12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черногузова Татьяна Владимировна47
Россия, Кемеровская обл., с. Поломошное, район Яшкинский

Тема:

Гражданин России.

Права и обязанности.

- Формирование основ нравственно - правового воспитания школьников с ОВЗ в процессе беседы;

-расширять представления детей о понятии «гражданин»;

-закрепить знания детей о правах и обязанностях;

- способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважительного отношения к Конституции РФ.

Оборудование: проектор, ноутбук, макеты человечков, карандаши.


 

1.Орг. момент

– Давайте поиграем в игру «Какой я?». Это очень простая игра, и вы все с успехом справитесь с ее правилами. (ВОСПИТАТЕЛЬ раздает ребятам заготовки человечков, просит приготовить цветные карандаши: красный и синий).

– Итак, я буду называть качества характера, и если вы считаете, что обладаете этим качеством, то красным карандашом рисуете кружочек на туловище человечка, а если нет, то синим цветом, понятно? Приготовились, начали: добрый, щедрый, трудолюбивый, доброжелательный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, ласковый, предупредительный, вежливый. исполнительный, чуткий, отзывчивый, гордый, дисциплинированный…(ученики ставят на человечке синий кружок, если думают, что такого качества у него нет, и красный, если предполагают, что обладают названным качеством).

Теперь посмотрим на своего человечка. Видите, какой пестрый получился портрет вашего характера. А почему?

– В каждом человеке есть хорошие и плохие черты. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы исправлять отрицательные качества и развивать положительные, хорошие. Надо стремиться к тому, чтобы человечек состоял из красных кружочков, согласны ? Очень приятно, что всем хочется быть хорошими. А что, по-вашему, для этого нужно?

Знать, что хорошо, а что плохо.

Знать о том, как вести себя.

Знать, как воспитывать в себе хорошие черты.

– А теперь дорисуйте человечку рожицу. Посмотрите, одинаковые ли они получились? Все разные.

– Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разные характеры

Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?

Но вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России!

Сообщение темы беседы

Предлагаю вам поговорить о том, кто такой “гражданин России”, какого человека можно так назвать? Являетесь ли вы гражданами России, любите ли вы нашу страну, гордитесь ли ею? Какими правами и обязанностями вы наделены.

2. Основная часть

Словарная работа: гражданин, права, обязанности, Конституция

Беседа

По ходу беседы мы постараемся составить схему «Быть гражданином России, значит…»

Определение первой составляющей схемы

- Рассмотрите 1 страницу паспорта гражданина РФ. Что написано под гербом? (Паспорт гражданина Российской Федерации)

- Значит, чтобы быть гражданином России, необходимо иметь российское гражданство.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране еще много нерешенных проблем. Но забота о своих гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

- Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах?

Ответы детей: построены школы, где ведется бесплатное обучение, медицинская помощь оказывается бесплатно, существуют различные льготы, например льготный проезд на транспорте для школьников и др.)

- Что мы добавим в нашу схему? (иметь российское гражданство)

Определение второй составляющей схемы

- Как вы считаете, достаточно иметь паспорт и российское гражданство, чтобы называться достойным сыном своего отечества? (высказывания воспитанников)

ВСПОМНИМ, что означает слово «гражданин» (гражданин Российской Федерации - это человек, который имеет российское гражданство, имеет права и обязанности, записанные в Конституции

- Что такое Конституция РФ?

- Что записано в Конституции? (как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы герб, гимн и флаг государства, его столица, как избирается президент и др.)

- А что ещё записано в Конституции? (права и обязанности граждан)

- Какие важнейшие права вы можете назвать?

Ответы детей: право на жизнь, на образование, медицинскую помощь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, на жилище, свободу слова, свободу совести, и т.д.

- Что относится к основным обязанностям гражданина России?

(соблюдать Конституцию и законы России. Уважать права и свободы других людей. Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании и образовании, заботиться об исторических и культурных памятниках)

-Рассмотрим подробнее таблицу «Права и обязанности»

А теперь проверим , различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем. Если я называю право – вы хлопаете в ладоши, если обязанность – приседаете.

Каждый школьник один раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы

Каждый , кто заболел, получает медицинскую помощь у врача

Молодой человек, достигший 18 лет, служит в Армии

Дети учатся в школе

Родители воспитывают своих детей

Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе

Дети ухаживают за немощными родителями

Иметь своё жилище

Воспитываться в семье

- Что мы добавим в нашу схему? (Иметь права и выполнять обязанности, записанные в Конституции РФ)

Определение третьей составляющей схемы

- Настоящий гражданин России должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике, зто наша с вами обязанность.

- Какие гос. символы вы знаете, назовите их ( флаг, герб, гимн)

- Что из себя представляет флаг РФ?

- Что означает каждый цвет? ( Современный флаг России – бело-сине-красное полотнище. Россия вступила в XXI век с этим флагом по решению Государственной думы и президента РФ. Белый цвет – мир, чистота; синий – небо, верность, правда; красный – огонь, отвага)

- Что такое гимн? (Гимн – это торжественная песня, которую слушают стоя).

- Когда исполняется гимн РФ? (Звучит при вступлении в должность президента РФ и руководителей субъектов после принесения им присяги, во время официальных церемоний, проведения воинских ритуалов, ежедневно – перед началом и по окончании вещания, перед началом спортивных соревнований, во время подъема государственного флага РФ)

- Как надо вести себя, когда звучит гимн? (При исполнении государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, поворачиваясь к нему лицом)

-Где можно видеть изображение герба РФ? (Государственный Герб Российской Федерации изображается на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Золотой двуглавый орел на щите красного цвета изображен на гербе России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на Солнце. На груди орла красный щит с изображением всадника в белом. Это - святой Георгий Победоносец. Серебряным копьем он убивает ужасного черного змея – символ зла. Герб России – символ красоты и справедливости, победы добра над злом)

- Что мы добавим в нашу схему? (Гражданин должен знать и уважать символы государства)

Определение четвертой составляющей схемы

-Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием любви к Родине, патриотизма, гордости, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину.

- А что такое Родина для вас? (высказывания учащихся)

- Малая Родина у всех нас своя, а вот страна Россия, где мы живем, у нас общая.

Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на - Камчатке наступает полночь. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Её населяет более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 39 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 о6ластей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.

Давайте поиграем.

- Представьте, что мы совершаем путешествие на самолете над Россией. Чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12 часов. С высоты мы увидим крупные города и реки. Назовите их.

Участники игры встают в круг. По ходу игры передается из рук в руки ленточка-триколор.

- Что мы добавим в нашу схему? (Любовь к родной природе, земле, близким людям, к своей Родине)

Определение пятой составляющей схемы

- Мы не раз говорили, что наша Родина - это не только цветущие сады и ласковое море. Очень много людей в нашей стране живут в нужде и бедности. Много бомжей, детей - сирот, живущих в подвалах и умирающих от голода и страшных болезней. В мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же… все это Родина? И гражданин должен все это любить и понимать? Очень сложные вопросы.

Одни люди равнодушны к бедам других, безразличны к происходящему в стране. Но настоящий гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему. Он понимает, что без его действий ничего не изменится. Но знать и хотеть мало. Гражданин действует. Это называется « гражданское поведение».

Можно равнодушно смотреть, как гибнет природа от рук человека, а можно сажать деревья, никогда не бросать бумажки на землю, очищать лес и берега рек от мусора. Можно делать добрые дела - помогать старым людям, инвалидам, больным.

Тренинг.

- Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Приехали в лес отдохнуть, а поляна завалена мусором…..

- Что мы добавим в нашу схему? (Переживает боль и трудности своей Родины, стремиться изменить её к лучшему - гражданское поведение).

Определение шестой составляющей схемы

- Прочитайте 6-ю составляющую нашей схемы: быть патриотом России

- Что значит быть патриотом? (гордиться своей страной, защищать её, отдавать жизнь за Родину)

-На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России. А в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину.

Во время ВОВ солдаты, дети, женщины, старики совершали героические поступки и отдавали свою жизнь ради Победы. И в наше мирное время мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

- Кто сегодня защищает Родину, иногда ценой жизни? (Люди опасных профессий: военные, полиционеры, спасатели и обычные люди, готовые прийти на помощь) Немало среди таких людей и совсем юных граждан нашей страны.

(Показ фотографий)

3.Итог занятия.

- Мы заполнили схему «Что значит быть гражданином России».

- Каким должен быть настоящий гражданин?

- Можно ли добавить в нашу схему что-то ещё?

(Знать и любить свой родной язык, изучать историю страны, быть честным и смелым, трудолюбивым, хорошо учиться и работать на благо своей Родины и т.д.

- Верно, ребята, нужно стремиться к знаниям , быть трудолюбивыми, ответственными, очень важно гордиться своей страной, ее достижениями, знать и уважать государственные символы. Я желаю вам стать достойными гражданами нашей великой страны.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.