План воспитательной работы в 5 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тенденция гуманицазии в образовательной сфере ориентирует классного руководителя на развитие личности воспитанника, а также создания условий для его роста.
Целесообразность создания программы обусловлена необходимостью особой работы с учащимися 5 «Б» класса, а также особенностями младшего подросткового возраста. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами - в когнитивной, аффективной, нормативной и экспрессивной формах. Главная особенность подросткового возраста - широта познавательных интересов, поэтому развитие детей будет осуществляться по восьми направлениям.
Большинство учащихся не готовы самостоятельно организовать какое-либо дело, ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
Цель: Воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, обладающего общечеловеческими и национальными ценностями.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным
российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным
убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения,
уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу
жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
В области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Годовой план работы по направлениям.
Страна граждан (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека).
Ценности:
любовь к России, своему народу, своему краю;
служение Отечеству;
правовое государство;
гражданское общество;
закон и правопорядок;
свобода личная и национальная;
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Цель: воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширения представления детей о родном селе, о героях ВОВ, о работниках тыла, воспитание таких качеств личности как чуткость, доброта, милосердие.
Воспитание социальной ответственности и компетентности.
Ценности:
Правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и порядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее страны.
Цель: воспитание основ правовой грамотности, гражданской ответственности.
Добрые чувства, мысли и поступки (воспитание нравственных чувств и этического сознания).
Ценности:
нравственный выбор;
жизнь и смысл жизни;
справедливость;
милосердие;
честь;
достоинство;
уважение к родителям;
уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга;
забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания;
толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Цель: формирование у школьников представления о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, уважение к правам и свободам человека, приобщение к системе культурных ценностей. Развитие таких качества личности, как толерантность, целеустремленность, самостоятельность, компетентность, ответственность, честность, справедливость.
Здоровье тела и духа (формирование культуры здорового и безопасного образа жизни).
Ценности: здоровье физическое и душевное (психологическое, нравственное), здоровье личное, близких и всех людей, здоровье человека, общества и природы, здоровый образ жизни.
Цель: создание условий для сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья учащихся, для формирования устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни.
Труд для себя и для других (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни).
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Цель: формирование у школьников трудолюбия, навыков самообслуживания, потребности в образовании, обогащение представлений детей об окружающей действительности, развитие творческих способностей, навыков проектной и исследовательской деятельности.
Красота спасёт мир (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Цель: формирование у школьников эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности.
Функции занятий с детьми.
Обучающая функция – сочинение сценариев, обучение овладению учебными действиями;
Просветительская функция – стимулирование интереса к окружающей действительности, чтению, радиопередачам, кинофильмам;
Коммуникативная функция – объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества;
Релаксационная функция – снятие напряжения;
Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.
Инициативы учеников будут поддерживаться через разнообразные формы поощрения: вручение грамот, дипломов, благодарственных писем, занесение фамилии ученика в буклет достижений по итогам года. Поощряться учащиеся должны по итогам года в порядке рейтинговой системы и по каким-либо отдельным значимым мероприятиям. В направлениях выявляются победители и призёры.
Прогнозируемые результаты.
«Интеллект»
разить потребность в самостоятельном добывании новых знаний;
увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах.
«Нравственность»
овладение учащимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками;
овладение учениками культуры поведения в конфликтных ситуациях;
делать морально-нравственной выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его.
«Экология»
готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе.
«Здоровье»
понимать значение физической культуры в жизни;
иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях в своей личной деятельности.
«Гражданственность и патриотизм»
усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.