Внеклассное мероприятие «Воспитание дружбы и товарищества через содержание русской народной сказки "Репка"»
Аннотация
Методическая разработка представляет собой описание и сценарий воспитательного мероприятия для проведения в классах, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Мероприятие направлено на развитие представлений о дружбе, добре, взаимопомощи через содержание русской народной сказки «Репка». Сценарий предполагает участие родителей. При реализации мероприятия используются современные образовательные технологии, разговор с умной колонкой «Маруся»., применение коммуникаторов и пиктограмм для обратной связи. Методической разработкой могут воспользоваться педагоги, которые работают в классах «Особый ребенок». Содержание и планируемые результаты соответствуют ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.Пояснительная записка Тематическое направление Духовно- нравственное воспитание
Тема воспитательного мероприятия: «Воспитание дружбы и товарищества через содержание сказки «Репка»
Актуальность (обоснование выбора)Проблема нравственного воспитания детей в настоящее время актуальна. Сейчас можно наблюдать детскую жестокость, грубость среди школьников, все чаще дети предоставлены сами себе, находятся в плену телевизора и компьютера, получают искаженные представления о таких нравственных качествах, как дружба и взаимопомощь. В семьях редко берут книги в руки, чтобы почитать с ребенком и поговорить о прочитанном. Тема актуальна еще и тем, что дети с нарушением интеллекта часто живут в неблагополучных семьях, где отсутствует воспитание и формирование доброты, дружбы взаимопомощи, поэтому им трудно выполнять правила поведения в обществе, школе, они подвержены влиянию, поэтому часто
попадают в нестандартные ситуации, им труднее осваивать социальные
ситуации. Воспитательное мероприятие по данной теме при помощи героев сказки формирует представления о дружбе, коллективе, помогает социализации детей, учит дружить, в первую очередь с одноклассниками, способствует развитию коммуникативных навыков, это хорошая профилактика правонарушений. Данное мероприятие способствует формированию читательской грамотности, прививает любовь к книгам.
ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями нацеливает на воспитание нравственных качеств личности ребенка, поэтому проведение мероприятия по данной теме, позволит дать представления о таких нравственных качествах, как «дружба» «друг» «помощь», Актуальность данной темы не вызывает сомнения.
Целевая аудиторияВоспитательное мероприятие ориентировано на обучающихся класса
«Особый ребенок» (интеллектуальные нарушения, ТМНР) и составлено с учетом возможностей детей, возраст 10-11 лет.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителяВоспитание нравственных качеств детей с ОВЗ проходит через все виды деятельности и занимает особое место в системе работы классного руководителя. Данное мероприятие направлено на формирование представлений о дружбе, семье, взаимопомощи, помогает детям понять, каким должен быть настоящий друг. Это мероприятие входит в цикл бесед по нравственному воспитанию и является частью плана воспитательной работы.
Цель: Создание условий для формирования представлений о семье дружбе и взаимопомощи через содержание сказки «Репка».
Задачи:-Формировать у детей представления о «дружбе», «взаимопомощи»,
«семье».
-Прививать любовь к русским народным сказкам, к чтению.
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе (команде). Воспитывать чувство дружбы, товарищества.
Планируемые результатыФормирование начальных представлений о нравственных качествах
Положительная динамика показателей уровня воспитанности и развития обучающихся.
Овладение социальным и нравственным опытом, представленным в сказке.
Развитие коммуникативных умений: умение работать в группе, участвовать в разговоре вербально и невербально , слушать и слышать собеседника
Развитие читательской грамотности
Самым доступным источником информации для детей с ОВЗ являются сказки, это одна из современных форм работы с детьми по привитию любви к народному творчеству и формированию качеств личности. Формирование понятие «дружба» через знакомую сказку «Репка» помогает детям глубже понять смысл слов «дружба», «друг», «взаимопомощь» Русская народная сказка, как правило, вызывает отклик, эмоции у детской аудитории, особенно у детей с нарушением интеллекта, что усиливает воспитательное влияние. Данные форма интересна детям с интеллектуальными нарушениями, потому что сказка понятна и известна ребятам. Мероприятие проводится с элементами игры, включена самостоятельная деятельность детей, инсценировка сказки, включение работы с умной колонкой «Маруся» помогает повысить мотивацию и заинтересованность детей.
Педагогические технологии, методы приемы, используемые для достижения планируемых результатовПри проведении мероприятия были использованы следующие технологии:
Здоровьесберегающие технологии (на протяжении всего мероприятия): смена видов деятельности, ИКТ технологии: работа с колонкой «Маруся», прослушивание аудиозаписи сказки, песен о дружбе, использование озвучки при инсценировании сказки
Игровая технология
Включение проблемных заданий
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия Кадровые: классный руководитель, родители.
Методические: Конспект воспитательного мероприятия, в котором определены цель, задачи, форма проведения и применяемые технологии. Материально-технические: костюмы для инсценировки, сделанные родителями, ноутбук с выходом в интернет, коммуникаторы, колонка
«Маруся», аудиозапись песни «Дружба крепкая» «Улыбка», воздушные шары.
Информационные: задания для детей, напечатанные слова «дружба, семья, труд, друг», пиктограммы: «да», «нет», «спасибо», «привет», «пока», «семья»
«дружба», фигурки героев, игра-пазл «сердце», фото детей класса.
Описание подготовки воспитательного мероприятия
Одним из важных воспитательных моментов данного мероприятия является этап подготовки.
Цель этапа: заинтересовать и включить родителей в совместный процесс
подготовки, в процессе общения происходит сближение членов семьи. Родителям было дано задание вместе с детьми прочитать сказку «Репка», посмотреть мультфильм, познакомиться с героями и выбрать одного для инсценировки в классе, с родителями был проведен инструктаж (чтобы не было одинаковых ролей), сделать маски, костюмы героев.
Этапы проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируем ый результат |
Мотивационный | -Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами собрались на необычное мероприятие. Приложение 1 -А начнем мы его с прослушивания песни (включаю аудиозапись песни «Дружба крепкая» 1 куплет и припев ) Приложение 2 -Это песня о дружбе, значит мы будем говорить о дружбе. | Здороваются вербально и невербально, жестами. Слушают учителя Слушают песню определяют тему | Положительный настрой на общение |
Определение темы мероприятия, постановка задач | -Сегодня мы с вами поговорим об очень важных человеческих качествах: дружбе и | Безречевые дети работают с коммуникатором. и с помощью | Развитие коммуникативн ых навыков |
Этап актуализации знаний. | взаимопомощи. -Ведь именно эти качества помогают людям обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком. (учитель открывает тему на доске и все вместе читают слово «Дружба» (Приложение 3) -Работать мы будем не одни, к нам пришли наши друзья. Но они спрятались в коробочках, откройте и посмотрите кто там. (открывают коробочки, в которых лежат тактильные фигурки героев сказки «Репка»). (Приложение 4) -Потрогайте их, рассмотрите -Ребята, а кто знает, из какой они сказки? | учителя выводят тему. Открывают коробочки и достают героев, рассматривают, называют(показыв ают картинку, используют коммуникатор) выходят к доске и прикрепляют на магнитную доску, называют сказку | Актуализация знаний детей, развитие умения слушать учителя Привитие любви к сказкам |
Основная часть | Молодцы ! -Это русская народная сказка «Репка». Ее придумал русский народ. -Дома, вы с родителями читали эту сказку, смотрели мультфильм. (показываю книгу) -Давайте, еще раз послушаем сказку, а вы можете рассматривать иллюстрации в книге. (включаю запись сказки). Приложение 5 - А теперь мы расположим героев сказки по порядку. Ребята что посадил дед? (показываю настоящую репу) Кто помогал ему вытаскивать репку? Кого позвала бабка? и т.д до мышки -Почему они смогли ее вытащить? | Дети рассматривают книги по желанию, слушают аудиозапись сказки Отвечают вербально и невербально (пиктограммы, | Формирование умения слушать других Воспитание |
| - А если бы они не пришли, что могло случиться? -Правильно, урожай мог погибнуть, а это труд, который надо беречь -вместе они смогли вытянуть репку, потому что помогали друг другу. -Можно ли их назвать друзьями? -А что же такое дружба? (выслушиваю ответы детей) -Ребята, у нас есть наш друг, который в трудную минуту нам помогает, узнали? Это колонка «Маруся», которая знает все. (Приложение 6) -Давайте спросим у нее, что такое дружба (задаю вопрос «Марусе»: Что такое дружба? | картинки) Дети отвечают на вопросы, дети отвечают, безречевые дети показывают картинки | уважения к труду людей Формирование представления о дружбе |
| Обсуждение понятия «дружба» Давайте сделаем вывод Дружба – это когда люди вместе, помогают друг другу, как в сказке. Один дед не смог бы вытащить такую огромную репку. Так и в жизни, надо уметь дружить и помогать своим друзьям А у вас есть друзья? Покажите на фотографии -Здорово, когда есть друзья. -Наше занятие мы начали с песни, в которой есть такие слова: «Друг всегда меня сможет выручить, если что - нибудь приключится вдруг» Как вы понимаете эти слова? -Кто в сказке «Репка» | Слушают ответы умной колонки «Маруся» дети рассказывают с помощью учителя о своих друзьях, безречевые дети показывают на фотографии и называют с помощью коммуникатора | |
Инсценировка сказки | оказался рядом с дедом в трудную минуту?- Можно назвать их друзьями? -Да, они друзья, да еще и одна семья. -Чтобы с тобой дружили, ты тоже должен уметь прийти на помощь, помочь человеку, как в песне «Нужным быть кому- то в трудную минуту. - Наш класс тоже очень дружный, давайте докажем это. - Попробуем показать сказку своими силами. (Л.А) ты сможешь одна показать сказку? -Конечно, нет -Что же делать? -Позови своих друзей- одноклассников, они тебе помогут. Сказка научила нас главному правилу | Участвуют в инсценировке сказки, каждый в своем костюме героя | Коммуникативн ые навыки: умение работать в группе Воспитание нравственных качеств «дружбы», взаимопомощи |
Этап применения знаний Вопрос-ответ Подведение итогов | дружбы: если друг зовет на помощь, надо идти. -Проверим правильно ли вы понимаете значение слова «дружба» Учитель задает вопрос, а дети поднимают карточки «да» или «нет» Друг всегда тебе поможет Друг это тот, кто тебя обижает? Другу можно рассказать обо всем? Мама, папа - это твои друзья? Если друг заболел, ты придешь ему на помощь? Приложение 7 Молодцы, справились с заданием. Ребята, давайте вспомним, какая у нас была тема? | Дети поднимают пиктограммы «Да Нет» или отвечают вербально | Развитие речи |
Рефлексия | Что же такое дружба? - Прошу выйти ко мне Н,И (предлагаю ему начать собирать большой пазл сердца, (он начинает, потом приглашает помочь следующего, итак, пока не выйдет весь класс) Приложение 8 Здорово, посмотрите какое сердце у нас получилось, мы собрали его все вместе. -Это сердце «Дружбы» нашего класса. -Друзья, встанем в круг и будем передавать его друг другу с улыбкой на лице. Ведь дружба начинается с улыбки. (Включаю запись песни «Улыбка» Приложение 9 Дети передают сердце по кругу, даря улыбку) (учитель тоже в кругу, помогает детям) | Собирают пазл «сердце» все вместе | Коммуникативн ые навыки: помощь другу, работа в группе |
| -Это сердце будет висеть в классном уголке, когда вам будет нужна помощь, подойдите к сердцу, мы поймем, что нужна помощь, и все вместе справимся, как и положено друзьям! -Какое у вас сейчас настроение? Если вам понравилось на занятии, возьмите зеленый шарик, если нет, то красный. С этими шариками вы пойдете домой. Давайте попрощаемся, скажем спасибо нашим сказочным героям. Спасибо вам за участие. Вы все были молодцы! Приложение 10 | Дети прощаются, говорят «спасибо» (вербально и невербально | |
Данное мероприятие несет большой воспитательный и обучающий потенциал, поэтому может быть основой для разработок занятий по духовно- нравственному направлению, сказки могут быть другие, направленные на воспитание нравственных ценностей, содержание разработки можно адаптировать для детей с разными интеллектуальными возможностями, вносить свои коррективы.
Приложение 1 Пиктограмма «привет»
2