Классный час «Думай хорошо. И мысли созреют в добрые поступки»
.Технологическая карта классного часа
Ефремовой Людмилы Николаевны,
воспитателя 4 учебного курса
2 взвод 3 рота (8 Б класс)
Тема |
«Думай хорошо. И мысли созреют в добрые поступки» |
||
Цель |
Педагог: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Обучающийся: воспитание на основе нравственных традиций русского народа - жизнерадостного, доброжелательного, вежливого, миролюбивого, отзывчивого, дорожащего своей честью и достоинством будущего офицера российской армии. |
||
Основные понятия |
«Думай хорошо. И мысли созреют в добрые поступки», поступки, достойные уважения, добрые побуждения и действия |
||
Планируемые результаты |
|||
личностные |
развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
||
метапредметные |
познавательные |
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, явлениях, свойствах и связях; делать простейшие выводы и умозаключения; строить речевое высказывание в устной форме |
|
регулятивные |
умение самостоятельно определять цели, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, осознавать свои индивидуальные особенности и личные качества, способности и возможности; формировать чувство уверенности в себе |
||
коммуникативные |
умение организовывать совместную деятельность с воспитателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
||
Ведущая технология |
технологии диалога (дискуссии) |
Ход классного часа
№п/п |
Технологические этапы классного часа |
Метод/прием |
Деятельность суворовцев |
Вре-мя |
|
Вступление в контакт |
Определение задач по теме урока |
Суворовцы слушают отрывок из стихотворения, высказываются. |
6 мин |
|
Постановка проблемы |
Беседа. |
Суворовцы внимательно слушают, выявляют проблему. |
4 мин |
|
Уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников |
«Сказка о воробье» |
Суворовцы слушают, принимают активное участие в беседе, высказываются. |
10 мин |
|
Выдвижение альтернативных вариантов (другой вариант) |
10 поступков, достойных уважения |
Суворовцы смотрят видеоролик, обсуждают. |
5 мин |
|
Конфронтация – участников – (противостояние взглядов) |
Групповая работа |
Суворовцы делятся на группы, представляют себя очевидцами в ряде обычных ситуаций |
9 мин |
|
Обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства |
|||
|
Установление согласия через выбор наиболее приемлемого или оптимального решения |
Заключительная беседа |
Слушают рассказ А. Маркуиша «Слова ветру». Подводят итоги, высказываются. |
7 мин |
|
Подведение итогов. Рефлексия |
Самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя" |
Суворовцы осмысливают материал классного часа, формулируют оценочные суждения о себе. |
4 мин |
Конспект классного часа
№п/п |
Организационные этапы клас-сного часа |
Задача этапа |
Основное содержание. Формулировка заданий. Комментарии |
Определение темы |
В связи с существующей проблемой обозначить предмет разговора с суворовцами |
ЭПИГРАФ: Л.Н. Толстой «Думай хорошо. И мысли созреют в добрые поступки» Классный руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на классном часе у нас будет интересная беседа, а о чем будет разговор, вы сможете ответить, прослушав отрывок из отрывок из стихотворения «Ах, как нам добрые слова нужны!». Суворовец: Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались сами. А, может не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. Классный руководитель: Согласны ли вы с тем, что нам нужны добрые слова? Суворовцы: (отвечают). Классный руководитель: Как вы понимаете слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Думай хорошо. И мысли созреют в добрые поступки»? Суворовцы: (отвечают). Классный руководитель: Кто уже догадался, какова тема нашего занятия? Суворовцы: (отвечают). |
|
Коллективное целеполагание |
Определить цель занятия, приучать суворовцев к необходимости определять цель любого действия |
Классный руководитель: Правильно. Сегодня мы будем говорить о добрых словах. А какова цель нашей встречи? Что мы должны выяснить все вместе? Суворовцы: Классный руководитель: Молодцы, ребята. Вы верно определили цель занятия. |
|
Обсуждение темы |
Актуализация знаний о понятиях: чистое сердце, любовь к своему народу, благородная жертва, героизм. |
Классный руководитель: Есть сказка о воробье, который делал в жизни все, что мог. Эта сказка перекликается с высказыванием на доске. Послушайте эту сказку. Молодой воробей послушал, как поет соловей. Как все восхищаются им. Потом увидел красавца павлина, который всех приводил в восторг. Грустный прилетел воробей домой и жалуется матери: нет у него ни голоса хорошего, ни красоты. Ни для кого он не привлекателен. Мать ему отвечает: «Внешние чары - не в нашей власти, но всякий может, если хочет, делать окружающим добро, и тогда все будут любить его». И вот летит воробей и видит: сидит швея в чердачной своей комнатке, грустно задумалась о своей жизни, плачет. Молодой воробей сел на подоконник, стал весело чирикать. Швея взглянула, улыбнулась сквозь слезы, утерла глаза, стала слушать и забыла о своем горе. Так молодой воробей и начал жить. Везде, где только мог, делал всем добро: выкармливал выпавших из гнезд птенцов, носил еду больным птенцам, пел песни обездоленным. Когда воробей умер, все птицы хоронили его. И сам соловей, гордый, великолепный соловей, сказал над его могилой речь: «Умерший не выделялся красотою, не было у него звонкого голоса, но он был лучше и достойнее всех нас, у него было то, что дороже и красоты и всяких талантов: он был добр, он был полезен, делал в жизни все, что мог». Классный руководитель: Что вы можете сказать о главной мысли этой сказки? Чем вы можете быть полезными? Суворовцы: (отвечают) Сказать добрые слова, успокоить, поддержать в трудную минуту, помочь. Классный руководитель: Ту возможность, какая была у воробья, никто не сможет отнять и у вас. Вы можете совершать добрые поступки, для этого не надо быть особо талантливым. Главное, чтобы у вас было доброе сердце. И поэтому, прокладывая свою дорогу, непременно надо помнить о предназначении и важности нашего присутствия на этой прекрасной земле. У каждого своя миссия, своя задача, но то, что должно объединять всех нас - это любовь к семье, служение людям, своему Отечеству. В этом и есть цель жизни. Видеоролик «10 поступков, достойных уважения»-5 мин. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Классный руководитель: Можете ли вы рассказать о случаях из своей жизни, когда ваши добрые слова помогли вашим близким, друзьям или посторонним людям? Суворовцы: (отвечают) Классный руководитель: А что можете в нашей повседневной жизни сделать вы? |
|
Подготовка к групповой работе (инструкция воспитателя, деление на группы, определение принципов работы в группе и т.п.) |
Эффективная организация групповой работы. |
Классный руководитель: А сейчас мы разделимся на три группы для проведения групповой работы. Давайте попробуем представить себя очевидцами в ряде обычных ситуаций. Продолжите их по своему усмотрению: I группа: В воскресенье я проснулся раньше и решил... II группа: Моя сестренка пожаловалась, что с ней детишки не играют, я пошел во двор... III группа: В классе был мальчик, которого почему-то не любили, и мне... Суворовцы: (отвечают) I группа: У кассы в магазине плакала девочка, потерявшая деньги. И хоть у меня не было денег, я подошел, чтобы... II группа: Когда я пришел домой, мама жарила блины, я спросил... III группа: Выйдя из автобуса, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная сумками… Суворовцы: (отвечают) Классный руководитель: Проанализируйте свои воображаемые поступки. Из каких позиций вы исходили, принимая решения? - Значит, в основе лежало сочувствие, желание помочь, так? - Чтобы проявить сочувствие, что важно прежде всего? Суворовцы: (отвечают) Классный руководитель: Да, стремление и умение понять состояние другого человека. Именно это и служит началом добрых побуждений и действий. Только поняв другого человека, его состояние, можно решить, как ему помочь. Именно поэтому в наших словах заложен глубокий смысл: «Думай хорошо, и мысли побудят тебя к свершению добрых дел и поступков, в тебе созреет гуманная, милосердная личность». |
|
Заключительная беседа |
Обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства |
Классный руководитель читает рассказ А. Маркуиш «Слова ветру». Вывод? Пожалуйста, чтобы победить зло, мало быть просто добрым, мало ратовать за доброту, надо атаковать, надо идти в наступление, надо рисковать и верить. Добро не останется без поддержки. Нет, не останется. Видите, жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство, противостоять злу, несправедливости. Наказать зло, безусловно, необходимо, это поступок, достойный уважения, к тому же требующий большого мужества. Всегда защищайте добро и в себе, и в друзьях, решительно давайте отпор злу. |
|
Подведение итогов |
Обобщить материал классного часа |
Классный руководитель: Вам нравится общаться с добрыми людьми? Суворовцы: (отвечают). Классный руководитель: Так хорошо ли быть добрым и почему? Суворовцы: (отвечают) Быть добрым хорошо, — т.к. добрые люди помогают другим людям — т.к. добрый человек получает доброту в ответ —т.к. добрый человек – сильный человек, он не конфликтует с окружающими и мирно решает все проблемы — т.к. с добрым человеком приятно и комфортно общаться — т.к. у доброго человека много надёжных друзей Заканчиваю беседу афоризмом известного китайского философа Конфуция: «Постарайтесь быть хоть немного добрее и, вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок». Суворовец: ПРОСТАЯ ФИЛОСОФИЯ Давайте быть внимательней друг к другу, Давайте быть терпимей и добрей. Ведь слабому протягивая руку, Становимся мы сами чуть сильней. Давайте будем чутче и мудрее, Побольше слушать, меньше говорить. Подобно Данко или Прометею, Другим тепло сердец своих дарить. Но, даже если в твоём сердце - стужа, И если жизнь скатилась под откос - Найди того, кому гораздо хуже, - И помоги. Но лишь не вешай нос! И чьи-то благодарные улыбки В любой мороз вас будут согревать, И в этом мире - немощном и зыбком - Вам не дадут споткнуться и упасть. Добро творите. Рук не опускайте. Цените каждый миг и каждый час. Живите радостно. И просто знайте, Что многое зависит лишь от нас! |
|
Рефлексия |
Способствовать осмыслению материала классного часа. Мотивировать суворовцев на развитие личностных качеств |
Классный руководитель: Чем для вас был полезен классный час? Суворовцы: (отвечают.) Классный руководитель: Надо быть полезным всем, кто вас окружает: своим близким, родным, друзьям, обществу, своей стране. Если каждый будет стремиться сделать что-то полезное для того места, где живет, для людей, находящихся рядом - лучше и счастливее станет наша жизнь. Как из маленьких ручейков образуется полноводная река, так из множества добрых дел на благо своих близких, родного края, складывается благополучие и процветание всей страны. И все начинается с любви. С раннего детства проявляются ее ростки. С любви к родителям, своему дому, березке у калитки, к маленькой речушке за пригорком, школьным друзьям. Совершайте добрые дела, и ваши имена с великим почтением будут вписаны в летопись рода, родного края, историю всей страны! (Видеоролик «Песня о Доброте») |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Классный руководитель читает рассказ А. Маркуиш «Слова ветру».
Давно не писал, потому что живу я теперь не дома, а у тети, совсем в другом городе. Засадил меня сюда отец, чтобы я отстал от плохой компании. Это он сказал: плохая компания! Только никакой плохой компании на самом деле и не было. Просто мы иногда смывались с уроков, а больше ничего особенного не делали. Даже не курили ни разу! Не верите?
А тут у тети житуха получается гораздо хуже. Когда я только-только приехал, сразу пошел на реку. Хотел разведать, какая у них рыба ловится. Ловил-ловил, ничего не поймал и решил идти обратно. И сразу мне два пацана и встретились, малявки. Может, из первого, а может, из второго класса. Несут они кукан, а на кукане - красноперки, штук десять, только я хотел спросить, на что ловили, как из кустов выскакивает еще пацан с меня. Выскакивает и отнимает у тех пацанов кукан с красноперками. Малявки реветь, а пацан с куканом - драть, ну, ясное дело, я за ним. Догнал, врезал раз, отнял красноперок и отдал маленьким пацанам. Думал - и все. Думал - порядок будет. А получилось совсем не так.
Когда я первый раз пришел в школу, подходит ко мне какой- то здоровый парень. Потом я узнал - из десятого, оказывается, он брат того пацана, который обижал малышей. Подходит, сразу берет меня за шиворот и спрашивает:
- Это ты моего брата бил?
Ну, я сказал, что никого не бил, только раз стукнул.
- А он спрашивает, за что я его стукнул?
Говорю:
- Чтобы маленьких не обижал...
Он дальше слушать не стал, и как даст мне между глаз, так я даже свалился. Ну, ударил - это еще ладно, а он говорит:
- Вставай, гад, на колени и проси прощения. Не встанешь, буду каждый день бить, пока все равно не встанешь, понял? И обругал меня совсем плохим словом.
Я не раб и на колени, конечно, не встал и никакого прощения просить не собираюсь. Пусть он меня хоть совсем убьет, только стоящим перед ним на коленях меня все равно никто никогда не увидит. Это я точно говорю.
Но что теперь получается? Когда я прихожу из школы с разбитым лицом или в порванной рубахе, тетя кричит на меня, обзывает бандитом и хулиганом, добавляет порцию от себя и грозится написать отцу или даже пойти в милицию. А я не могу сказать, из-за чего такое дело получается. Как я скажу? Я не ябеда и в жизни не буду ябедой.
Уже целый месяц он меня бьет. И ничего нельзя сделать. Мне с ним не сладить. Сначала хотел отцу написать, пусть бы лучше забрал меня домой, но не написал. Если напишу, все могут подумать, что я струсил. А я не боюсь его и не забоюсь никогда. Только не знаю, что делать.
Вам я про все это написал почему?
Вы на войне были, вы - летчик, может, чего посоветуете, может, какую-нибудь хитрую тактику знаете или какой прием сообщите? Я все точно исполню.
- Что бы вы предложили мальчику? Какой поступок тут может быть правильным?
Ошеломляющий ход! Нужен совершенно необыкновенный, совершенно сногсшибательный прием. Нужна внезапность. Это бесспорно - внезапность! Нужна поддержка. Это тоже бесспорно, только чья поддержка?
Лучше всего не взрослая, а ребячья поддержка. Плохо, что Слава новенький в школе и в городе. Плохо, что он просто не успел еще обзавестись настоящими друзьями. Но если добро по законам нашей жизни должно действительно торжествовать над злом, надо просто показать ребятам это самое добро в атаке, и тогда они непременно, обязательно придут на помощь.
Да-да-да. Добро в атаке. Кажется, я все-таки нашел верный ход.
Вот план, который я предлагаю Славе: когда прозвенит звонок на урок и все будут уже на местах, он должен войти в десятый класс и, действуя насколько возможно стремительнее, атаковать противника, то есть не противника, а своего обидчика.
На что я рассчитывал? Прежде всего, на ребят. Они должны вступиться за Славу. Взрослые школьники - за маленького ученика. Сильные —: за слабого. Но я имел в виду и резервные силы, полагая, что учителя, директор, завуч не смогут не заинтересоваться столь необычным происшествием: пятиклассник лезет в открытую драку с верзилой из десятого. Взрослые обязательно
постараются выяснить, почему? Просто так пескарь на щуку не бросается. Выяснят и защитят Славу.
Разумеется, Славе о своих тайных расчетах я ничего сообщать не стал, а написал коротко:
«Пусть весь класс, вся школа увидят, что ты не трус, что прятаться за угол ты не намерен, что в гордом молчании переносить свои страдания и замазывать синяки не собираешься. Атакуй! Лучшая оборона - нападение».
Что случилось потом, я узнал несколько позже.
Когда Славка влетел в десятый класс, никто из присутствующих не обратил внимания на пятиклассника, неизвестно для чего очутившегося тут. Но когда он с ходу ринулся к своему обидчику и выплеснул тому в физиономию (как видите, Славка развил мои тактические рекомендации и обогатил их своей фантазией) полную чернильницу фиолетовых чернил, и верзила взвыл, призывая на помощь, ребята заступились... только не за своего одноклассника, а за Славу.
Ни директору, ни завучу, никому из взрослых не пришлось ничего решать, ничего предпринимать, ни на кого воздействовать. На подлого старшего братца пала одна из самых тяжелых и самых непереносимых мер - его осмеяли. Вся школа.
Вывод? Пожалуйста, чтобы победить зло, мало быть просто добрым, мало ратовать за доброту, надо атаковать, надо идти в наступление, надо рисковать и верить. Добро не останется без поддержки. Нет, не останется.
Видите, жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство, противостоять злу, несправедливости. Наказать зло, безусловно, необходимо, это поступок, достойный уважения, к тому же требующий большого мужества. Всегда защищайте добро и в себе, и в друзьях, решительно давайте отпор злу.
Суворовец: Мысль материальна
Что мысль материальна, знают люди,
А как она творит, не всем понятно.
Мы улетаем ввысь из серых буден,
Но тут же возвращаемся обратно.
Творим себе мы в мыслях достиженья:
Любовь, удачу, счастье, что не снилось...
Но тут же мысль споткнулась о сомненья,
Поэтому и в жизнь не воплотилась.
То в жизни совершится непременно,
Что мы своей энергией питаем.
И действие закона неизменно,
Желаем мы того, иль не желаем.
Что не хотим или хотим мы сильно,
Все воплотится, мысли не напрасны!
А благо это нам, иль негативно,
Вселенная при этом беспристрастна...