Классный час «Вот и стали добрей и умней»
КЛАССНЫЙ ЧАС
из курса «Уроки этики»
по теме «Вот и стали добрей и умней»
Класс: 5-В
Тема: Вот и стали добрей и умней
Цель: - формировать в сознании детей понятие «доброта», научить
разгадывать загадки, распознавать добрых и злых героев сказок,
составлять пословицы;
-развивать правильную речь, внимание, мышление,
терпеливость.
-воспитывать доброжелательность, способствовать расширению
кругозора детей.
Оборудование: ребус, разрезанные пословицы, рисунки из сказок «Добро и зло» герои добрые и отрицательные.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Организация начала занятия
2. Сообщения темы и цели занятия
3. Основная часть
3.1. Робота с понятием «доброта»
3.2.Работа с загадками «Доставь словечко» в рифму о вежливости
3.3. Работа над смысловой нагрузкой фразы «Добро побеждает зло»
через сказочных героев
3.4. Рассказ и обсуждение «Притча о старике»
3.5. Работа с ситуациями про добрые поступки и разбор их
3.6. Работа над составлением частей пословиц «О добре»
4. Итог занятия
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Организация начала занятия
Здравствуйте, дети! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.
В школе прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядьте вы за парты тихо,
Руки – палочкой красиво,
На меня вы посмотрите,
И немного улыбнитесь!
2. Сообщения темы и цели занятия
- Дети чтобы узнать тему нашего занятия нам нужно разгадать ребус. Посмотрите на доску, кто уже разгадал ребус.
“
- Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Тема нашего занятия «Вот и стали добрей и умней». На занятие вы узнает, что значит слово «доброта», научитесь разгадывать загадки, вспомните сказки, которые читали.
3. Основная часть
3.1. Робота с понятием «доброта»
- Легко или трудно быть добрым? (ответы детей)
- Как же стать добрым?
Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым?
- Какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня.
Доброта – это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Дети, а как вы понимаете Доброта - это чуткость? (что он помогает всем.)
- А как вы понимаете Доброта – это отзывчивость? (никогда не отказывает в помощи.)
- А как вы понимаете Доброта – это душевное расположение к людям? (ко всем людям он настроен добродушно.)
- А как вы понимаете Доброта – это стремление делать добро другим? (всегда хочет делать добрые дела.)
- А кто запомнил, что такое доброта и повторим всему классу?
3.2.Работа с загадками «Доставь словечко» в рифму о вежливости
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.
- Посмотрим, сумеете ли вы подобрать правильные слова и быть вежливыми. Предлагаю вспомнить вежливые слова. Я вам читаю начало предложения, а вы говорите конец.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
- Каким должен быть добрый человек? (культурный, вежливый)
- Добрый только тот человек, который вежливый, который культурно говорит.
3.3. Работа над смысловой нагрузкой фразы «Добро побеждает зло» через сказочных героев
- Вспомните сказки, в которых добро побеждает зло?
- Посмотрите на доску, к какой сказки эти иллюстрации? (Красная шапочка)
- Назовите добрых героев этой сказки? (бабушка, Красная шапочка, охотники, мама)
- Какие герои отрицательные или злые? (волк)
- А что в сказке победило добро или зло? (добро)
- Как именно? (охотники помогли Красной шапочке, и застрелили волка)
- Какие внутренние качества победили в этой сказке? (смелость, забота)
- Посмотрите на доску, к какой сказки эти иллюстрации? (Снежная королева)
- Назовите добрых героев этой сказки? (Кай, Герда, бабушка, олень)
- Какие герои отрицательные или злые? (Снежная королева)
- А что в сказке победило добро или зло? (добро)
- Какие внутренние качества помогли победить зло? (смелость, решительность, любовь, дружба)
- Посмотрите на доску, к какой сказки эти иллюстрации? (Золушка)
- Назовите добрых героев этой сказки? (Золушка, принц, звери, фея)
- Какие герои отрицательные или злые? (мачеха, сестры)
- А что в сказке победило добро или зло? (добро)
- Какие внутренние качества помогли победить зло? (терпение, трудолюбие, честность, правда)
- Какие добрые качества помогают победить зло?
- На земле добра больше чем зла. В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному - Добру, Правде, Красоте, Дружбе и Любви.
3.4. Рассказ и обсуждение «Притча о старике»
- Как вы понимаете слова: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»? (если родители себя ведут плохо, то ребенок это видит и хочет повторить)
- Девочки, а вы пытались что-то повторять за своими мамами? (я крашу губы как мама, встаю рано вместе с мамой, платью шью как мама, мою посуду)
- А какие из перечисленных дел полезные?
- Мальчики, а вы что-то делали как папы? (помогал бабушке перейти дорогу, помогал маме, посадил дерево, помогал делать ремонт)
- А какие из перечисленных дел полезные?
- Полезные дела это не только добрые дела, а еще и полезные для общества.
- Я хотела бы вас познакомить с одной мудрой притчей. Вы внимательно слушайте и ответьте на такой вопрос: С какой целью сын оставил половину одеяла?
Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и его жена перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.
За ним требовалось все больше ухода, и жена уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей. Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.
Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет, папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.
Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обижали старика, и испугались за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.
- С какой целью сын оставил половину одеяла?
- Какие главные герои притчи? (муж, жена, дедушка, сын)
- Зачем муж и жена отправили сына на конюшню? (за одеялом)
- Почему родителям стало страшно за свою старость?
- Почему, муж с женой после того как сын принес одеяло дедушке стали к старику хорошо относится?
- Как бы вы назвали эту притчу?
Физминутка
Все за мной вы повторяйте:
Дружно руки поднимайте.
Мы попрыгаем на месте,
И потянемся все вместе.
Мы покружимся немножко,
А теперь потопай ножкой.
3.5. Работа с ситуациями про добрые поступки и разбор их
- Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твой желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
- Послушайте внимательно ситуацию и ответьте на вопрос: Как бы вы поступили в этой ситуации?
Ситуация 1. После работы мама приготовила ужин и мыла посуду.
- Как бы вы поступили в этой ситуации? (вытирал бы посуду, помог ей расставить посуду)
Ситуация 2. - Как бы вы поступили в этой ситуации?
Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
- Кого осуждаете? Почему?
Ситуация 3. Папа отправился на улицу выбивать ковры.
- Какую помощь оказали бы вы? (выносил бы на улицу маленькие ковры)
Ситуация 4. Шли домой Света, Коля и Саша. Саша предложил Свете донести портфель.
- Кто сделал добрый поступок?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
Ситуация 5. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Чьё поведение вызвало у вас одобрение?
- Кого осуждаете? Почему?
- Почему добрые поступки и полезные дела возвышают человека?
-Чтобы делать добро, надо им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Её надо в себе воспитывать упорно, день за днём.
3.6. Работа над составлением частей пословиц «О добре»
- Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (На доске таблички-пословицы)
Добро помни, а |
|
пожнёшь |
Что посеешь, то и |
|
зло забывай |
За добро |
|
добром плати |
- Как вы понимаете пословицу - Добро помни, а зло забывай. (что люди должны помнить только добрые поступки, а злые забывать)
- Что посеешь, то и пожнёшь. (если человек будет поступать плохо то так к нему и будут относиться люди)
- За добро добром плати. (если тебе чем-то помогли то этому человеку нужно отплатить добром)
4. Итог занятия
- Что такое доброта?
- Какие вежливые слова вы знаете?
- Зачем они нужны?
- В каких сказках добро побеждает зло?
- Какие качества помогают человеку быть добрым?
- Чему учит «Притча о старике»?
- Какие пословицы о добре вы знаете?
-Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! Будем стараться воспитывать в себе это чувства.
Сафонова Елена Валерьевна