Воспитание гражданина духовно-нравственный потенциал проекта «Правнуки Победы»

0
0
Материал опубликован 26 January 2018

29.08.2017

Выступление на августовской конференции.

Гошева Татьяна Николаевна

Воспитание гражданина: духовно-нравственный потенциал проекта «Правнуки Победы»

                                   «Мудрая» власть коллектива помогает

                                          личности преодолеть черты эгоизма,

равнодушия, занять гражданскую позицию,

включиться в созидательную, гуманистически

направленную деятельность на благо других   людей.

 (Сухомлинский В. А.).

Я целенаправленно придерживаюсь в управлении процессом развития личности системы Василия Александровича Сухомлинского, по которой организую воспитательную работу: «Принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми положительными и отрицательными качествами и создание каждому ситуации успеха».

«Мудрая» власть коллектива помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей». (Сухомлинский В. А.).

Актуальность данной темы находит своё подтверждение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и обусловлена острой необходимостью преодоления последствий гуманитарного кризиса, выразившегося в существенном снижении воспитательного потенциала российского социума, в росте негативных явлений в детском и подростковом возрасте, ценностной дезориентации подрастающих поколений, данная тенденция обостряет проблему роста социально-нравственных отклонений в детской и подростковой среде.

Осознание проблемы: необходимости возрождения духовно — нравственного развития личности каждого ученика в образовательном процессе, определило цель воспитательной работы, которая состоит в формировании социально, духовно и морально зрелой творческой личности. Для реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:

1) формирование мотивации учения;

2) моральное развитие личности;

3) формирование патриотизма и гражданственности;

4) формирование трудовых и жизненных навыков;

5) формирование осознания своей общности с коллективом, духа товарищества;

6) формирование здорового образа жизни и развитие экологической ответственности;

7) формирование у выпускника профилирующего направления собственной деятельности.

Я представляю вашему вниманию проект «Правнуки Победы», над которым работал 5-В класс в этом году. Проект духовно-нравственного воспитания и развития подростков «Правнуки Победы» направлен на воспитание в каждом школьнике гражданина и патриота, на раскрытие его способностей и талантов.

Актуальность проекта определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данного проекта.

Формирование патриотического сознания россиян должно стать той цементирующей силой, с помощью которой достигается единство общества, сплочение народа, обеспечение национальной безопасности. Сегодня истинная патриотическая обязанность всех: желать, чтобы наше Отечество было не только материально, но главное – нравственно и духовно сильным. Реализация Проекта духовно-нравственного воспитания молодежи «Правнуки Победы»- путь в этом направлении. Дело в том, что уходят ветераны, скоро некому будет рассказать нам о Великой Отечественной войне. Надо торопиться и ЗАПИСАТЬ всё, что ещё помнят, поговорить с теми, кто помнит и сам был участником тех страшных военных лет. Мои ребятишки вместе с родителями и занялись этой летописью.

 С радостью и энтузиазмом откликнулся и детский, и родительский коллектив 5-В класса на предложение рассказать о своих прабабушках и прадедушках. Рассказать о тех, кто воевал и восстанавливал нашу область, о тех детях войны, которые прошли через концентрационные лагеря и страшный голод войны. Это дань памяти и уважения всем, кто ковал Победу на фронтах и в тылу. Это наша благодарность всем, кто дожил до сегодняшнего дня, и тем, кто так и не увидел своих внуков.

ФОРМЫ: Индивидуальная, групповая, коллективная

 ТЕХНОЛОГИЯ: Поисковая работа (установление исторических судеб и увековечение памяти погибших защитников Родины в годы Великой Отечественной войны, установление участников значимых событий в истории края, региона, самого события, его содержания, сбор документов, воспоминаний, личных вещей и т.п.)

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Приём создания микрогрупп. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения.

Проведение сбора данных, анализ полученных данных; оформление конечных результатов. Детская импровизация (статья) – высшее достижение данного проекта. Благодаря редактору газеты «Хроники Амбера» Дедерер Е.В. наш проект «увидел свет». Читатели газеты ждали каждый номер с нашими статьями и фотографиями. Масштаб проекта: 16 семей 5-В класса, читатели газеты «Хроники Амбера», статьи печатались с 1.04 по 30.05. 2017г (Газеты отправлялись родственникам в Сибирь, Москву на Дальний Восток.)

Проект не носит одноразовую акцию. Ребята собирали материал о своих родственниках, с восторгом рассказывали о них на классных часах. Ученики с интересом слушали воспоминания своих бабушек и дедушек с приставками ПРА-. У детей горели газа, когда они приносили в школу их фотографии и награды. Каждый чувствовал свою причастность к этому удивительному празднику.

Бабушка Ани Конюховой, рассказывая ей о своём тяжёлом детстве, погладила её по голове и сказала: «Жизнь продолжается без бомбёжек, без расстрелов, без крови, без ужасов войны. Цените всё это, молодёжь! Мы отстрадали, отбоялись за вас, чтобы вы жили счастливо. Не забывайте об этом никогда! И людей, которые прошли сквозь горнило войны помните!»

И ребята ПОМНЯТ. 4 мая на классном часе Гошев С.А., член Союза писателей России, рассказал ребятам об А. Маресьева, сама жизнь которого есть подвиг. А после классного часа мы пришли к мемориалу «Танк», чтобы положить цветы как знак благодарности за МИРНОЕ небо, за цветущий МАЙ, за ПОБЕДУ, которую нам подарили наши ПРАПРАБАБУШКИ И ПРАПРАДУДУШКИ.

Таким образом, педагогическая идея заключается в том, что коллективно-творческая деятельность — это необходимое условие для нравственного и духовного развития ребёнка, основа полноценной содержательной жизни коллектива, где «мудрая» власть коллектива помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей (Сухомлинский В. А.).

Именно поэтому, мои ученики, много времени проводят вместе после уроков, планируя и организуя вместе со мной совместные общественно-значимые акции, походы, экскурсии, вечера, выставки.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.