Сценарий внеклассного мероприятия «С любовью к Донецкому краю…» (9–11 класс)
Пояснительная записка к презентации
Осыковская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней
Подготовила: Назарова Т.П.
Внеклассное мероприятие по литературе для 9-11 классов
«С любовью к Донецкому краю…»
Учитель русского языка
и литературы
Тема: «С любовью к Донецкому краю…(Донецкий край в творчестве современных писателей)»
Аннотация: внеклассное мероприятие в форме литературного вечера, сопровождается презентацией, просмотром двух видеоклипов. Данное внеклассное мероприятие может проводиться с целью воспитания чувства патриотизма и любви к своему родному краю, а также к талантливым землякам.
На данном мероприятии используется творческая работа участвующих. Каждый сможет стать не только зрителем, но и непосредственным участником мероприятия.
Целевая аудитория: 9 – 11 классы.
Аргументация важности данной разработки: воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Одними из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, являются внеклассные мероприятия по литературе, истории, краеведению. Они позволяют воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и "малой родины". Задача данной разработки – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину, сочувствовать горю, уметь сопереживать и поддерживать друг друга. Ведь данное мероприятие обращает к настоящему, к нашей реальной действительности, чтобы школьники, зная, через что пришлось пройти в борьбе за свободу, могли создать достойное будущее.
Цели:
1. Воспитать чувство патриотизма, расширить чувство привязанности и представления о родных местах за счёт познания своей родины.
2. Познакомить с творчеством современных поэтов и писателей нашего края.
3. Развивать творческие способности и любовь к родному краю, воспитывать желание к самостоятельному познанию творчества поэтов и писателей, воспевающих Донбасс.
Оборудование:
Портреты современных писателей Донбасса; выставка книг о Донбассе; компьютер, проектор, экран для просмотра презентации видеороликов; бумажные дерево и листья.
Ход мероприятия
Учитель: Велика наша планета с её необъятными просторами (Слайд 1), зелеными лесами и полями, синими реками, маленькими деревушками и большими городами. Но у каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, – это край, где он родился. (Слайд 2)
Ребята, сегодняшнее мероприятие называется «С любовью к Донецкому краю…».
Ученик:
Мой рай, мой край. Об этот край суровый
Ломают копья, расшибают лбы.
Я создан из его любви и крови,
Труда и воли, слова и судьбы.
Его судьба – нелёгкая дорога,
По ней он шёл, не полз и не петлял.
В лицо он видел дьявола и Бога,
Пред ними не скулил и не вилял.
Он прям, упрям, он твёрд, не терпит лени,
Он бил всегда за подлость по зубам,
Он никого на ставил на колени,
Поскольку никогда не станет сам.
Владимир Скобцов
(Слайд 4)
Учитель: Стихотворением Владимира Скобцова начинаем рассказ о нашем родном крае.
Богат и щедр он не только на природные ресурсы, но и на творческих, талантливых людей. (Слайд 5)
В начале жизненного пути каждый из нас открывает для себя слово «Родина». Наша родина со своим особым обликом, со своей величественной и неповторимой красотой всегда вдохновляла талантливых людей на создание художественных произведений. Творчество наших земляков питается соками родной земли. В их работах, будь то стихи, очерки, картины, мы находим тонко подмеченные черты реальной, повседневной жизни; умение слить в одно пейзаж и чувство любви к Родине. И облечь все это в неповторимый и художественный образ.
Ведущий 1. Владимир Скобцов родился 11 октября 1959 в Донецке. (Слайд 6). Его личная трагедия, причиной которой стала несчастная любовь, не помешала ему закончить университет, начать общественно-полезную трудовую деятельность. Автор взял в руки гитару. Не лишенный очарования голос и поэтический талант подтолкнули его к публикации.
Просмотр видеоклипа на стихи В. Скобцова
Непокорённый
Посвящается Донецку
Не надо плакать над судьбой,
Прибереги души чернила,
Она тебе не изменила,
Она по-прежнему с тобой.
Звенит натянутой струной
Судьба, её не выбираем,
Между чистилищем и раем
Скажи спасибо, что живой.
Не надо плакать над страной,
Где слёзы ничего не значат,
Она, поверь мне, не заплачет
Ни над тобой, ни надо мной.
Незваным гостем в дом родной
Уже грядёт иной порядок,
Где человечины вкус сладок,
Скажи спасибо, что живой.
Не надо плакать над собой -
Солдатик, вышедший из комы,
Сказал, что там полно знакомых,
Как будто съездил он домой.
И над твоею головой
Склонился ангел поседевший -
Не ты один осиротевший,
Скажи спасибо, что живой!
Ведущий 2. «Я из Донецка. Сейчас это для кого – диагноз, для кого – тавро, для кого – знамя... Я из Донецка. Мы тут ходим каждый день под Богом, мы живём – как в последний раз... Мы живём, несмотря ни на что, и пишем стихи.» (Слайд 7) Так говорит Марина Бережнева, поэтесса, гендиректор государственного предприятия по рекламе и массовым коммуникациям ДНР.
Ученик. (Слайд 8)
Столько горя вокруг...
Столько горя вокруг...
Столько встреч, но разлук ещё больше.
Кровью кропленный круг
Всё растёт - от Ростова до Польши...
Седины ранний блик,
И морщинки у глаз всё острее...
Ты ещё не старик,
Только кто разберётся - в траншее
Словно тьмы узелок,
Среди грома и вспышек полночных.
И всё ближе порог -
За которым твой отпуск бессрочный.
Каждый час в пересчёт,
Каждый миг - на прикладе засечка,
И то нечет, то чёт -
Догорела ещё одна свечка,
Догорела - и мрак
На мгновенье становится вечным...
Сколько было атак?
Сколько надо ломиться по встречной?
Выгорая за миг,
Вновь вставать, потому, что есть "надо",
И удерживать крик,
Ощущая засечки приклада...
Каждый день, каждый миг,
Каждый час между небом и горем...
Ты ещё не старик...,
Эхо выстрелам вторит и вторит...
Ведущий 1. Гражданская лирика Марины Бережневой полна скорби и сочувствия к родной земле. О себе она сказала: «Я такая, какой меня видят другие, я – маленькая и большая, нежная и жёсткая, целеустремлённая и беспечная…» С уверенностью можно сказать, что стихия поэтессы, кроме ее стихотворений, – это и еще ее Родина, ее Донбасс: (Слайд 9)
Ученик:
Ни о чем не прошу тебя, Господи,
Только дай мне сил, дай мне сил!
Мы на маленьком-маленьком острове
Средь ушедших от нас, средь могил…
Мы на маленьком-маленьком острове
Том, которому имя – жизнь,
Ни о чем не прошу тебя, Господи,
Только мне прошепчи – держись!
Мы на шарике цвета жемчужного
Посреди той вселенской тьмы,
Как же мало, поистине нужно нам,
Как же много желаем мы…
Наши просьбы – да Богу в уши бы,
Нам бы длани его тепла,
Да твердят проповедники ушлые,
Что вокруг лишь одна зола…
Как же быть нам, скажи мне, Господи,
Сотворивший жемчужный шар,
А мечты рассыпаются гроздьями,
Словно мне недоступный дар…
Марина Бережнева
Ведущий 1. Стихотворения Марины Бережневой вошли в сборник гражданской поэзии Донбасса 2014-2015 годов «Час мужества». (Слайд 10) Название сборника – это строки из знаменитого стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Мужество». (Слайд 11)
Ученик:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Несмотря на то, что это стихотворение было написано Анной Андреевной в 1942 году, оно имеет прямое отношение к нашей действительности.
В сборник «Час мужества» вошли стихотворения 33 авторов, которых объединила одна тема – события 2014-2015 годов.
Ведущий 2. Стихотворения Анны Ревякиной (Слайд 12), донецкой русскоязычной поэтессы, лауреата премии «творческая молодежь Донбасса 2012» в номинации «Поэт года» также вошли в этот сборник поэзии.
Русанов Владимир Адольфович – писатель, переводчик так говорит об Анне: «До знакомства с творчеством Анны Ревякиной я скептически относился к поэтической среде Донецка.
А вот тут подумалось: ведь Анне, с её потенциалом, надо было родиться и творить не в нашей провинциальной глуши, а где-нибудь на Манхэттене. Только Нью-Йорку с этим не повезло, а Донецку повезло.» (Слайд 13)
Четыре ученика читают стихотворение Анны Ревякиной «Школьное сочинение»(Слайд 14)
Ученик 1:
Как ты провёл это странное лето в городе,
где мост через реку вставал на дыбы от ужаса,
где всякое слово тонуло в железном грохоте,
где мальчики носят теперь на плече оружие?
Ученик 2:
Как ты провёл его – письма писал мне светлые,
нежные письма о лете, которого не было?
Лето теперь навсегда под твоими веками –
Лето, в котором всё было так горько-зелено.
Ученик 3:
Как ты провёл это лето под терриконами,
хмуро глядящими прямо в глаза грядущему?
Я-то его разменяла на поезда с перронами,
я его где-то оставила под подушкою,
чтобы не помнить о лете, в котором сызнова
жить приходилось учиться и осторожничать.
Ученик 4:
Как ты провёл его?
Лето, что не пролистано,
лето, что до сих пор обжигает кожу нам.
Не отвечай, я знаю, как ты ответишь мне,
лето иссякнет с последним глоточком воздуха.
Станет когда-нибудь памятью, вещью, ветошью,
спиною моею, болезненно сколиозною,
символом грозного времени, сном полуночным,
жутким кошмаром, вскриком и всхлипом детским.
Как ты провёл его? Лето на нашей улице,
страшное лето, случившееся с Донецком.
(Слайд 15)
Ведущий 1. Анна Ревякина – автор нескольких поэтических сборников. Среди них книга с названием «Хроники города До» (Слайд 16). «Город До – это поэтическое имя моего города и вместе с тем название цикла стихотворений. До – это предлог как часть речи и основание для поступка. До – это мой дом, До – это доктор, которому не все равно. До – это дождь, который барабанит и оплакивает нашу участь», – таким образом Анна расшифровывает первую часть названия своей новой книги.
Линия фронта тянется внутри города,
мы на бульваре Пушкина жмёмся к зданиям,
всё, что мне было так бесконечно дорого,
вдруг превратилось в стеклянное дребезжание. (Слайд 17)
Ведущий 2: Анна говорит: «Наше настоящее – это город, переодевшийся в камуфляж, блокпосты, пустынные улицы, разбитые стёкла, закрытые фанерой витрины магазинов. Каменный Владимир Ильич стоит на своём полированном постаменте и без всякого интереса глядит, как его потомки вершат новую революцию. Александр Сергеевич спрятался за театром и с ужасом прислушивается к выстрелам, у него ведь уже 215 лет, как смертельная аллергия на огнестрел. Тарас Григорьевич, с самого начала находящийся в гуще событий, сочувствует директору художественного музея, в котором от взрыва вылетели все стёкла, но, слава Богу, ни одно полотно не пострадало. А маленькие люди, как и раньше, спешат по своим маленьким делам, после работы заходят в кондитерскую, чтобы выпить кофе и съесть пирожное, влюблённые пары гуляют вокруг городского пруда, где крепкие парни рассекают зеркальную водную гладь на стремительных каноэ. Жизнь продолжается, пусть и не во всей её полноте, но во всей её быстротечности.» (Слайд 18)
Заключительное слово учителя. Искренне и задушевно говорят поэты и писатели о родном крае. Их произведения учат нас видеть, понимать, любить и разделять судьбу родной земли.
Глубокими корнями связан человек со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился.
На долгие годы сохраняются в памяти человека картины родных мест. Они живут в сердце каждого, не теряя со временем привлекательной свежести и яркости красок. (Слайд 19)
История и культура, быт и природа – все это становится частицей жизни, приобщает нас к высокому чувству любви к своей стране.
Наше мероприятие хотелось бы закончить стихотворением поэта Егора Воронова из сборника «Час мужества».
Ученик:
Донбасс не может быть красивым,
Как руки старого отца
И фронтовые негативы
На пыльной полке продавца.
Пропахший дымом и уставший –
Донбасс всегда был некрасив.
Спокойный, честный и бесстрашный,
Наполовину грек и скиф.
Он сотни раз в труде и быте
Сгорал дотла, минуя смерть.
Подобен сотне общежитий,
Готовый каждого согреть.
В шахтёрской робе и косухе,
С разбитой в драке головой,
Немного зол, но не напуган,
С улыбкой грустной и живой –
Донбасс идёт к своей Голгофе
Под крики сытых гордецов.
Да, некрасив мой край, панове,
Но я люблю его лицо.
Просмотр видеоклипа «Родина моя» (Слайд 20)
Далее обучающимся раздаются листья дерева, вырезанные из цветной бумаги и даётся задание продолжить фразу «Донбасс для меня – это…», после чего желающие могут выйти на сцену, прикрепить свой лист к дереву, озвучить написанное. Таким образом, каждый может стать не только слушателем, но и участником мероприятия, выразить свою точку зрения.
Список использованной литературы
http://httpwwwskobtsovblogspotcom.blogspot.com/
https://www.stihi.ru/avtor/vskobtsov
http://russkiymir.ru/fund/press/190817/
https://www.youtube.com/watch?v=0BCeGy77kdQ