12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маспанова Екатерина Владиленовна54
Россия, Санкт-Петербург, Петродворец

курс ОРКСЭ

Проект:

«Вот и Пасха. Ура!

Веселись детвора».
 

учитель ГБОУ СОШ № 567

Маспанова Екатерина Владиленовн

Санкт- Петербург

2017 г.

Почти все дети нашего класса принимают активное участие в Пасхальном празднике: пекут куличи и пасхи, красят яйца, но мало кто знает об истории и традициях этого праздника.


 

Тема:  «Вот и Пасха. Ура! Веселись детвора».

Тип проекта: Исследовательски-творческий.

Срок реализации: краткосрочный-2 недели.

Участники проекта: ученики 3 класса, родители, педагог.

Цель проекта: Приобщение, расширение знаний школьников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха.

Задачи:

 Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.

 Развивать интерес к культуре предков.

 Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

 Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

 Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

 Приобщение, расширение знаний школьников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха.

Обеспечение: иллюстрированный материал, пособия, атрибуты, литературный материал.

Предполагаемый результат: пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины; любви к родному краю; формирование чувств национального достоинства, расширение кругозора детей; знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими народными играми. Проведение среди школьников мастер-классов по изготовлению сувениров, открыток, крашенок. Презентация проекта в форме праздника.

Этап 1. Предпроектная подготовка.

Цель: выявить, что учащиеся знают о празднике Пасха.

Задачи: заинтересовать поставленной проблемой, пробудить интерес к истории и культуре Родины.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Христос воскрес! Опять с зарёю

Редеет долгой ночи тень,

Опять зажегся над землёю

Для новой жизни новый день.

Ещё чернеют чащи бора;

Ещё в тени его сырой,

Как зеркала, стоят озёра

И дышат свежестью ночной;

Ещё в синеющих долинах

Плывут туманы… Но смотри:

Уже горят на горных льдинах

Лучи огнистые зари!

Они в выси пока сияют,

Недостижимой, как мечта,

Где голоса земли смолкают

И непорочна красота.

Но, с каждым часом приближаясь

Из-за алеющих вершин,

Они заблещут, разгораясь,

И в тьму лесов и в глубь долин;

Они взойдут в красе желанной

И возвестят с высот небес,

Что день настал обетованный,

Что Бог воистину воскрес! Иван Бунин

2. Самоопределение к деятельности.

-Постановка проблемы «Что мы знаем о празднике Пасха?».

Выявление знаний по «Опроснику»

Опросник.

 Пасха праздник а) советский   б) христианский   в) языческий?

Какое полное (правильное) название у праздника Пасхи?

Какое значение имеет событие Воскресения Христова лично для тебя?

Что готовят на Пасху?

Как празднуют Пасху в народе?

Что говорят люди, когда поздравляют друг друга на Пасху?

Сколько длится праздник Пасхи?

Ты был в православном храме?

В вашей семье празднуют Пасху?

Ты хочешь больше узнать о народных традициях празднования Пасхи?

Анализ опросника.

3. Работа по теме урока.

Пасху празднуют не только глубоко верующие люди, но и семьи, которые нечасто ходят в храм. Любят этот праздник и дети. Еще бы! В этот воскресный день семья собирается за большим столом с разнообразными крашеными яйцами, куличом, который бабушка печет лишь раз в год.

Пасха — самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Церковное предание гласит, что после снятия с креста Иисуса, тело его погребли в пещере в саду Иосифа, его ученика. Но вход завалили большим камнем и поставили стражу, чтобы тело Христа не похитили. На третью ночь с небес сошёл ангел Господин и отвалил камень от входа. Воины, стоявшие на страже, от страха окаменели, а потом, очнувшись, побежали к иерусалимским священникам доложить о случившемся. Женщины, пришедшие поутру, чтобы по обычаю помазать тело Христа благовонным миро, не нашли его. В пещере же был ангел, который сказал им: «Вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес из мёртвых». Затем сам Иисус явился Марии Магдалине и ученикам своим, с которыми в течение сорока дней говорил о Царстве Божием.

Вот почему празднование Пасхи — «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца.

Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

Пасха – это воскресение, оживление, победа жизни над смертью. Воскресение происходит в природе. Мы знаем, что, как бы ни было холодно зимой, она закончится и придет весна, мы будем радоваться тому, что все снова оживает. После ночи обязательно наступает рассвет – это тоже воскресение. А Пасха – оживление души каждого из нас.

Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.

Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!» Смерти больше нет.

Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» - благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину воскресе Христос!»

4. Группы и роли.

Принятие решения о изучении народных пасхальных традиций.

Дети разделены на 4 рабочие группы. Для этого можно использовать цветные жетоны.

Когда дети распределены по группам, необходимо вспомнить правила работы в группах.

Представители группы выбирают исследовательское задание на неделю:

1) Пасхальные традиции Пасхи на Руси.

2) Как праздновали Пасху в нашей стране в разное время?

3) Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца?

4) Пасхальные игры, гадания, приметы.

Обсуждение с товарищами.

Обсуждают и консультируются с учителем, если возникли вопросы.

Учащиеся ставят в группе цели и задачи на рабочую неделю, распределяют роли и направления деятельности.

Сбор информации о празднике Пасха.

Дети в течение недели выполняют исследовательскую работу по теме. Они могут получить консультацию и помощь от учителя и от родителей. Также ребята могут воспользоваться литературой и сервисами интернета.

Этап 2: Представление проекта.

Этот этап состоит из двух частей (2 дня).

Цель: Познакомить с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей, традициями и обычаям празднования Пасхи. Задачи урока: Развивать интерес к культуре наших предков. Воспитывать уважительное отношение к русской культуре. Развивать коммуникативные компетенции: сотрудничать в группе при защите проекта, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.


 

Ход занятия 1.

1. Организационный момент.

Каждый день всегда, везде:

На занятиях, в игре-

Смело четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Самоопределение к деятельности.

-В народе часто говорят: «Дорого яичко ко Христову дню.» Что это за день и почему именно яичко? Об этом и поговорим сегодня.

Стихотворение «Пасха»

Сердце с бедами свыкается-

Но когда ускачет бес,

К нам на крыльях опускается

Пасха яркая с небес.

Пасха русская, старинная,

С пестротой и толчеёй,

Неподдельная, былинная-

Та, что празднуем семьёй.

Рано утром разговеемся

По укладу стариков.

И любить и жить надеемся

Ещё тысячу веков.

Пахнет терпкая акация,

Звон плывёт в родном краю…

Возвращайся, празднуй, нация,

Пасху русскую свою!

3 . Работа по теме урока.

Звучит запись песни Н.Тананко «Христос Воскрес».

 Сегодня второй этап нашего проекта по изучению народных традиций празднования праздника Пасхи. Ребята узнали в процессе работы много нового и с удовольствием поделятся знаниями с нашими гостями.

Вспомним этапы проекта:

1. Постановка проблемы: Мы мало знаем о Воскресении Христовом, и как это событие отражается на нашей жизни.

2. Сбор информации: Евангельские чтения, подбор литературы, Интернет, родители.

3. Подготовка к презентации. Подготовка докладов электронных презентаций.

4. Презентация проекта.

4. Доклады учащихся.

Сообщения и презентации детей по результатам своих исследований.

5. Задание для творческого этапа работы над проектом.

« Вот и Пасха. Ура! Веселись детвора».

Представители группы выбирают творческое задание на неделю:

1) В какие игры играли на Пасху?

2) Какие сувениры готовили к празднику?

3) Как украсить комнату к празднику Пасхи?

4) Что было на праздничном столе?

Обсуждают и консультируются с учителем, если возникли вопросы.

Учащиеся ставят в группе цели и задачи на рабочую неделю, распределяют роли и направления деятельности.

6. Рефлексия.

- Что интересного узнали?

- Что вас заинтересовало?

- Какое настроение у вас после занятия?

Ход занятия № 2.

1. Организационный момент.

Дети (родители и учитель помогают) украшают кабинет, накрывают праздничный стол, оформляют выставку сувениров и пасхальных открыток, готовят площадку для игр.

2. Работа по теме проекта.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок не простой. Сегодня последний этап нашего проекта по изучению народных традиций празднования праздника Пасхи.

Повсюду благовест гудит, 
Из всех церквей народ валит. 
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов, 
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,
И одеваются поля, 
Весна идет, полна чудес! 
Христос воскрес! 
Христос воскрес!

3. Защита проектов.

Защита проектов представителями творческих групп.

Учащиеся рассказывают о проделанной работе. Материал может быть представлен наглядно в классе, через презентацию, рассказ.

Заканчивается работа над проектом праздником Пасха, который организовали сами участники проекта.

4. Рефлексия.

Давайте спросим ребят: Понравилось ли им работать над проектом? Что именно понравилось? А какие впечатления у взрослых?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список использованной литературы.


 

1.А.В.Терещенко «История культуры русского народа» Москва ЭКСМО 2007 г.


 

2.А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4-5 классы. Москва «Просвещение 2010 год.


 

3.«Празднуем Пасху всей семьей» (перевод Одинцовой С.Н.; под редакцией Левкиной Т.). Москва. Торговый дом «Издательство Мир книги», 2006 г.


 

4.Л.Ляховская «Энциклопедия православной обрядовой кухни» Праздники, обычаи, обряды. Москва 1998год.


 

5.Барнс Т. «Библия для детей». Астрель, АСТ, 2007 г.

Приложение.

Пасхальные традиции в России.

Накануне Пасхи тысячи поздравительных открыток разлетались по свету с сердечным приветом надежды и любви: «Христос воскресе!», а тысячи других открыток, летевших навстречу, отвечали: «Воистину воскресе!». Открытые письма доставляли много приятных минут, напоминали о далеком друге, о близком и любящем сердце.

На многих открытках были изображены веточки вербы, напоминающие о празднике, который отмечается за неделю до Пасхи, - о Вербном воскресенья, или Входе Господнем в Иерусалим. Когда Иисус въезжал в Иерусалим, народ приветствовал его, держа в руках пальмовые ветки, считавшиеся символом жизни, радости, спасения. На Руси пальмы не растут. Для символического христианского обряда в русском православии была избрана верба. С древних времен ей приписывали чудодейственные свойства - охранять людей от злых духов. Вода, в которую опущена веточка вербы, сохраняется свежей долгое время. И, наконец, верба первой среди растений в наших краях оживает после зимы, ведь Вход Господень в Иерусалим отмечается ранней весной. В Вербное воскресенье веточки вербы освящают в церкви, а затем хранят целый год за божницей.

Яйцо - главный элемент праздничного пасхального ритуала. Оно изображалось на каждой открытке. В яйце зарождается жизнь. Отсюда и особое, благоговейное к нему отношение. Яйцо — символ воскресения Христа. Красили яйцо обычно в красный цвет - цвет пролитой за людей крови Христа. Со временем стали использовать и другие цвета. Согласно обычаю делали это в четверг. Тогда же пекли куличи, убирали дом. В воскресенье православные христиане, знакомые и незнакомые, встречаясь на улице или дома, поздравляли друг друга с праздником Воскресения Христова и при этом целовались - христосовались, говоря: «Христос воскрес!» и «Воистину воскресе!». При этом дарили друг другу яйца. Яйца дарили в знак любви и почтения. По д преданию, начало этому обычаю положила Мария Магдалина, сообщившая римскому императору Тиверию благую весть о воскресении Христа и подарившая ему красное яйцо. Яйцо от первого христосования считалось «наисвященнейшим», и его сохраняли целый год до новой Пасхи.

Праздничный пасхальный стол украшали куличи и творожная пасха, которая изготовлялась в форме усеченной пирамиды, символизирующей гору Голгофу, где, по преданию, был распят Иисус Христос. На боковых сторонах творожной пасхи выкладывались буквы «ХВ» - «Христос воскресе!». Куличи, яйца, творожные пасхи освящались в церкви, куличи украшались цветами.

Всю пасхальную неделю звонили в колокола, причем звонить разрешалось всем желающим. В городах и деревнях устраивали качели, карусели, балаганы, занимались всевозможными играми: бились красными яйцами (чье окажется крепче), катали их с каточков (чье укатится дальше).

Как праздновали на Руси Пасху.

На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века. У нас Пасха с самого начала отмечалась широко, ибо являлась любимейшим народным праздником, когда «душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви и когда люди всего больше чувствуют живую, сердечную связь с великим Искупителем мира».

Пасху встречали во всяком уголке – от Кремлевского дворца до самого бедного дома праздник разливался по Руси. Иностранный путешественник в своей книге о России писал так: «По всем городам и деревням страны, на всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными вкрутую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их, сколько нужно кому. Ни одного яйца не берегут для себя. Всю Пасху все люди, богатые и бедные, дворяне и простолюдины, мужчины и женщины, парни и девушки, слуги и служанки, носят при себе крашеные яйца, где бы они ни были, куда бы ни шли, а при встрече с кем-нибудь, знакомым или незнакомым, здороваются, говорят: «Христос воскресе!», а тот отвечает: «Воистину воскресе!», и дают друг другу яйца, целуются, а потом каждый идет своей дорогой, пока не повстречается, опять с кем-нибудь и не исправит такого же обряда, так что иногда тратит до 200 яиц в день.

Торжественно праздновали Пасху русские цари. Бояре, окольничие и все, кто молился в соборе, подходили к патриарху, целовали его в руки и получали либо золоченые, либо красные яйца – высшие по три, средние по два, а младшие по одному… После заутрени из Успенского собора государь вместе с многочисленным «чином» шествовал в собор Архангельский, где, соблюдая древний обычай, прикладывался к иконам и святым мощам и «христосовался с родителями», то есть поклонялся их гробам…. На другой или третий день праздника, а чаще всего в среду Светлой недели, государь принимал в Золотой палате, в присутствии всего царского чина, патриарха и духовных властей, приходивших с приносом или дарами: образами, крашенными и расписанными яйцами. Приходили многочисленные делегации от монастырей, от подворий, гости из всех русских городов…».

Особенно трепетно относилась к празднику Воскресения Христова деревня. В деревнях приготовления к Пасхе велись очень тщательно и загодя. Всю Страстную седмицу крестьяне приводили в нарядный вид свои жилища: белили печи, мыли лавки, скоблили столы и т.п. В это время мужики заготавливали дрова, хлеб и корм для скотины. В субботу всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и пасху. Все приготовленное клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем, украшали цветами. К вечеру Великой субботы народ спешил в церковь слушать чтение «страстей». Пасхальная ночь получалась особенно торжественной и красивой – зажженные фонари и костры освещали церковь и колокольню. С первым ударом колокола народ устремлялся в храм слушать утреню. Возле иконостаса и около церковных стен расставлялась принесенная для освящения пасхальная снедь. Ровно в 12 часов, после утрени, в ограде начинали палить из пушки или из ружей. Все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и тогда под звон колоколов раздавалось «Христос Воскресе». После окончания литургии начиналось освящение куличей и пасх.

Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок пасхи и кулича (обязательно освященного, ведь, не пройдя освящения, кулич так и остается всего лишь сдобным пирогом). Лишь после этого можно было идти домой – христосоваться и разговляться с домашними. К разговенью матери всегда будили детей (даже самых маленьких), приговаривая: «Вставай, детеночек, подымайся, нам Божинька пасочки дал».

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца.

Невозможно представить себе пасхальное поздравление безкрасного или расписанного яйца. Обычай обмениваться на Пасху красным яйцом, говорят «Христос Воскресе!», очень давний.

Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо. Все христиане и приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни.

С давних времен хранится в Православной Церкви обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!», начиная, таким образом, свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины и теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа – два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры – служить видимым знаком блаженного воскресения мертвым, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа – Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смертления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое придание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным сторонам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он.

Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.

Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Крашенки – от слова красить. Красить яйца можно по-разному. Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине. Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковой шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет. А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

Драпанки. Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом – ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет – в правый. Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.

Крапанки – от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.

Писанки – это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки – настоящие произведения народного творчества. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного орнамента, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине – в красный, черный и белый, на Полтавщине – в желтый, светло-зеленый, белый. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым – крестильная сорочка писанки. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску – «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи. Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого. В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки.

Пасхальные игры, гадания и приметы.

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или саду. Кто-нибудь, из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.

Дети любили, и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.

Пасхальное гадание.

В пасхальные вечера девушки капали в крутой кипяток сырое яйцо – каждая по три капли. Фигурки, которые при этом получались, предвещали женскую судьбу, удачное ли будет замужество, богат ли будет дом, хороши ли дети.

Пасхальная примета.

Девушки внимательно рассматривали пасхальное яйцо в разрезе: чем ближе желток к краю белка, тем ближе замужество; чем ярче желток – тем удачнее брак.

Украшение яиц на Пасху, игры с ними в каждой стране происходят по-разному.

В Венгрии, например, белую скорлупу разрисовывают ярко-красным узором.

В Польше рисунок геометрический, завершает его крест или рыба.

В Румынии яйца красят в пунцово-красный цвет, символизирующий кровь Христа.

А в России яйца красят старым проверенным способом: цветными нитками, лоскутками, луковой шелухой.

В Великобритании в Пасху яйца даже использовали для игр. Одна из самых популярных – катание яиц (сырых или сваренных вкрутую) с горки. Эта игра символизирует библейскую легенду о камне, который скатился с могилы, где похоронили Христа.

В Сербии крестьяне закапывали яйца в виноградники, надеясь на богатый урожай.

В Румынии и России перед Пасхой деревенские дети ходили по домам и собирали яйца, которые потом в Пасхальное воскресенье раздавали бедным.

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.