Классный час «Вот и стали добрей и умней»

3
1
Материал опубликован 12 February 2018

КЛАССНЫЙ ЧАС

из курса «Уроки этики»

по теме «Вот и стали добрей и умней»

Класс: 5-В

Тема: Вот и стали добрей и умней

Цель: - формировать в сознании детей понятие «доброта», научить

разгадывать загадки, распознавать добрых и злых героев сказок,

составлять пословицы;

-развивать правильную речь, внимание, мышление,

терпеливость.

-воспитывать доброжелательность, способствовать расширению

кругозора детей.

Оборудование: ребус, разрезанные пословицы, рисунки из сказок «Добро и зло» герои добрые и отрицательные.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Организация начала занятия

2. Сообщения темы и цели занятия

3. Основная часть

3.1. Робота с понятием «доброта»

3.2.Работа с загадками «Доставь словечко» в рифму о вежливости

3.3. Работа над смысловой нагрузкой фразы «Добро побеждает зло»

через сказочных героев

3.4. Рассказ и обсуждение «Притча о старике»

3.5. Работа с ситуациями про добрые поступки и разбор их

3.6. Работа над составлением частей пословиц «О добре»

4. Итог занятия

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Организация начала занятия

Здравствуйте, дети! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте вы за парты тихо,

Руки – палочкой красиво,

На меня вы посмотрите,

И немного улыбнитесь!

2. Сообщения темы и цели занятия

- Дети чтобы узнать тему нашего занятия нам нужно разгадать ребус. Посмотрите на доску, кто уже разгадал ребус.

- Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Тема нашего занятия «Вот и стали добрей и умней». На занятие вы узнает, что значит слово «доброта», научитесь разгадывать загадки, вспомните сказки, которые читали.

3. Основная часть

3.1. Робота с понятием «доброта»

- Легко или трудно быть добрым? (ответы детей)

- Как же стать добрым?

Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым?

- Какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня. 

Доброта – это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Дети, а как вы понимаете Доброта - это чуткость? (что он помогает всем.)

- А как вы понимаете Доброта – это отзывчивость? (никогда не отказывает в помощи.)

- А как вы понимаете Доброта – это душевное расположение к людям? (ко всем людям он настроен добродушно.)

- А как вы понимаете Доброта – это стремление делать добро другим? (всегда хочет делать добрые дела.)

- А кто запомнил, что такое доброта и повторим всему классу?

3.2.Работа с загадками «Доставь словечко» в рифму о вежливости

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.

- Посмотрим, сумеете ли вы подобрать правильные слова и быть вежливыми. Предлагаю вспомнить вежливые слова. Я вам читаю начало предложения, а вы говорите конец.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

- Каким должен быть добрый человек? (культурный, вежливый)

- Добрый только тот человек, который вежливый, который культурно говорит.

3.3. Работа над смысловой нагрузкой фразы «Добро побеждает зло» через сказочных героев

- Вспомните сказки, в которых добро побеждает зло?

- Посмотрите на доску, к какой сказки эти иллюстрации? (Красная шапочка)

- Назовите добрых героев этой сказки? (бабушка, Красная шапочка, охотники, мама)

- Какие герои отрицательные или злые? (волк)

- А что в сказке победило добро или зло? (добро)

- Как именно? (охотники помогли Красной шапочке, и застрелили волка)

- Какие внутренние качества победили в этой сказке? (смелость, забота)

- Посмотрите на доску, к какой сказки эти иллюстрации? (Снежная королева)

- Назовите добрых героев этой сказки? (Кай, Герда, бабушка, олень)

- Какие герои отрицательные или злые? (Снежная королева)

- А что в сказке победило добро или зло? (добро)

- Какие внутренние качества помогли победить зло? (смелость, решительность, любовь, дружба)

- Посмотрите на доску, к какой сказки эти иллюстрации? (Золушка)

- Назовите добрых героев этой сказки? (Золушка, принц, звери, фея)

- Какие герои отрицательные или злые? (мачеха, сестры)

- А что в сказке победило добро или зло? (добро)

- Какие внутренние качества помогли победить зло? (терпение, трудолюбие, честность, правда)

- Какие добрые качества помогают победить зло?

- На земле добра больше чем зла. В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному - Добру, Правде, Красоте, Дружбе и Любви.

3.4. Рассказ и обсуждение «Притча о старике»

- Как вы понимаете слова: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»? (если родители себя ведут плохо, то ребенок это видит и хочет повторить)

- Девочки, а вы пытались что-то повторять за своими мамами? (я крашу губы как мама, встаю рано вместе с мамой, платью шью как мама, мою посуду)

- А какие из перечисленных дел полезные?

- Мальчики, а вы что-то делали как папы? (помогал бабушке перейти дорогу, помогал маме, посадил дерево, помогал делать ремонт)

- А какие из перечисленных дел полезные?

- Полезные дела это не только добрые дела, а еще и полезные для общества.

- Я хотела бы вас познакомить с одной мудрой притчей. Вы внимательно слушайте и ответьте на такой вопрос: С какой целью сын оставил половину одеяла?

Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и его жена перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.

За ним требовалось все больше ухода, и жена уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей. Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.

Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет, папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.

Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обижали старика, и испугались за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.

- С какой целью сын оставил половину одеяла?

- Какие главные герои притчи? (муж, жена, дедушка, сын)

- Зачем муж и жена отправили сына на конюшню? (за одеялом)

- Почему родителям стало страшно за свою старость?

- Почему, муж с женой после того как сын принес одеяло дедушке стали к старику хорошо относится?

- Как бы вы назвали эту притчу?

Физминутка

Все за мной вы повторяйте:

Дружно руки поднимайте.

Мы попрыгаем на месте,

И потянемся все вместе.

Мы покружимся немножко,

А теперь потопай ножкой.

3.5. Работа с ситуациями про добрые поступки и разбор их

- Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твой желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

- Послушайте внимательно ситуацию и ответьте на вопрос: Как бы вы поступили в этой ситуации?

Ситуация 1. После работы мама приготовила ужин и мыла посуду.

- Как бы вы поступили в этой ситуации? (вытирал бы посуду, помог ей расставить посуду)

Ситуация 2. - Как бы вы поступили в этой ситуации?

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

- Кого осуждаете? Почему?

Ситуация 3. Папа отправился на улицу выбивать ковры.

- Какую помощь оказали бы вы? (выносил бы на улицу маленькие ковры)

Ситуация 4. Шли домой Света, Коля и Саша. Саша предложил Свете донести портфель.

- Кто сделал добрый поступок?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

Ситуация 5. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

- Кого осуждаете? Почему?

- Почему добрые поступки и полезные дела возвышают человека?

-Чтобы делать добро, надо им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Её надо в себе воспитывать упорно, день за днём.

3.6. Работа над составлением частей пословиц «О добре»

- Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (На доске таблички-пословицы)

Добро помни, а

  

пожнёшь

Что посеешь, то и

 

зло забывай

За добро

 

добром плати

     

- Как вы понимаете пословицу - Добро помни, а зло забывай. (что люди должны помнить только добрые поступки, а злые забывать)

- Что посеешь, то и пожнёшь. (если человек будет поступать плохо то так к нему и будут относиться люди)

- За добро добром плати. (если тебе чем-то помогли то этому человеку нужно отплатить добром)

4. Итог занятия

- Что такое доброта?

- Какие вежливые слова вы знаете?

- Зачем они нужны?

- В каких сказках добро побеждает зло?

- Какие качества помогают человеку быть добрым?

- Чему учит «Притча о старике»?

- Какие пословицы о добре вы знаете?

-Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! Будем стараться воспитывать в себе это чувства.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, интересная разработка

2 March 2018