Воспитательная программа «Здоровая личность»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тамбовская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
«ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»
(5 – 9 класс)
Разработала:
Григоревская Татьяна Александровна,
педагог-организатор,
классный руководитель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи воспитания.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
личностная культура;
социальная культура;
семейная культура.
Личностная культура - это:
готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;
осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Социальная культура - это:
формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях;
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности, вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;
Семейная культура - это:
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших.
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Для учащихся класса (с 5-го по 9-й класс) разработана программа «Здоровая личность», целью которой является обеспечение планируемых результатов по достижению учащимися целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации.
Задачи программы:
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
формировать культуру интеллектуального самосовершенствования;
использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся;
воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи;
формирование у учащихся высокого патриотического сознания;
воспитание чувства верности к своему Отечеству;
предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности.
К числу планируемых результатов освоения данной программы отнесены личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, социализации, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ «ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ»
Цель программы – создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности воспитанников.
Программа реализуется по следующим направлениям:
1. «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ»
Задачи:
формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
формировать представление учащихся о здоровой, не склонной к «социальный» болезням личности человека.
Основные понятия: психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.
Виды деятельности классного руководителя:
сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
сотрудничество с родителями учащихся и учителями – предметниками;
организация внеклассных мероприятий, формирующих ценностное отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы внеклассной работы:
спортивные конкурсы;
встречи с родителями, выпускниками школы, активно занимающимися спортом;
тематические классные часы;
беседы, дискуссии;
дни здоровья;
встречи с медицинскими работниками.
2. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ»
Задачи:
определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
формировать культуру интеллектуального самосовершенствования.
Основные понятия: умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития, практический интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.
Виды деятельности классного руководителя:
изучение результативности учебной деятельности учащихся класса для организации коррекционной работы;
сотрудничество с учителями предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
Формы внеклассной работы:
конкурсы по развитию внимания;
интеллектуальные игры.
«ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ И ТРУДОВОЕ»
Задачи:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
прививать любовь и уважение к труду.
Основные понятия: получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
Формы внеклассной работы:
комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
консультации по выбору профиля обучения;
анкетирование;
организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
организация дежурства по классу и этажу;
проведение генеральных уборок в классе;
трудовой десант по уборке школьного двора;
субботники.
«НРАВСТВЕННОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ»
Задачи:
формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
формировать у учащихся ценностное отношение к человеческой жизни.
Основные понятия: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, самореализация, жизненные ценности и правила, нравственный опыт.
Виды деятельности классного руководителя:
развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
ознакомление учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;
формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы внеклассной работы:
тематические классные часы;
экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами села, области;
дискуссии по нравственной тематике;
организация цикла нравственных бесед;
праздничные поздравления педагогам, конкурсы.
«ДОСУГ»
Задачи:
использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся;
изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;
демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся.
Виды деятельности классного руководителя:
-
изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности;
предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива.
Формы внеклассной работы:
празднование памятных дат календаря;
посещение театров, музеев, выставок;
театрализованные представления;
фестивали, презентации;
конкурсы талантов.
«ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ»
Задачи:
-
-
формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой город, свою школу;
воспитание личности гражданина-патриота России способного встать на защиту интересов страны, села.
включить учащихся в более разнообразную и широкую деятельность по охране природы.
воспитывать у учащихся любовь к малой Родине.
-
7. «ПРАВОВОЕ И КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ»
Задачи:
формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений;
формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.
Основные понятия: организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
-
сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно – правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Формы внеклассной работы:
тематические классные часы;
встречи с представителями подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, инспектором ГИБДД;
конкурсы, викторины по правовой тематике;
8. «СЕМЬЯ»
Задачи:
организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
организация психолого – медико – педагогического просвещения родителей через систему родительского всеобуча;
организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик - родитель».
Основные понятия: семейный уклад и традиции семей, родительский дом, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищенность ребенка в семье.
Виды деятельности классного руководителя:
сотрудничество с психологической службой школы, организующей консалтинговую деятельность;
сотрудничество с Центром Детского Творчества, Детской юношеской спортивной школой в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы внеклассной работы:
тематические классные часы, спортивные состязания с участием родителей;
Дни открытых дверей;
экскурсии, викторины, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Направления |
Мероприятия |
Сроки |
«Здоровье- сберегающее» |
«Интернет. Вред и польза» «Секрет долгой жизни – не укорачивать её» «Вредные привычки – это дань моде или…?» «О вреде энергетических напитков» Посещение бассейна «Внимание – дорога!» «Будь осторожен везде и всегда, чтоб не случилась с тобою беда!» «Кросс наций», «Лыжня России» Участие в школьных, районных и областных соревнованиях по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, мини-футболу, пулевой стрельбе |
Сентябрь Апрель Октябрь Январь Ноябрь По окончанию каждой четверти Февраль В течение учебного года |
«Интеллектуальное» |
Кл час «Сила разума» Кл час «Природные катастрофы» Классный час-практикум «Мой дневник» Оформление классного уголка Классное собрание: «Если бы четверть закончилась сегодня…» «Последний звонок» Привлечение учащихся к участию в предметных олимпиадах, в школьном конкурсе «Лучший по предмету» |
Декабрь Ноябрь Сентябрь 1 раз в четверть 1 раз в четверть 25 мая В течение уч. года. |
«Профориентационное и трудовое»
|
«Куда пойти учиться?» Обзор учебных заведений «В мире множество профессий» «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят» «Взгляд в будущее. Мои планы» «Трудовой десант» Уборка стадиона, парка, школьной территории. |
Март Ноябрь Апрель Май В течение года Октябрь, Май |
«Нравственное и эстетическое» |
Беседа «Доброжелательность и грубость» Беседа «Как можно понимать слова – красивая жизнь?». «Ценности человеческой жизни» «Любовь, влюблённость. Школьная любовь» «Выбери дело по душе» Школьный дресс-код, или поговорим о школьной форме. Беседа «Чем сердиться, лучше помириться» «Люди существуют друг для друга» Тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей, беседы |
Декабрь Октябрь Январь Февраль Сентябрь Январь Ноябрь Апрель В течение года |
«Досуг» |
Конкурс газет ко дню учителя «Новогодний вечер» «День Святого Валентина» «Армейский денёк» «Весенняя капель» «Первоапрельское настроение» Посещение театра, экскурсии в краеведческий музей, в «Ледовый городок» Конкурс новогодних газет Конкурс газет ко Дню защитника Отечества Конкурс газет к 8 марта |
Октябрь Декабрь Февраль Февраль Март Апрель Апрель Январь Декабрь Февраль |
«Гражданско – патриотическое» |
Кл. час «90-летие Тамбовского района» Акция «Помоги собраться в школу» Акция «Подарок другу» Акция «Ветеран живёт рядом» Классный час «Не забыть нам этой даты» Митинг, посвящённый 72летию Победы |
Сентябрь Сентябрь Декабрь Май Май Май |
«Правовое и культура безопасности» |
Беседа с учащимися, проводимая совместно с инспектором ПДН: «Взгляд со стороны закона. Комендантский час» «Права подростка и закон» |
Октябрь
Апрель |
«Семья» |
«Милая, добрая, родная» «День семейного отдыха» Классные родительские собрания: «Особенности организации учебного процесса учащихся 9-х классов и роль родителей в этом процессе» «Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам?» «Анализ подготовки учащихся к экзаменам. Как противостоять стрессу» «Готовность учащихся к сдаче ОГЭ» |
Ноябрь Октябрь Сентябрь Декабрь Март Май |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
Умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими.
Адекватная оценка учащимися своих возможностей.
Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.
Формирование личности, не склонной к употреблению ПАВ.