Воспитательно-оздоровительная программа «Формула здоровья»

3
0
Материал опубликован 31 March 2016 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия №9

 

 

Воспитательно – оздоровительная программа

«Формула здоровья».

 

 

Составитель: Капустьян О.В.учитель I ступени обучения, IКК

 

Хабаровский край

г. Комсомольск – на – Амуре

2013

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Всё чаще вспоминаются слова классики о том, что «Здоровье – это не все, но без здоровья всё - ничто». Поэтому и обсуждать эти проблемы стали достаточно часто.

Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несет и система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния его здоровья, при том, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, педагог не может бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников. Включение охраны здоровья детей в число приоритетов деятельности образовательного учреждения, создание условий для гармоничного физического развития ребёнка, охраны и укрепления его здоровья по следующим направлениям: нормализация учебной нагрузки; нормирование понимания ценности здоровья и здорового образа жизни; поддержка программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей. Вот основные направления в работе педагогов гимназии. Поэтому была создана программа «Формула здоровья», согласно которой здоровьесберегающие технологии делаются основной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

Данная программа направлена на создание и поддержание условий для физического развития учащихся, охраны и укрепления их здоровья, формирования ценностей здорового образа жизни.

В формировании системы спортивно - оздоровительной работы в воспитательном процессе важное место принадлежит организации и проведению спортивных праздников: «День здоровья», «Олимпийские надежды», «Мама, папа, я - спортивная семья».

Вопросам профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения посвящены задания со старшеклассниками, организуются конкурсы листовок, плакатов о здоровом образе жизни.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Сохранение и укрепление нравственного, психологического и физического здоровья детей.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Внедрение современных методов мониторинга здоровья.

Разработка новых технологических методов коррекции и реабилитации в учреждениях для детей с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии.

Разработка и внедрение учебной, методической и диагностической литературы, обеспечивающей образовательные и просветительские программа для различных возрастных групп учащихся.

Разработка мероприятий, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни детей и подростков.

Пропаганда здорового образа жизни (организация и проведение акций, смотров, конкурсов)

Формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.

Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.

Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения;

Диагностика, коррекция и развитие учащихся;

Организация рационального питания;

Формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей;

Соблюдение санитарных норм и правил, адекватность методов и методик обучения и воспитания (подвижные перемены, физминутки);

Формирование системы спортивно-оздоровительной работы;

Отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб;

Контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;

Разработка и проведение игр, способствующих реализации целей данной программы;

Система творческих классных часов и внеклассных мероприятий;

Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей.

Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.

Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь, наркотики.

Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

Повышение заинтересованности работников просвещения в укреплении здоровья учащихся.

Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Повышение эффективности психологической помощи учащимся и их родителям.

 

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Принцип не нанесения вреда – первостепенен и для медиков, и для учителей, и для родителей.

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. Его реализация невозможна без проведения мониторинга здоровья учащихся.

Принцип триединого представления о здоровье. Единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного.

Принцип непрерывности и преемственности.

Принцип субъект-субъективного взаимодействия с учащимися. Задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своём здоровье. Задача учителя – максимально содействовать ему в этом стремлении. Одна из граней реализации этого принципа – необходимость индивидуального подхода к учащемуся.

Принцип комплектности и междисциплинарности. Тесное согласованное воздействие педагога, психолога, мед.работника.

Принцип медико-психологической компетентности учителя. Эффективно работающий педагог – это всегда и хороший психолог.

Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).Один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.

Принцип приоритета активных методов обучения. Эффект достигается во-первых, за счёт снижения риска появления у школьников переутомления; во-вторых, за счёт несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс постижения таинств жизни, именуемый образовательным.

Принцип сочетания охранной и тренирующей стратегии. Стимулировать процесс развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека.

Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье.

Принцип отсроченного результата. Личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются длительно и доступно.

Принцип контроля за результатами. Принцип основан на получении обратной связи. Должен быть реализован как в работе всей школы. Так и в работе каждого учителя.

9 «НЕ» В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ

Не допускать учебные нагрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления.

Не допускать «школьные стрессы».

Не допускать распространения среди учащихся вредных привычек и зависимостей.

Не допускать ошибок в организации физической активности учащихся, профилактике гиподинамии.

Не допускать сбоев в питании школьников во время их пребывания в школе.

Не пренебрегать сотрудничеством с родителями учащихся по вопросам сохранения и крепления здоровья их детей.

Не «забалтывать» проблемы здоровья учащихся.

Не допускать патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»)

Не допускать безграмотности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ГИМНАЗИИ

Результаты проведения мониторинга здоровья учащихся.

Желание учащихся посещать гимназию.

Объем дневной учебной нагрузки на учащихся.

Наличия курящих школьников.

Содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера на них.

Жизнь в гимназии после окончания уроков.

Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях,

связанных с тематикой здоровья.

Психологический климат в педагогическом коллективе.

Эмоциональное состояние и вид учеников после уроков.

Характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом.

Отношение к гимназии большинства родителей.

УРОВНЬ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ (%)

ОХВАТ ШКОЛЬНИКОВ МЕДИЦИНСКИМИ ОСМОТРАМИ

 

2011 – 2012 уч.г

2012 – 2013уч.г.

2013 – 2014уч.г.

2014– 2015уч.г.

Кол-во

учащихся

1100

940

863

825

% охвата

93%

95,7%

99,4%

100%

ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

Группа здоровья

2011 – 2012 уч.г

2012 – 2013уч.г.

2013 – 2014уч.г.

2014– 2015уч.г.

I

13,6%

14,6%

16,7%

9,9%

II

60,8%

68,9%

73,2%

71,8%

III

7,9%

14,7%

9,2%

17,2%

IV

0,5%

0,9%

0,9%

1,1%

ЗАНЯТОСТЬ ДЕТЕЙ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ (%)

2011 – 2012уч.г.

2012– 2013 уч.г.

2013 – 2014уч.г.

58%

67%

87%

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки исполнения

1. Оценка состояния здоровья детей и подростков

1

Систематический анализ состояния здоровья детей, отслеживание типичных отклонений

Мед.работник

Ежегодно

2

Проведение углубленного медицинского осмотра учащихся 9 – 11 классов

Поликлиника

1 раз в год

3

Проведение углубленного медицинского осмотра учащихся 7 – 9 классов

Поликлиника

1 раз в год

4

Ведение строгого учёта детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям

Мед. работник

В течение года

2. Создание условий для укрепления и сохранения здоровья детей и подростков

1

Работа логопедического кабинета

Логопед гимназии

В течение года

2

Расширение сети спортивных кружков и секций на базе гимназии

Зам. по ВР

Постоянно

3

Систематические ремонтные работы спортивных залов и площадок

Директор гимназии

Постоянно

4

Обеспечение мед. кабинета препаратами, формирование мед. Аптечек

Мед. работник

Постоянно

5

Работа стоматологического кабинета

Стоматолог гимназии

В теч.года

6

Подготовка спортивных сооружений в летний период и спортивных площадок – в зимний

Учителя физ.культуры

Ежегодно

3. Комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению детей

1

Обеспечение и организация профилактических прививок детей

Мед. Работник

В течение года

2

Совершенствование работы по санации полости рта детей

Стоматолог

В течение года

3

Проведение родительских собраний

Директор гимназии

В течение года

4

Проведение встреч с узкими специалистами

СПС

В течение года

5

Проведение конкурсов антирекламм, конкурсов листовок «За здоровый образ жизни», выпуск газет

Зам. по ВР

В течение года

6

Проведение Дней здоровья

Зам. по ВР

1 раз в четверть

7

Организация спортивных праздников по параллелям

Зам. по ВР

В течение года

8

Проведение диагностирования

СПС

В течение года

9

Оформление стенда «Твоё здоровье»

СПС

В течение года

10

Совместная работа с Краевым медико-психолого-педагогическим центром

СПС

В течение года

11

Просмотр фильмов и слайдов

СПС

В течение года

12

Проведение смотра-конкурса на лучший спортивный класс

Зам. по ВР

1 раз в год

13

Участие в городских конкурсах и акциях

Зам. по ВР

В течение года

14

Работа спортивных кружков и секций

Зам. по ВР

В течение года

15

Проведение школьных малых олимпийских игр

Учителя физ. культуры

В течение года

16

Участие в городских спортивных соревнованиях, спартакиадах

Учителя физ. культуры

В течение года

17

Проведение анкетирования детей и подростков

Педагог - психолог

В течение года

18

Проведение семейных спортивных праздников «Мама, папа, я – спортивная семья»

Учителя физ. культуры

1 раз в четверть

ТЕМЫ КЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ЧАСОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1- 11 КЛАСОВ.

1 класс

Чистые руки, чистое тело - смело берись за любое дело

Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться.

Чтоб болезней не бояться. Надо спортом заниматься.

2 класс

Что значит: быть здоровым человеком?

Шалости и травмы.

Чем можно отравиться.

3 класс

Путешествие в страну Здоровья

Полезны везде и всегда солнце, воздух и вода.

Сам себе я помогу и здоровье сберегу.

Говорим мы вам без смеха, чистота- залог успеха.

4 класс

Вредные привычки.

Здоровье девочки.

Здоровее мальчика.

О пользе зарядки

5 класс

Движение – это жизнь

Курильщик – сам себе могильщик.

Предупреждение заболеваний.

6 класс

Если ты здоров, постарайся сделать здоровым того, кто рядом.

Рецепты народной медицины.

Трезвость - норма жизни.

7 класс

В здоровом теле – здоровый дух.

Токсикомания и её последствия.

Как сохранить иммунитет.

8 класс

Как не стать наркоманом.

Шаманы, знахари, целители.

Духовное здоровье.

9 класс

Наркотики и здоровье

Нравственное здоровье

Здоровый образ жизни.

Здоровье девушки.

Здоровье юноши.

10 – 11 классы

Психологическое здоровье

Китайская медицина – цигун.

Готовимся к семейной жизни.

Мужественность – это сила ума или сила тела?

 

ТРАДИЦИОННЫЕ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

День здоровья

День бегуна

День гимнаста

Осенний кросс

Лыжный кросс

Весёлые старты по параллелям

«Ринго – Ринго»

Первенство гимназии по пионерболу

Первенство гимназии по футболу

Первенство гимназии по настольному теннису

Первенство гимназии по волейболу

Первенство гимназии по мини – бенди

Турнир по хоккею

Соревнования на личное первенство по силовой подготовке

Тестирование по лёгкой атлетике

Соревнования по спортивному ориентированию

Товарищеские встречи по футболу

Семейные спортивные праздники

Малые олимпийские игры

Акции «За здоровый образ жизни»

Конкурсы антирекламм

Конкурсы рисунков и плакатов

Встречи с узкими специалистами

Проведение тематических бесед

Родительские собрания и лектории

Недели здоровья

 

Список литературы.

1. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.,2003.

2. Татарникова Л.Г. «Российская школа здоровья и индивидуального развития детей»- Санкт – Петербург, 2004г.

3. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни»- Новосибирск, 2005г.

4. Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. «Режим дня младшего школьника» М., 2002г.

5. Ирхин В., Ирхина И. «Учитесь на здоровье» М., 2008г.

6. Журнал «Здоровье школьника» № 3,9, 10 2008г.

7. Журнал «Здоровье детей» № 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 2008 г

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.