Доклад «Нравственное воспитание обучающихся через уроки и внеклассные мероприятия»
Нравственное развитие личности – одна из главных задач современной школы и каждого учителя, независимо от того, какой предмет он преподает.
Огромные возможности в этом отношении литературы определяются ее спецификой, особым характером ее воздействия на читателя, ее принадлежностью к искусству. Программа литературного образования ориентирует нас на то, чтобы мы, анализируя литературное произведение, помогали детям проникать в нравственный мир героев, помогали продумывать, переживать, перерабатывать нравственные и моральные истины. Внимание детей привлекают нравственные идеалы писателя, усвоенные и эмоционально пережитые на уроке. Если думать о воспитательной роли литературы, то важно показывать учащимся, как рождается подвиг, каковы истоки мужества, что дает человеку подняться до высот героизма. Учитель так должен строить урок, чтобы учащиеся не только познакомились с героями, поняли мотивы их поступков, но и осознали, какую роль в жизни играет правильный, нравственный выбор. Например, рассказы Ю.Яковлева «Рыцарь Вася» и А.Алексина «Подумаешь, птицы!» о внутренней, душевной красоте человека, его благородстве и бескорыстии, о том, как слово или душевная черствость могут обидеть, ранить человека. Работая с текстом, дети обнаруживают, что привычные слова имеют интересные и неожиданные для них значения, что слово может точно показать особенность характера человека, повлиять на отношение друг к другу. Однако ни одно даже самое высокохудожественное произведение не превращает моментально плохого человека в хорошего. Человек, общаясь с искусством, развивается, обогащается нравственно и эстетически, воспитывается как личность. Дело воспитания требует постоянной, кропотливой и трудной работы.
Глубоко воздействует на духовный мир школьников сказка-быль М.Пришвина «Кладовая солнца». Дети видят значение дружбы и труда в жизни людей, красоту и сложность общения с природой. Нравственные уроки этого произведения учат деятельному добру, бескорыстной дружбе, воспитывают патриотические чувства.
Подростковый возраст – время быстро меняющихся оценок, суждений, увлечений. И если в младших классах школьники восхищаются героями, совершающими подвиги, то в старших классах трудно активизировать деятельность детей во время анализа произведения. Важную роль , на мой взгляд, в формировании социально активной личности играют уроки внеклассного чтения. Уроки по военной теме, как правило, с интересом воспринимаются учащимися. При планировании таких уроков необходимо предусмотреть разнообразие проблем, выделить основные для обсуждения на уроке ( героический характер, природа подвига, война и дети, память о войне, преемственность поколений), проводить беседы, диспуты, семинары, лекции, читательские конференции. Важно заинтересовать учащихся событиями и героями, личностью автора, его нравственно-эстетической позицией, вызвать эмоциональную реакцию, которая усиливает нравственное воздействие художественной литературы на читателя-школьника. Все с интересом читают «А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Знак беды» В.Быкова, «Живи и помни» В.Распутина. Учитель должен донести до каждого авторскую мысль о долге, ответственности человека перед Родиной.
«Учат слова, но увлекают примеры», - говорит латинская пословица. Анализируя с подростками нравственный выбор героя, мы имеем возможность показать им, как во внутренней борьбе, делая усилие между «хочу» и «надо», человек творит себя как личность.
Наблюдая за речью школьников, нетрудно заметить, что она у многих бедна и невыразительна, потому что они мало читают, не всегда могут выразить свои мысли, а больше времени проводят у компьютера или со смартфоном, планшетом. Поэтому нам, учителям-словесникам, предстоит очень трудная задача. Необходимо развивать устную и письменную речь учащихся, ведь не случайно предлагают ввести устную часть на экзамен по русскому языку в 9 классе.
Школьные годы, как утверждают психологи, самый плодотворный период в развитии нравственных чувств человека. Поэтому всегда, на уроках и внеклассных мероприятиях, надо воспитывать любовь к добру и неприятие зла.