Воспитательное мероприятие «С любовью к родному краю»

13
1
Материал опубликован 23 August 2021


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Борисовский дом творчества»

Борисовского района Белгородской области




«С любовью к родному краю»

(конспект воспитательного мероприятия)

t1629730786aa.jpg



Автор: Покутняя Роза Михайловна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Борисовский дом творчества», Борисовского района Белгородской области


t1629730786ab.jpg t1629730786ac.jpg




пос. Борисовка,

2021




Введение

С чего начинается Родина?

С церквушки над тихой рекой.

Со Спасова древнего образа.

С горящей свечи восковой…

Протоиерей Артемий Владимиров.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения в нашей стране всегда считались приоритетными.В настоящее время эта проблема особенно актуальна.В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными.У детей искажены понятия о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.Поэтому детство- самая благоприятная пора для привития любви к Родине.В современных условиях патриотизм – это с одной стороны преданность своему Отечеству.А с другой- сохранение культурной самобытности народа, синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности.Важно не только знакомить детей с нашей малой родиной, но и прививать любовь и уважение к своему краю, воспитывать патриотов страны.Эти задачи реализуются мной в рамках программы “Православный край”.

Знакомясь с родным поселком, его природными особенностями, святынями ребенок учится любить окружающий мир и способствовать тому, чтобы он был с каждым днем краше.А для этого не только взрослый, но и ребенок может внести свій посильный вклад в это благое дело.

В результате систематической, целенаправленной работы у детей могут быть сформированы лучшие человеческие качества, присущи русскому человеку:доброта, милосердие, отзывчивость, ответственность,а также элементы гражданственности и патриотизма.













Тема: «С любовью к родному краю»

Форма проведения воспитательного мероприятия: занятие – экскурсия по памятным местам края.


Цель:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре Борисовского района, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, вызывать чувство ответственности по отношению к большой и малой Родине.

Задачи:

Образовательные:

формировать у дошкольников  понятие о памятных местах края;

формировать духовно-нравственные ценности.

Развивающие:

развивать умение планировать, контролировать и оценивать результаты своих поступков;

развивать творческое воображение и фантазию;

развивать логическое мышление, любознательность,

развивать внимание;

Воспитательные:

воспитывать любовь к родному краю;

воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к району;

формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем, товарищескую взаимовыручку, коллективизм;

воспитывать доброту, милосердие, отзывчивость, уважение к православной культуре и традициям предков;

воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за сохранение и преумножение богатств растительного и животного мира;

воспитывать культуру общения: умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения;


Планируемые результаты – научить детей дошкольного возраста любить свой край.


Методы работы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, экскурсионный метод.

Форма обучения: групповая.

Оборудование: компьютер, экран, ноутбук, диски, экспонаты музея, ковчеги с частицами святых мощей Тихвинского женского монастыря, иконы.

Ход мероприятия

1.Организационный момент

Вступительное слово педагога:

-Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, куда хотели бы вы сегодня отправиться? Ответы детей.

Исполняются 2 куплета гимна-песни Людмилы Белевцевой «Моя Борисовка»:

Поляны цветов от подснежников синие-синие.

В них храм утопает на тихой Хотмыжской горе.

В поселке у нас почти каждого знают по имени.

Привольно живется веселой, босой детворе.

Моя Борисовка, души столица.

Пусть без курантов, без дворцов и площадей.

Но до заката дней буду гордиться.

Зеленоглазой родиной моей.

Педагог:

-Ребята, кто написал эту прекрасную песню? Не знаете?

Местная поэтесса и композитор Людмила Николаевна Белевцева.

А о чем поется в песни? Ответы детей (о Борисовке, о нашем поселке, о нашем районе, красивых местах).

Педагог:

-Правильно, теперь все понятно, вы хотите отправиться в путешествие по родной Борисовке, хорошо узнать ее историю, полюбоваться красотами и необыкновенной чистотой.

Актуализация знаний

- Скажите, кто из вас знает, как называется наша Родина? Ответы детей. (Россия).

Педагог: - Как называется наша малая Родина? Ответы детей. (Борисовский район).

-Как вы понимаете слова малая Родина? Ответы детей. Это место где мы живем. Это поля, леса, рощи, реки, фабрики, заводы.Это место, где живут мои родители, братья и сестры. Это земля, где жили наши предки.


-Как называется поселок, в котором мы живем? (Борисовка).

t1629730786ad.jpg

-Наш поселок называют краем, каких птиц? (Аистов).

t1629730786ae.jpg



- Название заповедника поселка Борисовка Белгородской области? («Белогорье»).

t1629730786af.jpg

- При освобождении поселка Борисовка от немецко-фашистских захватчиков совершил подвиг отважный летчик Митрофан Михайлович, который не сдался в плен врагу. В его честь названа центральная площадь поселка. Как она называется? (Ушакова).

t1629730786ag.jpgt1629730786ah.jpg

- Фамилия графа Бориса Петровича, за средства которого в Борисовке построен Тихвинский женский монастырь? (Шереметев).

t1629730786ai.jpg

-. Самая почитаемая икона Пресвятой Богородицы в поселке Борисовка, которая спасла жизнь графа Бориса Петровича Шереметева во время Полтавской битвы? (Тихвинская икона Божией Матери).

t1629730786aj.jpg

Педагог: Молодцы! Хорошо усвоили предыдущие занятия.

Физкультминутка. Дети встают в круг. Педагог передает им мячик и произносит стихотворение: «Любимая Борисовка поселок золотой. Красивая природа все это край родной». На ком мячик останавливается на слове «родной», тот ребенок рассказывает, чем ему нравится наш поселок.



3.Организация познавательной деятельности


1. Подготовительный этап

- Ребята, вы хотели ли бы побывать на экскурсии по памятным местам края?

Давайте посмотрим видеофильм Николая Ляшенко «Моя Борисовка», а затем расскажем стихи о крае, которые вы учили с родителями.

После просмотра видеофильма дети читают стихи В.Степанова.

1-ый ребенок:

Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная семья, -

Это всё называется родина,

Дорогая, родная земля!

2-ой ребенок:

Даже солнце здесь светит теплее,

И ромашки красивее цветут.

И горжусь я землёю своею.

Здесь хорошие люди живут…

Педагог:

-Ребята, давайте дружно закроем глазки, и представим, что вы совершаете путешествие по памятным местам края. Дети закрывают глазки.

Педагог: - А теперь откройте глазки и посмотрите фотографию.

t1629730786ak.jpg

-Это герб нашего района.

Красный цвет означает кровь, которую пролили наши земляки, защищая родную землю от врага. Изображение дуба говорит о том, что наш край заповедный. Кресты означают, что наш край православный, в нем много храмов. Лев на гербе символизирует силу, орел - свободу и красоту, а корона-власть.

Педагог:

-Ребята, правда, красивый герб, он вам нравится? Дети отвечают (да, очень нравится).

Давайте посмотрим еще фотографии родного края.

Хотели бы вы здесь побывать? Ответы детей. ( «Да»).

Педагог: Предлагаю начать наше путешествие с Тихвинского - женского монастыря.





2. Практический этап

Экскурсия в Тихвинский женский монастырь



t1629730786al.jpg


Педагог:- Ребята, слышал ли кто-нибудь из вас слово монастырь? (Ответы детей).

Педагог: - Монастырь – еще называют обителью, где люди живут и молятся Богу. Таких людей называют монахами. Сегодня вы с ними познакомитесь, и они вам расскажут о монастыре и своей жизни в нем.

Но сначала давайте вспомним правила поведения в монастыре. Дети рассказывают (девочки должны ходить в головном уборе платочке, шапочке или шарфике, а мальчики без головного убора). В монастыре нельзя разговаривать друг с другом, бегать, баловаться.

Педагог:- Молодцы, давайте придерживаться этих правил. По желанию вы можете поставить свечи и приложиться к иконам. Дети заходят в монастырь, игуменья Иова старшая среди монашек рассказывает историю обители и отвечает на вопросы детей.

Тихвинский женский монастырь расположен на самом красивом месте нашего края. Находится на возвышенности, откуда видны все окрестности Борисовки. Монастырю уже более трехсот лет. Давным-давно во время Полтавской битвы граф Борис Петрович Шереметев носил на груди маленькую иконку Тихвинской Божией Матери. Когда во время боя русских со шведами вражеская пуля летела ему прямо в грудь, иконка заслонила ее и спасла жизнь графу. В честь этого события Борис Петрович Шереметев построил Тихвинский женский монастырь. Так он поблагодарил Божию Матерь. Но были годы, когда монастырь был разрушен, а сейчас он восстановлен вновь. Скоро будет открыт на его территории новый храм и мелодичные звоны колоколов позовут всех на службу. В настоящее время службы проходят в двух старых храмах Пантелеймона Исцелителя и Николая Чудотворца. В монастыре находятся 8 ковчежцев с частицами мощей святых людей. На территории обители установлена часовня, а возле нее в капсулах находится земля со всех полей воинской Славы России.









t1629730786am.jpgt1629730786an.jpg



Экскурсия в храм Архангела Михаила.


t1629730786ao.jpgt1629730786ap.jpg


Этот храм самый древний в нашем поселке. В нем имеется мраморный иконостас, который находится под охраной ЮНЕСКО такая международная организация. В храме два священника - старший отец Георгий, вместе с отцом Павлом проводят службы, организовывают конкурсы к православным праздникам, проводят экскурсии, рассказывают о храме и его святынях.


t1629730786aq.jpgt1629730786ar.jpg

При храме создана воскресная школа для детишек. Давайте пройдемся по храму и посмотрим его святыни.



t1629730786as.jpgt1629730786at.jpg


Экскурсия в заповедник «Белогорье».


Педагог: - Ребята, для чего созданы заповедники?

Ответы детей (чтобы было красиво, чтобы там увидеть красивых птиц и зверей).

Педагог: - Не совсем так. Заповедник создан для того, чтобы сохранять растительный и животный мир для нас и будущих поколений.

Давайте вспомним, как нужно вести себя в заповеднике? Ответы детей (нельзя ломать ветки деревьев, рвать цветы, разрушать муравейники, громко разговаривать).

Педагог:- А дома вы бережно относитесь к деревьям, кустарникам, цветам? Дети отвечают (мы их сажаем, поливаем, сеем цветы, чтобы было красиво).

Педагог:- Молодцы, ребята, я горжусь вами, вы настоящие друзья природы.


t1629730786au.jpgt1629730786av.jpg


Заповедник «Белогорье» называют жемчужиной нашего края. Здесь представлены редкие виды животных, птиц, растений. В музее - природы можно полюбоваться муляжами лося, медведя, лисы, волка, енотовидной собаки и редкими видами птиц. В заповеднике есть многовековые дубы, которым по триста лет. Их с радостью обнимают детишки, загадывают желание и фотографируются на память.









t1629730786aw.jpgt1629730786ax.jpg



Экскурсия в «Дом ремесел».


t1629730786ay.jpgt1629730786az.jpgt1629730786ba.jpg


Издавна Борисовка славилась своими мастерами. В Борисовском Доме ремесел представлены изделия из лозы, соломки, глины, разные виды икон. Сотрудники Дома ремесел во время экскурсии с детьми играют в народные игры: «Золотые ворота», «Горячий блин» и другие, дети участвуют в конкурсах, викторинах, победители получают призы.


t1629730786bb.jpgt1629730786bc.jpg



t1629730786bd.jpgt1629730786be.jpg



Экскурсия на площадь Ушакова, Борисовский историко-краеведческий музей и на Аллею Славы.


t1629730786bf.jpgt1629730786bg.jpg


Центральная площадь нашего поселка – Ушакова. Она названа в честь отважного летчика Митрофана Михайловича Ушакова. Во время Великой Отечественной войны Борисовку временно захватили фашисты и приносили много жителям горя. В небе и на земле с ними боролись наши бойцы. В один летний день над Борисовкой пролетал летчик Ушаков. Немцы подбили его боевую машину. Самолет был охвачен пламенем. Но летчик не растерялся. Быстро выбрался из самолета и на парашюте летел над Борисовкой. Враги его преследовали. Парашютист бросал в немцев гранаты, и они на некоторое время разбежались в разные стороны. Тогда Митрофан Михайлович вбежал в один подвал и оттуда с пистолета стрелял в фашистов, пока не закончились патроны. А последнюю пулю оставил для себя. Так мужественно погиб летчик Ушаков. Его именем названа центральная площадь поселка и на здании центра культурного развитие (районного дома культуры) ему установлена мемориальная доска.

Проходим к памятнику «Скорбящая Мать».













t1629730786bh.jpgt1629730786bi.jpg


Это место в Борисовке называют священным. Рядом братская могила. В ней похоронены более ста бойцов, которые погибли при освобождении нашего поселка от фашистских захватчиков в Великую Отечественную войну. На братской могиле в любую погоду, в любое время горит Вечный огонь. В праздники жители Борисовки сюда возлагают гирлянды Славы, венки и живые цветы.

Педагог:- Ребята, как вы думаете, почему на памятнике мать такая грустная?

Ответы детей (ей больно за погибших сыновей; она не хочет видеть слез детей и внуков, чьи отцы и деды погибли на войне за наше счастливое детство, за мир на земле).

Педагог:- А когда Скорбящая Мать радуется в душе? Ответы детей (Когда к братской могиле приходят люди и приносят цветы).

Педагог:- Давайте и мы возложим к братской могиле цветы и минутой молчания почтим память погибших освободителей нашего поселка.

Педагог:- Посмотрите, пожалуйста, на эту Аллею. Она называется Аллея Славы. На ней установлены бюсты выдающихся земляков нашего поселка и района: герои Советского Союза, музыканты, знаменитые художники, писатели, актеры, которые прославили наш район в разные годы. Давайте к бюстам наших земляков возложи живые гвоздики.

Педагог:- О каких замечательных земляках вы узнали до этого, а о каких узнали только сегодня? Ответы детей. (Знали о герое Советского Союза Анатолии Рудом, музыкантах Ломакине и Дегтяреве, враче Владимире Куликовском).

Педагог:- Вы хотели быть такими же, как эти выдающиеся земляки? Ответы детей. (Да).

Педагог: - Как их можно назвать еще? Ответы детей. ( Патриоты).

Педагог: - Правильно, настоящие патриоты России и нашей малой Родины.

Педагог:- На противоположной стороне размещен историко-краеведческий музей.

t1629730786bj.jpg


В нем представлены экспонаты Борисовки в древности и до настоящего времени. Это наша история. Давайте пройдемся по залам и посмотрим интересные экспонаты.


t1629730786bk.jpgt1629730786bl.jpg


Экскурсия в детскую библиотеку.

Педагог:- Перед тем как отправиться в дальнейшее наше путешествие я хочу вас спросить, как нужно обращаться с выданными книгами в библиотеке? Ответы детей. (Аккуратно читать, переворачивать страницы, не рвать листы, не сгибать их).

Педагог:- Правильно, молодцы. Давайте так делать всегда.

Педагог:- Вот и детская библиотека.

t1629730786bm.jpgt1629730786bn.jpg




Она расположена на улице Республиканской под номером один. Раньше это был дом выдающегося нашего земляка актера, писателя, драматурга Павла Яковлевича Барвинского.

Многие из вас постоянные читатели библиотеки. Библиотекари проводят для детей интересные викторины, встречи с писателями, знакомят богатым книжным миром и ребята чувствуют себя как дома. Давайте пройдем по залам библиотеки и полистаем книги с красочными иллюстрациями и посмотрим видеофильм.


t1629730786bo.jpgt1629730786bp.jpg



Организация контроля, самоконтроля.

Педагог: - Много интересного мы узнали на экскурсиях по родному краю. Но пора нам отправляться домой.

Подведение итогов

Педагог:- Подведем итог наших экскурсий. Вы познакомились с красивыми местами нашего края.

Рефлексия.

Педагог:- Какая экскурсия вам понравилась больше всего и почему?

(дети отвечают)

Педагог:- Ребята, любите нашу малую родину, наш поселок Борисовка. Здесь вы живете вместе с родителями, на протяжении нескольких лет посещаете детский сад, а когда подрастете, пойдете в школу. Известный писатель Константин Ушинский говорил: «Много есть на свете всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за знакомство с Вашей работой, фотоотчет - прекрасно дополняет текст.

23 August 2021