Проект «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ «Детский сад № 252»
Проект
« Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Тип проекта: игровой
Временные рамки: сентябрь-май 2018/2019 учебного года
Автор проекта: Волчек В.В.
Тема:
« Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка:
Известно, что у каждого дошкольника появляется потребность в деятельности. Это является предпосылкой для воспитания личности, для формирования у него высоконравственных качеств. Все виды деятельности, в которые вступает ребенок (бытовая, игровая, познавательная, исследовательская, трудовая, коммуникативная, выполняют важную функцию в формировании личности.
Согласно Федеральному закону об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, трудовых, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Основой для разработки проекта по теме « Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста» стали:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
2. Государственной программы алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» на 2014 - 2020 годы от 20 декабря 2013 г. N 670
Цель проекта:
– содействовать трудовому воспитанию детей младшего дошкольного возраста через игровые моменты в трудовой деятельности.
Задачи проекта:
- содействовать становлению игры как самостоятельного творческого вида детской деятельности;
- содействовать развитию в игре и трудовой деятельности позитивной «Я-концепции» ребенка, самооценке исполненной роли, чувства гордости; овладению моральными нормами, гуманными качествами; способностью к сопереживанию, эмпатии, воли, необходимых для удовлетворения потребности каждого в признании и самоутверждении;
- содействовать развитию в игре познавательных процессов (сенсорика, память, внимание, мышление, воображение — основы творчества);
- содействовать развитию дружеских взаимоотношений между воспитанниками, бережного отношения к предметам на которые направлен результат трудовой деятельности;
- овладению представлениями о взрослой трудовой деятельности (родителей и няни), направленной на заботу о нем самом, а также о форме выражения заботливого и избирательного отношения к живому (улыбается, нежно обнимает, поглаживает, баюкает и т.д.);
- содействовать социализации детей в ходе коллективной деятельности.
Методологической основой данного проекта является примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой.
В работе по технологии Программы Натальи Михайловны Крыловой “Детский сад – Дом радости» привлекает, что ее автором создан целостный, непрерывный, личностно-ориентированный педагогический процесс воспитания дошкольников, представляется большая возможность для самосовершенствования и обогащения детского коллектива через разные виды деятельности, реализации субъект - субъектных отношений в системе “воспитатель-ребенок”.
Большое значение придается трудовому воспитанию, привлечению детей к самостоятельному посильному труду, наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, формированию у ребенка нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Труд понимается как целенаправленная деятельность человека по преобразованию предмета труда с помощью средств труда и трудовых действий в результат, удовлетворяющий какие - либо потребности человека.
Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Воспитатель учит детей выполнять трудовой процесс в определенной последовательности, проявляя при этом свои умения, ловкость, сноровку, деловитость, организованность, учит соотносить результат с поставленной целью. Результат появится только тогда, когда мы не пропустим ни один компонент трудовой деятельности.
Методика руководства трудом включает такие средства и приемы мотивации, которые вызывают у ребенка желание охотно принимать поставленную цель и достигать ее, позволяют ребенку испытывать радость от самостоятельного процесса труда. (“Я сам сделал”).
Чаще всего используется прием Тома Сойера (вспомните, как он красил забор, как он показывал, что от этой работы получает огромное удовольствие, что всем его друзьям тоже захотелось покрасить забор). Воспитатель моет чашку, игрушку, стул с таким неподдельным удовольствием, что ребенок, глядя на него, говорит: “Я тоже так хочу научиться”.
Уже со второй младшей группы дети приучаются к тому, что необходимо прогнозировать результат своего труда. Для этого используется модель выполнения любой работы – рука, где:
1. мизинец – цель, т. е., что я задумал сделать (например, сделать руки чистыми);
2. безымянный палец – предмет труда (из чего хотим сделать, т. е., исходное состояние - сейчас руки грязные);
3. средний палец - средства труда (какие инструменты нам нужны, чтобы это сделать, в данном случае мыло, вода, полотенце);
4. указательный палец – действия (порядок действий, в данном случае сначала намылим руки, затем разотрем каждый пальчик, сделаем «манжеты», смоем мыло водой и т. д.);
5. большой палец – результат (какой мы получим результат от проделанной работы, в данном случае руки стали чистые, сухие; в качестве доказательства чистое, но мокрое полотенце).
Во время умывания используются потешки, пальчиковые игры: “Моем, моем дедушку, моем, моем бабушку…”, “Водичка, водичка…”, “Ладушки, ладушки, испекла нам бабушка сладкие оладушки…”, т. е. дети постоянно разговаривают, общаются.
Чтобы у детей сохранялся интерес к выполнению любой работы, даже которую мы делаем ежедневно и по несколько раз в день (мытье рук, уборка игрушек, используются и создаются всевозможные проблемные ситуации: нет воды в кране; нет мыла; взяли чашечки под клей, а они в краске; пришли на занятие, а стулья грязные; не на что сесть и т. п. Дети ищут выход из создавшейся ситуации и самостоятельно его находят. В помещениях младшей и средней групп постоянно присутствует игрушка - мишка, который ничего не умеет, ничего не знает; у него часто возникают трудности, а дети с большим удовольствием помогают ему, объясняют, учат, показывают свои умения.
В группах, работающих по технологии Программы «Детский сад - Дом радости», осваивается алгоритм одевания и раздевания, соблюдения порядка в шкафу. Все это делается для того, чтобы ребенок как можно быстрее и лучше выполнял поставленную перед ним задачу (“Я сам быстро оделся потому, что знаю, где находятся мои вещи, мне было удобно одеваться”).
Проверка и оценка результатов проекта осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей и анализа продукта детской деятельности.
Предполагаемые результаты освоения проекта:
Дети со второй младшей группы приучаются самостоятельно убирать в определенном порядке посуду после приема пищи, и практически не бывает случаев, чтобы они разбивали посуду.
Здесь тоже существуют определенные правила:
- бокал держим правой рукой за ручку,
- под донышко подставляем ладошку,
- тарелку несем двумя руками,
- носим только по одному предмету.
Системность работы в данном направлении обеспечивает высокую степень результативности. У детей формируются прочные знания и умения в одевании и умывании; сохранении порядка в группе, приемной, спальне; они могут самостоятельно подготовить все необходимое к любому занятию; правильно организовать и убрать рабочее место; самостоятельно мыть кукольную посуду, игрушки, стулья; стирать салфетки, кукольную одежду; поливать растения и протирать крупные листья тряпочкой. К концу года можно говорить, что у каждого ребенка сформированы устойчивые трудовые навыки.
Навык – это умение созданное привычкой; деятельность, доведенная до автоматизма. Дети не сядут за стол, не помыв руки и отметят недостающие предметы в сервировке стола; не оставят разбросанными игрушки после игры; не выйдут из раздевалки, пока в своем шкафчике не будет наведен полный порядок.
Чтобы узнать, как дети продвигаются в своих умениях, три раза в год проводится диагностика умений самообслуживания. Мониторинг позволяет увидеть, какому ребенку нужно больше уделить внимания, чтобы он тоже достиг хороших результатов, создать ему ситуацию успеха.
В средней группе большое внимание уделяется дежурству, проявлению заботы о других. Все дети наблюдают за дежурством по столовой. Они одновременно учатся сами, отмечают те ошибки, которые сделал дежурный. Картинки-модели помогают детям запомнить последовательность в сервировке стола. Перед обучением сервировке стола проводится занятие по математике, наблюдение за трудом няни, сюжетно-ролевая игра в хозяина и т. д.
В конце дежурства дети указывают на ошибки дежурного, чтобы в следующий раз их не допустить, доброжелательно оценивают его действия.
На экране графика дежурств отмечается качество дежурства: красный кружок – хорошо позаботился; черный – сделал ошибки. Экран открыт для всех детей, чтобы все видели оценки друг друга, сравнивали, стремились получать только красные кружки. В старшей и подготовительной группах ребенок уже способен объективно оценивать свои успехи. Дежурство завершается самооценкой: «Я ставлю себе красный кружок, я хорошо позаботился, правильно накрыл, не сделал ни одной ошибки», или наоборот. Самооценка дежурного сравнивается с оценкой товарищей с помощью альбома для отражения оценок. Каждому ребенку в альбоме отведен отдельный лист. Учим детей деликатности (рассматриваем только свои оценки, а не чужие).
Трудовую деятельность детей старшего дошкольного возраста можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Разделение это условное, т. к. четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой помогает навести порядок (в спальне, дома).
Каждый вид труда имеет свои особенности, свою цель, свое содержание. Такое разделение труда дает возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей дошкольного возраста.
В старших группах, когда появляется коллективный труд, в качестве модели мы используем лесенку успеха, схему. Ускоряется процесс труда, повышается качество и увеличивается количество.
Начиная с раннего возраста, и до подготовительной группы, мы знакомим детей с трудом взрослых и прививаем у детей интерес к труду взрослых. Эта работа проходит через беседы, экскурсии, наблюдения, игры и т. д.
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. Мы, педагоги, учим детей трудиться и, конечно, воспитываем в процессе труда. Это два тесно переплетающихся способа педагогического воздействия на детей, которые не должны разрываться. Такая работа дает положительные результаты.
Краткое содержание проекта по трудовому воспитанию во второй младшей группе:
Месяц |
Тема |
Задачи, примерное содержание деятельности, методические приемы |
Взаимодействие с семьями детей |
Сентябрь |
«Развитие элементарных навыков самообслуживания» |
- учить ребенка правильно и качественно выполнять и соблюдать правила личной гигиены; -способствовать формированию элементарных навыков самообслуживания; - развивать доброжелательное отношение к себе и окружающему миру; Воспитатель учит детей самостоятельно наводить порядок в своих кабинках (складывая вещи колбаской), убирать свое рабочее и обеденное место унося предметы зажав в кулачек; - вызвать желание помочь няне; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу: - учить детей доводить дело до конца и получать задуманный результат; - - способствовать формированию навыков сотрудничества со взрослым; - учить выполнять поставленную задачу; - формировать желание позаботиться о ребятах и взрослых; - вызвать желание участвовать в субботнике; - способствовать формированию адекватной самооценки; |
-учить родителей приемам самообслуживания используемые в садике; - рассказать правила хранения вещей в кабинке; |
Октябрь |
«Мытье конструктора» |
Беседа с родителями о том в каких домашних делах помогает ребенок дома; |
|
Ноябрь |
«Мытье стульчиков» |
- консультация в приемной: «Помогаю маме»; - разговор о порядке умывания; |
|
Декабрь |
«Мытье конструктора» |
- понаблюдать за трудом мамы, посмотреть какие инструменты есть дома для уборки; |
|
Январь |
«Заботимся о игрушках» |
- взаимодействие с воспитателями ясельной группы, которые принесли грязные игрушки и просят привести их в порядок, чтобы малыши могли поиграть с ними; |
|
Февраль |
«Стираем салфетки» |
Рассмотреть дома инструменты и технику, которые помогают делать вещи чистыми (стиральные машины, посудомоечная машина, тазик, мыло, порошок и пр.); |
|
Март |
«Ухаживаем за комнатными растениями» (огород на подоконнике) |
-консультация в приемной «Как мы ухаживаем за домашними цветами»; - попросить принести по одной луковице для организации огорода на подоконнике; - вести наблюдение вместе с детьми и родителями; |
|
Апрель |
«Участие в субботнике» |
- организация родителей для уборки территории; - организация чаепития после уборки территории, похвала родителей и ребят за помощь; |
|
Май |
«Учимся дежурить» |
- организовывать дома совместную деятельность с родителями, помощь при накрывании на стол и забота о домашних; |
|
До проведения фронтального занятия проводится индивидуальная подготовка каждого ребенка с отметкой в тетради для проведения индивидуальных работ.
Мониторинг реализации проекта:
Система мониторинга направлена на изучение состояния достижения воспитанниками планируемых результатов проекта. Приоритетным методом мониторингового исследования будем считать метод включенного наблюдения.
Обозначим критерии, по которым будем определять результативность освоения рабочей программы:
- дети с уважением относятся к людям разных профессий, к труду взрослых, осознают себя неповторимой индивидуальностью, в какой бы форме организации ни были заняты;
- умеют выполнять самостоятельно и творчески принятую на себя роль (исполнитель поручения, дежурный, бригадир, участник бригады) в выполнении многих видов труда, которым обучились в предшествующих группах (по своей инициативе включаются в разные формы организации труда;
- не нуждаются в прямом контроле и опеке взрослого, умеют адекватно оценить полученный ими результат и критично оценить результат другого).
Методическое обеспечение:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Государственной программы алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» на 2014 - 2020 годы от 20 декабря 2013 г. N 670.
Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. ФГОС. - М.: ТЦ Сфера, 2015.-352с.