Внеклассное мероприятие «Мои права и обязанности»

1
0
Материал опубликован 2 March 2019

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ПРОЛЕТАРСКАЯ ШКОЛА ИМ. О. КОШЕВОГО»

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Мои права и обязанности»

Подготовила:

учитель начальных классов

ГОУ ЛНР «Пролетарская школа им. О. Кошевого»

Корнеева Анна Викторовна

 

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Тема «Мои права и обязанности»

Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Оборудование: Мультимедийная презентация, проектор, листовки «Мои права» (на каждого ребенка), Памятка «Обязанности ученика (из Устава школы)» (на каждого ребенка), карточки к игре «Юридическая консультация», карточки с ситуациями из жизни школьника.

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, дети. Рада вас приветствовать в нашем зале.

Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

Наши права.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки – 
Все люди на планете.

На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

Сохранить своё здоровье – 
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться – 
Каждый вправе полечиться.

Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав – 
Не дано таких им прав.

Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.

О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Учитель: А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

Учитель:  Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.  А что такое Декларация? Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН  (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка .В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал .

Конвенция принята 20 ноября 1989 года в ООН. , в которой говорится , что

Все дети пользуются одинаковыми правами

20 ноября отмечается как всемирный день детей. В этот день дети всего мира заявляют о своих правах и о том , что государства должны защищать их права.

Сценка про Золушку.

Входит Золушка, поет, имитирует уборку:
- Дразнят Золушкой меня
Оттого, что у огня силы не жалея
В кухне я тружусь, тружусь
С печкой я вожусь, вожусь,
И всегда в золе я.
Прячу я печаль свою
Я не плачу, а пою, улыбаюсь даже,
И не уж- то никогда
Не уйти мне никуда,
От золы и сажи?!
– Неужели мне не дождаться веселья и радости? Ведь, так и заболеть можно! Хочу, чтобы счастье вдруг пришло ко мне!
Фея: - Здравствуй, дорогая крестница! Опять ты плачешь. Хочешь поехать на бал?
Золушка: - Да, крестная, но… (смотрит на свое старенькое, грязное платье)
Фея: - Не спорь, не спорь, ты поедешь туда. Очень вредно не ездить на балы, когда ты заслужил это. Ты поедешь на бал в отличном бальном платье. Вот этой волшебной палочкой буду делать чудеса! Обожаю эту работу! (девочка переодевается)
Звучит песня «Золушка» (слова И.Резник, музыка И.Цветкова) радостная девочка танцует в бальном платье.
Учитель: - Какие права были нарушены у Золушки? (право на отдых, свободу, заботу)

Инсценировка по “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”

(С зеркальцем в руках сидит царица, любуется своим отражением)

Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.

Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?

Зеркальце. А царевна всех милее, всех румяней и белее.

(Царевна бросает зеркальце. Топает ногами. Кличет служанку)

Царица. Эй, чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь на съедение волкам!

Учитель: И так, какое право ребенка было нарушено? (право на жизнь).

Игра

- О каком праве идет речь?

1. Мы дошкольниками были

Мы ходили в детский сад,

Мы из глины мастерили

И лошадок, и зайчат…

А теперь, а теперь

Открывай нам, школа дверь!

Нам скорее подари

Расписные буквари.                    (право на образование)

2. На прививку! Второй класс!

Вы слыхали? Это нас.

Я уколов не боюсь!

Если надо – уколюсь!

На прививку вызывают,

Братцы, нас!                                 (право на охрану здоровья)

3. Но вот пришла лягушка

Прожорливое брюшко,

И съела кузнеца.

Представьте себе,

Прожорливое брюшко.

Представьте себе,

И съела кузнеца.                       (право на жизнь нарушено)

4. Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я!                       (право на жизнь)

5.  Стал сапожником енот,

Он для всех обувку шьет:

Тапки – на лапки,

Сапожки – на ножки,

Даже старые ботиночки

Принимает для починочки.            (право на труд)

6.  Ох, случилась вдруг беда,

Выпал птенчик из гнезда.

Он зовет на помощь мать,

Ищет мать, ищет мать.                 (право на родительскую заботу)

7.  К четырем прибавить два,

По слогам читать слова

Учат в школе, учат в школе,

Учат в школе.                (право образование).

 Сценка с героями сказки «Буратино» (звучит муз. Фрагмент из муз. фильма – сказки «Приключение Буратино»)
Буратино (загадочно). Крекс! Пекс! Фекс! Ну вот, дело сделано! А теперь я буду ждать, когда вырастет дерево с золотыми монетами, чтобы я мог купить моему дорогому папе Карло миллион новых курток!
За спиной Буратино появляются Кот и Лиса с оружием в руках.

Кот и лиса. А ну-ка, руки вверх! Где ты прячешь деньги, негодный мальчишка? Немедленно отдай их нам!
Буратино. Ни за что! Они мои! Моему бедному папе Карло необходима куртка!

Учитель. Ты абсолютно прав, Буратино!! «Каждый человек имеет право владеть имуществом»! Второе! «Никого нельзя произвольно лишать его имущества»!
 

Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Учитель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)

Игра «Разрешается – запрещается»

             Петь, рисовать и танцевать,

            Уроки в школе посещать,

            Свои таланты развивать –

            Это … разрешается.

 

            Эта грань обозначает:

            Мать с ребенком разлучают –

            Это … запрещается.

 

            С мамой дети жить должны,

            Ей цветы всегда дарить –

            Это … разрешается.

 

            Здесь ремень вокруг дитя,

            Как лента, извивается,

            Бить, наказывать – всегда

            Запрещается!

 

            Вот ребенок груз несет,

            Тащит, надрывается,

            В детстве тяжкая работа

            Запрещается!

            Вместе дружно в мире жить.

            С разными детьми дружить –

            Это … разрешается.

 

            Бегать, прыгать и учиться,

            Если заболел – лечиться.

            Это … разрешается.

 

            Этот слабый горбит спину,

            Пред сильным преклоняется.

            Быть рабом у господина

            Строго … запрещается.

Исполнение песни

 Сценка «Коза с козлятами» (песня Козлятушки»)

В зал заходит коза (плача)

Коза:

Почему открыта дверь?

Видно к нам забрался зверь.

Где мои ребятушки, серые козлятушки?

Ведущая:

- Не плачь, Коза, мы тебе поможем!

Эй, козлятки, ребятки,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Козлята вбегают, обнимают маму.

Коза: -Где вы были, ребятушки7

Козлята:

Мама, мама, Волк опять

Пришёл в двери к нам стучать.

- Ну а мы не открывали,

Мы ведь маму свою ждали.

- Мама ведь у нас одна,

Лучше всех у нас она.

Ведущая Ребята, чему учит эта сказка? О каком праве говорится? ПРАВО НА ЖИЗНЬ

Козлёнок Главным правом наш ребёнок

Наделяется с пелёнок.

Ты родился и живи

Маму с папою люби.

Год тебе всего один.

Но уже ты гражданин

За тобой стоит закон

Защищает всех нас он.

Каждый маленький ребёнок,

Вырастая из пелёнок,

Начинает понимать,

Чем он может обладать:

Всё, что может дать страна,

Чем богата и сильна.

Ведущая: - А вот и герои следующей нашей сказки. Давайте посмотрим и узнаем о каком праве говорится в этой сказке?

(Музыка Приключения Буратино)

Мальвина (строго) Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь ( берёт кусок мела) Мы займёмся арифметикой. У вас в кармане два яблока.

Буратино (хитро подмигивая) Врёте, ни одного.

Мальвина: А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?

Буратино: Два!

Мальвина: Подумайте хорошенько!

Буратино (сморщился) Два!

Мальвина (изумлённо) Почему?

Буратино: Я не отдам ему яблоки, хоть он дерись!

Мальвина: У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся диктантом.

Буратино: - Диктант, а это как?

Мальвина: - Пишите: «А роза упала на лапу Азора» Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

- Ой! Вскрикнул испугано Буратино, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Мальвина: (всплеснула руками)

- Вы противный мальчишка не хотите учиться,

Вам бы только паясничать и веселиться,

Я добра Вам желаю, а Вы мне вредите,

Вас учить и учить.

Ведущий Ребята, скажите, какое право вы увидели в этой сказке. Конечно, ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, которое должно быть бесплатным и обязательным. Но у нас впереди ещё одна сказка. Давайте посмотрим.

(Песня из Красной Шапочки.)

Волк – Здравствуй, Красная Шапочка!

Кр. Шапочка – Здравствуйте, господин Волк!

Волк –Куда ты идёшь?

Кр.Шап. – К бабушке!

Волк –А где живёт твоя бабушка?

Кр.Шапоч. – Надо идти вон по той дороге!

Волк – Понятно! Ну всё , удачи тебе, Красная Шапочка!, а я побежал! У меня дела!

(злорадно смеётся и убегает)

Ведущая –Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть бабушку и тебя. И тем самым нарушит ваши права!

Красная Шапочка – А что же делать?

Ведущая – Для начала послушай нашу Статью 3.

Статья 3 – Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу!

Крас. Шапочка – Уважаемая ,Статья, помогите мне, пожалуйста!

Статья – Пойдём, красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!

Кр.Шапочка – Спасибо, вам, большое! Пойдёмте.(Уходят)

Ведущая - Спасибо, нашим героям и статье. А к нам спешит ещё один сказочный герой.

( музыка с Айболитом)

Ведущая –Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

Саша, Ярик и Уляша

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

(звоню по телефону)

Приезжайте, доктор,

В школу поскорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

(В зал заходит Айболит)

- Что такое? Неужели Ваши дети заболели?

Айболит - Здравствуйте дети, кто заболел простудой и ангиной?

А вы знаете, что помогут апельсины.

Ну а лучше есть лимон,

Хоть и очень кислый он.

У кого болит животик?

Есть такие вирусы,

Вирусы- вредилусы.

Попадут ребёнку в рот –

Заболит от них живот.

Вот какие вирусы,

Вирусы- вредилусы!

Ведущая – Вот послушайте и отгадайте загадки:

Зелёная толстуха

Надела уйму юбок

Стоит теперь на грядке

Как балерина в пачке.(Капуста)

 

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь- очень гладкая

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)

Он никогда и никого

Не обижал на свете

Чего же плачут от него

И взрослые и дети? (лук)

_ Дети о чём эти загадки? ( о овощах)

Ешьте витамины и не болейте.

_ А сейчас встаньте мы отдохнём и поиграем.

Игра.

Мы ногами топ, топ, топ,

Мы руками хлоп, хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг, миг,

Мы плечами чик, чик, чик,

Раз сюда, два сюда( повороты туловища)

Повернись вокруг себя

Раз присели,два привстали,

Сели, встали,

Сели, встали

Словно Ванькой- встанькой стали

А потом пустились вскачь.(бег на месте)

Будто мой упругий мяч

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

Айболит –Ребята, помните, если вы заболеете вы имеете право на медицинскую помощь.

Учитель:  Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

-Как вы понимаете, что такое обязанности? .....

-Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.»

-Какие же у вас есть обязанности?

Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

Есть у вас обязанности в семье? Какие?

Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

Где могут быть записаны обязанности учеников?

Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.

Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

Просмотр мультиков про права ребенка

Исполнение песни

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.