Публикация «Вопросы развития специальности и пути выхода из них»
Являясь преподавателем СПО на специальности 54.02.01 «Дизайн» невольно начинаешь задумываться, а как же будущим специалистам – дизайнерам реализовать себя по специальности, когда учебная программа, материально – техническая база и возможности обмена опытом не успевает за временем. Возможно в центральных или областных городах ситуация выглядит чуть интереснее и перспективнее на специальностях, но не всем там учиться. И не только там выпускают дизайнеров.
Проблема в моем случае есть и пути выхода из нее ищутся постоянно. Педагог – это тот специалист, который закладывает основы в будущего профессионала. И чем качественнее и тверже будет эта основа, тем стабильнее и быстрее будет развиваться наша создаваемая рабочая среда. Сегодня в провинциальных учебных заведениях по специальности 54.02.01 выделяются основные проблемные моменты. Это:
- Востребованность специальности среди молодежи
- Возможность развития материальной базы специальности
- Психологическая подготовленность к специальности
- Способы развития творчества в обучающихся специальности и т.д.
Для всех выше перечисленных пунктов решения есть. Но даже при их решении возникают новые задачи и проблемы, которые необходимо тоже своевременно решать не размышляя.
Итак, если рассматривать проблему востребованности специальности среди молодежи, то можно сказать, что погоня за модным и красивым словом «дизайнер» весьма успешна. Вся креативная молодежь, или считающая себя таковой, стремится отдать предпочтение ему. Есть регулярный конкурс для абитуриентов в учебном заведении. Это качественно! Но в погоне за красивым словом, в большинстве случаев, отсутствует понимание самой сути профессии и психологической готовности к ней. Возможно это не является проблемой только абитуриентов. Возможно – это проблема всего общества. На «красивое слово» возложено столько функций и обязанностей, людьми, с разными пониманиями этой идеологии, что иногда и сами специалисты удивляясь осознают, о возможном верном направлении мыслей населения. И они в праве приписывать не запланированное именно «дизайнеру». Ведь инструкции на профессию у всех разные. А иных специалистов для решения проблемы нет. А теперь возникает вопрос: как бороться с это проблемой? НИКАК! Профессия «дизайнер» задает тенденцию развития общества в эстетическом аспекте. Если идет вперед дизайн, то развивается и общество. Возможно даже и хорошо, что на нас так много надеются и рассчитывают. Дизайнер является в данном случае уже и эстетом, и художником, и конструктором, и психологом, и менеджером, и другом, и родителем, и частичным профессионалом каждой профессии и направления работы. Из этого следует вывод, что ограничивать данную профессию по набору функционала не следует и все идет так, как должно быть. Время задало появление профессии, а общество задает развитие функционала профессии.
После того, как абитуриенты, с навязанным обществом мнением о профессии, приходят в учебное заведение и начинается, не посредственно, сам образовательный процесс, появляется следующий момент: а как же учиться специальности, если для обучения новому и современному – не достаточно развита материальная база. К материальной базе относятся: образцы материалов (ЛДСП, образцы осветительных приборов и мебельной фурнитуры, отделочных материалов, каталоги, аудио и видеоматериалы и т.д.). Решение данной проблемы ложится строго на преподавателя – предметника. Его заинтересованность в развитии МТБ зависит от наполняемости и информативности предмета. В нашем случае проблема решается следующим образом:
1. В учебной программе запланированы часы на посещение выставок отделочных материалов как в пределах, так и за пределами города. На этих выставках многие производители, которые презентуют свою продукцию охотно делятся образцами или каталогами для совместного сотрудничества.
2. Экскурсии на предприятия. Это еще одно направление мероприятий, которое запланировано в рамках дисциплин. С экскурсий часто работодатели тоже нас отпускают с образцами материалов.
3. Некоторые организации, занимающиеся фурнитурой для мебели в своем ассортименте, имеют ряд образцов, которые продают. Конечно придется чуть – чуть потратиться, но это мера разовая, которая даст возможность работать обучающимся на занятиях уже с реальным инструментом и в реальных условиях.
На самом деле вопросов о проблеме обучения на специальности много и все их не охватить сразу: это и проблемы повышения квалификации преподавателей в узконаправленном профиле; это и вопрос о подходе к обучению и разности поколений; об отсутствии узкоспециализированной литературы и многое – многое другое.
Но нужно сказать, что сколько проблем не было – все их нужно решать одновременно. Ни одна из них не может терпеть, если уже возникла.
Куликова Ирина Геннадьевна