом числа от 2 до 7.Вокруг солнышка лежат рыбки. На каждой рыбки примеры на сложение до 7. Солнышко пригласило рыбок в гости на Солнечную планету. Ну вот беда, рыбки не знают на каком лучики им поселиться, давайте поможем рыбкам. Дети по очереди выходят, берут рыбку, прочитывают пример (например, первое слагаемое 2 второе слагаемое 3,а их сумма 5.Рыбка заселится на лучик№5) и кладут на нужный лучик. Также можно поиграть в игру малой подвижности. Дети делятся на 6 команд(по количеству лучей),и каждая команда заселяет рыбок на свой лучик. Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием.
«Числовой ряд» Педагог кладет на стол 3 луча(можно больше, в зависимости от сложности) и дает задание «На первый лучик положи 10 картинок, на второй лучик на 3 меньше(7),а на третий лучик на 5 меньше, чем на первом и на 2 меньше ,чем на втором». Задания меняются в зависимости от возможностей дошкольника. Педагог сам выкладывает на первый лучик 10 картинок, на второй 7,а на третий 9 и спрашивает «Сколько картинок на первом .сколько на втором, сколько на третьем. На каком луче больше на каком меньше? На сколько больше картинок на первом луче, чем на втором, чем на третьем? На сколько на втором луче меньше ,чем на первом и третьем? и т.д. Что надо сделать, чтобы стало поровну?
«Ориентация в пространстве» Из лучей сделать квадрат. Игру можно проводить индивидуально, можно с группой. Дети берут картинку и кладут ее на нужное место по заданию педагога «Положи дерево на первый луч, слева; поставь лавочку возле дерева; посади птицу на дерево; поставь дом на второй луч, посередине и т.д.».
«Деление целого на части» На стол положить круг от солнца.Дать задание «-Сложи круг 1 раз пополам. - Что ты сделал? - Что получилось? - Что больше целый круг или одна из 2 равных частей? - Что меньше? Одна равная часть или целый круг? - А теперь нам нужно 2 равные части круга ещё раз сложить пополам. - Сколько раз сложил круг пополам ? - Сколько получилось частей? - Равны ли эти части? - Что больше одна из четырех частей целого или целый круг? - Что меньше? - Сколько получилось частей, когда мы сложили круг 1 раз пополам? - Сколько получилось частей, когда мы дважды сложили круг пополам?
«Веселые лучики» В конце приключения послушайте сказку от Незнайки- «Три медведя». «Герои сказки пошли в лес. По дороге перед ними была река. Чтобы помочь героям, надо сделать из лучиков дорожку для каждого героя.Для Михайло Иваныча-широкую, Настасьи Петровны-по уже, а для Мишутки-совсем узкую. По дороге они устали и решили отдохнуть на пенечках. Сделай для Михайло Иваныча-высокий пенек, Настасьи Петровны-по ниже, а для Мишутки-совсем низкий. Пришли герои домой и легли спать Михайло Иваныч - на толстую перину, Настасья Петровна-по - тоньше, а Мишутка-совсем тонкую перину. Постели для каждого нужную Перину. Каждый раз сюжет сказки и задания можно менять. С Веселым Солнышком дети всегда выполняют задания с большим интересом!!!
Потамошнева Наталья Алексеевна