Программа по развитию личности и здоровьесбережению воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
МК ОУ «Краснинская школа-интернат»
Программа
по развитию личности и
здоровьесбережению воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
Составитель:
Фризен
Ольга Ивановна,
воспитатель
с. Красное
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………..…3
Цель работы школы………………………………………………….….6
Основные направления воспитательной работы………………………..…6
Цели воспитательной работы…………………………………….……7
Задачи малого педагогического коллектива…………………………..…….7
Календарно-тематический план………………………………………...……..8
Модуль 1. Основы личностного развития и формирование коммуникативных моделей поведения ………………………...…………….8
Модуль 2. Охрана здоровья, физическое воспитание, основы жизнедеятельности ……………………………………………………...………9
Модуль 3. Работа с родителями………………………………………………10
Содержание программы ………………………………………………………11
Модуль 1. Основы личностного развития и формирование коммуникативных моделей поведения …………………………………….11
Модуль 2. Охрана здоровья, физическое воспитание, основы жизнедеятельности ……………………………………………………………15
Литература …………………………………………………………………..…19
Приложения ……………………………………………………………………20
Пояснительная записка
В условиях экономической нестабильности и экологической напряженности, на фоне снижения уровня жизни и массового распада семьи идет стремительное ухудшение здоровья детей, что, в конечном счете, ведет к снижению генофонда населения в ближайшей перспективе. А ведь всего через 5–10 лет современные школьники войдут в общественную жизнь, которая неизбежно потребует от них активности, инициативы, предприимчивости, контактности, самостоятельности, дисциплинированности и просто энергии для того, чтобы трудиться. Поэтому уже сегодня, дело первостепенной важности – дать школьникам образование без потерь их здоровья.
Самое ценное у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически, практически, жизненно необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.
Данная программа состоит из взаимосвязанных модульных блоков, каждый из которых реализуется автономно:
Основы личностного развития и формирование коммуникативных моделей поведения.
Охрана здоровья, физическое воспитание, основы жизнедеятельности.
Работа с родителями.
Проблема: Несформированность ценности здоровья у обучающихся как мотивообразующего элемента в практической деятельности по здоровьесбереженю.
Цель программы: Принятие здоровья как высшей ценности в своей жизни и жизни других людей, формирование соответствующих этому мотивов поведения.
Задачи программы:
формирование осознанного отношения к ценности здоровья;
выработка жизненной позиции, позволяющей личности понимать
обязанность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
способствовать формированию у обучающихся потребности и мотивации к здравотворческой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья;
способствовать формированию культуры здоровья у всех участников образовательного процесса.
Прогнозируемый результат: Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.
25–35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
90– 92 % выпускников средних школ находятся в “третьем состоянии”, т. е. они ещё не знают, что больны
Только 8–10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
5 % взрослого населения страны хронически больны, а 95 % – находятся в “третьем состоянии”.
Нарушение интеллекта у ребёнка в преобладающем большинстве случаев сочетается с нарушениями в развитии двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. В физическом развитии, так же как и в умственном, у большинства обучающихся воспитанников наблюдается существенное отставание или отклонение от показателей развития нормального ребёнка. Несомненно, что раннее нарушения в центральной нервной системе вызывает нарушения в эмоционально – волевой сфере и влияет на характер ребёнка. Эти дети не защищены от негативного влияния в окружающей среде.
Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения, на первом месте из которых вышла наркотизация подростков, а так же различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.
Необходим комплексный подход по отношению к детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Только совместная работа классных руководителей, социальных педагогов, психологов, медицинских работников, родителей может дать реальные результаты.
Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. Для родителей проводятся беседы по здоровьесбережению детей.
Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно.
Программа составлена для проведения занятий в коррекционной школе-интернате VIII вида. Занятия проводятся по 1 часу в неделю по каждому направлению, работа с родителями 1 раз в четверть.
Цель работы школы
Разностороннее обучение, воспитание личности социально адаптированной
к условиям жизни и работе в современном обществе
Основные направления воспитательной работы
Становление личностной позиции основ социального поведения:
«Я - сам», «Какой Я», «Я и другие»
«Я и мир»
Охрана здоровья, физическое и сексуальное воспитание
Привычка к здоровому образу жизни
Тренировка силы, воли и физического совершенства - основа красоты и здоровья
Формирование основ гражданского самосознания
Основы жизнеобеспечения
Основы социализации и общения в конспекте поведения в обществе
Становление основ национального самосознания
Развитие творческого восприятия, мышления, воображения
Созидательный аспект «Я - творец»
Эстетика и настроение; умение управлять красотой во благо себя и других
Трудовое воспитание
Отработка навыков самообслуживающего труда
Профориентационная работа
Ремонтные работы школы
Уход за жилищем
Цели воспитательной работы
I | Сентябрь | Определение ценностных ориентиров личности воспитанников |
II | Октябрь | Формирование адекватного отношения к своему возрасту, взрослости, самостоятельности |
III | Ноябрь | Развитие механизмов самообладания, управления своим поведением |
IV | Декабрь | Воспитание убежденности воспитанника в будущей его востребованности обществом (Жизненные перспективы); построение временной перспективы будущего |
V | Январь | Отработка навыков общения с окружающими людьми: «как друг», «как другие», «понимать других» |
VI | Февраль | Формирование основ нравственно-правового поведения, моральный «кодекс товарищества» |
VII | Март | Экономические основы существования гражданина |
VIII | Апрель | Формирование основ деловитости профессиональной деятельности |
IX | Май | Содействие в профессиональном ориентировании каждого воспитанника |
Задачи малого педагогического коллектива
Изучить нормы и правила нравственного поведения детей среди сверстников и взрослых.
Продолжать работу над формированием у детей навыков личной гигиены и самообслуживания.
Приобщать детей к разнообразным видам искусства.
Продолжать знакомство с историей нашего государства.
Работать над коррекцией речи.
Продолжить работу над формированием детского коллектива, с учетом индивидуальных особенностей.
Работать над формированием нравственных чувств школьников.
Работать над развитием речи, памяти, мышления учащихся.
Добиваться применения на практике в жизни полученных знаний.
Календарно-тематический план
Модуль 1. Основы личностного развития и формирование
коммуникативных моделей поведения.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
всего | 34 | |
1 | Как воспитать уверенность и бесстрашие | 1 |
2 | Учимся думать | 1 |
3 | Спеши делать добро | 1 |
4 | Поможет ли нам обман? | 1 |
5 | «Неправд а – ложь» в пословицах и поговорках | 1 |
6 | Все ли желания исполнимы | 1 |
7 | Умеем ли вежливо общаться? | 1 |
8 | Что такое дружба? | 1 |
9 | Кто может считаться другом | 1 |
10 | Если кому-то нужна твоя помощь | 1 |
11 | Доброта - это … | 1 |
12 | Что такое эмоции | 1 |
13 | Чувства и поступки | 1 |
14 | Учимся находить причину и последствия событий | 2 |
15 | Учимся думать и действовать | 1 |
16 | Я принимаю решение | 1 |
17 | Я отвечаю за свои поступки | 1 |
18 | Волевое поведение | 1 |
19 | Самооценка, самопознание | 1 |
20 | Цели, принципы, идеалы | 1 |
21 | Железная воля, стальной характер | 1 |
22 | Сила характера | 1 |
23 | Я выбираю … | 1 |
24 | Упорный человек | 1 |
25 | Мои творческие способности | 2 |
26 | Общение со сверстниками | 1 |
27 | Общение с разными людьми | 1 |
28 | Компания и я | 1 |
29 | Из трудностей в одиночку не выйти | 1 |
30 | Стресс и я | 1 |
31 | Умей выбирать | 1 |
32 | Моя семья | 1 |
Модуль 2. Охрана здоровья, физическое воспитание, основы жизнедеятельности
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Всего | 34 | |
1 | Я - ученик | 1 |
2 | Режим - необходимое условие здорового образа жизни | 1 |
3 | Умственная и физическая работоспособность | 1 |
4 | Профилактика переутомления | 1 |
5 | Вредные привычки | 1 |
6 | Глаза - главный помощник человеку | 1 |
7 | Что имеем, не храним | 1 |
8 | День здоровья (общешкольный праздник) | 1 |
9 | «Рабочие инструменты» человека | 1 |
10 | Чтобы уши слышали | 1 |
11 | Алкогольная трясина | 1 |
12 | Осанка - стройная спина | 1 |
13 | Закаливание, обтирание, обливание | 1 |
14 | Признаки болезни | 1 |
15 | Первая помощь. Обморожение | 1 |
16 | Первая помощь. Растяжение. | 1 |
17 | Детки в пивной клетки | 1 |
18 | Первая помощь. Перелом | 1 |
19 | Вредная пятерка и полезная десятка | 2 |
20 | День здоровья (общешкольный праздник) | 1 |
21 | Как наш организм помогает себе сам | 1 |
22 | Злой волшебник - наркотик | 1 |
23 | 25 000 шагов к здоровью, или движение - это жизнь! | 1 |
24 | Питательные вещества и полноценное питание | 2 |
25 | Влюбленность и эротика | 1 |
26 | Половая система человека | 1 |
27 | Ставим условие: долой сквернословие! | 1 |
28 | Проблемы сексуальных отношений в подростковом возрасте | 1 |
29 | Беременность и подросток | 1 |
30 | Основы репродуктивного здоровья подростков | 1 |
31 | Признаки беременности | 1 |
32 | Рождение ребенка и уход за новорожденным | 1 |
Модуль 3. Работа с родителями
№п/п | Название родительского собрания | Время проведения |
1 | Тема: «Телевизор, компьютер и режим». Цель: убедить родителей в необходимости дозировать время ребенка. | I четверть |
2 | Тема: «О стилях семейного воспитания». Анкетирование. Цель: побеседовать с родителями о стилях семейного воспитания. | II четверть |
3 | Секреты здоровья ребенка. Цель: убедить родителей в необходимости выполнения режима и правил гигиены. | III четверть |
4 | Тема: «Кто учит детей плохому?» Тест «Понимаете ли вы своего ребенка, и насколько хорошо вы осведомлены о его окружении?» Цель: обратить внимание родителей на микроклимат в семье. | IV четверть |
5 | Тема: «Поговорим о наркомании». Как определить, как понять, что ребенок начал употреблять наркотик? Что делать, если вы подозреваете ребенка в приеме наркотиков? Цель: обратить внимание родителей на возможные причины употребления наркотических средств детьми. | V четверть |
6 | Беседы, консультации по запросам родителей | В течение года |
Содержание программы
Модуль 1. Основы личностного развития и формирование
коммуникативных моделей поведения
Тема: Как воспитать уверенность и бесстрашие. (1 час)
Содержание: Что такое страх? Чего вы боитесь? Анализ ситуаций. Игра «Давайте разберемся». Практические занятия.
Тема: Учимся думать (1 час)
Содержание: Беседа о добре, бесстрашии, уверенности. Игра «Почему это произошло?». Диспут «Свое мнение».
Тема: Спеши делать добро. (1 час)
Содержание: Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность». Игра в пословицы и поговорки. Анализ ситуаций. Практические занятия.
Тема: Поможет ли нам обман? (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Продолжите рассказы. Обыгрывание ситуаций. Практические занятия.
Тема: «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках. (1 час)
Содержание: Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка». Пословицы о правде и лжи. Игра «Вопрос - ответ»
Тема: Все ли желания исполнимы. (1 час)
Содержание: Что такое каприз? Работа со словарем. Анализ ситуаций. Чтение стихотворения А. Барто «Девочка - ревушка». Толкование пословиц и крылатых выражений.
Тема: Умеем ли вежливо общаться? (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуаций. Искусство говорить «нет». Чтение стихотворений по теме.
Тема: Что такое дружба? (1 час)
Содержание: Толкование высказывания С. Адамо «Дружба - это дополнение одного человека другим. Это полное понимание друг друга и умом и душой». Закончи рассказ. Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березой шепчется…» Анализ ситуаций рассказов Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» и стихотворения А.Барто «Требуется друг».
Тема: Кто может считаться другом. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации стихотворения А. Шалыгина «Настроение упало …». Игра «Любит, не любит». Толкование выражения А. Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приучил».
Тема: Если кому-то нужна твоя помощь. (1 час)
Содержание: Толкование пословиц по теме. Выбери правильный ответ. Анализ ситуации стихотворения Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Чтение и толкование притчи «Старый дед и внучок».
Тема: Доброта - это … (1 час)
Содержание: Чтение и обсуждение притчи. Токование пословиц. Игра «Кто больше знает?». Интересные факты из истории. Ролевая игра.
Тема: Что такое эмоции. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Работа со словарем. Игра «Кто больше знает?». Практические занятия.
Тема: Чувства и поступки. (1 час)
Содержание: Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Игра «Назови положительные качества на первую букву своего имени». Практические занятия.
Тема: Учимся находить причину и последствия событий. (2 часа)
Содержание: Игра «Почему это произошло?». Беседа по теме. Игра «Назови возможные последствия событий». Практические занятия.
Тема: Учимся думать и действовать. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?». Анализ и обыгрывание ситуаций.
Тема: Я принимаю решение. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Практические занятия. Работа со стихотворением Б. Заходера «Да, вот вопрос: что красивей всего?».
Тема: Я отвечаю за свои поступки. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Игра «Что я знаю о себе». Анализ ситуации.
Продолжи предложение.
Тема: Волевое поведение. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Игра «Сокровища сердца». Обыгрывание ситуаций.
Тема: Самооценка, самопознание. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Продолжи фразы. Игра «Пресс - релиз». Анкетирование по теме.
Тема: Цели, принципы, идеалы. (1 час)
Содержание: Работа со словарем. Беседа по теме. Составление самохарактеристики. Игра «Маска, я тебя знаю!». Анкетирование по теме.
Тема: Железная воля, стальной характер. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Анализ ситуации «Пример для подражания». Дискуссия на тему: «Человек привычки» и «человек воли». Закончи предложение «Воспитание характера - это …». Составление памятки «Как воспитать характер».
Тема: Сила характера. (1 час)
Содержание: Работа со словарем. Беседа по теме. Игра «Мой портрет». Практические игровые занятия. Чтение стихотворения П. Нельсона.
Тема: Я выбираю … (1 час)
Содержание: Занятие проходит в игровой форме. Детям предлагается совершить путешествие в горы. В воображаемом пути у воспитанников будет пять остановок. Каждая остановка предполагает два варианта ответа.
Тема: Упорный человек. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Анализ примеров упорства известных людей. Тестирование.
Тема: Мои творческие способности. (2 часа)
Содержание: Данное занятие - тренинг способностей воспитанников. В него входят: блиц-опрос, работа с карточками, написание слов-антонимов, составление коллективного рассказа по заданной теме, а также игровые упражнения «Музыкальный магазин» и «Зашифрованное слово».
Тема: Общение со сверстниками. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Анализ ситуации ошибок ролевого общения. Игра
«Сценаристы». Типичные ошибки в общении. Составление правил общения со
сверстниками.
Тема: Общение с разными людьми. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Игровые упражнения «Письмо», «Телефонный разговор», «Слепой и поводырь». Практические занятия.
Тема: Компания и я. (1 час)
Содержание: Мини-опрос. Отличие отрицательной компании от положительной. Как избежать возможности быть втянутым в такую группу? Тест «Ваша компания».
Тема: Из трудностей в одиночку не выйти. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Обыгрывание ситуаций по теме. Анализ стихотворения С. Махотина «Случайный номер». Тест.
Тема: Стресс и я. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Практические занятия. Игра «Кто больше знает?».
Тема: Умей выбирать. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Составление таблицы трудностей. Работа с таблицей преодоления трудностей. Тестирование.
Тема: Моя семья (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Анкета «Моя семья». Обыгрывание ситуаций по теме. Игра «вопрос – ответ».
Модуль 2. Охрана здоровья, физическое воспитание, основы жизнедеятельности
Тема: Я - ученик. Правила поведения в школе. (1 час)
Содержание: Игра «Знаешь ли ты правила?». Загадки. Анализ стихотворения Б. Заходера «Перемена». Чтение рассказа М. Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Повторение правил поведения в школе.
Тема: Режим - необходимое условие здорового образа жизни. (1 час)
Содержание: Работа со словарем. Беседа по теме. Составление режима дня. Обсуждение.
Тема: Умственная и физическая работоспособность. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Виды переутомления (умственное, физическое). Практическая работа - оставление рационального режима. Обсуждение.
Тема: Профилактика переутомления. (1 час)
Содержание: Повторение пройденного материала. Бюджет времени - что это? Как вредит переутомление нашему организму? Рекомендации по эффективному использованию времени. Какое время отводить для учебы, труда и отдыха. Практическая работа.
Тема: Вредные привычки. (1 час)
Содержание: Анализ стихотворения Э. Мошковской «Странные вещи со мною случаются…». Работа со словарем. Это полезно знать. Игра «Давай поговорим».
Тема: Глаза - главный помощник человеку. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Опыт. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно - вредно». Правила бережного отношения к зрению. Если вы носите очки.
Тема: Что имеем, не храним. (1 час)
Содержание: Мини-лекция «Что такое здоровье?». Составление таблицы «Здоровый образ жизни». Секреты здоровья. Игра «Да, нет, не знаю». Обыгрывание ситуаций.
Тема: День здоровья.
Содержание: Общешкольный праздник.
Тема: «Рабочие инструменты» человека. (1 час)
Содержание: Загадки. Беседа по теме. Работа с пословицами и поговорками.
Упражнения для снятия усталости рук и ног. Это полезно знать! Практическая работа – изготовление подушечки с камушками для массажа стоп.
Тема: Чтобы уши слышали. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Опыты. Это интересно! Самомассаж ушей. Что необходимо для того, чтобы сберечь слух?
Тема: Алкогольная трясина. (1 час)
Содержание: Беседа «Алкогольный яд». Шесть уровней отравления мозга (опьянения). Практическая работа – подобрать примеры и сделать вывод, почему опасно употреблять алкоголь в разных областях (транспорт, производство, семья, дети). Анализ отрывка из книги зоолога Г. Шовена «От пчелы до гориллы». Игра «Умей сказать «нет».
Тема: Осанка - стройная спина. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Это интересно! Нарушения осанки. Правила для поддержания правильной осанки. Упражнения для поддержания правильной осанки.
Тема: Закаливание, обтирание, обливание. (1 час)
Содержание: Анализ «Сказки о микробах». Правила закаливания, обтирания и обливания. Шесть признаков здорового и закаленного человека. Это интересно!
Тема: Признаки болезни. (1 час)
Содержание: Чтение стихотворения А. Лаптева «Тайна пирамиды здоровья». Работа с пословицами о здоровье. Игра «Кто больше знает признаков болезни». Анализ стихотворения С. Михалкова «Грипп». Как оказать первую помощь больному. Профилактика болезней. Игра-соревнование «Кто вперед?».
Тема: Первая помощь. Обморожение. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Признаки обморожения. Правила оказания помощи при обморожении. Практическая работа.
Тема: Первая помощь. Растяжение. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Признаки растяжения. Правила оказания помощи
при растяжении. Практическая работа – наложение повязки
Тема: Детки в пивной клетки. (1 час)
Содержание: Беседа «Чума XXI века». Врачи о вреде пива. Мнение юристов.
Высказывание мнений детей. Практическая работа – составление слоганов антирекламы.
Тема: Первая помощь. Перелом. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Признаки и виды переломов. Правила оказания помощи при переломах. Практическая работа – наложение повязок, жгутов. Транспортировка пострадавшего.
Тема: Вредная пятерка и полезная десятка. (2 часа)
Содержание: Игра «Закажи себе блюдо». Обсуждение. Беседа о вредных продуктах питания «Вредная пятерка». Игра «Полезная десятка». Работа в группах по теме «Простые рецепты». Диспут «Что вредно и что полезно».
Тема: День здоровья. (1 час)
Содержание: Общешкольный праздник.
Тема: Как наш организм помогает себе сам. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Режим дня. Памятка «Как правильно готовить уроки». Тестирование.
Тема: Злой волшебник - наркотик. (1 час)
Содержание: Беседа «Наркотик - это лопата». Правда и ложь о наркотиках. Наркотики и здоровье. Наркотик и закон. Четыре ступеньки в ад. Диалог «Четыре мифа о наркотиках». Закончи предложение «Жизнь - это …».
Тема: 25 000 шагов к здоровью, или движение - это жизнь! (2 часа)
Содержание: Устный журнал «Движение - это жизнь». Гиподинамия - проблема века. Двигательная активность и здоровье человека. Дневная норма движения. Таблица работоспособности человека. Бабушкины секреты.
Тема: Питательные вещества и полноценное питание. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Игра «Угадай-ка». Это интересно! Проведение опыта. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Советы
здорового питания.
Тема: Влюбленность и эротика. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Чтение и анализ отрывка из дневника влюбленной
школьницы. Какие чувства вызывает влечение к противоположному полу. Как с
ними справляться. Анкетирование.
Тема: Половая система человека. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Строение и функции половой системы у мужчин и женщин. Гигиенические процедуры. Заболевания и профилактика заболеваний.
Тема: Ставим условие: долой сквернословие! (1 час)
Содержание: Беседа «Слово с большой буквы». Чтение и анализ стихотворения А. Ахматовой «Мужество». Игра «Эстафета добрых слов». Три стадии «заразных» слов. Дискуссия «Нужен ли нам мат?». Памятка «Как избавиться от сквернословия?». Практическая работа – составление антирекламы сквернословия.
Тема: Проблемы сексуальных отношений в подростковом возрасте. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Что такое сексуальные отношения. С какого возраста врачи рекомендуют вступать в интимную близость. К каким последствиям приводят сексуальные отношения. Анкетирование.
Тема: Беременность и подросток. (1 час)
Содержание: Что такое беременность? Готов ли организм подростка к беременности. Психологическая готовность подростка.
Тема: Основы репродуктивного здоровья подростков. (1 час)
Содержание: Беседа с врачом - педиатром и гинекологом.
Тема: Признаки беременности. (1 час)
Содержание: Беседа по теме. Какие признаки беременности вы знаете? Что делать, если вы поняли, что беременны? Решение – «за» и «против». Что такое аборт и его влияние на организм. Как избежать нежелательной и ранней беременности.
Тема: Рождение ребенка и уход за новорожденным. (1 час)
Содержание: Развитие и рождение ребенка. Ответственность мамы и папы. Как
правильно ухаживать за новорожденным ребенком.
Литература
Бгажнакова, И.М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 1987
Вангородский, С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс. / С.Н. Вангородский. - М.: «Дрофа», 2001
Вангородский, С.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс./ Вангородский С.Н. - М.: «Дрофа», 2000
Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /В.В. Воронкова. - М.: «Школа – Пресс», 1994
Выготский, Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1983
Давыдова, А.В. Классные часы 7 класс./ А.В. Давыдова. - М.: «ВАКО», 2008
Давыдова, А.В. Классные часы 8 класс./ А.В. Давыдова. - М.: «ВАКО», 2008
Дереклеева, Н.И. Классные часы по теме «Нравственность»./ Н.И Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2006
Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности. /А.К. Дусовицкий. - М.: Дом педагогики, 1996
Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. /Т.Н. Калечиц. – М.: Просвещение, 1980
Ковалев, А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. /А.Г. Ковалев. - Минск, 1974
Кулинич, Г.Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий./ Кулинич Г.Г. – М.: Просвещение, 2006
Обухова, Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы)/ Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. – М.: ВАКО, 2007
Пороцкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. / Т.И. Пороцкая. - М.: Просвещение, 1984
Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. / В.Н. Ягодинский. – М.: Просвещение, 1986
21